Мудрый Юрист

Проблемы уголовной ответственности за незаконное пересечение границы

Александр Щербаков, первый заместитель прокурора Амурской области, кандидат юридических наук.

Обеспечение национальной безопасности России неразрывно связано с проблемами раскрытия, расследования и предупреждения транснациональных преступлений, в том числе актов международного терроризма. Концепция национальной безопасности РФ направлена на обеспечение суверенитета, неприкосновенности и целостности территории, реализацию и защиту национальных интересов и безопасности государства. Составной частью этой концепции выступает пограничная политика, объективно препятствующая распространению транснациональных преступлений, которые постоянно связываются с неконтролируемыми миграционными процессами.

Незаконная миграция в современных условиях и масштабах явилась реальной угрозой национальной безопасности России, демографическому, научно-техническому и экономическому потенциалам страны, ведет к криминализации экономики, маргинализации и социальной дифференциации населения. Кроме того, неконтролируемая миграция способствует усилению национализма, политического религиозного экстремизма, этносепаратизма, создает условия для возникновения конфликтов на этой почве.

Для России, входящей в число стран, образовавшихся из единого в прошлом государства - Союза ССР, вопросы противодействия преступности на государственной границе являются особенно актуальными. В настоящее время Российская Федерация граничит с 18 сопредельными государствами. Общая протяженность государственных границ составляет более 60 тысяч километров. Среди них - границы, совпадающие с границами бывшего СССР (Норвегия, Финляндия, Польша, Монголия, Китай, КНДР), государствами СНГ (Республика Беларусь, Украина, Казахстан, Грузия, Азербайджан), бывшими советскими республиками, не вошедшими в СНГ (Эстония, Латвия, Литва).

С Китайской Народной Республикой в настоящее время граничат шесть субъектов Российской Федерации: в Сибири - два (Республика Алтай и Читинская область), на Дальнем Востоке - четыре (Амурская область, ЕАО, Хабаровский и Приморский края). Амурская область имеет самую протяженную (1263 км) Государственную границу Российской Федерации с КНР по реке Амур. Криминогенная обстановка на российско-китайской границе и в пограничном пространстве в Амурской области характеризуется сложным комплексом международно-правовых, экономических, таможенных, иммиграционных, природоохранных и других мер и действий органов государственной власти.

9 ноября 2006 г. между правительствами России и КНР заключено Соглашение о режиме Российско-Китайской государственной границы. Согласно ст. 34 этого документа лица, нарушившие государственную границу и задержанные компетентными пограничными органами, в семидневный срок с момента задержания передаются властям государства, с территории которого была нарушена государственная граница. Это происходит в случае, если они не совершили на территории государства, компетентные власти которого его задержали, другие преступные деяния <1>. Данное Соглашение без ратификации вступило в силу после обмена нотами 8 апреля 2008 г.

<1> См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о режиме Российско-китайской государственной границы. Пекин. 2006. 9 ноября.

Вместе с тем практика применения положений данного Соглашения свидетельствует о наличии некоторых трудностей в его использовании. Так, в Соглашении отсутствуют положения, регламентирующие передачу материалов возбужденного и расследуемого уголовного дела вместе с задержанным лицом. Это означает, что указанный международный договор, к сожалению, не регулирует вопросы направления материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования иностранных граждан, совершивших преступление на территории РФ.

По данному вопросу Главным управлением международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ даны соответствующие разъяснения. Согласно ст. 3 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК) производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами на территории РФ, ведется в соответствии с правилами Кодекса. Статьей 458 УПК предусмотрено, что все материалы возбужденного и расследуемого уголовного дела передаются в Генеральную прокуратуру РФ, где решается вопрос об их направлении в компетентные органы иностранного государства для осуществления уголовного преследования. Кроме того, в случае возбуждения уголовного дела в отношении гражданина КНР на территории России отечественные правоохранительные органы в соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 34 названного Соглашения могут уведомить китайские компетентные органы о невозможности своевременной передачи лица в связи с необходимостью осуществления его уголовного преследования на территории РФ <2>.

<2> См.: разъяснения Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры РФ от 6 декабря 2007 г., 21 мая 2008 г.

Формирование новых межгосударственных отношений, резкий переход к политике "открытых дверей" при одновременном снижении пограничного и иммиграционного контроля - эти и другие факторы сделали российскую территорию достаточно свободной для незаконной миграции. Законодатель установил уголовную ответственность за незаконное пересечение государственной границы, организацию незаконной миграции и противоправное изменение государственной границы в виде ст. ст. 322, 322.1 и 323 Уголовного кодекса РФ (далее - УК).

