Мудрый Юрист

Информационное противодействие уголовному преследованию

Бутырская Анна Валерьевна, прокурор отдела по надзору за оперативно-розыскной и процессуальной деятельностью управления Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе.

Серова Елена Борисовна, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Академии Генеральной прокуратуры РФ, кандидат юридических наук, доцент.

Противодействие уголовному преследованию со стороны лиц, совершивших преступление, и других заинтересованных лиц - фактор, который сегодня приобрел характер очень опасного социально-правового явления, существенно осложняющего борьбу с организованной преступностью.

Результаты наших исследований показывают, что противодействие, оказываемое преступными сообществами, осуществляется с момента подготовки к совершению преступлений и продолжается на всех стадиях уголовного судопроизводства. Способы такого противодействия весьма разнообразны, постоянно развиваются и совершенствуются.

Проникновение преступных сообществ в СМИ осуществляется в целях создания благоприятного мнения о себе и своей идеологии, компрометации неугодных лиц, уничтожения конкурентов, а также оказания активного противодействия уголовному преследованию. Появилась новая форма противодействия уголовному преследованию - информационное противодействие. Оно воздействует в том числе и на формирование общественного сознания. Его цель - смещение психологических акцентов, направленных на формирование общественного сознания в пользу деятельности преступного сообщества, нейтрализацию активности правоохранительных органов, принятие выгодных преступному сообществу процессуальных решений.

Приведем пример. Г., А. и С. было предъявлено обвинение по ч. 1 ст. 210, ч. 1 ст. 205.1, ч. 1 ст. 222 УК. Они являлись участниками преступного сообщества - запрещенной Верховным Судом РФ партии "Хизб ут Тахрир аль Ислами". Сразу после задержания некоторых участников этого преступного сообщества его руководители предприняли действия по формированию общественного мнения, направленного против деятельности правоохранительных органов. Для этого были организованы массовые звонки в правоохранительные органы Республики Башкортостан и Республики Татарстан. Кроме того, в этих регионах, т.е. в местах массового проживания мусульман, были распространены листовки, направленные на дискредитацию правоохранительных органов, со следующим текстом: "Правоохранительные органы РФ фальсифицируют факты и лживо обвиняют ХТИ".

Информационное противодействие уголовному преследованию со стороны преступных сообществ осуществляется в различных формах, любая из которых предполагает использование средств массовой информации. Достаточно часто оно осуществляется отдельными членами сообщества либо группами его участников, отвечающими за пропаганду, распространение и оправдание преступной идеологии, формирование общественного мнения.

Информационное противодействие преступных сообществ имеет сложную структуру и широкий спектр и может осуществляться как через отдельных журналистов, так и через редакторов, учредителей издания и т.д. Его характер определяется спецификой задач, стоящих на определенном этапе перед преступным сообществом и решаемых СМИ в интересах данного преступного формирования.

В основе может лежать подкуп, в том числе выраженный в финансировании разного рода программ, организации туристических поездок, светских раутов, приемов, размещении рекламы по сверхвысоким ставкам и т.д. Также возможно использование шантажа и угроз, дружеских, родственных, этнических, криминальных и иных связей.

Разнообразны приемы, используемые для этого вида противодействия. В частности, это может быть:

Наиболее часто применяются первые два способа.

Таким образом, при осуществлении уголовного преследования по делам о преступлениях рассматриваемого вида принципиально важно своевременно распознавать противодействие, прогнозировать его формы и принимать меры, направленные на его пресечение.

Распознавание противодействия заключается в выявлении и обнаружении признаков, по совокупности которых в действиях определенных лиц устанавливается сам факт оказания противодействия уголовному преследованию. Выявление актов информационного противодействия позволит выдвинуть версии о совершении преступления преступным сообществом, а в ряде случаев и о коррумпированных связях исследуемого сообщества. Только после этого возможно применение мер по пресечению, устранению либо нейтрализации противодействия.

