Мудрый Юрист

Актуальные проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы в связи с помилованием

Прохоров Леонид Александрович, доктор юридических наук, профессор, председатель Комиссии по вопросам помилования на территории Краснодарского края, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Прохорова Марина Леонидовна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета.

Чичерева Марина Анатольевна, старший лаборант кафедры уголовного права и криминологии Кубанского государственного университета.

В статье рассмотрены особенности практики применения акта помилования к лицам, осужденным к лишению свободы, а также предложен проект программы их социальной адаптации.

Ключевые слова: осужденный, исправительные колонии, помилование, освобождение от наказания, программа социальной адаптации, рецидив, субъект социальной адаптации.

In the article features of practice of application of the certificate of the pardon to the persons condemned to imprisonment are considered, and also the project of the program of their social adaptation is offered.

Key words: condemned, corrective colonies, the pardon, clearing of punish-ment, the social adaptation program, relapse, the subject of social adaptation.

В современной России одной из глобальных проблем, широко обсуждаемых в обществе, следует назвать оздоровление нации. Это многогранная проблема, в ее содержание входят не только демографические процессы, физическое и психическое здоровье населения, но и социально-политическое, правовое здоровье граждан [1, с. 19 - 24]. О последнем красноречиво говорят цифры, приведенные директором Федеральной службы исполнения наказаний РФ А. Реймером: 1 млн. 300 тысяч человек находятся сегодня под надзором ФСИН (т.е. один процент к числу населения страны), из них 70% отбывают наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях [2]. Следовательно, темпы криминализация общества, как показывает статистика, обретают катастрофические размеры. Ситуация настолько серьезная, что ею озабочены уже не только правозащитные организации, но и руководство правоохранительных органов, представители судебной системы, ФСИН России, исправительных колоний. Так, А. Бабаков, заместитель Председателя Государственной Думы, отмечает, что "чрезвычайно важно принятие федерального закона о социальной адаптации лиц, покидающих места лишения свободы. Для освобождающихся из колонии лиц необходимо предусмотреть поэтапную социализацию - возвращение к нормальной жизни в обществе. Ни для кого не секрет, что лицам, выходящим из мест заключения, практически невозможно сразу найти себя в фактически новых и непривычных условиях жизни. А значит, общество должно посодействовать в поиске работы или переквалификации, в социальном найме жилья, в постепенной адаптации к нормальной человеческой жизни" [3].

Следует отметить, что определенные шаги в этом направлении сделаны. Так, по данным МВД России, работу после освобождения из колонии находит только каждый пятый человек, что особенно характерно для молодежи, подростков, которые к моменту осуждения не получили никакой профессии. В сложившихся условиях на первый план выступает проблема повышения эффективности мер по социальной адаптации лиц, как освобожденных от дальнейшего отбывания наказания, так и находящихся в исправительных учреждениях. По инициативе Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний и Федеральном агентстве по делам молодежи разработан проект о создании специализированных бирж труда для данной категории лиц. Заслуживает внимания опыт работы с лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, где внедряется программа "Возвращение к жизни", которой предусмотрено открытие двух социальных центров, социальных гостиниц и столовых, профориентационных центров, консультационных пунктов [4].

По поручению Президента РФ готовится нормативно-правовая база для создания реабилитационных центров для бывших осужденных [5]. Правительством РФ принято Постановление об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы [6].

Только совместными усилиями государственных органов и учреждений, общественных объединений можно остановить развитие процесса деморализации общества, оздоровить ту часть населения, которая в силу различных обстоятельств нарушила закон, совершив преступление. Это положение непосредственно вытекает из принятого 27 сентября 2009 г. Федерального закона "О внесении изменений в Закон РФ "Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы". В соответствии с данным Законом слова "Министерство юстиции Российской Федерации" заменены словами "федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний" [7].

В 1996 г. была разработана Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.) [8], согласно которой важнейшим направлением деятельности исправительных учреждений является не изоляция осужденного от общества, а наоборот, следует сделать все необходимое, чтобы не оторвать его от общественной жизни, вернуть осужденного в общество исправленным, адаптированным к нормальным условиям жизни [9, с. 17 - 20]. Решение этих задач, а равно расширение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, либерализацию условий содержания арестованных и отбывающих наказание предусматривала и Федеральная целевая программа "Реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России на 2002 - 2005 гг.", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.08.2001 N 636 [10]. Следует отметить, что в процессе реформирования приняты серьезные меры по ресоциализации осужденных, подготовке их к жизни вне зоны. Актуальность рассматриваемой проблемы повышается и в связи с предполагаемыми изменениями системы исполнения наказаний: тюрьмы и колонии-поселения.

