Мудрый Юрист

Проблемы доверительного управления имущественными комплексами в сфере энергетики *

<*> Gordeeva N.G. Problems of trust management of property complexes in the sphere of energy production.

Гордеева Н.Г., заместитель председателя Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга.

Представляется безусловным, что имущественные комплексы являются, с одной стороны, особыми объектами гражданских прав, с другой - составляют основу имущественных отношений в сфере энергетики, предопределяемую производственно-технологическими особенностями оборота самой энергии. Законодательство об энергетике как специальное законодательство не содержит в достаточной мере выверенной терминологии, что актуализирует научное исследование проблем категориально-понятийного аппарата в этой области.

Ключевые слова: гражданское право, имущественный комплекс, доверительное управление, законодательство, энергетика.

It seems unconditional that property complexes which are on the one hand special objects of civil rights, on the other hand the basis for property relations in the sphere of energy production predetermined by production technology peculiarities of the turnover of energy. The legislation on energy production as a special legislation does not contain efficient terminology which makes topical the scientific study of the problems of category-concept means in the said sphere.

Key words: civil law, property complex, trust management, legislation, energy production.

Попытки определения имущественного комплекса как объекта гражданских прав уже предприняты, за последнее время появилось несколько работ, посвященных исследованию предприятия. В научной литературе уже можно считать в качестве общепринятой точку зрения о том, что имущественные комплексы выступают в качестве объекта гражданских прав, а предприятие является лишь их разновидностью <1>. В.А. Лапач совершенно справедливо отмечает, что "ограничение сферы применения понятия имущественного комплекса исключительно предприятиями есть определенный недочет законодателя. Ведь смысл категории имущественного комплекса в конечном счете состоит во введении в гражданский оборот нового, весьма сложного вида объектов гражданских прав" <2>. В качестве имущественных комплексов (либо имущественных масс, регулирование которых осуществляется в качестве имущественных комплексов) называют общее имущество многоквартирного дома, наследственную массу, концессионный комплекс, природный комплекс, объект культурного наследия, паевой инвестиционный фонд, комплектные изделия и комплекты товаров, комплекс в сфере жилищно-коммунального хозяйства, электроэнергетики <3>.

<1> См.: Белов В.А. Имущественные комплексы: Очерк теории и опыт догматической конструкции по российскому гражданскому праву. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2004. С. 21; Степанов С.А. Имущественные комплексы в российском гражданском праве. М.: Издательство "НОРМА", 2002. С. 144.
<2> Лапач В.А. Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2002. С. 367.
<3> См.: Белов В.А. Указ. соч. С. 18 - 20, 57 - 73; Скворцов О.Ю. Правовой режим имущественных комплексов в сфере электроэнергетики // Российский ежегодник предпринимательского (коммерческого) права. 2007. N 1.

Вызывает сомнения высказанная разработчиками проекта Концепции совершенствования общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации <4> необходимость исключения из ст. 132 ГК РФ нормы о том, что предприятие в целом признается недвижимостью, мотивированная следующими обстоятельствами, изложенными в пунктах 1.9 и 2.8 Концепции: "Практика показала, что норма ст. 132 ГК РФ, в силу которой предприятие как имущественный комплекс следует рассматривать в качестве недвижимой вещи (недвижимости), фактически не была осуществлена. Входящие в состав предприятия здания, строения, сооружения регистрировались как объекты недвижимости по отдельности, а регистрация предприятия в качестве недвижимости порождала вопросы, какое именно имущество входит в состав этой недвижимости. По этой причине предприятие в целом практически выбыло из оборота недвижимости. В связи с этим становится необходимым исключить из ст. 132 ГК РФ признание предприятия в целом недвижимой вещью. В то же время не видится препятствий для сохранения нормы о возможности совершения сделок с предприятием как целым (что не исключает различного учета и оформления прав на входящие в состав предприятия вещи и имущество, права и обязанности)". Означенный подход, по нашему мнению, является следствием недостаточной проработки в доктрине самой возможности имущественного комплекса выступать объектом гражданских прав.

<4> URL: http://www.privlaw.ru/vs_info.html (21.05.2009).

