Мудрый Юрист

Посягательство на экологическую безопасность

Ярмухамедов Ринат Фаридович, заместитель новороссийского транспортного прокурора, кандидат юридических наук.

Предупреждение и пресечение загрязнения акватории Черного моря в условиях функционирования крупнейшего на юге России транспортного узла - актуальная проблема.

Только за 4 месяца 2009 г. отделом дознания Новороссийского ЛУВДТ возбуждено 3 уголовных дела о преступлениях, предусмотренных ст. 252 УК РФ. Общий ущерб экологической среде от таких преступлений составил более 5 млн. руб.

Загрязнение морских вод относится к числу наиболее распространенных экологических правонарушений на объектах транспортной инфраструктуры г. Новороссийска, их количество ежегодно остается на высоком уровне.

В научной литературе высказывается мнение, что уголовное право в экологической сфере выполняет лишь дополнительные функции: "Уголовно-правовая охрана - часть механизма правовой охраны природной среды и выполняет лишь вспомогательную роль (предупредительную, карательную, воспитательную) <1>. Возможности уголовного права в деле охраны природы объективно ограничены, так как оно не в состоянии ликвидировать причины общественно опасного воздействия на природу, а особенности его метода (карательно-воспитательный) сами по себе ограничивают сферу применения этой отрасли права" <2>. В этой связи утверждается, что главная роль в деле охраны природы принадлежит мерам экономическим, социально-культурным и идеологическим <3>.

<1> Векленко В.В., Попов И.В. Место уголовной ответственности в системе юридической ответственности, возлагаемой за экологические правонарушения // Российский следователь. 2007. N 24.
<2> Жевлаков Э.Н. Уголовное природоохранительное законодательство. Проблемы исполнения и совершенствования // Законность. 1995. N 5. С. 21.
<3> См.: Бушуева Т.А., Дагель П.С. Объект уголовно-правовой охраны природы // Советское государство и право. 1977. N 8. С. 77.

С этим мнением можно согласиться лишь отчасти. Правоприменительная практика показывает, что для более эффективного предупреждения совершения преступлений в сфере экологии требуется корректировка норм Особенной части УК. Проиллюстрируем это на одном примере.

Часть 1 ст. 252 предусматривает наказание в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев.

Однако установленные ст. 252 санкции не всегда обеспечивают реализацию принципов общей и частной превенции преступлений в сфере экологии.

Подавляющее большинство преступлений, предусмотренных ст. 252 УК, совершаются лицами, которые в силу служебных (должностных) полномочий обязаны обеспечивать контроль за функционированием механизмов опасных производственных объектов, потенциально несущих угрозу нормальной экологической обстановке в акватории моря. В связи с этим законодатель и предусматривает неосторожность в качестве основной формы вины.

Так, субъектом преступления, предусмотренного ст. 252, могут быть капитаны и другие члены российского или находящегося в водах РФ иностранного судна, иного плавучего средства либо работники платформ, иных искусственно сооруженных в море конструкций, в чьи служебные обязанности входит недопущение сбросов в море вредных веществ; командиры воздушных судов, а также работники береговых предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и иные лица, по чьей вине произошло загрязнение морской среды <4>.

<4> Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина, В.А. Казакова. М.: Проспект, 2008.

Практика показывает, что указанные преступления, как правило, совершаются лицами в результате нарушения регламентированных процедур и технологий обращения с экологически вредными веществами, что связано с ненадлежащим исполнением внутриведомственных инструкций, положений, регламентов работ и т.д. В то же время состав преступления не предусматривает обязательных специальных признаков, связанных с наличием у лица должностных и служебных полномочий, нарушение которых приводит к загрязнению акватории моря. Эти специальные свойства для субъекта преступления, предусмотренного ст. 252 УК, считаются факультативными.

Наличие факультативных специальных признаков субъекта преступления определяет введенную законодателем цель применения санкции в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В то же время эту санкцию можно использовать только в качестве основной.

На наш взгляд, сферу применения данной меры уголовно-правового воздействия следует расширить. Существенность последствий, а порой и невозможность восстановления экологического баланса акватории моря в результате уголовно наказуемого бездействия лица, на котором лежали служебные или должностные обязанности предупреждения экологически вредных последствий, требует введения санкции в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительной к более строгим видам ответственности по ч. 1 ст. 252 УК.