Мудрый Юрист

Гражданское общество: к вопросу правопонимания

Лысенко Владлена Владимировна, доцент Института истории, государства и права Приднестровского государственного университета им. Т.Г. Шевченко, кандидат юридических наук (kanz@spsu.ru).

В статье на основе доктринальных источников дается авторская интерпретация гражданского общества.

Исторически вопрос о гражданском обществе был поставлен как вопрос о наиболее разумном и целесообразном устройстве человеческого бытия, а точнее, о новом этапе развития цивилизации, новом витке общественного процесса, который должен был получить адекватное официальное признание и выражение. К концу XX в. появляется множество научных работ, где идея гражданского общества получает "второе рождение" <1>. В современном отечественном правоведении возродился интерес к феномену гражданского общества, обсуждаются различные аспекты и проблемы его функционирования <2>. Термин "гражданское общество" прочно входит в категориальный аппарат правоведов, историков, философов, социологов, политологов и т.д. При этом наблюдается большой разброс как в определении различными авторами самого понятия "гражданское общество", так и в подходах к его анализу.

<1> См.: Seligman A.B. The idea of Civil Society. N.Y., 1992; Канетти Э. Масса и власть. М., 1997; Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998; Лиотар Ж.Ф. Состояние постмодерна. СПб., 1998; Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996; Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995; Арато А. Концепция гражданского общества: восхождение, упадок и воссоздание - направление для дальнейших исследований // Полис. 1995. N 3.
<2> См.: Плотников А.А. Гражданское общество и правовое государство: к истории формирования концепции (анализ политико-философской мысли Джона Локка): Дис. ... канд. философ. наук. М., 1993; Бойцова В.В. Правовой институт омбудсмена в системе взаимодействия государства и гражданского общества. М., 1995; Ромашов Р.А. Общество и государство: концепция Дж. Локка: Дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 1995; Макаров В.В. Учение Гегеля об отношении гражданского общества и государства и системе философской науки: Дис. ... канд. философ. наук. СПб., 1997; Матвеева Г.Д. Неправительственные организации в системе защиты конституционных прав и свобод человека. М., 1998; Ревнова М.Б. Учение о личности, обществе и государстве и русской философии права: Дис. ... канд. юрид. наук. Коломна, 2000; Михайлов М.В. Российское общество и государственность: некоторые вопросы их соотношения. Новгород, 2000; Калашников С.В. Конституционные основы формирования гражданского общества в России. М., 2001; Степанова З.Ф. Проблема соотношения государства и гражданского общества в политическом учении Ш.-Л. Монтескье: Дис. ... канд. полит. наук. СПб., 2002; Влазнев В.И. Гражданское общество как предмет конституционно-правового регулирования. М., 2002; и др.

В правовой науке сегодня получил признание подход к гражданскому обществу как к комплексу общественных отношений, независимому от государства, но взаимодействующему с ним. Этот комплекс включает в себя: добровольно, спонтанно сформировавшиеся самоуправляемые общности людей (семья, хозяйственные корпорации, общественные организации, профессиональные, творческие, спортивные, этнические и другие объединения); негосударственные, экономические, социальные, духовные, нравственные и другие отношения; производственную и частную жизнь людей, их обычаи, традиции, нравы; сферу самоуправления свободных индивидов и их организаций, огражденную законом от прямого вмешательства в нее со стороны государственной власти и политики. Однородные группы общественных отношений в различных сферах жизнедеятельности гражданского общества в науке конституционного права рассматриваются как сложные системные образования, как относительно самостоятельные институты. В структуре гражданского общества можно выделить пять таких систем (институтов): социальную (в узком смысле слова), экономическую, политическую, духовно-культурную, информационную <3>.

<3> Конституционное право Российской Федерации: Учебник. Екатеринбург, 1995. С. 96.

Идейные истоки и основные вехи формирования концепции гражданского общества были подробно проанализированы К.С. Гаджиевым. В результате проведенного исследования им был сделан вывод о том, что "гражданское общество - это система обеспечения жизнедеятельности социальной, социокультурной и духовной сфер, их воспроизводства и передачи от поколения к поколению, система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей, будь то индивидуальных или коллективных. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, профессиональные и иные объединения, ассоциации, организации и т.д." <4>.

<4> Гаджиев К.С. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. N 7. С. 30.