Осуществляя деятельность по распознаванию противодействия, лицо, осуществляющее уголовное преследование:

  1. используя собственный опыт, опыт своих коллег и рекомендации ученых, прогнозирует круг возможных субъектов противодействия. При этом определяются характерные для этих субъектов способы воспрепятствования уголовному преследованию, значимые признаки этих видов противодействия;
  2. изучает характеристику и деятельность субъектов противодействия. Эти данные могут быть получены при изучении протоколов следственных действий, характеристик и других материалов дела. Необходимо определить позицию этих субъектов, круг их общения и связи, мотивы и цели противодействия, по возможности выявить иных лиц, заинтересованных в исходе уголовного дела;
  3. получив такую информацию, может спрогнозировать различные варианты поведения субъекта противодействия и возможное противодействие со стороны конкретных лиц; определить приемы по преодолению противодействия и результаты их применения.

Если противодействие невозможно пресечь или устранить, могут быть применены меры по его нейтрализации. Последнее представляет собой только блокирование (или обезвреживание) действий субъектов. Существенную помощь при этом может оказать анализ материалов уголовного дела, по которому оказывается противодействие. К сожалению, проведенное нами исследование показывает, что в процессуальных документах содержится очень мало сведений о противодействии на предварительном следствии, хотя такое противодействие явно оказывалось и фиксация сведений о нем вполне возможна.

Осуществляя меры по преодолению противодействия уголовному преследованию, его субъект должен действовать оперативно. Только тогда можно предупредить многие виды противодействия, воспрепятствовать уничтожению доказательств, даче заведомо ложных показаний ранее допрошенными лицами, появлению новых лжесвидетелей и т.д.

Преодоление информационного противодействия возможно лишь при условии встречного использования информации лицами, осуществляющими уголовное преследование, в интересах дела.

Информация - это не просто сообщение. Она характеризует прежде всего соотношение между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. Одно и то же информационное сообщение может содержать разное количество информации для разных людей в зависимости от накопленных знаний, уровня понимания этого сообщения и интереса к нему. Следовательно, для преодоления информационного противодействия, оказываемого преступными сообществами (преступными организациями), необходимо также использовать информацию и при этом принимать во внимание, какие сведения должны сообщаться и какому кругу лиц они предназначены.

Информация, используемая для преодоления противодействия расследованию, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, точность, ценность, своевременность, понятность, доступность и т.д. Прежде всего она всегда должна быть достоверной и в достаточной степени полной, т.е. ее должно быть достаточно для понимания и принятия нужных следствию решений (например, о явке для участия в следственных действиях).

Ожидаемую пользу может принести только своевременно полученная информация. Одинаково нежелательны как преждевременная подача информации (когда она еще не может быть усвоена), так и ее задержка (например, промедление с предоставлением в СМИ сведений о совершенном преступлении).

Если ценная и своевременная информация выражена непонятным образом, она тоже может оказаться бесполезной.

Подводя итог, можно сказать следующее:

  1. воздействие преступных сообществ на общественность через СМИ можно нейтрализовать путем опубликования наиболее важных результатов расследования. Такие публикации должны осуществляться в официальных печатных изданиях либо в телепередачах путем интервьюирования следователя, прокурора, государственного обвинителя. Для большей убедительности сообщаемой информации следует использовать наглядные материалы. Интервьюируемое лицо должно обладать навыками общения со СМИ в таком формате, хорошо владеть материалом. Важную роль играет внешний вид, манера разговора, умение говорить и убеждать;
  2. следует воздерживаться от тех интервью, комментариев и заявлений прессе, содержание которых может быть вольно или невольно искажено (при пересказе, купировании и т.п.). Например, целесообразно внимательно относиться к тому, какое именно издательство или редакция обращается с просьбой о комментариях, какие гарантии достоверности передачи информации они дают (например, визирование сообщения перед его опубликованием);
  3. предавать гласности материалы предварительного следствия в точном соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства после тщательной проверки;
  4. принимать меры к максимальному сохранению следственной тайны о ходе расследования, планах проведения следственных действий, содержании допросов и иных следственных действий. Предупредить всех участников следственных действий о недопустимости разглашения данных следствия без наличия на то разрешения следователя;
  5. осуществлять оперативно-розыскные меры, направленные на выявление предполагаемого противодействия следствию для своевременного его устранения.