Мудрый Юрист

Необходимость создания в России ювенальной юстиции

Давыденко В.М., ведущий специалист-эксперт Департамента нормативно-правового регулирования, анализа и контроля в сфере исполнения наказаний Минюста России, соискатель кафедры уголовного права Московского института экономики, политики и права.

Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребенка, обязательства по исполнению которой взяла на себя Российская Федерация, устанавливает приоритет интересов детей во всех сферах жизни общества, в том числе и детей, оказавшихся в конфликте с уголовным законом. Конвенция предусматривает, что во всех процедурах с участием несовершеннолетнего правонарушителя должны обеспечиваться его права на выживание и развитие, а сами процедуры должны быть специализированными, должна быть особая специализация персонала всех учреждений и органов по работе с несовершеннолетними, на национальном уровне должна быть создана автономная судебная система по делам несовершеннолетних <1>.

<1> См.: Журавлев А.В. О необходимости изменения законодательства о рассмотрении судами уголовных дел в отношении несовершеннолетних с учетом общепризнанных норм международного права // Российский судья. 2006. N 8. С. 25.

Положения Конвенции получили развитие еще в одном международно-правовом документе - Минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) <2>. Данные Правила также определяют необходимость участия на всех этапах судопроизводства с участием несовершеннолетних полиции, следствия, суда, а также служб, исполняющих решения суда о наказании (применении принудительных воспитательных мер в отношении несовершеннолетних). Сам правовой термин "ювенальная юстиция" использован именно в Пекинских правилах.

<2> См.: Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила). Приняты 29.11.1985 Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН. С. 135.

Вместе с тем не всякое правосудие в отношении несовершеннолетних можно считать ювенальной юстицией. "Ювенальная юстиция" - понятие, имеющее собственное содержание. Сложно назвать страну, где была бы идеальная система ювенальной юстиции. Возникшая в одних условиях (исторических, политических, социальных, культурных), она вряд ли может быть механически "перенесена" на другую почву. Что касается конкретных организационно-правовых моделей, их разнообразие в мире велико <3>.

<3> См.: Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М.: Дело, 2008. С. 247.

Ювенальная юстиция - это правовая основа социальной политики в отношении несовершеннолетних, система защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, объединяющая вокруг специализированного суда по делам несовершеннолетних (ювенального суда) специальные службы (органы и учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), институты гражданского общества <4>.

<4> См.: Гуськова А.П., Ширшов Е.Ф. Проблемы ювенальной юстиции в России // Уголовный процесс. 2006. N 2. С. 16.

Мы поддерживаем позицию авторов, которые считают, что ювенальная юстиция - это и особая система правосудия, при которой ее центральное звено - ювенальный суд тесно взаимодействует с социальными службами как до рассмотрения дела судом, так и после принятия судебного решения независимо от того, рассматривает ли суд материалы в отношении несовершеннолетнего правонарушителя либо осуществляется защита прав несовершеннолетнего в порядке гражданского судопроизводства <5>.

<5> См.: Коновалова И.А. Международные стандарты, принципы и нормы в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних и их внедрение в российское законодательство // Адвокат. 2008. N 2. С. 43.

Вопрос о создании в России ювенальной юстиции вызван тем, что в условиях роста общей преступности в последние годы увеличивается и преступность несовершеннолетних <6>. Анализ криминальной ситуации среди несовершеннолетних в России свидетельствует о том, что ее состояние остается сложным. В 2008 г. на долю несовершеннолетних приходилось почти каждое восьмое преступление - 11%. По данным МВД России, на учете органов внутренних дел состояло свыше 500 тыс. неблагополучных подростков и несовершеннолетних. Среди несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях уголовно-исполнительной системы, 25,8% осуждены за кражу, 17,7% - за грабеж; 15,1% - за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью; 13,9% - за разбой; 9,8% - за убийство. Сегодня в воспитательных колониях 56,5% несовершеннолетних отбывают наказание за совершение тяжких и особо тяжких преступлений. 95,9% воспитанников ранее имели условную судимость или отсрочку исполнения приговора. По учетам в уголовно-исполнительных инспекциях в 2008 г. прошли 36 073 несовершеннолетних осужденных <7>.