При рассмотрении вопроса о субъектах этой многоаспектной деятельности следует учитывать, что социальная адаптация осужденного начинается еще в стенах исправительного учреждения. Поэтому основная нагрузка по решению этих задач ложится на Федеральную службу исполнения наказаний РФ. Ее руководством, в том числе в субъектах Российской Федерации, осуществляются следующие основные меры: а) разрабатываются федеральные целевые программы реформирования уголовно-исполнительной системы, предусматривающие расширение прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, либерализацию условий содержания арестованных и отбывающих наказание; б) создаются общественные советы при управлениях Федеральной службы исполнения наказаний; в) привлекаются к решению проблем социальной адаптации осужденных священники, преподаватели высших учебных заведений, филиалы которых созданы при колониях; г) для минимизации негативных последствий пребывания в исправительной колонии и обеспечения комплексного исправительного воздействия на осужденных создаются во всех учреждениях отряды осужденных и др. В 2007 г., отметил заместитель директора ФСИН А. Кононец, создано 357 центров трудовой адаптации осужденных, учебно-производственных и лечебно-производственных мастерских [11].

Среди субъектов социальной адаптации осужденных важное место занимают различные общественные формирования, так или иначе причастные к процессу отбывания наказания, социальной адаптации лиц, отбывающих или отбывших наказание: Общественная палата при Президенте РФ; общественные палаты при главах субъектов Федерации; общественные наблюдательные комиссии, создаваемые в соответствии с Федеральным законом "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" [12] и др.

В системе субъектов социальной адаптации осужденных следует выделить комиссии по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации, созданных в соответствии с Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации" (в редакции Указа Президента РФ от 19 мая 2009 N 567). Новая концепция института помилования построена с учетом отмеченных выше обстоятельств [13].

Комиссия по вопросам помилования на территории Краснодарского края была сформирована в феврале 2002 г. Прошедшие семь лет позволяют подвести некоторые итоги работы комиссии и отдела по вопросам помилования администрации края. За период функционирования с 2002 по 2009 г. комиссии приходилось рассматривать прошения о помиловании лиц, совершивших преступления различного вида, из них: преступления против жизни (ч. 1 ст. 105 УК) - 25%, против здоровья (ч. 4 ст. 111 УК) - 13%, против собственности (ст. ст. 158, 159, 161, 162 УК) - 45%, незаконные приобретения и сбыт наркотиков (ст. ст. 228, 228.1 УК) - 14%, получение взятки (ст. 290 УК) - 3%.

В соответствии с Указом Президента РФ N 1500 2001 г. комиссия совместно с отделом по помилованию администрации края обязана осуществлять контроль за деятельностью соответствующих органов власти по социальной адаптации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы. Созданный по распоряжению главы администрации Краснодарского края авторский коллектив изучил состояние этой работы с лицами, помилованными Президентом РФ. По результатам исследования можно сформулировать несколько основных выводов, свидетельствующих о социальной полезности института помилования. Прежде всего, следует отметить низкий процент рецидива преступлений среди этих лиц, он составляет всего 8%, несколько большее количество (10%) помилованных привлекалось к административной ответственности. Причем помилованные лица, отбывавшие наказания за убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, незаконный оборот наркотиков, вновь к уголовной ответственности не привлекались. Вновь совершили преступления только те, кто привлекался за совершение краж чужого имущества. Обращает на себя внимание то, как помилованные оценивают применение к ним этого акта милосердия, многие из них присылали в адрес комиссии, отдела письма благодарности, обращались с просьбами и за советами.

Однако не всегда та среда, в которую возвращается помилованный, благоприятна для его исправления и не всегда его ждут родные с распростертыми объятиями, зачастую им просто некуда возвращаться. Этим-то и вызваны обращения в комиссию помилованных с просьбами о трудоустройстве, получении жилья, решении иных социальных проблем. Изучение этих вопросов, ознакомление с наблюдательными делами на помилованных, заведенными отделом по вопросам помилования администрации Краснодарского края, свидетельствует о том, что освобождаемые из мест лишения свободы лица нередко выпадают из сферы внимания правоохранительных, местных муниципальных органов. Тем более что многие помилованные - это женщины, имеющие малолетних детей, а еще более трагично - детей, которые "отбывали" вместе с ними наказание, т.е. находились в доме ребенка при колонии.