Предприятие являет собой не просто совокупность вещей и обязательств, а единый имущественный комплекс, необходимый для осуществления предпринимательской деятельности, в связи с чем предприятие объединяет и необходимое для осуществления определенного вида предпринимательской деятельности имущество, и связанные с осуществлением предпринимательской деятельности активы, что позволяет считать предприятие действующим. Следует отметить, в настоящее время предприятие как объект гражданских прав описывается в качестве разновидности более общего понятия имущественного комплекса, но применительно к сфере энергетики исследования нельзя признать достаточными. Учитывая, что ГК РФ не исключает возможности передачи в доверительное управление имущественных комплексов в сфере энергетики, остановимся на этом подробнее. Для сферы энергетики использование именно имущественных комплексов является характерным, что предопределяется присущими им производственно-технологическими целями.

Следует согласиться, что законодательство об электроэнергетических имущественных комплексах носит комплексный характер, включая в себя как нормы гражданско-правового характера (в части установления правовых основ функционирования имущественных комплексов в сфере электроэнергетики и правовых режимов имущественных комплексов), так и нормы административно-правового характера, ограничивающие в публичных целях использование и оборот электроэнергетических имущественный комплексов <5>. Поэтому установление специальных правил, посвященных определению правового режима имущественных комплексов, представляется допустимым.

<5> См.: Скворцов О.Ю. Указ. соч.

Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" <6>, определяя электроэнергетику как отрасль экономики Российской Федерации, включает в ее состав комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России). При этом выделяются объекты электроэнергетики и объекты электросетевого хозяйства, соотносимые в тексте Закона как общее и частное. В качестве первого фигурируют имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства. В свою очередь, под объектами электросетевого хозяйства понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование <7>. Подобное деление не является условным, а следует из предопределяемой Законом об электроэнергетике специфики объектов электросетевого хозяйства, являющихся имущественными комплексами линейного типа, главное предназначение которых - передача электрической энергии. Согласно п. 1.1.6 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации <8> основным технологическим звеном энергопроизводства является энергосистема, представляющая собой совокупность электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей (далее - энергообъекты), связанных общностью режима работы и имеющих централизованное оперативно-диспетчерское управление. Устанавливая порядок приемки в эксплуатацию оборудования и сооружений, указанные Правила определяют (п. 1.2.2, 1.3.5), что пусковой комплекс должен включать в себя обеспечивающую нормальную эксплуатацию при заданных параметрах часть полного проектного объема энергообъекта, состоящую из совокупности сооружений и объектов, отнесенных к определенным энергоустановкам либо к энергообъекту в целом (без привязки к конкретным энергоустановкам). В него должны входить: оборудование, сооружения, здания (или их части) основного производственного, подсобно-производственного, вспомогательного, бытового, транспортного, ремонтного и складского назначений, благоустроенная территория, пункты общественного питания, здравпункты, средства диспетчерского и технологического управления (СДТУ), средства связи, инженерные коммуникации, очистные сооружения, обеспечивающие производство, передачу и отпуск потребителям электрической энергии и тепла, пропуск судов или рыбы через судопропускные или рыбопропускные устройства. Кроме того, на каждом энергообъекте должна быть создана техническая библиотека, а также обеспечена возможность персоналу пользоваться учебниками, учебными пособиями и другой технической литературой, относящейся к профилю деятельности организации, а также нормативно-техническими документами.

<6> Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177; СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. 1). Ст. 6236.
<7> Указанные определения нельзя признать достаточными и по тому основанию, что в их основе лежит перечисление конкретных объектов исходя из их технологического назначения, что для целей правового регулирования имеет второстепенное значение.
<8> Приказ Минэнерго РФ от 19 июня 2003 г. N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" // Российская газета. N 229. 2003. 12 ноября.

Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" <9> в п. 2 ст. 3 ввел в оборот понятие единого производственно-технологического комплекса организации-должника, состоящего из недвижимого и иного имущества, используемого для основной производственной деятельности организации-должника и обеспечивающего непрерывный производственный процесс снабжения потребителей топливно-энергетическими ресурсами. Перечень видов имущества, входящего в состав указанного единого производственно-технологического комплекса, устанавливаемый в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, был в достаточной мере широк и включал в себя скважины, здания, сооружения, трубопроводы, объекты подземного хранения газа, вахтовые жилые комплексы с объектами инженерного обеспечения, производственные комплексы, оборудование и пр. <10>, самые разнообразные недвижимые и движимые вещи.

