Мудрый Юрист

Культурный потенциал муниципального образования как важнейший фактор его развития

Дубровская Ю.В., консультант Контрольно-счетной палаты г. Перми, старший преподаватель кафедры "Управление финансами" гуманитарного факультета ГОУ ВПО "Пермский государственный технический университет".

В своем Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ на 2009 г. <1> Президент РФ среди важнейших приоритетов отметил формирование и расширение возможностей духовного развития. Как справедливо заметил профессор С.И. Носов, "индикатором духовного здоровья общества является интерес рядовых граждан к вопросам культуры" <2>. Действительно, именно культура формирует духовный мир человека.

<1> Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2009 г. от 23 июня 2008 г.
<2> Носов С.И. Права граждан в области культуры // Культура: управление, экономика, право. 2008. N 2. С. 18.

Под культурой в широком смысле понимается определенный уровень развития человека и общества, выражающийся в различных формах организации деятельности людей и в качестве создаваемых материальных и духовных ценностей <3>. Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям каждого гражданина РФ гарантируется Конституцией РФ (ст. 44) и Законом от 9 октября 1992 г. N 3612-1 "Основы законодательства Российской Федерации о культуре".

<3> Кротова Н.В. Культурологический аспект интеллектуального человеческого капитала сферы культуры // Культура: управление, экономика, право. 2004. N 4. С. 15.

Кроме того, Правительством РФ четко обозначена цель государственной политики в сфере культуры - развитие и реализация культурного и духовного потенциала каждой личности и общества в целом <4>.

<4> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года".

Между тем, несмотря на признание необходимости поддержки и развития культуры в России высшими органами власти страны, проблемам формирования и реализации культурного потенциала не уделяется должного внимания местными органами власти. Недостаточно раскрыта проблематика культурного потенциала и в большинстве научных исследований, связанных с вопросами развития муниципальных образований. Большинство из них посвящены проблемам реализации экономического, инновационного, финансового, природного, трудового и других потенциалов территории. Но для чего нужен устойчивый рост экономики, развитие финансовой системы, если не будет главного потребителя - человека? Катастрофический рост смертности в России, идущий с заметным опережением по отношению к рождаемости, - главный результат пренебрежения духовным миром человека. Такие феномены, как апатия и цинизм, рост преступности, болезней, катастроф, разочарование и неверие в политику реформ, являются не менее, а более четкими индикаторами кризиса, чем инфляция, спад производства, неплатежи и т.п. <5>. Как справедливо заметил академик РАН Д.С. Львов, "в России сегодня нужно оживлять не тело, а дух нации" <6>, ее культурный потенциал.

<5> Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика, 2004. С. 18.
<6> Там же. С. 18.

Так как Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст. 14) относит обеспечение населения услугами организаций культуры и создание условий для организации досуга к вопросам местного значения, культурный потенциал будет рассматриваться нами как важнейшая составляющая ресурсного потенциала муниципального образования. На сегодняшний день недостаточная разработанность проблематики культурного потенциала вызывает разрозненность знаний и приводит к размытости границ понятия.

В этимологическом значении термин "потенциал" происходит от латинского potentia и означает "могущий", буквально "могущий быть". Отрасль культуры призвана приобщать людей к достижениям культуры, воспитывать культурного человека.

Исходя из вышесказанного, культурный потенциал муниципального образования, включающий в себя нравственный, моральный, духовный, творческий факторы развития, - это возможности совокупного объема реализуемых и нереализуемых культурных ценностей, доступных на данном этапе развития общества, максимально удовлетворить потребности населения.

Деятельность органов местного самоуправления в области культуры должна быть направлена на обеспечение общедоступности культурной деятельности, культурных ценностей для населения. Исторически сложилось разделение всех населенных пунктов на два основных типа - город и село.

В России среди различных типов муниципальных образований, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (ст. 2), по количеству преобладают сельские поселения (82,2% от общего числа муниципальных образований), при том что в них проживает около 23% общего населения страны <7>.

<7> Барциц И.Н., Бакушев В.В. Актуальные вопросы развития муниципальных образований. М.: РАГС, 2008. С. 20.

