Мудрый Юрист

Общественные суды в СССР в 30 - 50-е годы XX в.

Кодинцев А.Я., кафедра теории и истории государства и права Сургутского государственного университета, доцент, кандидат исторических наук.

По инициативе наркома юстиции РСФСР Крыленко и при активной поддержке правительства в начале 30-х годов XX в. создавались многочисленные общественные суды, в том числе сельские общественные суды (далее - СОС) с 1930 г., производственно-товарищеские суды (далее - ПТС) с 1931 г., колхозные суды, аульные, туземные и жилищные суды (далее - ЖТС) с 1931 г. Им передавалась часть дел народных судей. С 1935 г. значение этих органов падало. Несколько постановлений ВС СССР, стимулирующих их работу и расширяющих компетенцию, последствий не имели. В 1934 - 1936 гг. законодательство РСФСР об общественных судах постоянно изменялось. Его содержание подробно проанализировано в диссертации О.Ю. Олейника и статье А.С. Смыкалина. Меры взыскания, которые могли налагать судьи, сокращались, а компетенция расширялась. На 47 пленуме ВС СССР 09.06.1934 было принято Положение о ПТС. Суды организовывались на государственных, общественных предприятиях с числом работников не менее 25; создавались цеховые ПТС. Судей избирали на один год на конференциях рабочих из числа ударников не менее трех человек. Суды рассматривали разные категории дел, но с ценой иска не выше 200 руб. Применяя меры воспитательного воздействия, ПТС не был ограничен в видах этих мер. Постановления ПТС обжалованию не подлежали. Выборы судей в эти суды происходили при крайне низкой активности избирателей (за исключением Украины). Например, в феврале 1936 г. в Молдавской АССР избиратели не избрали ни одного судью в общественные суды. В том году в Свердловской области предпринимались попытки увеличить число таких судов. Общее число ПТС области колебалось от 900 до 950, СОС - от 750 до 770, ЖТС - от 80 до 90. В реальности существовало только 20 - 30% судов от числа заявленных. В 1936 г. число дел, рассматриваемых такими судами, падало каждый месяц. Если в I квартале они рассматривали всего 2 - 3 дела, то в IV квартале уже 1 - 2 дела. Ни один из таких судов не рассматривал больше 10 дел в год! Если в 1935 г. в БССР, Грузии и Узбекистане СОС рассматривали 4 - 5 дел в месяц, то в РСФСР - 1 - 2, а в Азербайджане - ни одного. Общественные суды крайне беспорядочно вели делопроизводство. Подписывали чистые бланки, теряли документы, не подписывали их и т.д. Составляли анекдотичные решения. Большинство решений судов не выполнялось <1>.

<1> Кожевников М.В. История советского суда. М., 1957. С. 285 - 286; Олейник О.Ю. Организационно-правовые основы функционирования системы Наркомюста РСФСР в 1929 - 1936 гг. Владимир, 2006. Л. 103 - 114; Перечень циркуляров, приказов и инструкций НКЮ РСФСР, действующих на 1 августа 1937 г. // Советская юстиция. 1937. N 19. С. 52 - 53; Смыкалин А.С. Довоенный период развития советской судебной системы // Российская юстиция. 2002. N 6. С. 40 - 41; Сурилов А.В. История государства и права Молдавской ССР (1917 - 1959 гг.). Кишинев, 1963. С. 160; ГАРФ. Ф. А-259. Оп. 18. Д. 153. Л. 1 - 15; Ф. Р-9474. Оп. 1. Д. 81. Л. 129 - 130; Д. 84. Л. 65; Д. 86. Л. 74 - 75; Д. 89. Л. 56 - 58; Д. 94. Л. 24 - 26; Д. 95. Л. 17 - 32; ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 15. Д. 103. Л. 161 - 162.

