Мудрый Юрист

Антикоррупционные изменения статуса судей в отставке

Долинская В.В., доктор юридических наук, профессор, главный редактор журнала "Цивилист".

В Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" <1> внесены очередные изменения, соответствующие государственной антикоррупционной программе.

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792.

31 июля 2008 г. Президентом РФ утвержден Национальный план противодействия коррупции <2>.

<2> Российская газета. 2008. 5 авг.

Коррупция, по определению, данному в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" <3>, это:

<3> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6228.

"а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица".

Соответственно, противодействие коррупции - это "деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений" (п. 2 ст. 1 Федерального закона "О противодействии коррупции").

В Плане отмечено, что коррупция, являясь неизбежным следствием избыточного администрирования со стороны государства, серьезно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению эффективности национальной экономики, вызывает в российском обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам, создает негативный имидж России на международной арене и правомерно рассматривается как одна из угроз безопасности Российской Федерации. В связи с этим разработка мер по противодействию коррупции, прежде всего в целях устранения ее коренных причин, и реализация таких мер в контексте обеспечения развития страны в целом становятся настоятельной необходимостью.

Кроме Национального плана противодействия коррупции в антикоррупционную программу входят: Указ Президента РФ от 19 мая 2008 г. N 815 "О мерах по противодействию коррупции" <4>, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ряд других документов.

<4> СЗ РФ. 2008. N 21. Ст. 2429.

Национальный план противодействия коррупции содержит следующие меры:

  1. изменение законодательства для борьбы с коррупцией;
  2. совершенствование государственного управления;
  3. повышение профессионального уровня юристов и правовое просвещение.

В Плане среди прочего предполагались подготовка и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений в целях уточнения требований к судьям и лицам, претендующим на замещение должностей судей.

Перечень мер по профилактике коррупции содержится в ст. 6 антикоррупционного Закона:

"1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

  1. антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
  2. предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
  3. установление в качестве основания для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;
  4. внедрение в практику кадровой работы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение государственным или муниципальным служащим своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении его на вышестоящую должность, присвоении ему воинского или специального звания, классного чина, дипломатического ранга или при его поощрении;
  5. развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции".

Указанные меры сформулированы в качестве основных направлений деятельности и напрямую применяться не могут. Соответственно, для их реализации необходимо принятие ряда законодательных и подзаконных актов, внесение изменений в существующие.

В рамках антикоррупционной программы принят Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 219-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" <5>. Эти изменения сводятся к следующему.

<5> СЗ РФ. 2009. N 39. Ст. 4533.

Судьям в отставке запрещается быть поверенным или представителем по делам физических и юридических лиц, кроме случаев законного представительства, в том числе осуществлять распоряжение имуществом доверителя и участвовать в предпринимательских отношениях. Ранее Закон о статусе судей ограничивал в праве быть поверенным или представителем только действующих судей.

В рамках проводимой антикоррупционной политики судьям в отставке запретили заниматься адвокатской деятельностью.

В результате принятия данных поправок названный Закон приведен в соответствие с антикоррупционными целями и задачами государства.