Начало адаптации помилованного лица (впрочем, как и всех освобождаемых из мест лишения свободы) связано с очень важным этапом - выходом на свободу, что включает:

обеспечение за счет осужденного или благотворительного фонда одеждой не просто по сезону, а отвечающей тенденциям моды (особенно для женщин - тем более что все это они могут сшить на производственной базе своей колонии при создании ателье индивидуального пошива);

выяснение - встречает ли его кто-то (особенно для женщин), для иногородних - доставка на вокзал, приобретение билета;

устройство ребенка в детские учреждения, оказание помощи в оформлении детских пособий.

В этот самый сложный период выхода на свободу, наверное, главное - не оставить освободившегося в одиночестве с его проблемами, чтобы он не решил, что в колонии все же лучше (там вся его жизнь расписана, у него нет необходимости думать о дне грядущем).

С особой остротой перед обществом встает проблема - осужденная мать и ребенок. По нашему мнению, целесообразно нормативно закрепить положение, согласно которому весь срок отбывания наказания мать и ребенок должны быть вместе. Непременным условием освобождения по помилованию осужденной-матери должна быть положительная характеристика, ее желание забрать ребенка из детского дома и заниматься его воспитанием.

Исходя из насущных жизненных проблем, с которыми приходится встречаться лицам, освобождаемым по помилованию из мест лишения свободы, с учетом опыта ряда регионов страны и, в частности, Краснодарского края, а также проекта Федерального закона "Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы", Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы" предлагаем программу повышения эффективности социальной адаптации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (помилованных, амнистированных, освободившихся из исправительных учреждений по отбытии срока лишения свободы). Она включает систему рекомендаций, адресованных: а) администрации исправительных учреждений; б) департаменту Федеральной государственной службы занятости населения; б) персоналу воспитательных колоний, на который ложится особая ответственность по обеспечению исправительно-воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Программа представлена руководству Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, а также администрации Краснодарского края.

Программа повышения эффективности социальной адаптации лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации:

Преамбула

Современная Россия переживает различные социально-политические, экономические процессы, среди которых особо следует выделить два из них. Первый - это демографическое обнищание нации. Ежегодно количество населения уменьшается почти на миллион человек, уровень смертности превышает уровень рождаемости, высок процент эмиграции. При этом демографическая ситуация усугубляется резким снижением физического, психического и морального здоровья населения. Так, 25% осужденных страдают психическими заболеваниями или отклонениями, 90% - либо никогда не обладали профессиональными и трудовыми навыками, либо полностью их утратили; 40% осужденных в возрасте до 25 лет нигде не работали и не учились.

Второй процесс сопряжен с небывалым повышением криминальной активности населения. Так, в 2006 г. число совершенных преступлений превысило 3,5 млн., а выявленных лиц, совершивших преступления, - свыше 2 млн. В России из каждых 100 тысяч населения (включая новорожденных) 650 сидят в тюрьме или отбывают срок в колониях. В характеристике преступности наличествуют такие показатели, как значительное омоложение участников преступлений, жестокость, цинизм преступлений, совершаемых несовершеннолетними, большое число убийств, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилований со стороны подростков до 14-летнего возраста.

Негативным фоном преступности является наркомания. В стране насчитываются миллионы потребителей наркотиков, среди которых большинство - молодые люди, несовершеннолетние, школьники. К примеру, по официальным данным, в Краснодарском крае из 40 тысяч поставленных на учет потребителей наркотиков 1600 учащихся средних школ, ПТУ (в действительности эти цифры значительно больше).

В подобной ситуации вполне естественно на первый план выступает проблема повышения эффективности мер по социальной адаптации лиц, как освобожденных от дальнейшего отбывания наказания, так и находящихся в исправительных учреждениях. Только совместными усилиями государственных органов и учреждений, общественных объединений можно остановить развитие процесса деморализации общества, оздоровить ту часть населения, которая в силу различных обстоятельств преступила закон. При этом следует отметить, что в повышении эффективности процесса социальной адаптации осужденных особая роль отведена комиссиям по вопросам помилования.

