Мудрый Юрист

Договор энергоснабжения, право или обязанность управляющей организации

Соловьенко Максим Александрович, главный специалист 1 разряда экспертного отдела управления жизнеобеспечения администрации Уссурийского городского округа Приморского края, советник муниципальной службы 3 класса.

Вот уже более трех лет в Российской Федерации действуют Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307. Отношение к положениям, содержащимся в Правилах, как у правоприменителей, так и у простых граждан, получателей коммунальных услуг, неоднозначно. Возникает множество вопросов, касающихся порядка, объемов, качества предоставляемых услуг, отношений между управляющими организациями и поставщиками коммунальных услуг, положения управляющих организаций как планово-убыточных предприятий, вынужденных из своего кармана рассчитываться перед ресурсоснабжающими предприятиями за граждан-неплательщиков. Возникшие и не разрешенные в течение срока действия Правил вопросы ведут к тому, что в настоящее время начата и активно ведется работа над новыми Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам взамен действующих.

Одним из проблемных стал вопрос регулирования отношений между ресурсоснабжающими предприятиями, управляющими организациями и получателями коммунальных услуг в части заключения договоров на поставку гражданам, собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирных домах, коммунальных услуг. Отчасти это связано с несогласованностью нормативно-правовых актов, действующих на территории Российской Федерации.

Так, согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а также письму Минрегионразвития РФ от 03.05.2007 N 8326-РМ/07 "О разъяснении Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в части заключения договоров между ресурсоснабжающими организациями, исполнителями коммунальных услуг и собственниками жилых домов и помещений в многоквартирных домах", уполномоченному пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" давать разъяснения по применению Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги предоставляются гражданам, проживающим в жилых или многоквартирных домах, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником соответствующего жилого помещения. Таким образом, отношения между собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, собственники которого выбрали способ управления многоквартирным домом управляющей организацией, и исполнителем в части предоставления коммунальных услуг регулируются договором управления многоквартирным домом, заключаемым каждым отдельным собственником помещения в многоквартирном доме с управляющей организацией.

В соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исполнитель обязан заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, электроснабжение является одним из видов коммунальных услуг.

Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, определено, что "исполнитель - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее коммунальные услуги, производящее или приобретающее коммунальные ресурсы и отвечающее за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем может быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Ресурсоснабжающая организация определена как юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов. Согласно письму Минрегионразвития РФ от 20.03.2007 N 4989-СК/07 "О применении пункта 3 и 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307", когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг. Таким образом, управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, являясь исполнителями, обязаны заключать договоры на поставку такого коммунального ресурса, как электрическая энергия, необходимого для предоставления коммунальной услуги - электроснабжения, с ресурсоснабжающей организацией. Фактически Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, исключают возможность заключения прямых договоров на поставку электроэнергии между гражданином и ресурсоснабжающей организацией.

С данным выводом можно не согласиться, сославшись на статью 539 Гражданского кодекса РФ, согласно которой "по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии". Данное положение полностью исключает участие управляющей организации в отношениях между ресурсоснабжающей организацией и гражданином - потребителем поставляемой энергии.

Но Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 вступает в конфликт с другим нормативным актом - Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики".

В соответствии с письмом Минрегионразвития РФ от 29.11.2007 N 21492-СК/07 "О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями" исполнитель обязан заключить с ресурсоснабжающей организацией договор ресурсоснабжения, который не должен противоречить императивным гражданско-правовым нормам Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, в частности пунктам 3 - 6 (в части определения сторон отношений по предоставлению коммунальных услуг и состава коммунальных услуг, за которые перед потребителями отвечает исполнитель, а не ресурсоснабжающая организация), а также пункту 38 (в части внесения платы за коммунальные услуги только на указанный в платежном документе банковский счет исполнителя).

Однако пункт 90 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 "Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики" определяет, что "договором энергоснабжения, заключенным с исполнителем коммунальных услуг, может предусматриваться право гарантирующего поставщика на получение платы за потребленную проживающими в жилых помещениях лицами электрическую энергию непосредственно от собственников и нанимателей соответствующих жилых помещений, а также право на уведомление исполнителя коммунальных услуг о потребителях, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате электрической энергии, и о необходимости введения в отношении таких потребителей ограничения режима потребления электрической энергии".

Одним из аргументов в пользу того, что необходимо исключить возможность заключения прямых договоров между ресурсоснабжающими предприятиями и гражданами - получателями коммунальной услуги является письмо Минрегионразвития РФ от 18.06.2007 N 11356-ЮТ/07 "Об отнесении снабжения электрической энергией помещений общего пользования в многоквартирном доме к составу платы за коммунальные услуги", согласно которому количество электрической энергии, подаваемой для работы приборов освещения помещений общего пользования и электрического оборудования, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, согласно Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, и Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, должно оплачиваться в составе платы за коммунальную услугу "электроснабжение".

Ресурсоснабжающая организация не имеет никакого отношения к содержанию общедомового имущества, в состав которого в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" входит электрическое оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры). Не отвечая за качество и не поддерживая электрические сети многоквартирного дома, ресурсоснабжающая организация не сможет обеспечить предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

Таким образом, Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, категорически исключают, а Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006, допускают возможность получения ресурсоснабжающей организацией платы за пользование поставленной коммунальной услугой в виде электроснабжения напрямую от гражданина, минуя управляющую организацию.

Несколько определеннее сложилась обстановка по вопросу снабжения граждан товарами и услугами организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.

Так, пункт 17 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" определяет, что в жилищном секторе потребителями товаров и услуг организаций коммунального комплекса в сфере тепло-, водоснабжения, водоотведения, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов являются:

Таким образом, Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" полностью исключает возможность заключения прямых договоров на поставку коммунальных ресурсов между гражданами и ресурсоснабжающими организациями в случаях, когда собственники помещений многоквартирных домов в качестве способа управления многоквартирным домом выбрали управляющую организацию или товарищество собственников жилья.

Однако не стоит забывать о вышеуказанных положениях статьи 539 Гражданского кодекса РФ, которые фактически исключают управляющую организацию из правоотношений, касающихся снабжения собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирного дома коммунальными услугами.

Возможным выходом из сложившейся ситуации станет то, что правоприменители Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Правила, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, будут использовать как иные правовые акты, речь о которых идет в части 4 статьи 539 Гражданского кодекса РФ, согласно которой к отношениям по договору снабжения электрической энергией правила энергоснабжения применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.

К сожалению, больше всего во всей этой ситуации страдают собственники и наниматели жилых помещений. Управляющие организации, стараясь уйти от обязанности заключать договоры с ресурсоснабжающими предприятиями, дабы потом не нести перед ними ответственность за недополученные платежи, пытаются доказать, что между ресурсоснабжающими предприятиями и гражданами должны быть заключены прямые договоры, ресурсоснабжающие предприятия приостанавливают подачу коммунальных ресурсов, ссылаясь на то, что у них отсутствуют заключенные с управляющими организациями договоры энергоснабжения. Споры переходят в суды, а в квартирах отсутствуют вода, свет и тепло.

В заключение хотелось бы пожелать разработчикам новых Правил предоставления коммунальных услуг учесть тот опыт, который сложился в результате применения действующих в настоящее время Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 307 от 23.05.2006.