<6> См.: Абземилова З.Р. Об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 2. С. 43.
<7> См.: Сводный статистический отчет о состоянии законности и соблюдении прав человека в уголовно-исполнительной системе / ФБУ "Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий". Тверь, 2009. С. 147.

Следует отметить, что преступность несовершеннолетних имеет значительные особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и др.

Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершенное ими преступление является возможность ее реализации или с освобождением от уголовной ответственности и применением принудительных мер воспитательного воздействия, или с привлечением к уголовной ответственности <8>.

<8> См.: Мельникова Ю.Б. Дифференциация ответственности и индивидуализация наказания. Красноярск, 2006. С. 237.

В последние пять лет усматривается почти двукратное увеличение удельного веса наказаний в виде лишения свободы. Исчерпав возможности неоднократного применения условного осуждения и наказаний, не связанных с лишением свободы, суды вынужденно изолируют несовершеннолетнего от общества: преимущественно на длительные - от 3 до 5 лет (30,4%) и особо длительные - от 5 до 10 лет (17,6%) сроки лишения свободы. Высокие показатели назначения несовершеннолетним лишения свободы определяют не столько осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления против жизни и здоровья, сколько осужденные за совершение преступлений против собственности (78%), за кражи (37,2%) и грабежи (14%) <9>.

<9> См.: Гумирова Г.Ф. Преступность несовершеннолетних как социальная проблема // Российская юстиция. 2008. N 6. С. 25.

Некоторые ученые считают, что чрезвычайно широкое применение условного осуждения в условиях дисфункции социальных институтов, дистанцированность суда от органов и учреждений профилактики приводят к тому, что данная мера не обеспечивает исправления и ресоциализации подростков. Случаи повторного совершения условно осужденными преступлений получают все большее распространение: закон позволяет применять условное осуждение неоднократно. Это способствует формированию у подростков мифа о безнаказанности <10>.

<10> См.: Астемирова М.А. Эволюция института освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних // Российский следователь. 2006. N 12. С. 27.

Поддерживая это мнение, мы говорим о том, что рассматриваемая ситуация имеет и другую сторону - участившееся назначение наказания в виде лишения свободы уже давно не исключение из правил. Наличие нескольких судимостей при неоднократном совершении преступлений не оставляет у суда возможности выбора иной меры.

Многолетний отечественный и международный опыт свидетельствует о том, что ужесточение уголовной ответственности несовершеннолетних не только негуманно, но и малоэффективно. Признание специфических особенностей несовершеннолетних (особенностей подросткового организма, психики и образа жизни) и основанных на них принципах "воспитуемости" и "прощения, оправданного несовершеннолетием" заключается в отказе от кары и возмездия в пользу специальных ювенальных мер воспитания и защиты, а также социальных мер предупреждения преступности несовершеннолетних <11>.

<11> См.: Борисевич Г.Я., Соболева Л.А. О необходимости внедрения элементов ювенальной юстиции в правоприменительную и социальную практику России // Вестник Пермского университета. 2007. N 8. С. 275.

Экономия уголовной репрессии не означает безнаказанности. Ювенальная юстиция восполняет карательный потенциал лишения свободы воспитательным режимом "надзираемой" свободы, соединенной с мерами контроля, профилактики и реабилитации.

Возможность выделения специального судопроизводства по делам несовершеннолетних из общего уголовного судопроизводства определяется наличием в отечественном праве специальных норм и процедур, касающихся особенностей уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Они содержатся в разделе V УК Российской Федерации "Уголовная ответственность несовершеннолетних" и главе 50 УПК Российской Федерации "Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних". В них содержатся нормы, формулировки которых вполне соответствуют международным стандартам детского правосудия <12>.

<12> См.: Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция: содержание понятия и перспективы в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 3, 4. С. 26, 32.

Однако регламентация производства в отношении несовершеннолетних и особенностей их уголовной ответственности не исчерпывается содержанием норм, представленных в специальных главах. Последние лишь дополняют общие положения Кодексов. Сегодня в России рассмотрение уголовных дел в отношении несовершеннолетних по-прежнему осуществляется в контексте общих принципов и норм уголовной юстиции и имеет только некоторую специфику, скорее связанную с идеями смягчения уголовной ответственности и некоторыми процессуальными особенностями, но не меняющую принципиально саму систему. Так, 80 - 90% от числа несовершеннолетних осужденных приговариваются к лишению свободы (реально и условно), остальные меры развиты чрезвычайно слабо <13>.

