Мудрый Юрист

Авторское право на учебные ресурсы в условиях применения интерактивных форм обучения

Волков А.С., главный юрисконсульт компании "АДВОКС", аспирант Современной гуманитарной академии.

В связи с тем что в настоящее время при проведении лекций и семинарских занятий все больше используются интерактивные формы обучения, в том числе посредством сети Интернет, автор статьи пишет о необходимости обеспечения интеллектуальных прав авторов и иных правообладателей в отношении учебных ресурсов.

Современное российское юридическое образование, как и вся система российского образования в целом, находится в стадии реформирования. Целью реформирования провозглашена модернизация образования, формирование такой образовательной модели, которая была бы адекватна современным вызовам глобализации и информационного общества.

Наряду с такими традиционными формами предоставления научных знаний студентам, как лекции, семинарские и практические занятия, в современном образовании все активнее используются интерактивные, дистанционные формы обучения, в том числе посредством сети Интернет.

Между тем полноценное внедрение, практическое применение и дальнейшее совершенствование интерактивных форм обучения невозможно представить без обеспечения такого правового режима использования учебных ресурсов, при котором будут соблюдены права и законные интересы не только собственников материальных носителей, содержащих учебные ресурсы, но и интеллектуальных прав авторов и иных правообладателей в отношении таких учебных ресурсов.

Следует отметить, что учебные ресурсы в большинстве случаев являются результатом интеллектуальной деятельности их создателей и могут быть представлены как в виде учебных пособий (учебно-наглядные и учебно-методические пособия, рабочие тетради, учебные программы, практикумы и т.д.) <1>, так и в виде информационных ресурсов (базы данных и знаний, информационно-поисковые и информационно-справочные системы, автоматизированные библиотечные системы, электронные журналы, файловые массивы, автоматизированные учебные курсы, компьютерные тренажеры и т.д.) <2>.

<1> См.: Приказ Минобразования России от 14 июля 1999 г. N 81 "Об утверждении Положения о порядке присвоения учебным изданиям грифа Министерства образования Российской Федерации" (с изм., согл. Приказом Минобразования России от 9 июля 2003 г. N 2959).
<2> См.: Приказ Минобразования России от 16 декабря 1996 г. N 481 "О проведении работ по учету и дальнейшему использованию информационных ресурсов учреждений образования и науки Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации".

Учебный ресурс, как и любое другое произведение, соответствующее критериям охраноспособности, подлежит охране авторским правом. При этом автором учебного ресурса, являющегося произведением науки, литературы или искусства, признается гражданин, творческим трудом которого создан такой учебный ресурс (ст. 1257 ГК РФ) <3>.

<3> См.: Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 8 ноября 2008 г.).

Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Причем авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т.д.); устной (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме и т.д.) звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и т.д.); в виде изображения (рисунка, эскиза, картины, плана, чертежа, видео- или фотокадра и т.д.); объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и т.д.) и в других формах. Часть произведения (включая его название), которая удовлетворяет указанным требованиям и может использоваться самостоятельно, также является самостоятельным объектом авторского права.

К объектам авторского права также относятся: производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

Хотелось бы подчеркнуть, что особую роль в юридическом образовании играют информационно-поисковые и информационно-справочные системы, а также учебные ресурсы в виде баз данных, что неудивительно, учитывая необходимость классификации и систематизации больших объемов информации, которая носит юридический характер. В соответствии со ст. 1260 ГК РФ базой данных признается представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). Следует учитывать, что к базам данных может быть отнесен также интернет-сайт, поскольку в большинстве случаев такой сайт состоит из совокупности информационных документов, систематизированных определенным образом.

Для того чтобы учебные ресурсы могли быть использованы в интерактивном режиме, необходимо перевести их в соответствующую цифровую форму, при этом перевод произведения в цифровую форму является либо переработкой произведения, либо его воспроизведением, либо одновременно и тем и другим. Например, сканирование с последующим распознанием литературного текста означает его воспроизведение, но не переработку, в то же время компрессия звука в формате MP3 в отношении смежных прав на фонограмму будет являться переработкой.

Учитывая, что переработка, как и воспроизведение, относятся к исключительным имущественным авторским правам (ст. 1270 ГК РФ), подобное использование учебных ресурсов без соответствующих правомочий будет являться нарушением авторских прав.

При использовании результатов интеллектуальной деятельности (к которым, как уже отмечалось, относится многие учебные ресурсы) посредством сети Интернет во многом происходит существенное изменение условий их использования по сравнению с классическими видами, тогда как природа исключительных прав на такие объекты остается прежней.

