Мудрый Юрист

Отдельные проблемы формирования кадрового состава федеральных государственных гражданских служащих в контексте работы с кадровым резервом

Старцева Е.Н., главный специалист-эксперт отдела государственной службы и кадров Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Закон о госслужбе) является правовой базой для работы кадровых служб, связанной с формированием кадрового состава гражданских служащих в государственных органах.

В целях реализации принципа равного доступа граждан к государственной службе Законом о госслужбе установлено общее правило - поступление гражданина на гражданскую службу или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса.

Часть 2 ст. 60 Закона о госслужбе определяет приоритетные направления формирования кадрового состава гражданской службы:

  1. профессиональная подготовка гражданских служащих, их переподготовка, повышение квалификации и стажировка в соответствии с программами профессионального развития гражданских служащих;
  2. содействие должностному росту гражданских служащих на конкурсной основе;
  3. ротация гражданских служащих;
  4. формирование кадрового резерва на конкурсной основе и его эффективное использование;
  5. оценка результатов профессиональной служебной деятельности гражданских служащих посредством проведения аттестации или квалификационного экзамена;
  6. применение современных кадровых технологий при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении.

В данной статье хотелось бы обратить внимание на проблемы, возникающие при формировании кадрового резерва и его использовании.

В настоящий момент отсутствует положение о кадровом резерве на федеральной государственной гражданской службе, которое согласно ч. 8 ст. 64 Закона о госслужбе утверждается Президентом Российской Федерации, что существенно осложняет работу по формированию кадрового резерва. В связи с этим кадровым службам государственных органов приходится руководствоваться нормами, регулирующими работу с кадровым резервом, содержащимися в Законе о госслужбе и в иных указах Президента Российской Федерации.

В ч. 1 ст. 64 Закона о госслужбе закреплено, что с учетом Сводного реестра государственных гражданских служащих Российской Федерации и поступивших заявлений гражданских служащих (граждан) формируется на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о госслужбе кадровый резерв формируется для замещения вакантной должности гражданской службы в государственном органе в порядке должностного роста гражданского служащего, вакантной должности гражданской службы в другом государственном органе в порядке должностного роста, а также должности гражданской службы, назначение на которую и освобождение от которой осуществляются Президентом Российской Федерации.

Таким образом, из формулировки ст. 64 Закона о госслужбе следует, что в кадровый резерв государственного органа наряду с гражданскими служащими этого государственного органа либо другого государственного органа также могут быть включены граждане.

Часть 4 ст. 64 вышеуказанного Закона регламентирует, что включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 22 Закона о госслужбе.

В соответствии с ч. 12 ст. 22 Закона о госслужбе положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, определяющее порядок и условия его проведения, утверждается указом Президента Российской Федерации. Такое Положение утверждено Указом Президента от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации".

Описанная конкурсная процедура никак не устанавливает особенности проведения конкурса в кадровый резерв. Вместе с тем устанавливает процедуру поступления гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы, которое осуществляется по результатам конкурса. В п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона о госслужбе указано, что конкурс не проводится при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе. Анализируя данную норму, носящую императивный характер, следует сделать вывод, что в случае имеющегося кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе, конкурс на вакантную должность проводиться не может.

Однако на практике крайне сложным является контролирование гражданами, включенными в кадровый резерв государственного органа, процесса назначения на вакантные должности гражданской службы как одного из компонентов реализации их права на равный доступ к гражданской службе.

Таким образом, пробелы в регламентации формирования и использования кадрового резерва могут способствовать коррупционным действиям, которые связаны с поступлением на гражданскую службу.

В соответствии с п. 20 и 23 Положения о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации", конкурс проводится при наличии не менее двух кандидатов и победителем может быть признан только один кандидат. Исходя из вышеизложенного, в кадровый резерв может быть зачислен только один кандидат, признанный победителем в конкурсе на включение в кадровый резерв. Ситуация осложняется тем, что до настоящего момента остается неясным, по какому принципу должен формироваться кадровый резерв: на группы должностей, категории должностей, на конкретные должности в соответствии со штатным расписанием государственного органа.

В случае если резерв формируется на группы должностей, например на старшую группу, победителем может быть признан только один кандидат, что, конечно же, осложнит дальнейшее использование кадрового резерва, поскольку он будет очень малочисленным, так как максимальное количество групп должностей гражданской службы не может быть больше пяти.