<13> См.: Абрамов В.И. Правовая политика современного Российского государства в области защиты прав детей // Государство и право. 2004. N 8. С. 42.

Мы согласны с теми авторами, которые считают, что сегодня недостаточно применяются такие сугубо ювенальные санкции, как освобождение от уголовной ответственности с применением мер воспитательного воздействия. Освобождение от наказания при вынесении обвинительного приговора с помещением в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа тоже используются крайне мало (например, в 2008 г. - к 3% осужденных) <14>.

<14> См.: Нека Л.И. Профилактика правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, и социальный контроль над ростом преступности // Вопросы ювенальной юстиции. 2006. N 4. С. 35.

Российское законодательство содержит конструктивные элементы, из которых уже сегодня можно собрать некоторые важные с точки зрения ювенальной юстиции фрагменты новой практики. Нужен закон о ювенальной юстиции, важно не просто совершенствовать уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, а создавать отделенную от уголовной систему ювенальной юстиции. Но все-таки дело не только в отсутствии правовых норм, но и в интерпретации имеющихся и в создании механизмов их реализации <15>.

<15> См.: Вельянинов В.Н. О внедрении элементов ювенальной юстиции в систему правосудия // Российская юстиция. 2008. N 12. С. 36.

Отдельные элементы ювенальной юстиции, приближенные к мировым стандартам, на сегодняшний день введены в Ростовской, Нижегородской и Саратовской областях, а также в Москве и Санкт-Петербурге. Внедрение ювенальных технологий приносит реальную пользу - это подтверждают результаты деятельности специализированных (ювенальных) судей, занимающихся исключительно рассмотрением дел о преступлениях и правонарушениях несовершеннолетних. В таком суде акценты в работе с несовершеннолетними правонарушителями переносятся с карательного и репрессивного на воспитательный и реабилитационный. При этом приоритет воспитательных и реабилитационных мер обеспечивается судом во взаимодействии с социальными службами <16>.

<16> См.: Воронова Е.Л., Ткачев В.Н. Ювенальный суд и социальные службы: механизм взаимодействия. Ростов-на-Дону, 2004. С. 139.

Базовым регионом России по созданию системы ювенальной юстиции и отработке специализированного правосудия в отношении несовершеннолетних является Ростовская область. Это стало возможным благодаря высокому уровню взаимодействия судебной, законодательной и исполнительной власти в области, а также органов местного самоуправления при проведении судебно-правовой реформы <17>.

<17> См.: Байсаров Х.-А.Х. Условное осуждение, право на труд и Конституция. Некоторые проблемы исполнения наказаний без лишения свободы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. N 8. С. 35.

В области открыты три модельных ювенальных суда, а в 15 районных судах области введены должности помощников судей с функциями социального работника. Они, в частности, обеспечивают взаимодействие судов с органами внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями и иными службами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Не могут не удивлять высокой эффективностью уголовно-правовых мер данные о деятельности специализированных судей г. Таганрога Ростовской области. Уровень рецидива среди подростков, осужденных ювенальным судом, составляет 3 - 4%. В то же время удельный вес лиц, осужденных к лишению свободы, крайне незначителен и составляет 7,8% от общего числа лиц, дела которых рассмотрены судом (это в два раза меньше общероссийского показателя). Одновременно имеет место широкое применение специализированными судьями принудительных мер воспитательного воздействия (20,5%), в каждом третьем случае подросток направляется в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, что в три раза больше, чем в целом по России.

Мы считаем, что эффективность ювенального правоприменения достигается путем специализации и оптимизации деятельности на всех стадиях уголовного судопроизводства, а также назначения и исполнения уголовно-правовых и сопровождающих их профилактических мер. В результате уголовно-правовые меры дополняет профилактическое воздействие на социальную среду правонарушителя. Осуществляется разработка и реализация программы реабилитации подростка-девианта и обеспечивается контроль ее исполнения. Главное в этом процессе, считает судья Ростовского областного суда Е. Воронова, "сломать узковедомственную философию в работе с несовершеннолетним, отойти от оценки работы ведомств по "количественным результатам", а оценивать по уровню межведомственного взаимодействия в решении различных проблем конкретного ребенка" <18>.