Во-первых, при размещении произведений в сети Интернет невозможно определить количество копий произведения. Действительно, если для произведения, выраженного в материальной форме и записанного на традиционных носителях (например, бумажный носитель), можно четко определить количество распространенных копий, то в случае с сетью Интернет этот вопрос остается открытым. Если кто-нибудь размещает произведение на сайте, то теоретически он изготавливает одну копию, но фактически этот объект может быть скопирован неограниченное количество раз. Любая информация, находящаяся в компьютерной сети в свободном доступе, может быть легко и с минимальными затратами скопирована. Купив книгу в магазине, человек читает ее сам и может впоследствии дать прочитать ее родственникам, т.е. лицам, которых можно отнести к обычному кругу семьи, а также друзьям и знакомым, в то время как с помощью сети Интернет одно и то же произведение может быть воспроизведено и использовано одновременно несколькими сотнями и даже тысячами лиц.

Во-вторых, все объекты, представленные в сети Интернет, обладают способностью сохранять все признаки охраноспособности, поскольку при воспроизведении в электронной форме они не подвергаются физическому износу. Они не стареют, не теряют потребительских свойств и могут храниться на протяжении долгого времени. Это позволяет очень легко воспроизвести их в любой момент с помощью технических средств, и каждая последующая копия будет ничем не хуже предыдущей, в отличие от ситуации с традиционными носителями.

С точки зрения охраны авторского права особенности использования учебных ресурсов в сети Интернет определяются прежде всего изменением роли аудитории по сравнению с классическими видами их использования. Если при традиционных способах использования учебных ресурсов активная роль отводится лицу, непосредственно исполняющему произведение, осуществляющему вещание в эфир, распространяющему произведение иными способами, в то время как зрителям, читателям или слушателям (пользователям) остается только пассивно воспринимать это произведение, то относительно использования произведения посредством сети Интернет схема распределения ролей кардинально меняется.

Активная роль в использовании произведения посредством сети Интернет отводится именно пользователю, поскольку пользователь самостоятельно совершает определенные действия, направленные на получение доступа к произведению, размещенному с помощью сети Интернет. По инициативе пользователя сети Интернет происходит воспроизведение произведения, например, при копировании интересующего пользователя произведения на жесткий диск его компьютера, если такое копирование не составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса (пп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

В то же время лицо, разместившее с помощью сети Интернет произведение, своими действиями доводит произведение до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения), распространяет произведение путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. В некоторых случаях можно говорить о воспроизведении произведения лицом, разместившим его, например, на выделенных пространствах жестких дисков провайдеров или иных лиц, осуществляющих свою деятельность посредством сети Интернет.

Специфические особенности сети Интернет как информационной среды, бесспорно, способствуют самому широкому использованию учебных ресурсов посредством этой глобальной компьютерной сети. В то же время простота копирования электронных материалов - текстов, изображений, фотографий, аудио- и видеороликов - способствует всевозможным нарушениям авторских прав на учебные ресурсы именно при использовании их посредством сети Интернет.

К способам защиты авторских прав на учебные ресурсы можно отнести гражданско-правовые, административные и уголовно-правовые.

В соответствии со ст. 1252 ГК РФ обладатели исключительных авторских и смежных прав вправе требовать от нарушителя: признания прав; пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; возмещения убытков; выплаты компенсации в сумме от 10000 до 5000000 руб., определяемой в судебном порядке, а также иных мер защиты исключительных прав на произведения.

Административную ответственность за незаконное использование некоторых объектов исключительных прав предусматривает Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях <4>. В частности, ст. 7.12 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода. Ответственность предусмотрена в виде штрафа: на граждан в размере от 1500 до 2000 рублей, на должностных лиц - от 10000 тысяч до 20000 тысяч, на юридических лиц - от 30000 тысяч до 40000 тысяч рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

<4> См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.).

Уголовно-правовые способы защиты авторских прав выражаются в виде применения мер уголовной ответственности. Так, ст. 146 Уголовного кодекса РФ <5> предусматривает наказание за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, а также незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, приобретение, хранение, перевозку контрафактных экземпляров произведений или фонограмм с целью сбыта, совершенные в крупном размере. За присвоение авторства назначается наказание в виде штрафа в размере до 200000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо ареста на срок от 3 до 6 месяцев; за незаконное использование - штрафа в размере до 200000 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательных работ на срок от 180 до 240 часов, либо лишения свободы на срок до 2 лет. Уголовная ответственность наступает при наличии крупного ущерба, в настоящее время 50000 рублей. Данная статья применяется также в отношении незаконного использования программ для ЭВМ и баз данных.

<5> См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (в ред. от 13 февраля 2009 г.).