Мудрый Юрист

Государственные приоритеты в области защиты прав детей в России

Ржевская Л.В., преподаватель Дальневосточного юридического института МВД РФ, г. Хабаровск.

В настоящее время основным приоритетом защиты прав детей в странах Евросоюза и в Российской Федерации является обеспечение семейного воспитания детей.

В этом направлении защита прав детей в западноевропейских странах развивается уже с 60-х годов прошлого века. Основой данной работы является профилактика семейного неблагополучия, оценка и планирование социальных услуг проблемным семьям, сопровождение неблагополучных семей, а в случае необходимости - обеспечение замещающего попечения, целью которого является реабилитация ребенка и семьи и ее воссоединение, когда это возможно.

Кроме того, реализуется широкий комплекс мер, направленных на улучшение материального положения семей с детьми, оказание помощи семье в рождении и социализации детей.

Однако поиск новых альтернативных форм защиты детей, в отличие от преобладающих ранее стационарных форм, идет медленно. Стандарты прав человека, предусматривающие данные изменения, появились только в конце 90-х годов.

Новый взгляд на защиту детей предусматривает отказ от авторитарных методов защиты, предполагает подход, основанный на принципах социальной работы с учетом требований Конвенции ООН о правах ребенка, Европейской конвенции о правах человека и Европейской социальной хартии.

В России новые формы социальной работы с неблагополучными семьями начали развиваться с начала 90-х годов прошлого века на основе формирования новой системы государственных социальных учреждений для работы с семьей и детьми.

В это время наблюдались массовый рост числа неблагополучных семей, детской безнадзорности и беспризорности, увеличение числа воспитанников государственных интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что объясняется разрушением инфраструктуры социализации детей советского периода и негативными последствиями для семьи социально-экономической трансформации общества.

Форсированный общегосударственный курс на сокращение числа детей в государственных интернатных учреждениях и развитие института замещающих семей начался в России только в последние годы.

В значительной мере это связано с мерами, предусмотренными Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2006 г. Посланием поручено "Правительству совместно с регионами создать такой механизм, который позволит сократить число детей, находящихся в интернатных учреждениях". Предложено, в частности, "совместно с субъектами Федерации разработать программу по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", существенно увеличить заработную плату приемным родителям, установить единовременное пособие при усыновлении ребенка, равное пособию, выдаваемому при рождении ребенка, увеличить пособие на детей, находящихся под опекой (на попечительстве).

Определенную роль в улучшении экономического положения семей с детьми и в некотором повышении рождаемости сыграло существенное увеличение размеров ряда пособий на детей, предусмотренное Посланием на 2006 г. и введенное 1 января 2007 г.

Повышению внимания общества и государства к проблемам российских семей способствовало также проведение в 2008 г. Года семьи в Российской Федерации. Принципиальное значение для обеспечения защиты прав и интересов детей имеет реализация предложений Послания Президента Российской Федерации на 2008 г.

Во главу угла Послания поставлена реализация ст. 7 Конституции Российской Федерации о социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие граждан России.

Основными национальными ценностями, устоями и нравственными ориентирами для государства и общества Президент России провозгласил справедливость, свободу, жизнь человека, его благосостояние и достоинство, семейные традиции, любовь и верность, патриотизм!

Важно отметить, что в принятый недавно Федеральный закон об опеке и попечительстве внесены два принципиально важных положения. Прежде всего это введение в действующее законодательство права, позволяющего осуществлять работу по опеке и попечительству не только управленческим структурам, как это было в течение всего периода развития Советского государства (работа по выявлению детей, нуждающихся в помощи государства, по подготовке, подбору семей, куда можно было бы устроить детей), но и организациям любого профиля, т.е. медицинским, образовательным и иным организациям, включая некоммерческие организации, так называемые НКО, которые также смогут осуществлять подобные функции в соответствии с тем порядком, который сейчас разрабатывается в рамках постановления Правительства Российской Федерации.

Второй принципиально важной новеллой в нашем законодательстве является то, что расширен круг категорий детей, в отношении которых органы опеки и попечительства могут осуществлять социальное вмешательство и работу. Речь идет о детях (наряду с детьми, оставшимися без попечения родителей), которые находятся в семье, где родители ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности.

Очевидно, что эти две правовые предпосылки позволят сегодня по-новому организовать работу по защите прав детей в Российской Федерации. В этой связи перед Министерством образования и науки Российской Федерации стоит целый ряд задач. Это прежде всего работа по сохранению биологических семей органами опеки и попечительства, совместно с другими ведомствами и организациями, участвующими в процессе защиты прав ребенка.

Острейшей проблемой защиты прав и интересов детей в Российской Федерации остается неэффективность профилактики детской безнадзорности и беспризорности, несвоевременность выявления проблемных семей, когда восстановление семьи становится уже невозможным. И остаются только правовые авторитарные меры: изъятие ребенка из семьи и лишение родительских прав.

Социализация детей, длительное время находящихся в государственных интернатных учреждениях, их интеграция и ресоциализация в общество остаются трудоемкими, финансово затратными и неэффективными.

Вполне очевидна необходимость реализации рекомендаций заседания Круглого стола Координационного совета по социальной стратегии при Председателе Совета Федерации на тему "Защита прав детей в Европе и России", которое состоялось в Совете Федерации 14 ноября 2008 г. <1>:

<1> Защита прав детей в Европе и России (по материалам Круглого стола на тему "Защита прав детей в Европе и России", который состоялся в Совете Федерации 14 ноября 2008 г.) // Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2008. N 20(365).
  1. разработки Концепции государственной семейной политики до 2025 г. с привлечением федеральных и региональных органов государственной власти и институтов гражданского общества, взяв за основу Концепцию государственной семейной политики на период до 2025 г. (общегосударственный проект);
  2. понимая защиту детей как часть государственной семейной политики, предусмотреть новые механизмы защиты прав детей с учетом требований Конвенции ООН о правах ребенка, Европейской конвенции о правах человека и Европейской социальной хартии; в том числе учесть необходимость ранней профилактики возникающих проблем, мер по возвращению ребенка в кровную семью, институциональное развитие этой сферы;
  3. ускорить ратификацию Российской Федерацией Европейской социальной хартии, предусматривающей, в частности, меры по защите материнства (ст. 8), регулированию детского труда (ст. 7), правам семьи (ст. 16), практической реализации Европейской конвенции о правах ребенка (ст. 17), совмещению семейной жизни и работы (ст. 27) и др.;
  4. ускорить ратификацию Российской Федерацией Факультативного протокола N 2 к Конвенции ООН о правах ребенка, предусматривающего меры по защите детей от любых форм сексуальной эксплуатации;
  5. поддержать пакет законопроектов в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности, разработанный Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей совместно с Комиссией по социальной и демографической политике Общественной палаты Российской Федерации и Общественным советом Центрального административного округа города Москвы;
  6. разработать новую редакцию Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", в котором предусмотреть:
  1. разработать и принять федеральные законы о ювенальной юстиции и Уполномоченном о правах ребенка в Российской Федерации.