<18> См.: Воронова Е.Л. Система защиты прав несовершеннолетних в регионах Российской Федерации: проблемы, традиции, перспективы // Вопросы ювенальной юстиции. 2008. N 3. С. 43.

Мы поддерживаем автора в том, что инновационным шагом, символизирующим поворот к ювенальной юстиции, станет введение в специализированных составах судов социальных работников и психологов, обеспечивающих профилактическое сопровождение (индивидуальный социальный патронат) несовершеннолетних. И это не случайно. Профилактическое сопровождение уголовно-правовых мер, а также их эффективность обеспечиваются именно благодаря взаимодействию суда с органами и учреждениями системы профилактики <19>.

<19> См.: Карнозова Л.М. Ювенальная юстиция: содержание понятия и перспективы в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2007. N 3, 4. С. 46, 39.

В ходе разбирательства суд должен принять необходимые меры к выявлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления, установлению условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, особенностей его личности, влияния старших по возрасту. В специализированном суде исполнение этих требований закона осуществляется судом при содействии социального работника. Он составляет специальную карту социально-психологического сопровождения несовершеннолетнего и предварительный план реабилитации на основе тщательного изучения всех фактов, касающихся его личности и окружения. Эти документы учитываются при выборе меры уголовно-правового воздействия. Тем самым обеспечивается дифференциация и индивидуализация уголовной ответственности. При назначении наказания в соответствии с ч. 7 ст. 88 УК РФ суд может дать указание органу, осуществляющему его исполнение, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности. При этом направляется карта социального сопровождения несовершеннолетнего с копией приговора в органы, исполняющие наказание (в воспитательную колонию, в уголовно-исполнительную инспекцию). В случае применения иных уголовно-правовых мер суд может направить частное определение в комиссию по делам несовершеннолетних, другие органы профилактики.

Кроме этого, суд в соответствии с ч. 4 ст. 29 УПК РФ своим частным постановлением может также назначить программу индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним, отбывающим наказание, в обществе, которая проводится уже после суда. Такая работа проводится органами и службами системы профилактики в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (в ред. от 01.12.2007) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" <20>. Индивидуальная профилактическая работа включает в себя решение вопросов трудоустройства осужденных, продолжения ими образования, жилья и др.

<20> См.: О практике применения Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних": Материалы парламентских слушаний. 2004. М.: Издание Государственной Думы, 2005. С. 142.

Формы контроля специализированного ювенального суда весьма многообразны. Они заключаются в планировании индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним на основе полученных данных и специальной социальной карты, составленной социальным работником в процессе судебного разбирательства для принятия решения по делу, в проведении бесед с несовершеннолетними осужденными.

На сегодняшний день существует много органов и учреждений профилактики социальной направленности. Это комиссии и подразделения по делам несовершеннолетних, система социальных приютов, реабилитационные центры социальной направленности: социальной помощи семье и детям, психолого-педагогической реабилитации и коррекции, центры занятости населения, военно-патриотические и спортивные, молодежные и детские объединения, в том числе для подростков с девиантным поведением и др. <21>.

<21> См.: Соболева Л.А. Ювенальная юстиция как основа системной помощи несовершеннолетнему, находящемуся в трудной жизненной ситуации // Российская юстиция. 2009. N 2. С. 27.

Однако мы считаем, что деятельность таких учреждений разобщена, они во многом ориентированы на формальный учет и контроль либо на карательные санкции. Наличие этого Закона дает основание для реализации новых технологий работы с несовершеннолетними, поскольку декларирует защиту прав и интересов ребенка и одновременно создает правовые условия для объединения сети социально-гуманитарных учреждений для несовершеннолетних. Необходимо обеспечить их работу как на досудебной стадии, так и в период судебного разбирательства и после вынесения судебного решения <22>.

<22> См.: Коновалова И.А. Российское законодательство и международные нормы в области предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Административное и муниципальное право. 2008. N 6. С. 32.

Реализация ювенальных идей невозможна без разработки нормативно-правовой базы, способствующей реализации положений УК РФ и УПК РФ об обеспечении приоритетного применения к подросткам воспитательного подхода и нацеленной на единый результат - обеспечение их благополучия.