В случае если резерв формируется на должности в соответствии с должностями государственного органа, ситуация может осложняться проводимой административной реформой в Российской Федерации. Государственные органы подвергаются различным реорганизациям (присоединение, разделение, выделение и т.д.), которые влекут за собой переименование государственного органа, изменение его структуры и переименование должностей гражданской службы. В связи с этим возникают проблемы использования кадрового резерва, сформированного до реорганизационных мероприятий.

На сегодняшний момент в связи с отсутствием положения о кадровом резерве, утверждаемого указом Президента Российской Федерации, многие государственные органы принимают ведомственные нормативно-правовые акты. Содержание нормативно-правовых актов различных ведомств существенно различается, что приводит к дифференциации правовой регламентации вопросов формирования кадрового резерва. Такое развитие событий может привести к нарушению принципа гражданской службы, который заключается в единстве правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации. Данная регламентация является вынужденным и временным способом решения имеющихся проблем, связанных с формированием кадрового резерва.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 27 марта 2009 г. N 85 утвержден Порядок организации работы по формированию кадрового резерва для замещения вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве юстиции Российской Федерации.

Согласно Порядку кадровый резерв Министерства юстиции Российской Федерации включает гражданских служащих центрального аппарата и территориальных органов и иных граждан Российской Федерации, соответствующих квалификационным требованиям и обладающих необходимыми профессиональными и личностными качествами для замещения вакантных должностей гражданской службы из числа гражданских служащих (граждан):

Обратим внимание на тот факт, что кадровый резерв формируется по группам должностей согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г.

Включение гражданского служащего (гражданина) в кадровый резерв оформляется приказом Минюста России. На основании приказа Минюста России о включении в кадровый резерв Департаментом государственной службы и кадров формируются список включенных в кадровый резерв и сведения о гражданском служащем (гражданине), включенном в кадровый резерв. В списке включенных в кадровый резерв гражданских служащих (граждан) содержатся сведения о возрасте, образовании, замещаемой должности, данные о готовности на переезд в другую местность, также указываются сведения о том, в резерв какой группы должностей зачислен кандидат, о дате зачисления и исключения из кадрового резерва.

В сведениях о гражданском служащем (гражданине), включенном в кадровый резерв, указываются более подробные сведения о резервисте и оформляются в виде отдельного бланка. Что примечательно, в сведениях о гражданском служащем (гражданине), включенном в кадровый резерв, указывается деятельность (отмечается) не более двух направлений, среди них: правовое, аналитическое, организационное, кадровое, финансовое, экономическое, работа со средствами массовой информации, информационно-документационное, материально-техническое. Также указываются сведения о навыках владения иностранными языками, оргтехникой, наличие оформленного допуска к сведениям, составляющим гостайну, данные о стаже госслужбы, о стаже по специальности, о количестве баллов, набранных при тестировании.

Далее Департамент государственной службы и кадров при наличии вакантной должности гражданской службы предварительно изучает кандидатуры гражданских служащих (граждан) для возможного назначения на эту должность, окончательное решение принимает представитель нанимателя.

Полагаем, что данное положение является весьма дискуссионным. В данном случае возможно применение принципа ранжирования при формировании кадрового резерва. Что позволит создать рейтинг гражданских служащих и граждан, включенных в кадровый резерв. Таким образом, резервист, имеющий самый большой рейтинг, имеет приоритетное право при назначении на вакантную должность. Рейтинг может создаваться на основе данных о дате включения в кадровый резерв, стаже государственной службы и работы по специальности, уровне образования, результатах выполнения конкурсных заданий и т.п.

Департамент государственной службы и кадров исключает гражданского служащего (гражданина) из списка включенных в кадровый резерв на основании приказа Минюста России:

Таким образом, Минюст России разрешил некоторые проблемные вопросы, связанные с формированием кадрового резерва, по крайней мере в рамках самого Министерства и его территориальных органов.

Вместе с тем остается крайне актуальным вопрос о принятии общего порядка формирования кадрового резерва для выработки единого и системного подхода к работе с кадровым резервом на государственной гражданской службе, его подготовке и использованию.