И.И. Кравченко, исследовав концепцию гражданского общества в философском развитии, отметил, что "гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, политическими отношениями между самими индивидами, не опосредованные государством. В таком обществе свободно развивается ассоциативная жизнь или, как ее называют, публичная сфера (в отличие от приватной), сфера массовых движений, партий, группировок по интересам, убеждениям, любым другим признакам. Это общество добивается децентрализации власти государства за счет ее передачи самоуправлению, взаимодействия большинства и меньшинства на основании позиции государственных институтов и общества" <5>.

<5> Кравченко И.И. Концепция гражданского общества в философском развитии // Полис. 1991. N 5. С. 136.

А.В. Одинцова пишет, что гражданское общество - это совокупность общественных отношений (экономических, социальных и политических) формальных и неформальных структур, в рамках которых имеют место удовлетворение многообразных исторически обусловленных потребностей и реализация интересов индивидуумов и их групп <6>.

<6> Одинцова А.В. Гражданское общество: взгляд экономиста // Государство и право. 1992. N 8. С. 98.

А.П. Кочетков определяет гражданское общество как "систему внегосударственных общественных отношений и институтов, дающую возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающую разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества" <7>.

<7> Кочетков А.П. Гражданское общество: проблемы исследования и перспективы развития // Вестник МГУ. Серия "Право". N 4. М., 1998. С. 22.

Г.Г. Дилигенский характеризует гражданское общество как общество автономных индивидов и социальных субъектов, а также совокупность социальных отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти <8>. Его мнение поддерживают и другие российские ученые <9>.

<8> Дилигенский Г.Г. Что мы знаем о демократии и гражданском обществе? // Pro et Contra. 1997. N 4. С. 7.
<9> См.: Заславская Т.И. Инновационный потенциал России и проблемы гражданского общества // Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. М., 2001. С. 19; Магомедов К.О. Гражданское общество и государство. М., 1998. С. 25; Розин В.М. Право, власть, гражданское общество. Алматы, 2003. С. 45.

О.Э. Лейст считает, что становление и развитие гражданского общества является особым периодом истории человечества, государства и права. Общество, отличное от государства, существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом. Последнее возникает в процессе и в результате отделения государства от социальных структур, обособления его как относительно самостоятельной сферы общественной жизни и одновременно "разгосударствления" ряда общественных отношений. В процессе становления и развития гражданского общества складывались современное право и государство <10>.

<10> Лейст О.Э. Гражданское общество, государство и право // Теория государства и права / Под ред. М.И. Марченко. М., 1999. С. 226.

По мнению В.Д. Перевалова, гражданское общество - саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Индивиды, объединяясь в различные организации, устанавливая между собой разнообразные отношения, реализуя порой противоположные интересы, тем самым обеспечивают гармоническое, целенаправленное развитие общества без вмешательства государства. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Более того, благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства. Одной из важных характеристик динамики общества является гражданская инициатива как осознанная и активная деятельность во благо общества <11>.

<11> Перевалов В.Д. Гражданское общество и правовое государство // Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1998. С. 92.

На наш взгляд, наиболее объемным и совершенным определением гражданского общества в юридической литературе является позиция С.А. Авакьяна, который неоднократно ставил вопрос об исследуемой категории как элементе конституционного строя: "Гражданское общество - это общество сознательных граждан и активных участников общественных процессов; в нем существует внутреннее единство во имя стратегических социальных и политических целей, когда нет условий непримиримой конфликтности различных общественных слоев, групп, сил; предполагается наличие общественных дел и самостоятельных общественных механизмов управления ими; общество не противопоставляется государству, а исходит из потребности в конструктивном взаимодействии с ним; общество проявляет максимальное внимание к человеку, его личным заботам и проблемам, воспитывает граждан в духе сочетания индивидуальных и общественных интересов" <12>. С.А. Авакьян предлагает несколько подходов к определению гражданского общества. Первый заключается в охвате данным понятием всего того, что не относится к государству. Иначе говоря, категория "гражданское общество" фактически полностью тождественна просто обществу. При этом предполагается не "оплетение" государством общества, а собственная жизнь последнего, определенная его независимость от государства. Минус такого подхода видится в том, что отделить общество от государства в целом невозможно; гарантии следует видеть не в самостоятельном существовании общества, а в его взаимоотношениях с государством. Второй подход к категории "гражданское общество" состоит в том, что это не просто общество, а общество, достигшее определенного качественного уровня развития. При данном подходе гражданское общество можно трактовать как обеспечение определенного уровня экономического, социального, организационного, духовно-нравственного, межличностного и информационного состояния общества. Сторонники такой позиции рассматривают гражданское общество как неотъемлемый элемент конституционного строя. При третьем подходе к гражданскому обществу качественные его характеристики могут зарождаться в обществе постепенно и охватывать какую-то часть граждан. При таком подходе гражданское общество выглядит как ядро общества, своеобразная его передовая часть. Такой подход неизбежно ведет к расслоению общества, не дает критериев отнесения одних лиц к гражданскому обществу и оттеснения от него других <13>.