Данные нормы направлены на охрану конституционного строя государства, целостности и безопасности Государственной границы России.

В структуре Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. нормы о нарушении режима Государственной границы РФ (ст. 83) и противоправном изменении Государственной границы РФ (ст. 83.1) были помещены в главе первой Особенной части УК РСФСР "Государственные преступления", а также во второй раздел этой главы "Иные государственные преступления". Тем самым советский законодатель подчеркнул повышенную общественную опасность данных видов преступлений, установив приоритет в уголовно-правовой охране именно государственных интересов и национальной безопасности, вред которым наносило совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 83 и 83.1 УК РСФСР.

Российский законодатель не воспринял советскую уголовно-правовую доктрину "государство - общество - личность", выстроив иерархию охраняемых законом ценностей в диаметрально противоположном порядке, закрепленном в Конституции РФ, т.е. "личность - общество - государство", сделав тем самым акцент на преимущественной защите интересов личности и общества, а не государства. В связи с этим нормы о незаконном пересечении и противоправном изменении государственной границы в структуре УК были перемещены в гл. 32 "Преступления против порядка управления" раздела X "Преступления против государственной власти".

Общая уголовно-правовая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 322, 322.1 и ст. 323 УК, может быть представлена следующим образом. Общим видовым объектом указанных выше преступлений выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование управленческих отношений в сфере охраны неприкосновенности Государственной границы РФ. По законодательной конструкции рассматриваемые преступления являются формальными составами. Их объективная сторона выражается в виде активных действий, субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины. Думается, что эту группу норм можно объединить в одну главу, классифицируя по видовому объекту, и назвать ее "Преступления против Государственной границы Российской Федерации".

С учетом актуальности противодействия преступности в сфере охраны неприкосновенности границы, ее повышенной опасности представляется также целесообразным поместить названную группу норм в главу 29 УК "Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства", выделив в указанной главе главу 29-а под названием "Преступления против Государственной границы Российской Федерации".

Похожий вариант решения при формировании нового уголовного законодательства предлагал Н.А. Стручков. "Что касается крупных глав, - писал он, - то входящие в них нормы следует систематизировать в зависимости от видовых объектов, занимающих промежуточное положение между родовыми и непосредственными объектами" <3>. Н.А. Беляев также указывает на необходимость подобного решения: "Выделяя ту или иную группу общественных отношений в качестве специального субъекта, законодатель подчеркивает тем самым, что охране этой группы отношений государство придает важное значение" <4>.

<3> Стручков Н.А. Объект преступного посягательства и система Особенной части УК РФ // Советское государство и право. 1987. N 12. С. 93.
<4> Беляев Н.А. Избранные труды. СПб., 2003. С. 267.

Целесообразность такого подхода к формированию Особенной части УК подтверждается и данными социологического мониторинга. В пользу исключения ст. ст. 322, 322.1 из гл. 32 УК высказались в среднем около 20% респондентов, а в среде работников правоохранительной системы этот показатель достигает 26% <5>.

<5> См.: Щербаков А.В. Управленческие преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Благовещенск, 2007. С. 125.

Рассмотрим более подробно уголовно-правовую характеристику преступлений, предусмотренных ст. ст. 322, 322.1, 323 УК РФ.

Норма о незаконном пересечении государственной границы впервые появилась в России с принятием УК РСФСР 1926 г. В ст. 83 УК РСФСР 1960 г. также была установлена ответственность за нарушение режима Государственной границы России. Определение дефиниции незаконного пересечения государственной границы практически без изменений перешло из УК РСФСР 1960 г. в УК 1996 г. (ст. 322 в гл. 32 "Преступления против порядка управления").

По оценкам экспертов, в Российской Федерации насчитывается от 10 до 15 млн. незаконных мигрантов. На сегодняшний день Россия занимает третье место в мире по их притоку. За последние 5 лет количество задержанных на российской границе нелегальных мигрантов возросло почти в 10 раз <6>.

<6> См.: Голик Ю., Балашова Т. и др. Нелегальная и криминальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. 2008. N 2. С. 121.