С учетом отмеченных обстоятельств в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы", опыта работы с данной категорией лиц в Краснодарском крае и других регионах страны, а также проекта Федерального закона "Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы":

  1. Рекомендовать администрации исправительных учреждений:

в соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы" совместно с Департаментом Федеральной государственной службы занятости населения организовать регулярное информирование осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Краснодарского края, об основных нормах и положениях законодательства о занятости населения, имеющихся вакантных рабочих местах по краю, разъяснять порядок трудоустройства, права и обязанности в ходе поиска работы;

организовать опережающее профессиональное обучение лиц, отбывающих наказание, направленное на получение специальностей, востребованных на рынке труда;

обеспечивать непременное соблюдение положений ст. 173 УИК РФ "Прекращение отбывания наказания и порядок освобождения", указывающей, что "паспорт освобождаемого от ... лишения свободы, его трудовая книжка и пенсионное удостоверение, хранящиеся в личном деле осужденного, выдаются ему на руки при освобождении. При отсутствии паспорта, трудовой книжки и пенсионного удостоверения в личном деле осужденного, а также в случае, если срок действия паспорта истек, администрация исправительного учреждения заблаговременно принимает меры по их получению. В случае необходимости получения нового паспорта расходы, связанные с его выдачей, удерживаются из средств, находящихся на лицевом счете осужденного. Если у осужденного отсутствуют средства на лицевом счете, расходы, связанные с выдачей нового паспорта, оплачиваются за счет государства";

за шесть месяцев до освобождения осужденных обеспечить направление запросов в органы местного самоуправления городов и районов края и органы внутренних дел по предполагаемому местожительству лиц, подлежащих освобождению, для решения вопросов их трудового и бытового устройства, о необходимости стационарного лечения или постановки на диспансерный учет в лечебных учреждениях больных;

в соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2007 г. N 1499-р "Об утверждении Перечня основных видов деятельности, связанных с трудовой адаптацией осужденных", внедрять новые виды работ, которые позволили бы осужденным не только заработать, но и получить полезные навыки, которые они смогли бы использовать на свободе (например, создание тюремных фермерских хозяйств на базе брошенных или обанкротившихся колхозов и совхозов (например, по опыту Саратовской области, где за ФСИН закреплено 427 тысяч га сельхозугодий, задействовано 722 подсобных хозяйства).

  1. Рекомендовать Департаменту Федеральной государственной службы занятости населения:

ст. 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации" обязывает работодателей ежемесячно предоставлять в службу занятости информацию о наличии вакантных рабочих мест, ..., о выполнении квоты для приема ... граждан, испытывающих трудности в поиске работы: освободившихся из мест лишения свободы ...". В соответствии с данной правовой нормой контролировать квотирование рабочих мест для лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации (Постановление от 4 сентября 2000 г. N 66-П "О дополнительных гарантиях занятости граждан, освобождаемых из мест лишения свободы или осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы"), с обеспечением службой занятости доступности этой информации (база данных должна охватывать хотя бы Южный федеральный округ) в местах лишения свободы;

ежегодно формировать банк вакансий квотируемых рабочих мест для лиц, освобождающихся из мест лишения свободы;

оказывать финансовую поддержку учреждениям Управления исполнения наказаний Минюста России на опережающее профессиональное обучение лиц, отбывающих наказание;

осуществлять профессиональную подготовку граждан, отбывших уголовное наказание, на учебной базе Департамента Федеральной государственной службы занятости населения;

содействовать гарантированному трудоустройству этой категории граждан с использованием средств бюджета на частичную компенсацию расходов работодателя по оплате труда;

организовать временную занятость этих лиц, привлекая их к участию в оплачиваемых общественных работах;

выделять наиболее подготовленным гражданам из числа освобожденных из мест лишения свободы, в первую очередь помилованным, безвозмездные субсидии на организацию собственного дела;

создать реабилитационный центр для освободившихся осужденных;

создать общественный фонд помощи людям, попавшим в сложную жизненную ситуацию (например, подобный фонд объединяет 108 жителей Омской, Иркутской, Новосибирской областей, Красноярского, Алтайского краев. 99 процентов из них - бывшие осужденные. Некоммерческую организацию местные власти не поддерживают и не финансируют. На одежду и пропитание вчерашние колонисты зарабатывают сами, в основном на городских стройках и плодоовощных базах. В планах фонда - продолжение строительства и ремонт брошенного жилья в Егорьевке с целью расселения еще нескольких десятков человек);

рекомендовать органам местного самоуправления организовать своевременный учет лиц, освобожденных от наказания на основании помилования, оказать им помощь в бытовом устройстве не позднее 15-дневного срока со дня прибытия их к месту жительства;

предложить управлению внутренних дел оказывать содействие лицам, освобожденным из мест лишения свободы, в восстановлении документов, удостоверяющих их личность, постановке на учет и регистрации по месту жительства в случае их утери;

управлению социальной защиты населения администрации края при необходимости принимать меры по устройству освободившихся из мест лишения свободы лиц в дома-интернаты для инвалидов и престарелых.