<12> Авакьян С.А. Конституционное право России. Т. 1. М., 2008. 448 с.
<13> Там же. С. 438 - 444.

Анализируя различные научные разработки по проблеме гражданского общества, мы приходим к выводу, что в современной научной литературе отсутствует единство подхода к пониманию гражданского общества. Как видно, в современной науке гражданское общество в основном понимается как самоуправляемая система, отличная от государства, лежащая в сфере частных и (или) коллективных интересов, возникающая на определенном историческом этапе и в отдельных странах при наличии в них рыночной экономики, частной собственности, прав и свобод человека. Некоторые исследователи утверждают, что идея гражданского общества была лишь регулятивной нормой в канун буржуазных революций, а само гражданское общество оформилось в эпоху раннеиндустриального этапа, чтобы уже во второй половине XIX в. трансформироваться в массовое общество и прекратить свое существование <14>. Другие авторы с меньшей долей уверенности высказывают мысль о том, что феномен гражданского общества, являясь творчеством и продуктом эпохи Нового времени, продолжает существовать и ныне <15>. Третьи полагают, что идея гражданского общества никогда не обретала своего "опредмеченного состояния". Она никогда не выходила за рамки идеала <16>. Четвертые считают неудачным само понятие "гражданское общество". Одним из основных аргументов данного суждения является отсутствие этого понятия в современных конституциях <17>. Имеют место более категоричные точки зрения, согласно которым гражданское общество - "организованное противостоящее государственной власти" <18>, существующее в абсолютном отрыве от государства как "ткань нашей совместной с другими жизни, которая для своего поддержания не нуждается в государстве, поскольку создается за счет низовых инициатив, опираясь на рынок и общественность" <19>.

<14> Seligman A.B. Op. cit.
<15> Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. И.И. Кальной. СПб., 2000. С. 15.
<16> Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М., 1996. С. 42.
<17> Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Рецензия на: В.Е. Чиркин. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М.: Зерцало, 1998. 448 с. // Государство и право. 1999. N 11. С. 109 - 113.
<18> Там же. С. 441.
<19> Дарендорф Р. После 1989. Мораль, революция и гражданское общество. М., 1998. С. 89.

На наш взгляд, гражданское общество может быть охарактеризовано как закономерный этап длительной социальной и культурной эволюции, продукт современной индустриальной цивилизации со всеми ее особенностями (развитая промышленность и сфера услуг, рыночная инфраструктура, демократическая форма правления и др.). Гражданское общество - это общество с развитыми экономическими, политическими, правовыми, культурными отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним. Гражданское общество имеет свою достаточно сложную внутреннюю структуру. Для него характерно наличие в основном не вертикальных, как в государстве, иерархических связей, а горизонтальных, главным образом невластных, соединений. Последние весьма разнообразны и образуют, на наш взгляд, три слоя:

  1. экономические отношения, основанные на экономическом плюрализме, многообразии форм собственности при соблюдении интересов личности и общества в целом;
  2. социальные, культурные и духовные отношения, включающие семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие устойчивые связи. Гражданское общество может основываться только на многообразной, разветвленной социальной структуре, отражающей все богатство и разнообразие интересов представителей различных социальных групп и слоев;
  3. верхний слой гражданского общества - общественно-политический, отношения, возникающие в связи с удовлетворением общественно-политических интересов и свобод путем участия в различного рода партиях, движениях, гражданских инициативах, объединениях. Именно этот слой гражданского общества включает в себя наиболее социально активные институты, тесно соприкасающиеся с государственно-политической системой общества (прежде всего политические партии).