Всего за последние 12 лет в России совершено около семи тысяч (6799) преступлений, предусмотренных ст. 322 УК, из них в 1997 г. - 28, в 1998 г. - 54, в 1999 г. - 44, в 2000 г. - 44, в 2001 г. - 58, в 2002 г. - 93, в 2003 г. - 212, в 2004 г. - 330, в 2005 г. - 639, в 2006 г. - 1595, в 2007 г. - 1728, в 2008 - 1974. На территории Дальневосточного федерального округа за этот же период зарегистрировано 764 деяния этого рода, что составляет около 11% от общего их количества по России. Относительно статистических данных о преступности в Амурской области примечательно то, что если в 1997 - 2005 гг. в ней было зарегистрировано всего одно деяние, квалифицированное по признакам ст. 322 УК РФ (в 2003 г.), то в 2006 г. таких деяний было совершено 25, в 2007 г. - 23, в 2008 г. - уже 33.

Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 322 УК, следует признать режим государственной границы, устанавливающий порядок ее пересечения физическими лицами. Общественная опасность преступления состоит в том, что оно подрывает основы управленческой деятельности, ослабляет установление режима государственной границы.

Режим государственной границы - установленная федеральными законами, международными договорами система правил, включающих в себя: содержание государственной границы; пересечение государственной границы; перемещение через государственную границу грузов, товаров и животных; ведение на государственной границе либо вблизи ее на территории РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности; разрешение с иностранными государствами инцидентов, связанных с нарушением установленных правил.

Согласно ст. 1 Закона о государственной границе, таковая "есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) РФ, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета РФ <7>. Прохождение государственной границы, если иное не предусмотрено международными договорами РФ, устанавливается:

<7> Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" // Ведомости Верховного Совета РФ. 1993. N 17. С. 594.

К территориальному морю РФ относятся прибрежные морские воды шириной 12 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива, как на материке, так и на островах, принадлежащих РФ, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ и объявляются в "Известиях мореплавателям".

Государственная граница охраняется органами и войсками Федеральной пограничной службы РФ, ее вооруженными силами, другими войсками и воинскими формированиями. К охране государственной границы могут привлекаться войсковые казачьи общества. Отдельные участки государственной границы являются неохраняемыми согласно договорам с сопредельными государствами (например, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь). Поэтому в ст. 322 УК установлена ответственность только за незаконное пересечение охраняемой государственной границы. Незаконное пересечение ее неохраняемого участка не является действием преступным и не может влечь ответственности по ст. 322 УК.

Объективную сторону преступления образует действие - незаконное пересечение государственной границы. Под таковым понимается фактическое перемещение лица через государственную границу любым способом (в том числе с использованием транспорта) в любом направлении:

Для квалификации содеянного по ч. 1 ст. 322 УК достаточно одного из названных условий нарушения.

В связи с изложенным нельзя не обратить внимание на высказанное А.Р. Саруханяном предложение, суть которого в том, что в процессе совершенствования диспозиции данной статьи необходимо установить уголовную ответственность за пересечение границы в неустановленном месте либо минуя пограничный контроль <8>. В теории уголовного права сложилось достаточно устойчивое мнение по поводу действий виновного лица, образующих объективную сторону рассматриваемого деяния, поэтому вполне логичными выглядят рекомендации о приведении текстуального изложения нормы в соответствие с выработанным практикой подходом к ее пониманию.

<8> См.: Саруханян А.Р. Преступления против порядка управления: общая характеристика, вопросы квалификации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002. С. 17.

Порядок пересечения границы регламентирован также в Федеральном законе от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" <9> (в редакции Федерального закона от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ). Понятие действительных документов и порядок получения разрешения также предусмотрены этим Законом.

<9> См.: СЗ РФ. 1996. N 34. Ст. 4029; 2004. N 27. Ст. 2711.

Основными документами для граждан РФ являются паспорт, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка). Соответствующие документы установлены для иностранных граждан и лиц без гражданства. Надлежащее разрешение означает, что у лица имеется надлежаще оформленный действительный документ на право выезда или въезда в РФ, полученный в порядке, установленном ее законодательством.

Недействительными документами признаются поддельные (полностью или частично), оформленные на других лиц, просроченные, с оттисками устаревших печатей и штампов, без специальных отметок пограничной службы, неправильно оформленные заграничные паспорта и визы, а также иные документы, оформленные с нарушением специальных правил пересечения государственной границы.

Состав рассматриваемого преступления носит характер формального, т.е. противоправное деяние считается оконченным с момента фактического пересечения линии государственной границы пешеходным способом, на любом транспорте, тайно или открыто, легально (в установленных местах пропуска через границу) или нелегально.

Субъективная сторона преступления предполагает его совершение с прямым умыслом. При этом лицо осознает общественную опасность незаконного перемещения через границу и желает осуществить такое деяние. Способ пересечения границы не влияет ни на момент окончания преступления, ни на квалификацию содеянного.