  1. Рекомендовать персоналу воспитательных колоний с учетом специфики решаемых задач:

обратить внимание на организацию образовательного процесса. В соответствии с рекомендациями ФСИН России целесообразно создать в колониях пункты дистанционного обучения соответствующих высших учебных заведений (по данным ФСИН России, в вузах России обучаются более 1600 заключенных), предусмотрев для этого дополнительные бюджетные места;

активизировать воспитательную работу и обучение профессии (за счет расширения сети профессионально-технических учреждений, входящих в ведение ФСИН);

создать соответствующие производственные базы с целью закрепления полученных знаний на практике (ФСИН готовит проект положения об открытии совместных с частным бизнесом предприятий по опыту Калининградской области).

Нормативная база:

Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г. М., 1993;

Уголовный кодекс Российской Федерации (по сост. на 9 сентября 2009 г.). М., 2009;

Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (по сост. на 1 февраля 2008 г.). М., 2008;

Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в ред. от 29.12.2006);

Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в ред. Федерального закона от 06.06.2007 N 91-ФЗ);

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 "О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации".

Проект Федерального закона "Об основах социальной адаптации и реабилитации лиц, освобожденных из мест лишения свободы" // Правовая система "КонсультантПлюс".

Закон Краснодарского края от 08.02.2000 N 231-КЗ "О квотировании рабочих мест в Краснодарском крае".

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 30.12.2005 "Об утверждении Положения о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы".

Постановление от 4 сентября 2000 г. N 66-П "О дополнительных гарантиях занятости граждан, освобождаемых из мест лишения свободы или осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы".

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 1 апреля 2008 г. N 80 "Примерное положение о центре трудовой адаптации осужденных или учебно-производственной (трудовой) мастерской учреждения, исполняющего уголовные наказания в виде лишения свободы" // Российская газета. 16.04.2008.

Литература

  1. Прохоров Л.А. Помилование: особенности исторического развития и точки соприкосновения с правосудием // Мировой судья. 2008. N 5.
  2. Реймер А. Арестанты в отпуске. Интервью "Российской газете" // Российская газета. 15.10.2009.
  3. Бабаков А. Преступность не искоренить жестокостью // Российская газета. 10.10.2008.
  4. Куликов В. Биржа арестантов // Российская газета. 20.11.2008.
  5. Куликов В. Казенный дом-2 (в России создается сеть приютов для бывших заключенных) //Российская газета. 01.04.2009.
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 819 "О внесении изменений в Положение об обеспечении пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду" // Российская газета. 23.10.2009.
  7. Федеральный закон от 27 сентября 2009 г. N 223-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" // Российская газета. 30.09.2009.
  8. Концепция реорганизации уголовно-исполнительной системы МВД России (на период до 2005 г.) // Преступление и наказание. 1996. N 8.
  9. Вагин О.А., Кондратюк Л.В. О трудоустройстве и социальной адаптации лиц, отбывших наказание, в сельском хозяйстве // Российский следователь. 2007. N 8. С. 17 - 20.
  10. Постановление Правительства РФ от 29.08.2001 N 636 "Об утверждении Федеральной целевой программы "Реформирование уголовно-исполнительной системы Минюста России на 2002 - 2005 гг." // Российская газета. 07.09.2001.
  11. Полякова Ю., Куликов В. Бизнесменов зовут за решетку (Федеральная служба исполнения наказаний открывает совместные предприятия в местах заключения) // Российская газета. 05.03.2008.
  12. Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" N 76-ФЗ // Российская газета. 18.06.2008.
  13. Прохоров Л.А. Проблемы совершенствования правового регулирования института помилования в России // Материалы Всероссийского совещания председателей комиссий по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации 4 - 6 декабря 2002 г. М., 2003.