Мудрый Юрист

Система внутреннего контроля как способ повышения качества управления деятельностью аптечной организации

"Ремедиум", 2007, N 5

Новые условия хозяйствования, основанные на закономерностях и особенностях развития фармрынка, требуют принципиально нового подхода к управлению аптечными организациями. Рыночная экономика более, чем плановая государственная, подвержена внешним, случайным воздействиям. Для того чтобы подготовить предприятие к внезапным изменениям во внешней среде, обосновать критические параметры его развития, необходимо повышать качество управления аптечной организацией и ее управляемость.

Фарморганизации на рынке представлены структурами, реализующими лекарственную помощь. Специфика этой деятельности определяется тем, что она ориентирована на выполнение как социальной функции - обеспечение населения товарами аптечного ассортимента, так и экономической - повышение дохода, обеспечивающего само существование аптеки. Обеспечение финансовой устойчивости и повышение эффективности деятельности в современных условиях достигается при помощи постоянного мониторинга основных процессов, влияющих на результаты деятельности.

Эффективное управление деятельностью фарморганизации все в большей мере зависит от качества информационного обеспечения. Сегодня оно основано преимущественно на данных бухгалтерской отчетности, которые не позволяют объективно и оперативно оценить внутреннее состояние организации, т.к. фиксируют прошлые события и рассчитаны в основном на коммуникацию с внешними пользователями [1, 4, 5, 10].

На основе обобщения данных литературы и собственных исследований нами установлено, что для повышения эффективности деятельности и, соответственно, качества управления аптечной организацией необходимы:

Таким образом, разработка адаптационных механизмов управления на современном этапе предполагает обязательное осуществление учета и повседневного внутреннего контроля всех производственных процессов.

Нами предложены методические рекомендации по внедрению в территориальных объединениях "Фармация" системы управленческого учета, которая может быть единой либо состоять из самостоятельных подсистем, как, например, система внутреннего контроля (СВК), предусматривающая децентрализацию управленческого процесса за счет организации центров ответственности <*> [5, 6, 7].

<*> Центр ответственности - структурный элемент предприятия, в пределах которого менеджер несет ответственность за целесообразность полученных доходов или понесенных расходов.

Так, систему внутреннего контроля аптечной организации представляют, с одной стороны, управленческо-финансовый контроль через децентрализованное руководство, с другой стороны - внутрихозяйственный аудит.

Построению децентрализованной организационной структуры должно предшествовать создание глубоко проработанных положений, стандартов, инструкций и иных регламентирующих документов [5, 7].

Организация центров ответственности. Одна из наиболее важных задач - правильно сформировать центры ответственности и определить сферу их полномочий.

На основании проведенных научных исследований нами разработан и предложен примерный перечень центров ответственности фарморганизации, оказывающих влияние на результаты деятельности (табл. 1).

Таблица 1

Примерные центры ответственности аптечной организации

  Перечень центров   
ответственности
 Перечень операционных и 
специальных бюджетов
   Финансовые   
бюджеты
Формирование доходов 
маркетингово-сбытовой
деятельности аптечной
организации
Бюджет объема продаж;    
бюджет доходов от иных
видов деятельности;
бюджет льготного и
бесплатного отпуска;
бюджет товарных запасов
(ассортимент,
ценообразование,
оборачиваемость)
Доходов и       
расходов
Формирование расходов
Бюджет коммерческих,     
управленческих,
внереализационных
расходов; бюджет
производственных расходов
(оценка себестоимости и
калькулирования
продукции)
Бюджет движения 
денежных средств
Формирование         
маржинального дохода
Бюджет себестоимости     
реализованной продукции;
бюджет валового дохода;
бюджет условно-постоянных
затрат
Прогнозный      
бухгалтерский
баланс
Формирование прибыли 
Бюджет налоговых         
платежей. Бюджет
финансового состояния.
Бюджет контроля структуры
капитала, бюджет доходов
и расходов
Бюджет          
финансового
состояния (ФС);
рейтинговая
оценка ФС
Центр инвестиций     

Центр дохода включает подразделения маркетингово-сбытовой деятельности, руководители которых отвечают не только за выручку от реализации товаров и услуг, но и за затраты, связанные с их сбытом.

Центр формирования расходов (с составлением бюджетов) является одним из наиболее важных центров, влияющих на результаты деятельности, он осуществляет контроль над формированием расходов на всех этапах производственной деятельности.

Центр маржинального дохода занимается составлением следующих бюджетов: себестоимости реализованной продукции; валовой прибыли.

Центр прибыли: его руководитель ответственен не только за затраты, но и за финансовые результаты деятельности своего структурного подразделения.

Центр инвестиций: его руководитель несет ответственность за затраты и результаты инвестиционного процесса, эффективность использования капитальных вложений.

Информационную базу центров ответственности обеспечивают бюджеты, состоящие из двух основных взаимосвязанных блоков: операционных и финансовых бюджетов. Операционные бюджеты дополнены вспомогательными и специальными бюджетами. При формировании состава операционных бюджетов (и распределении их) по центрам ответственности необходимо учитывать, что они должны охватывать все стороны хозяйственной деятельности [5, 7, 9].

Рисунок 1. Организационная структура системы внутреннего контроля

            ---------------------------------------------¬
¦ СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ ¦
L----T----------------------------------T-----
¦ ¦
/ /
----------------------¬ --------------------------¬
¦Центр ответственности¦ ¦Служба внутреннего аудита¦
L---------T------------ L--------------------------
¦
/
---------------------¬
¦Операционный бюджет ¦
L---------T-----------
¦
/
---------------------¬
¦ Финансовый бюджет ¦
L---------------------

Разработка организационной структуры процесса бюджетирования включает следующие направления:

Далее бюджеты центров ответственности анализируются, корректируются и утверждаются на всех уровнях управления. Согласованный и утвержденный бюджет доводится до работников нижнего уровня, там он выступает в качестве руководящего документа.