Гражданское общество представляет собой совокупность отношений и институтов, функционирующих независимо от политической власти. Необходимым условием функционирования такого общества служит существование автономных социальных факторов и типа личности, определяемого такими чертами, как достаточная автономность от государства, способность конструктивно взаимодействовать с другими личностями во имя общих целей, а также способность подчинять частные интересы общему благу, выраженному в правовых нормах. Между характером общественного устройства и доминирующим типом личности существует двусторонняя связь. С одной стороны, для формирования общности свободных граждан требуются соответствующие институциональные предпосылки, а с другой стороны, существование гражданского общества предполагает наличие соответствующего типа граждан. Аналогичный характер носит соотношение между гражданским обществом и правовым государством.

Среди наиболее общих идей и принципов, лежащих в основе любого гражданского общества, независимо от специфики той или иной страны, на наш взгляд, можно назвать следующие:

Важным условием формирования и укрепления гражданского общества является реализация демократических, правовых принципов развития государства:

По вопросу взаимодействия государства и гражданского общества в условиях формирования последнего, на наш взгляд, возможна следующая формула:

Суммируя все изложенное, можно предложить авторское определение гражданского общества. Гражданское общество - это система общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов в пределах правового демократического государства.

За последние полтора десятилетия в России сложились определенные экономические, политические и духовные основы гражданского общества. Вместе с тем в современном российском обществе многие элементы гражданского общества существуют лишь формально и не наполнены реальным содержанием. С одной стороны, слабость институтов гражданского общества обусловлена слабостью и непоследовательностью демократических преобразований в экономической, политической и духовной жизни, отсутствием должной ответственности государственной власти за нарушения ею прав и свобод человека, низким уровнем политической и правовой культуры граждан. С другой стороны, сказываются неизбежные издержки сложного процесса освобождения сознания россиян от деформаций, порожденных гнетом государственной бюрократии.

Процесс становления гражданского общества в России имеет свои особенности и сложности. Принимая во внимание все вышеперечисленное, можно предположить, что процесс становления гражданского общества в нашей стране будет длительным. И это закономерно, поскольку "перестройка общества - это грандиозное мероприятие, которое многим и надолго неизбежно доставит неудобства" <20>. Из мировой практики основные направления развития гражданского общества известны: становление демократического механизма политической власти на основе четкого разделения ее функций, выражающего интересы разнообразных слоев населения; создание необходимых условий для перехода к рыночной экономике как основе гражданского общества; подчинение всех государственных, хозяйственных органов, структур всех политических партий закону, обеспечение его верховенства; достижение необходимого уровня гражданской культуры, постепенное формирование навыков социально-политической деятельности в демократических условиях жизни и т.д. Без последнего, думается, основная часть населения страны окажется неспособной воспринять ценности гражданского общества, не поймет необходимости его становления и развития.

<20> Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 1992. С. 201 - 202.

Защиту прав и свобод человека и гражданина в современной России, бесспорно, должно взять на себя государство. Но все же такая защита не должна сводиться только лишь к государственным мерам. Государственные гарантии должны дополняться общественной самодеятельностью населения через общественные структуры и формы практической деятельности. Общественные объединения способствуют эффективности и стабильности демократической власти в двух смыслах: внутренне, воздействуя на отдельных людей, и внешне, влияя на политику государства. С одной стороны, само общество испытывает потребность в самоорганизации, в выражении своих интересов через общественные гражданские институты, которые должны быть признаны государством и защищены правом. С другой стороны, создающееся демократическое государство выступает в роли реформатора, стремится преобразовать общественные отношения, что можно осуществить, лишь опираясь на общественную поддержку, в сотрудничестве с гражданским обществом, когда его институты и структуры выступают заинтересованными партнерами государства в решении социальных задач.

В России предстоит формирование правовой государственности, базирующейся на приоритете права, способной к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных социальных групп и общностей при реальном плюрализме в обществе. Этому может способствовать рождение новых форм массовой политической деятельности, появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений. Процесс этот возможен лишь на путях преодоления традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, стабилизации общества, на основе гражданского мира с соблюдением конституционных гарантий. Все это должно сопровождаться формированием новой ментальности российского общества, опирающегося на лучшие достижения отечественной и мировой цивилизации.