<9> Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179 (признан утратившим силу с 1 июля 2009 г.).
<10> Постановление Правительства РФ от 26 ноября 2001 г. N 814 (в ред. от 15 мая 2006 г.) // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4626; СЗ РФ. 2006. N 21. Ст. 2265.

Термин "имущественный производственный комплекс" содержится и в Федеральном законе от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" <11>, ст. 2, 6, 7 которого определяют систему газоснабжения как имущественный производственный комплекс, состоящий из технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых производственных и иных объектов, предназначенных для добычи, транспортировки, хранения, поставок газа, и газораспределительную систему как имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

<11> Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1667; СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 17.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" <12> в ст. 2 также говорит о совокупности разнородных объектов, объединяемых в силу единого целевого назначения, вводя термин системы коммунальной инфраструктуры и понимая под ним совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов, линий электропередачи и иных объектов, используемых в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований. Хотя, по нашему мнению, в этом случае было бы правильным говорить не о системах коммунальной инфраструктуры, а об имущественных комплексах коммунальной инфраструктуры. Завершая краткий обзор законодательства об энергетике в части признания имущественных комплексов объектами правоотношений и установления их состава, хотелось обратить внимание, что сам по себе термин "имущественные комплексы" используется в нормах ГК РФ, что говорит в пользу их признания разновидностью объектов гражданских прав. Отрицательным моментом является фактическое отсутствие какой-либо регламентации в определении их содержания.

<12> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в ред. от 25 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 36; СЗ РФ. 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616.

Представляется правильным определять имущественные комплексы через определение совокупности составляющих их объектов, что реализовано законодателем в отношении ряда имущественных комплексов, например предприятий (ст. 132 ГК РФ), общего имущества собственников квартир в многоквартирном доме (ст. 290 ГК РФ). Но такой подход не может не быть мотивирован необходимостью установления причин, по которым такое объединение необходимо, и выявлением признаков, позволяющих такое объединение легитимировать.

Опираясь на высказанные в литературе суждения <13>, хотелось бы отметить, что имущественные комплексы отвечают ряду признаков, подразделить которые было бы целесообразно на общие (характерные для всех имущественных комплексов) и специальные (предопределяющие специфику правового режима имущественных комплексов в той или иной сфере и фактически влияющие на их видовую систематизацию).

<13> См.: Белов В.А. Указ. соч.

Общими признаками имущественных комплексов являются:

  1. Сложносоставной характер имущественного комплекса, предопределяемый необходимостью подчинить единому правовому режиму разнородные объекты, имеющие отдельные различные правовые режимы. При этом "судьба компонентов имущественного комплекса предопределяется судьбой комплекса как такового, но какова будет эта судьба - второй вопрос, решающийся не для всех компонентов одинаково, а лишь в соображении с их природой" <14>.
<14> Там же. С. 31.
  1. Понимание имущественного комплекса как совокупности объектов гражданских прав диктует необходимость их обособления. С этой точки зрения обособление имущества, находящегося в доверительном управлении, приобретает самостоятельное значение с учетом необходимости обособления имущества как от имущества учредителя управления, так и от имущества доверительного управляющего, что дополнительно рассматривается в настоящей работе. Тем не менее определение состава имущественного комплекса необходимо для его обособления от иного имущества собственника, что представляется важным и в целях совершения сделки (здесь обособление принимает в первую очередь бухгалтерское, учтенное значение), и в целях выделения именно того имущества, совокупность которого позволит реализовать цели, ради которых имущественный комплекс создается.
  2. Имущественный комплекс включает в себя как собственно имущество, так и имущественные и исключительные права, что хорошо видно на примере предприятия.
  3. Установление специальных правил об оборотоспособности имущественных комплексов иногда необоснованно понимается <15> как право собственника заключать смешанные договоры по поводу определенной совокупности своего имущества, объединяя вещи с различным правовым режимом (движимые и недвижимые), а также имущественные права.
<15> См.: Пискунова М.Г. Понятие имущественного комплекса в законодательстве и правовой режим объектов в его составе // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2002. N 1(10).