Субъектом преступления может быть физическое вменяемое, достигшее 16 лет лицо, являющееся гражданином РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства.

Часть 2 ст. 322 УК устанавливает ответственность за незаконное пересечение охраняемой Государственной границы РФ, совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо с применением насилия или угрозой его применения. В соответствии со ст. 35 УК анализируемое преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном незаконном пересечении государственной границы.

Преступление признается совершенным организованной группой, если незаконное пересечение государственной границы совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Высокая степень организации в этом случае определяется запланированным созданием преступной группы со строго ограниченным кругом лиц, четким планированием совершения преступления и жестким распределением функций соучастников до, во время и после совершения преступления.

Незаконное пересечение охраняемой государственной границы может сопровождаться применением насилия или угрозы насилием в отношении лиц, препятствующих этому. Под угрозой применения насилия следует понимать психическое воздействие на потерпевшего (потерпевших) с целью пресечения воспрепятствования незаконному пересечению государственной границы. Под применением насилия в данном случае понимается физическое воздействие на потерпевшего с причинением вреда его здоровью небольшой или средней тяжести. Незаконное пересечение государственной границы, сопряженное с умышленным причинением тяжкого вреда здоровью, следует квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 322 и ст. 111 УК.

Согласно примечанию к ст. 322 УК, ее действие не распространяется на случаи прибытия в РФ с нарушением правил пересечения государственной границы иностранных граждан и лиц без гражданства для использования права политического убежища в соответствии с Конституцией, если в действиях этих лиц не содержится иного состава преступления.

Политическое убежище Российской Федерацией не предоставляется, если лицо преследуется за пределами РФ за деяние, признаваемое в РФ преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; привлечено в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда на территории РФ; прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование; прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; прибыло из страны, с которой Российская Федерация имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище <10>.

<10> См.: Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утв. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 // СЗ РФ. 1997. N 30. Ст. 3601 (в ред. от 27 июля 2007 г.).

Справедливости ради следует заметить, что примечание к ст. 322 УК иногда может недобросовестно использоваться субъектами указанного преступления. Ведь право на политическое убежище, предусмотренное Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией РФ, еще не означает, что политическое убежище непременно будет предоставлено.

Субъекты преступления могут использовать это в целях своего оправдания. Они имеют возможность ссылаться, что незаконно пересекли Государственную границу РФ исключительно ради того, чтобы воспользоваться правом политического убежища, что затрудняет доказывание по делу.

Законодатель сам невольно подсказывает незаконным мигрантам, что если держать в кармане письменное заявление о предоставлении политического убежища, то можно смело пересекать границу, тем более что в примечании не сказано, что от уголовной ответственности освобождаются лица, получившие затем политическое убежище. Достаточно того, что они просто прибыли в РФ "для использования права политического убежища", хотя и с нарушением правил пересечения государственной границы.

В связи с вышеизложенным необходимым выглядит исключение из законодательной конструкции ст. 322 УК рассмотренного примечания. В уголовном законе названо достаточное число иных обстоятельств, исключающих преступность деяния и освобождающих от уголовной ответственности (крайняя необходимость, малозначительность).

Анализ преступности в сфере незаконного пересечения государственной границы свидетельствует об актуальности проблемы обеспечения суверенитета Российской Федерации и режима ее государственной границы. В этой ситуации первейшей задачей правоохранительных органов является консолидация усилий в сфере контроля миграционных потоков, проходящих через Государственную границу РФ, обеспечение эффективной защиты общественных отношений, связанных с организацией и регулированием миграционных процессов.

Думается, что предложения по совершенствованию уголовного законодательства, направленного на противодействие незаконному пересечению государственной границы, высказанные в данной статье, будут услышаны законодателем и приняты во внимание практическими работниками в ходе правоприменительной практики и правоохранительной деятельности.

Пристатейный библиографический список

  1. Беляев Н.А. Избранные труды. СПб., 2003.
  2. Голик Ю., Балашова Т. и др. Нелегальная и криминальная миграция как угроза национальной безопасности Российской Федерации // Уголовное право. 2008. N 2.
  3. Саруханян А.Р. Преступления против порядка управления: общая характеристика, вопросы квалификации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2002.
  4. Стручков Н.А. Объект преступного посягательства и система Особенной части УК РФ // Советское государство и право. 1987. N 12.
  5. Щербаков А.В. Управленческие преступления: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Благовещенск, 2007.