В 1937 г. большинство общественных судов прекратили свою деятельность. Например, в августе 1937 г. в БССР были закрыты колхозные суды. Несмотря на это, Крыленко продолжал отстаивать их существование, невзирая на все возраставшую критику качества работы. В 1937 г. по приказу Наркомата юстиции (далее - НКЮ) РСФСР N 34 были объявлены перевыборы общественных судов. Во многих районах они не были проведены. Тем не менее формально общественные суды продолжали работать. Например, в Киргизии к 1 января 1938 г. сохранялось 50 ПТС и 231 СОС (2205 судей). В ноябре 1937 г. состоялось совместное совещание судей и работников профсоюзов. Совещание констатировало падение роли ПТС. В октябре нарком юстиции СССР внес в СНК СССР новый проект о СОС, но он был отвергнут "как деляческий" <2>.

<2> История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры. 1917 - 1954 г.г.: Сб. док. М., 1955. С. 559; Кожевников М.В. История советского суда (1917 - 1947 гг.). М., 1948. С. 311; М.Д. Работа производственно-товарищеских судов // Советская юстиция. 1938. N 2 - 3. С. 56 - 57; Мартинович И.И. История суда в БССР (1917 - 1960 гг.). Минск, 1961. С. 112, 121; Супатаев А., Тайгин Ф. Создание и развитие советского суда в Киргизии (1917 - 1969 гг.). Фрунзе, 1971. С. 133; ГАРФ. Ф. Р-9474. Оп. 1. Д. 102. Л. 5; Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 25. Л. 16 - 17; А-353. Оп. 13. Д. 13. Л. 84; ЦДООСО. Ф. 4. Оп. 15. Д. 103. Л. 161 - 163.

Неурегулированным также остался вопрос о статусе общественных судов. 24 июля 1938 г. было принято Положение о жилищно-товарищеских судах. Суды должны были рассматривать мелкие кражи, клевету и хулиганство. Летом 1939 г. комиссия Вышинского разработала новый проект Положения о ПТС, НКЮ внес проект Положения о СОС, в июне 1941 г. проект Положения о жилищных судах, в марте 1941 г. Главное управление трудовых резервов при СНК СССР разработало проект Положения о товарищеских судах ремесленных, железнодорожных училищ, школ ФЗО. В предвоенный период кодификационный отдел НКЮ СССР разработал проекты положений о производственно-товарищеских судах, о сельских общественных судах, о красноармейских товарищеских судах, о жилищных товарищеских судах, о товарищеских судах ремесленных училищ. Все эти проекты не были утверждены, хотя и вносились в правительство по нескольку раз. 17 января 1939 г. СНК утвердил Положение о красноармейских товарищеских судах в РККА, 3 марта 1939 г. Положение о красноармейских товарищеских судах РКВМФ. В их компетенцию входили дела о хулиганстве, драках, оскорблениях, воровстве и прочее. Создание таких судов было вполне актуальным, так как военные трибуналы не рассматривали административные и гражданские дела военнослужащих. Красноармейские суды стали прообразом офицерских судов чести, созданных Сталиным после войны.

В целом активность общественных судов продолжала снижаться. Причины заключались, по мнению И.И. Мартинович, в том, что сокращалась их компетенция, народные суды не управляли, профсоюзы не надзирали. Действительно, после принятия летом 1940 г. ряда указов ПВС СССР мелкие кражи и мелкое хулиганство окончательно перешли в компетенцию народных судов. Большинство СОС прекратило свою деятельность в конце 30-х годов. По просьбе НКЮ СССР Пленум ВС СССР отменил свое Постановление 1935 г. "О работе ПТС". Были закрыты ПТС на железнодорожном и водном транспорте. Это было воспринято как начало ликвидации общественных судов вообще. Весной 1941 г. Верховный Суд СССР обследовал 22 товарищеских суда 9-го участка народного суда Фрунзенского района г. Москвы. Действовало только три суда. Они рассматривали по 1 - 2 дела в год <3>.

<3> Кожевников М.В. История советского суда. М., 1957. С. 286; Мартинович И.И. Указ. соч. С. 121; ГАРФ. Ф. Р-9492. Оп. 1. Д. 1531. Л. 88 - 91, 92 - 95, 117 - 120; Д. 1566. Л. 63 - 66, 86 - 100, 129 - 141.