Среди специальных признаков следует назвать в первую очередь цель, ради которой происходит обособление имущественного комплекса. Особенности правового режима совокупности разнородных недвижимых и движимых вещей проявляются в наличии функциональной и технологической взаимосвязанности, а также предназначенности их для использования по общему целевому назначению. Целью служит практическая направленность сформированной совокупности объектов гражданских прав. В этом случае субъект обособляет имущество, в своей совокупности способное реализовать определенные цели, и только в этом качестве имущественные комплексы могут рассматриваться как одна сложная вещь.

Вторым специальным признаком, имеющим частный характер, но тем не менее крайне важным для сферы энергетики, является большая протяженность инфраструктурных объектов, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации. Данное фактическое обстоятельство приводит к тому, что государственную регистрацию прав на эти объекты как недвижимое имущество (и следуемую из этого необходимость соблюдения дополнительных правил) приходится осуществлять в специальном порядке, но оно в конечном итоге и позволяет выявить рассматриваемый признак. Подтверждением тому служит выделение так называемых линейных сооружений, расположенных, как правило, на территории нескольких субъектов Российской Федерации, чем обусловливается необходимость государственной регистрации прав на них в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации, а не в территориальных органах в пределах субъекта Российской Федерации.

При проведении государственной регистрации прав на сооружение и сделок с ним следует принимать во внимание, что в его состав могут входить разнородные вещи, образующие единое целое, предполагающее использование их по общему назначению, и рассматриваемые как одна вещь. В указанном случае согласно ст. 134 ГК РФ сделка, заключаемая по поводу такого сооружения (сложной вещи), распространяется на все его составные части, если договором не предусмотрено иное.

Определение законом сложной вещи описывает ее как единство разнородных вещей, причем непременно выступающих как одна вещь, если предполагается их использование по общему назначению. Такое описание вполне допустимо для целей оборота, для сделки, но не при определении правового режима вещи вне оборота. С этой точки зрения следует признать наличие возможности единства однородных или разнородных вещей, которые могут выступать как одна вещь, если они используются по общему назначению. В то же время следует признать и возможность утраты таким единством качества одного объекта и превращения его в несколько объектов. Сложная вещь (сложный объект правоотношения) как единство вещей (объектов) существует в случае наличия общей цели использования, хотя и не всегда такое общее назначение непременно означает возникновение одной вещи. С учетом изложенного следует поддержать высказываемую в п. 1.11 - 1.12 Концепции точку зрения о целесообразности, дав описание составной вещи в норме о неделимой вещи, ограничиться таким описанием сложной вещи, которое увязывает ее преимущественно с совершением сделки.

Отраслевое законодательство с учетом особенностей производственно-технологических процессов в требуемых случаях должно вводить в оборот понятие имущественного комплекса. Выделение же в рамках ГК РФ единого понятия имущественного комплекса представляется не совсем верным, поскольку его особенности, обусловливаемые указанными выше специальными признаками, все равно приведут к необходимости уточнения дефиниции в рамках специального законодательства. Поэтому в целях персонификации и обособления объектов для целей определения объектов договоров, в т.ч. доверительного управления, представляется целесообразным закрепить в отраслевом законодательстве по энергетике следующее определение имущественного комплекса:

"Имущественным комплексом признается совокупность разнородных обособленных объектов, подчиняемых единому правовому режиму, производственно, технологически, организационно и экономически взаимосвязанных и централизованно управляемых, предназначенных для производства (добычи), передачи, сбыта и потребления энергии.

Если в состав имущественного комплекса входят здания, сооружения, земельные участки, иные объекты, признаваемые в соответствии с законодательством недвижимым имуществом, то имущественный комплекс в целом признается недвижимостью. В иных случаях имущественный комплекс признается движимым имуществом.

Права на признаваемые недвижимостью линейные имущественные комплексы, расположенные на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также сделки с ними подлежат государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в области государственной регистрации".