В отчетах сопоставляются запланированные и фактические данные, при этом отклонения могут измеряться в абсолютных (в рублях) и в относительных (в процентах) показателях. Отчеты по исполнению бюджетов позволяют руководству оперативно отслеживать выполнение бюджетов и выявлять уязвимые места в деятельности аптечной организации [5, 7, 10].

Принятые отчеты по бюджетам анализируют, это обеспечивает информационную прозрачность всех хозяйственных процессов и позволяет оценить результаты деятельности отдельных центров ответственности и аптечной организации в целом [5, 7].

Таким образом, система бюджетирования, основанная на принципах комплексного сочетания планирования, учета, контроля и анализа деятельности аптечной организации, повышает управляемость и адаптивность организации к изменениям внутренней (оргструктура, ресурсы, потенциал предприятия) и внешней (подвергающейся частым изменениям) среды [7].

Организация внутреннего аудита. Второе направление системы внутреннего контроля, на наш взгляд, не менее важное. Это связано с необходимостью осуществления контроля над качеством деятельности и информационными потоками. С этой целью вводится внутренний аудит, охватывающий все основные процессы финансово-хозяйственной деятельности.

Мы рекомендуем осуществлять внутренний аудит на основе разработанных внутренних стандартов для наиболее важных хозяйственных процессов. Стандарты рекомендовано пересматривать, поднимая "планку" требований в соответствии с происходящими изменениями внешней среды [3, 5, 8].

Таким образом, мониторинг элементов системы внутреннего контроля превращает внутренний аудит в инструмент обратной связи процесса управления. Он является мощным стимулом саморазвития и повышения конкурентоспособности за счет создания системы, обеспечивающей постоянное улучшение деятельности.

Нами разработан и предложен для внедрения метод проведения управленческо-финансового аудита аптечной организации, охватывающий наиболее значимые аспекты деятельности [2, 3, 5].

Разработанная и модифицированная нами методика позволит через децентрализацию управленческого процесса персонифицировать ответственность руководителей отдельных центров ответственности и (повысить качество управления) аптечной организацией в целом [2, 5, 6].

На рисунке 2 представлена схема основных направлений проведения внутреннего управленческо-финансового аудита аптечной организации:

Рисунок 2. Методология проведения внутреннего аудита на аптечном предприятии

----------------¬     ---------------------¬     --------------------¬
¦Аудит издержек ¦ ¦Аудит управленческой¦ ¦Аудит эффективности¦
¦ обращения ¦ ¦ деятельности ¦ ¦ использования ¦
¦ ¦<-¬ ¦ ¦ -->¦ оборотных средств ¦
L---------------- ¦ L--------------------- ¦ L--------------------
¦ / ¦
¦ ¦ ¦
L-------¬ ¦ --------
----------------¬ ¦ ¦ ¦ --------------------¬
¦ Аудит ценовой ¦ -----+-----+-----+---¬ ¦ Аудит движения ¦
¦ политики ¦<----+ +---->¦ денежных потоков ¦
L---------------- ¦ Управленческо- ¦ L--------------------
¦ финансовый аудит ¦
¦ фармацевтической ¦ --------------------¬
----------------¬ ¦ организации ¦ ¦Аудит эффективности¦
¦Аудит налоговой¦<----+ +---->¦ использования ¦
¦ политики ¦ L----T-----T-----T---- ¦ заемных средств ¦
L---------------- ¦ ¦ ¦ L--------------------
--------- ¦ L------¬
¦ / ¦
----------------¬ ¦ -----------------------¬ ¦ --------------------¬
¦ Аудит системы ¦<-- ¦Аудит организационного¦ L->¦ Аудит финансово- ¦
¦бюджетирования ¦ ¦ и кадрового ресурса ¦ ¦ хозяйственной ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деятельности ¦
L---------------- L----------------------- L--------------------

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С целью повышения качества управления и повышения эффективности деятельности аптечной организации необходимо внедрение в фармацевтическую практику адаптационных механизмов управления. Разработанная и модифицированная нами методика позволит персонифицировать ответственность руководителей отдельных центров ответственности и повысить эффективность управления аптечной организацией в целом. Внедрение системы бюджетирования позволит обеспечить руководство оперативной информацией для принятия своевременных управленческих решений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Битерякова А.М. Контроллинг и финансовый менеджмент в маркетинговой деятельности аптечной службы. / А.М.Битерякова. // Медико-фармацевтический вестник. - 1996. - N 7. - С. 11-16.
  2. Бурцев В. Аудит коммерческой организации / В.Бурцев // Аудит и налогообложение. - 2002. - N 7. - С. 38.
  3. Винокуров В.А. Качество управления как фактор укрепления рыночных позиций предприятия / В.А.Винокуров, А.В.Винокуров // Стандарты и качество. - 2005. - N 12. - С. 68-73.
  4. Другова З.К. Рейтинговая оценка финансового состояния аптечной организации/З.К.Другова, А.М.Битерякова, Ю.А.Музыра. - Т.: НТЛ. - 2004. - С. 63.
  5. Другова З.К. Разработка системы внутреннего контроля для повышения качества управления деятельностью аптечной организации / З.К.Другова, А.М.Битерякова, М.В.Малаховская - Т.: Изд-во ТПУ. - 2006. - С. 33.

Полный список, литературы вы можете запросить в редакции.

ТВмедИ

З.К.ДРУГОВА

Проф., УЭФ ФПК ППС ММА

им. И.М.Сеченова

А.М.БИТЕРЯКОВА