Мудрый Юрист

Становление избирательной системы в России в 1990-е гг.

Шемелин Аркадий Валерьевич, руководитель аппарата Забайкальского регионального отделения Ассоциации юристов России, кандидат юридических наук, доцент (dmdak@yandex.ru).

В статье представлен авторский взгляд на первоначальный этап становления избирательной системы современной России.

Изучение избирательной системы в России отвечает требованиям складывающейся государственности, связанной с особенностями формирования органов власти на новом историческом этапе. Трансформация политической системы приобрела целенаправленный и устойчивый характер. Что, разумеется, не может исключать периодов нестабильности. Это рождает критические воззрения на будущее страны. Но провозглашение в качестве приоритетов развития демократических ценностей предопределяет линию поведения политических элит и формы реализации ее интересов. Коренные изменения в формирование новой политической системы были внесены Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", а также Положением о федеральных органах власти на переходный период <1>.

<1> Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации" // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 27.09.1993. N 39. Ст. 3597.

Фактически в период 1993 - 1999 гг. произошли коренные изменения, связанные с формированием новой модели избирательной системы. Происходили сложные политико-правовые процессы, способствовавшие выработке и утверждению регулятивной роли избирательного законодательства. На его базе были проведены один раз выборы членов Совета Федерации РФ (1993 г.), трижды выборы депутатов Государственной Думы РФ (1993, 1995, 1999 гг.), а также выборы Президента РФ в 1996 г. Избирательное законодательство частично отрегулировало процессы выборов на региональном уровне, определив положение о выборах депутатов законодательных и представительных органов и глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутатов представительных органов и глав на уровне местного самоуправления. Тем самым избирательный процесс как политическое и социальное явление, перефразируя Ю.А. Веденеева, получил свою юридическую оболочку, юридическую систему - избирательное право <2>.

<2> Веденеев Ю.А., Навальный С.В. Избирательное право: роль и место в системе права России // Вестник Центральной избирательной комиссии. 2003. N 2 (140). С. 63 - 73.

Однако в принятой в 1993 г. Конституции РФ не было прописано избирательное право, что привело к появлению в 1994 - 1995 гг. избирательных законов, где наметился отход от принципов равенства, конкурентности, состязательности выборов <3>. Наметившийся перекос в пользу исполнительной власти отражал общие процессы переходного периода и связан был с нарастающей нестабильностью в социальной и экономической сферах жизнедеятельности российского общества. Исследователями, подтверждающими этот факт, отмечается несформированность системы институтов политического представительства и механизмов партийно-политической идентификации, фрагментарность социально-статусных и идеологических размежеваний в обществе, создающем предпосылки многовариантности голосования и высокой мобильности электората <4>. Уже при проведении первых выборов в Государственную Думу РФ в 1993 г. были отмечены ограничения на участие для ряда оппозиционных политических партий, использование административных ресурсов, контроль за деятельностью избирательных комиссий, состав которых формировался по распоряжению органов исполнительной власти. Сложностью было и то, что легитимация законодательного органа власти была поставлена в зависимость от референдума по Конституции.

<3> Иванченко А.В. Конституционные и международные основы современного российского избирательного права // Российские выборы в контексте международных избирательных стандартов: Материалы международной конференции / Под ред. А.В. Иванченко и А.Е. Лазарева. М.: Аспект Пресс, 2006. С. 139.
<4> Первый электоральный цикл в России (1993 - 1996) / Общ. ред. В.Я. Гельмана, Г.В. Голосова, Е.Ю. Мелешкиной. М.: Издательство "Весь Мир", 2000. С. 179.

1999 г. подвел итог целого периода, став преддверием нового этапа политических преобразований в России. Избирательное право достигло определенного уровня развития и перешло к регулированию целостных социальных систем <5>.

<5> Протасов В.И. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: Вопросы и ответы. М.: Новый Юрист, 1999. С. 37.