Социально-экономические и экологические особенности города и села способствуют формированию сельского и городского образа жизни <8>. Городской образ жизни обеспечивает хорошую доступность объектов социальной инфраструктуры, обусловливающих широкие возможности выбора форм общения и проведения свободного времени. Сельский образ жизни характеризуется затруднениями в творческом росте, меньшими социально-культурными возможностями. В результате не вызывает сомнения факт существенного различия в соотношении удельного веса расходов на услуги культурного назначения и организации отдыха в общем объеме потребительских расходов городского и сельского населения.

<8> Шарыгин М.Д. Территориальные общественные системы. П.: ПГУ, 2003. С. 83.

В городах формирование и реализация культурного потенциала неизбежны, что объясняется множеством объектов культуры, большинство из которых не относятся к муниципальным учреждениям. Роль органов власти городских округов сводится лишь к созданию условий для организации указанных учреждений (предоставление площадей, земель и т.д.), а конкретные услуги организаций культуры предоставляются предпринимателями. Совершенно иная ситуация складывается на селе: в связи с низким платежным спросом населения зачастую единственным объектом досуга является дом культуры, ориентированный на проведение разноплановых мероприятий для всех возрастных групп. Как заметил В.В. Путин, "поселковые клубы... являются настоящими центрами культурной жизни... и особенно нуждаются в поддержке" <9>. Так как забота о содержании этих объектов, как правило, возлагается на муниципальные органы культуры, органам местного самоуправления поселений необходимо обращать особое внимание на вопросы формирования и реализации культурного потенциала на своей территории. Действительно, комфортность проживания населения в муниципальном образовании во многом зависит от того, как местная власть относится к дому культуры: видит в нем обременительный объект затрат или же значимый объект досуга.

<9> Путин В.В. Вступительное слово Президента Российской Федерации // Материалы заседания Государственного совета Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. М.: Издательство ИМХО, 2007. С. 119.

Под досугом понимается свободное, незанятое время <10>. К. Маркс считал свободное время основным мерилом богатства коммунистического общества, поскольку оно служит условием для всестороннего развития личности <11>. Система предпочтений и ценностная направленность досуга как ничто другое характеризуют уровень культуры человека. На выбор вида досуговой деятельности влияет много факторов образовательного, социального, экономического характера, а также состояние материально-технической базы учреждений культуры как основы социального досуга <12>.

<10> Даль В. Толковый словарь // Slovopedia.com, 2007. URL: http://www.slovopedia.com/1/196/730559.html.
<11> Маркс К. Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 46. Ч. 2. С. 217.
<12> Зотов В.Б. Система муниципального управления. СПб.: ПИТЕР, 2007. С. 213.

Несмотря на недостаточность финансирования и постоянно ухудшающееся состояние материально-технической базы сельских учреждений культуры, направления их деятельности остаются неизменными: реализация творческих возможностей, самовыражение в рамках широкой социальной контактности, сохранение народных традиций и культурного наследия, бережное отношение к истории своего края и т.д. В своем Бюджетном послании Федеральному Собранию РФ на 2009 г. <13> Президент РФ среди важнейших приоритетов отметил, что "один из факторов, способных серьезно упрочить нашу Федерацию, - это поддержка национальных традиций и культур народов России...". Как совершенно справедливо отметил профессор В.М. Чижиков, сущность сельской культуры составляют не только и не столько культурные, художественные, эстетические шедевры, сколько духовное творчество и практический опыт людей, которые по крупицам накапливают элементарные, простые, но непреходящие ценности, что в конечном итоге превращается в общечеловеческие ценности <14>.

<13> Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2009 г. от 05.11.2008.
<14> Чижиков В.М. Народная культура - основа формирования мировоззрения человека // Культура: управление, экономика, право. 2008. N 4. С. 4.

В среднем удельный вес расходов на культуру в консолидированных бюджетах муниципальных районов (муниципальный район - несколько поселений, объединенных общей территорией <15>) составляет около 6%, а в денежном выражении годовые расходы на культурные мероприятия в среднем по поселениям не превышают 1,5 млн. руб. <16>.

<15> Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Ст. 2.
<16> По данным Управления финансов Кунгурского муниципального района на 1 января 2009 г.

Совершенно закономерно возникает вопрос: оказывает ли влияние уровень культурной среды, реализация культурного потенциала на развитие муниципального образования?

Для ответа на первый вопрос обратимся к достижениям западной экономической теории, в которой описаны замкнутые круги нищеты. Попав в них, страна (регион, муниципальное образование) все ниже опускается по относительному уровню развития <17>. Рассмотрим "круг отсталости", связанный с отсталостью культурной среды муниципального образования (рис. 1).