После войны общественные суды фактически не действовали. В 1947 г. Минюст (далее - МЮ) РСФСР разработал единый проект Положения об общественных судах в учреждениях, предприятиях и общественных организациях. Предлагалось унифицировать систему общественных судов, более четко определить их компетенцию, ввести исполнителей решений, ввести исполнительные листы, которые могли выдавать такие суды. Прокуратура РСФСР, ВС РСФСР в целом поддержали проект. Однако Министерство сельского хозяйства СССР, Управление промысловой кооперации РСФСР, ВЦСПС, МЮ СССР выступили против проекта. Основные возражения сводились к тому, что общественные суды преследовали разные цели, что затрудняло введение единого положения. В апреле 1948 г. проект был снят с обсуждения. В 1948 г. также рассматривались проекты общественных судов, разработанные Ленинградским горисполкомом и Министерством коммунального хозяйства РСФСР. Они также были отвергнуты.

В 1948 г. в СССР повсеместно вводятся суды чести. В том числе даже при Совмине СССР и ЦК ВКП(б) был создан союзный суд чести. 25 июня 1951 г. Совмин СССР утвердил Положение о товарищеских судах на железнодорожном транспорте. По Положению председатели товарищеских судов назначались политуправлением МПС из числа ответственных работников политотделов дорог. В 1951 г. поступил проект Положения о товарищеских судах на предприятиях и в учреждениях министра юстиции СССР Горшенина. Предусматривалась организация суда на предприятиях с числом рабочих и служащих не менее 100 человек. На них предполагалось возложить рассмотрение дел о прогуле без уважительной причины, об опоздании на работу или преждевременном уходе с работы, о появлении на работе в нетрезвом виде, о невыполнении приказа или распоряжения начальника, о допущении брака и простоя вследствие небрежного и недобросовестного отношения работника к своим обязанностям, о небрежном отношении к имуществу, о нарушении правил по технике безопасности и т.д. Членов суда предполагалось избирать на тайном голосовании на общих собраниях коллектива. Члены суда избирали председателя и заместителя. Решение вопроса о направлении дела в суд принадлежало руководителю организации.

14 июля 1951 г. вышло вместе с Постановлением СМ СССР Положение "О товарищеских судах на предприятиях и в учреждениях". Они не создавались в министерствах и центральных ведомствах, где действовали суды чести. Товарищеский суд состоял из 5 - 7 человек. Суд избирался на один год. Перед рассмотрением дела проходила проверка фактов членом суда. Вызывали свидетелей, проводили открытое заседание. Решение суда принималось простым большинством голосов. Товарищеский суд мог объявить общественное порицание, общественный выговор, поставить перед руководителем вопрос о понижении виновного в должности или звании либо об увольнении его с работы, поставить вопрос о передаче дела в следственные органы. Решение суда объявлялось публично. Жалобы по существу не допускались. Заседания суда проводились в нерабочее время. Дело рассматривалось в десятидневный срок. Главная задача судов заключалась в принятии эстафеты от народных судов, с которых снималось рассмотрение дел о трудовых преступлениях <4>.

<4> ГАРФ. Ф. А-253. Оп. 6. Д. 5565. Л. 31 - 51; Ф. Р-5446. Оп. 81б. Д. 7056. Л. 120 - 121, 149 - 151; РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 121. Д. 696. Л. 49 - 51.

С 1934 г. общественные суды переживали второй этап истории "общественной юстиции" СССР. В отличие от первого периода (1917 - 1934 гг.), во втором периоде они являлись исключительно показательными, формальными образованиями. Органы юстиции и советское правительство все время заботились о том, чтобы общественные суды продолжали работать. Разрабатывались новые проекты нормативно-правовых актов по их деятельности. Например, в марте 1956 г. в Минюсте РСФСР вновь обсуждались проекты положений о сельских общественных судах и городских товарищеских жилищных судах. При этом чиновники никогда не забывали об управляемости судов.