Таким образом, первоначальное оформление политико-правового пространства в России - это уже состоявшийся факт. И не последнюю роль здесь сыграли встречные движения со стороны политического руководства и общества. Здесь необходимо говорить о том, что реформаторы столкнулись с тем, что можно характеризовать как неодновременность между требованиями к политическим институтам и обществу и ожиданиями со стороны политического руководства и самого общества. Об этом необходимо сегодня говорить, так как необходимо более глубокое понимание происходящих процессов, а не констатация неких фактов. На этом фоне становится очевидным, что и сами выборы нельзя уже рассматривать только как осознанный или неосознанный политический акт. Это вид деятельности граждан. Стоит обратить внимание на замечание, сделанное Дж. Дьюи: "Политические формы не возникают каким-то одним способом. В своем законченном виде величайшие изменения представляют собой не что иное, как результат длинной череды адаптаций и приспособительных действий, предпринимаемых в ответ на каждое частное изменение ситуации" <6>. Весь процесс выработки и принятия политического решения, конкретной политической программы или платформы, подведение к их одобрению и принятию инкорпорированной средой и является, в сущности, артикуляцией интересов, которая, как правило, носит нерегулярный характер. Индивидуальная траектория интереса обычно развивается в границах интересов группы, общности, слоя, занимающих неопределенные позиции в социальном и тем более в политическом пространстве. Отсюда - большой разброс в политических диспозициях и непрерывная их трансформация. Границами протеста и трансформации позиций являются признание установленного порядка и законопослушание.

<6> Дьюи Дж. Общество и его проблемы / Пер. с англ. И.И. Мюрберг, А.Б. Толстова, Е.Н. Касиловой. М.: Идея-Пресс, 2002. С. 62.

Любая политическая система строится как иерархическая, и для нее важным моментом является организация политического подчинения. Речь же здесь может идти о встречных процессах, происходящих в структуре политических институтов и общества. С одной стороны, мы будем иметь дело с развитием электоральных отношений, связанных с формированием многопартийной системы. С другой стороны, мы обратимся к оценке действий, направленных на упорядочивание организационных норм и отношений в системе государственных институтов. Существенным моментом служит признание диалогической природы государства, как на это указывает И.Л. Честнов, говоря о том, что "государство - это не статичная структура, а воспроизводимый действиями конкретных людей ментальный образ, складывающийся, с одной стороны, как функциональная необходимость определенных действий, а с другой стороны, навязываемое властной элитой представление о естественности таких действий, в которых реализуется преимущественно подчинение и принуждение" <7>.

<7> Честнов И.Л. Актуальные проблемы теории государства и права: диалогическая природа государства и его место в политической системе общества. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2007. С. 3.

Разумеется, далеко не все политические отношения нуждаются в их регулировании избирательным правом <8>. И это также накладывает свой отпечаток на комплексное понимание процесса формирования политико-правового поля. Поэтому не менее важным оказывается понимание процесса сопряжения "социального регулирования" с его оценкой и наличной в обществе системой ценностей. В понимании Г.В.Ф. Гегеля этот процесс предстает в качестве некоего действия по обретению человеком в праве своего разума, решению коллизии между тем, что есть, и тем, что должно быть <9>.

<8> Катков Д.Б., Корчиго Е.В. Избирательное право: вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2001. С. 3.
<9> Гегель Г.В.Ф. Философия права / Пер. с нем.; ред. и сост. Д.А. Керимов, В.С. Нерсесянц. М.: Мысль, 1990. С. 57.

Современная российская политика быстро становится историей, и события десятилетней давности предстают совершенно по-иному, когда их начинаешь рассматривать в свете сегодняшнего дня. По крайней мере появляется взаимосвязь в происходящем, позволяющая создавать перспективные модели развития политико-правовой системы в России. Об этом в полной мере говорит в своем Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент РФ Д.А. Медведев: "В наши дни, уже на новом этапе развития, российское общество подтверждает приверженность демократическим ценностям Конституции. Оно в основном освоило навыки, практики и процедуры демократии. И в отличие от недавнего прошлого демократическое устройство уже не ассоциируется у наших граждан с хаосом, с бессилием, с деградацией" <10>.

<10> Медведев Д.А. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. 6 ноября. N 4787.