<17> Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика, 2004. С. 283.
                     -----------¬
¦Отсталость¦
------------¬ ¦экономики ¦ ---------------¬
¦ Уменьшение¦ L----T------ ¦ Нехватка ¦
¦ налоговых ¦ ¦ ---+средств на ¦
¦поступлений+---¬ ¦ ¦ ¦финансирование¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ культуры ¦
L------------ ¦ ¦ ¦ L---------------
------------¬ -+-----+------+-¬ ------------------¬
¦Отток раб. ¦ ¦ Развитие ¦ ¦ Низкий уровень ¦
¦ силы, +----+муниципального +--------+ культ. среды, ¦
¦снижение ¦ ¦ образования ¦ ¦неорганизованный ¦
¦производи- ¦ LT------T-----T-- ¦ досуг, ¦
¦тельности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ невыражение ¦
¦ труда ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ творчества ¦
L------------ ¦ ¦ ¦ L------------------
---------¬ ¦ ¦ ¦ --------------¬
¦Рост +------ ¦ L----+ Искаженная ¦
¦расходов¦ -----+-------¬ ¦ система ¦
¦бюджета ¦ ¦ Рост ¦ ¦ предпочтений¦
L--------- ¦ заболеваний¦ ¦ и ценностей ¦
¦ соц. ¦ ¦ общества ¦
¦ характера, ¦ L--------------
¦ деградация ¦
¦ населения, ¦
¦ рост ¦
¦преступности¦
L-------------

Рис. 1. "Круг отсталости", связанный с отсталостью культурной среды муниципального образования.

Прокомментируем рис. 1: из-за низкого уровня экономического развития муниципальное образование не выделяет достаточных средств на финансирование культуры, формирование и реализацию культурного потенциала. Это обусловливает низкий уровень культурной среды муниципального образования и неорганизованный досуг населения. Далее постепенно формируется искаженная система предпочтений и ценностей населения муниципального образования, прогрессирует рост заболеваний социального характера (алкоголизм, наркомания, венерические заболевания и т.д.), преступности, что приводит к постепенному оттоку лучшей рабочей силы поселения и росту бюджетных расходов на здравоохранение, выплату социальных пособий, охрану общественного порядка. В результате в муниципальном образовании фиксируется снижение производительности труда и уменьшение налоговых поступлений. Все это является важнейшими причинами отсталости экономики, которая не может выделить необходимые инвестиции в культуру для кардинального изменения существующего положения. Это наглядно иллюстрирует влияние уровня культурной среды, реализации культурного потенциала на развитие муниципального образования. Именно культурная сфера определяет духовное воспроизводство трудовых ресурсов и в конечном итоге способствует повышению уровня жизни и городского, и сельского населения <18>.

<18> Масленникова Е.Е. Услуги культурно-досуговой сферы в структуре потребления сельских домохозяйств // Культура: управление, экономика, право. 2007. N 4. С. 19.

Таким образом, проблемам повышения уровня культурной среды должно быть уделено повышенное внимание при разработке программ социально-экономического развития муниципальных образований <19>. Конкретные направления по реализации культурного потенциала, как представляется, должны быть детально описаны в муниципальных целевых программах по развитию культуры.

<19> В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

На сегодняшний день, несмотря на наличие в большинстве муниципальных образований программ социально-экономического развития и целевых программ по развитию культуры, проблемы формирования и реализации культурного потенциала остаются нерешенными. Причина понятна: поддержание народных промыслов и традиций, возрождение духовности, свободное и всестороннее развитие личности требуют определенных затрат местного бюджета <20>.

<20> Львов Д.С., Гранберг А.Г., Егоршин А.П. Стратегическое управление: регион, город, предприятие. М.: Экономика, 2004. С. 363.

Конечно, реализация любого потенциала предполагает начальное финансирование, инвестиции, которые в дальнейшем принесут какой-либо эффект. Средства, вложенные в формирование и реализацию культурного потенциала, не принесут сверхприбыли - дивиденды от таких вложений будут иметь социальную направленность. Но именно эти инвестиции в перспективе способны уменьшить расходы любого муниципального образования практически по всем разделам бюджетной классификации и сыграть решающую роль в его социально-экономическом развитии.