Мудрый Юрист

Осуществление контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций законодательству Российской Федерации

Байдуков В.А., заместитель начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Спасская Н.С., начальник отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

В настоящее время полномочия по осуществлению контроля за деятельностью некоммерческих организаций, филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций возложены на Минюст России и его территориальные органы, которые:

Нормами действующего законодательства Российской Федерации установлены различные формы контроля, в частности: посещение мероприятий, анализ отчетности, проведение проверок.

На сегодняшний день наиболее полную картину деятельности некоммерческих организаций дают проверки, являющиеся основной формой контроля за их деятельностью.

Порядок проведения проверок некоммерческих организаций определяется Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 31.03.2009 N 90.

Указанный Административный регламент не только подробно раскрывает порядок проведения органами Минюста России проверок некоммерческих организаций, но и устанавливает для них определенные гарантии при проведении проверки, например:

Данные нововведения расширяют права некоммерческих организаций на защиту их интересов и делают более прозрачными контрольные действия органов юстиции на местах.

Нормы, закрепленные в Административном регламенте, соотносятся с нормами Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Закон N 294-ФЗ устанавливает принцип добросовестности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Административный регламент и Закон N 294-ФЗ устанавливают одинаковую периодичность проведения плановых проверок - не чаще чем один раз в 3 года.

Однако Закон N 294-ФЗ, по сравнению с Административным регламентом, содержит меньшие сроки, за которые юридическое лицо должно быть уведомлено о начале проверки.

Так, о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

О проведении внеплановой выездной проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения.

Таким образом, некоммерческие организации, по сравнению с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, находятся в более выгодных условиях, поскольку имеют больший запас времени для подготовки к проверке, в том числе к внеплановой проверке.

Законом N 294-ФЗ установлены следующие права юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки:

При этом Законом N 294-ФЗ установлено, что юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений.

Таким образом, и в этом случае Административный регламент ставит некоммерческие организации в более выгодное положение по сравнению с коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, поскольку не устанавливает срок, в который некоммерческая организация может представить свои возражения.

Кроме того, Закон N 294-ФЗ не предусматривает возможности обращения юридического лица, индивидуального предпринимателя в орган, выдавший предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений, с ходатайством о продлении срока устранения выявленных нарушений.

Отсюда еще раз можно убедиться, что некоммерческие организации в сравнении с иными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями находятся в более выгодном и защищенном положении.

Основная часть проверок, проводимых Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области, являются плановыми.

Планы проверок некоммерческих организаций составляются территориальными органами Минюста России по субъектам самостоятельно и после утверждения размещаются на официальном интернет-сайте территориального органа.

Такое размещение дает некоммерческим организациям дополнительные гарантии и возможности для подготовки к предстоящей проверке.

Однако, даже будучи защищенными указанными выше нормативными правовыми актами, далеко не все некоммерческие организации представляют необходимые для проведения проверки документы.

Так, в первом полугодии 2009 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в план проверок было включено 128 некоммерческих организаций, однако проверок было проведено только 100. То есть 28 некоммерческих организаций не представили необходимые документы для проведения проверки.

При этом и не все из 100 проверенных организаций представили необходимые для проведения проверки документы в полном объеме.

Такое положение вещей не является в нашей работе чем-то новым или неожиданным.

Практика показывает, что какая-то часть некоммерческих организаций, из числа включенных в план проверок, не представляет документы на проверку вообще либо частично. При этом руководители таких некоммерческих организаций либо не являются на проверку для дачи пояснений, либо ссылаются в обоснование непредставления документов на их утрату.

Помимо этих обстоятельств, вызывают определенную озабоченность и результаты проводимых проверок.

Например, по итогам проведенных Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области в первом полугодии 2009 года 100 проверок установлено, что действовали в соответствии со своими уставными целями и без нарушений законодательства Российской Федерации только 6 некоммерческих организаций, 7 некоммерческих организаций вообще не осуществляли уставную деятельность, а остальные проверенные организации действовали с нарушениями законодательства или не соблюдали требования собственных уставов.

К некоммерческим организациям, нарушающим действующее законодательство Российской Федерации, были применены соответствующие меры воздействия.

В частности, по результатам проверок, в связи с выявленными нарушениями, в первом полугодии 2009 года Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области было вынесено 85 письменных предупреждений и составлено 7 протоколов об административных правонарушениях.

Кроме того, в первом полугодии Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области было направлено в суд 22 исковых заявления в отношении некоммерческих организаций, из них: 15 исковых заявлений о ликвидации, 7 исковых заявлений о признании организации прекратившей деятельность.

Положительным моментом является то, что большая часть некоммерческих организаций добровольно исправляет выявленные нарушения как в процессе проверки, так и в сроки, установленные в предупреждении.

Как показала практика работы Главного управления, некоммерческие организации активно пользуются правом на подачу ходатайства о продлении срока устранения нарушений, установленного в предупреждении. При этом Главное управление идет навстречу таким организациям, конечно, если ходатайство является обоснованным и содержит конкретные причины, не позволяющие устранить нарушения в установленные сроки, а также сведения о мерах, принятых организацией для устранения выявленных нарушений.

Если говорить о нарушениях, то наиболее типичными из них являются:

Кроме того, при проведении проверок некоммерческих организаций имеют место случаи выявления нарушений законодательства, контроль за исполнением которого не относится к компетенции Минюста России и его территориальных органов, а именно законодательства Российской Федерации о здравоохранении, образовании, налогового и т.д.

В случае выявления таких нарушений информация о них направляется Главным управлением в компетентные органы для соответствующего реагирования на выявленные нарушения.

Как показала практика, успешность контроля за деятельностью некоммерческих организаций в большой степени зависит от понимания некоммерческими организациями необходимости прохождения процедуры проверки, необходимости выполнения в процессе деятельности некоммерческой организации обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации; понимания того, что результат проведенной проверки является в конечном итоге производной от деятельности самой некоммерческой организации.

Поэтому работники отдела регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций в ежедневном режиме в ходе приема граждан разъясняют им положения законодательства о некоммерческих организациях, на официальном интернет-сайте Главного управления размещены сведения о действующем законодательстве, об образцах документов, о планируемых проверках и другая необходимая информация.

Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы призваны способствовать развитию гражданского общества в нашей стране, поэтому проводимое совершенствование законодательства в этой сфере не только облегчает деятельность территориальных органов Минюста России, но и помогает некоммерческим организациям успешно выполнять взятые на себя обязательства.