Мудрый Юрист

"Прежде чем делать громкие заявления..."

"Российские аптеки", 2006, N 11/2

С 1 ноября 2006 г. вступил в силу приказ Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 г. N 665 "Об утверждении Перечня лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи". Этот документ комментирует Татьяна Владимировна ЯКОВЛЕВА, председатель Комитета Государственной думы по охране здоровья.

В настоящее время с различных трибун слышны выступления по поводу резкого сокращения данного списка лекарств. Однако прежде, чем делать громкие заявления, необходимо детально разобраться в упомянутом приказе.

Да, из Перечня лекарственных средств исключили 74 международных непатентованных наименования лекарственных средств. Но это препараты, которые, во-первых, применяются для лечения ВИЧ-инфицированных, больных СПИДом и туберкулезом. Их оплата в настоящее время производится в рамках приоритетного Национального проекта "Здоровье" и соответствующих подпрограмм Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера". Данная мера принята для исключения двойного финансирования закупок одних и тех же лекарственных средств.

Во-вторых, исключены лекарства, применяемые в условиях стационара под ежедневным наблюдением медицинских работников. Эта мера принята для того, чтобы пациент "не ложился в стационар со своими лекарствами". То есть федеральный льготник, получив бесплатно лекарства в аптеке (по назначению врача стационара), приходит в больницу, где его лечат его же лекарствами. Хотя финансирование стационарного лечения производится в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи, т.е. лечение любого гражданина РФ должно быть бесплатным.

Следующим нововведением приказа является выделение в отдельный раздел ("Средства, применяемые по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом ЛПУ") ряда ЛС, назначение которых при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям должно сопровождаться строгим медицинским контролем. Список содержит 78 международных непатентованных наименований препаратов. Это ЛС, применяющиеся при лечении заболеваний крови, онкопатологии, рассеянного склероза, некоторых заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Следует отметить, что депутаты Комитета по охране здоровья обратили внимание на сокращение льготного списка лекарств, и 20 сентября 2006 г., сразу после подписания данного приказа, направили запрос в Минздравсоцразвития РФ. В настоящий момент мы получили ответ, в котором сообщается, что изменения Перечня, прежде всего, направлены на усиление контроля за рациональным использованием государственных денежных средств.

В настоящее время Перечень содержит 436 международных непатентованных наименований ЛС и предоставляет врачам возможность широкого выбора схем амбулаторного лечения различных заболеваний, включая бронхиальную астму, сахарный диабет, гемофилию и др.

Хочу также сообщить следующее. 1 ноября 2006 г. Государственной думой принят к рассмотрению Федеральный закон "О внесении изменений в ст. 6.2. Федерального закона "О государственной социальной помощи". Данный законопроект, во-первых, позволит расширить действующий набор социальных услуг за счет включения в него изделий медицинского назначения (тест-полоски и шприц-ручки, так необходимые людям, страдающим сахарным диабетом) и специализированных продуктов питания для детей-инвалидов (больным фенилкетонурией, галактоземией, гомокарнозинемией и другими тяжелыми наследственными заболеваниями). Во-вторых, в соответствии с положениями законопроекта, Перечень ЛС для льготных категорий граждан будет формироваться в соответствии со стандартами медицинской помощи. И, в-третьих, и это, наверное, самое важное, к 1 января 2007 г. будут сформированы 4 перечня для граждан, имеющих право на дополнительную бесплатную медицинскую помощь. А именно:

В настоящее время общий объем финансовых ресурсов, предназначенных для обеспечения бесплатными ЛС граждан на 2006 г., составляет более 34 млрд. руб. А по нашим расчетным показателям сумма, которую Федеральному фонду обязательного медицинского страхования необходимо будет заплатить за ЛС по программе ДЛО по итогам года, составит более 68 млрд. руб.

Исходя из вышеизложенных расчетов, из федерального бюджета на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению их ЛС дополнительно потребуется около 34 млрд. руб.

Такая серьезная нехватка средств вызвана тем, что расходы на обеспечение бесплатными лекарствами на одного льготника в месяц в 2006 г. (расчетно) составят 705 руб. К тому же в 2006 г. резко возросла средняя стоимость рецепта - с 293,1 руб. в 2005 г. до 540 руб. в настоящее время.

С января 2006 г. численность льготников увеличилась более чем на 725000 и в настоящее время составляет 8,5 млн. человек. Учитывая столь существенный прирост, прогнозируемая численность льготников на конец 2006 г. составит около 8,6 млн. человек.

Депутаты Комитета по охране здоровья обратили внимание Государственной думы на эту проблему еще в июле 2006 г., когда вносили поправки в Федеральный закон "О Федеральном бюджете на 2006 г.". Тогда заместитель министра финансов РФ Т.А.Голикова обещала в случае необходимости ликвидировать дефицит финансирования программы ДЛО.

О том, что данную проблему надо решать как можно скорее, свидетельствуют многочисленные обращения в Комитет по охране здоровья наших избирателей, депутатов Государственной думы, глав органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, общественных организаций.

На этом основании депутаты Комитета рекомендуют:

Во избежание ситуации, сложившейся при финансировании программы ДЛО в 2006 г., предусмотреть возможность увеличения "лекарственной" составляющей набора социальных услуг на 2007 г. для граждан, оставивших за собой право получать их в натуральном виде.

В связи с тем, что начиная с 2007 г. расходы на оплату дополнительной бесплатной лекарственной помощи отдельным категориям граждан включаются в базовую программу ОМС, установить порядок контроля за деятельностью территориальных фондов ОМС по расходованию вышеуказанных средств.

Т.В.ЯКОВЛЕВА