Мудрый Юрист

Формирование таможенного союза как важнейшего элемента антикризисной стратегии

Глазьев С.Ю., ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза, доктор экономических наук, академик РАН.

Кризис глобальной финансовой системы не мог не отразиться на состоянии экономик государств Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Симптомами кризисных явлений стали отток иностранных кредитов и спекулятивного капитала, падение экспорта и ухудшение торгового баланса, увеличение инфляции и угроза макроэкономической дестабилизации. Резко снизились доходы многих экспортно-ориентированных предприятий, объемы производства в промышленности, строительстве, сфере услуг. Причина уязвимости постсоветских экономик - их очевидная и чрезмерная сырьевая зависимость, ослабление и разрушение внутренних кооперационных связей, сжатие внутреннего рынка, разрыв технологических цепочек по производству высокотехнологичных видов продукции (в химической, атомной, авиационной отраслях, в области исследования космоса) из-за возникших таможенных границ.

Все эти факторы негативно повлияли на некогда единую научно-технологическую и производственную базу, а также на общие рынки сбыта. Во избежание дальнейшего скатывания стран - участниц ЕврАзЭС в яму сырьевой специализации и ориентации на импорт готовых изделий, необходимо восстановить емкий внутренний рынок, кардинально модернизировать сохранившие заделы производства, а также повысить конкурентоспособность экономики на новой технологической основе. Для достижения этих целей нужна стратегия опережающего развития Евразийского экономического сообщества, предусматривающая быстрое становление ключевых производств нового поколения. Реализация такой стратегии, концентрация на высокотехнологических отраслях требует объединения конкурентных преимуществ и широкой интеграции стран Евразийского экономического сообщества. Фундаментом ее должен стать создаваемый в настоящее время Таможенный союз. Принципиальное решение организовать эту структуру было принято политическим руководством стран Белоруссии, Казахстана и России.

На пространстве бывшего Советского Союза осознали первостепенную важность интеграционных процессов, способных в перспективе принести ощутимую и долгосрочную выгоду для их участников. Это очень актуально в условиях мирового финансового кризиса, когда государства ищут различные способы минимизации возможных потерь для национальных экономик и пути дальнейшего развития. Для Белоруссии, Казахстана России бесспорным геополитическим и экономическим приоритетом явилось формирование полноценного таможенного союза, необходимость действовать сообща, в рамках региональных сообществ с единой системой идейных и экономических ценностей.

Таможенный союз формируется в рамках Евразийского экономического сообщества в соответствии с планом действий, утвержденным в октябре 2007 г. решением Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств, а также этапами и сроками, определенными Межгоссоветом на уровне глав правительств 9 июня 2009 г.

С 1 января 2010 г. начнет действовать единый таможенный тариф и другие институты функционирования единой таможенной территории трех государств.

Согласно решению Межгоссовета Таможенный союз формируется в три этапа: предварительный (до 1 января 2010 г.), первый (до 1 июля 2010 г.) и второй (до 1 июля 2011 г.).

На предварительном этапе обеспечиваются условия для таможенно-тарифного регулирования, а также формируется единая система мер нетарифного регулирования на единой таможенной территории в отношении третьих стран. В связи с этим к 1 января 2010 г. должно быть обеспечено свободное обращение продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению), и установление санитарного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля на внешней границе Таможенного союза.

Белорусская, казахстанская и российская стороны также одобрили план по переносу согласованных видов государственного контроля на внешний контур единой таможенной территории. До 1 июля 2010 г. этот план должен быть реализован в отношении белорусско-российской границы.

С июля будущего года планируется ввести в действие единый Таможенный кодекс Союза, обеспечивающий нормативно-правовую основу полноценного функционирования организации. Проект Кодекса разрабатывается по самым современным международным стандартам, соответствующим Киотской конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур, и представляет собой документ прямого действия.

Уже сегодня согласно существующему календарному плану готовятся международные договоры, составляющие правовую базу Союза, идет унификация торговых режимов по отношению к третьим странам и организация единой таможенной территории.

Для того чтобы поставленные задачи выполнялись своевременно и качественно, созданы постоянно действующие профильные группы экспертов (представителей трех стран-участниц), курирующих следующие направления: таможенно-тарифное регулирование, таможенное администрирование, нетарифное регулирование, косвенное налогообложение.

Сквозной проблемой, проходящей по всем направлениям работы, является согласование сторонами нормативных документов. Более чем за полтора десятилетия независимости законодательства государств - участников Таможенного союза сильно разошлись. И экспертам приходится выполнять титаническую работу, чтобы найти взаимоприемлемые компромиссы при формулировании норм регулирования единой таможенной территории, которые будут действовать и в Беларуси, и в Казахстане, и в России. Нужно отметить успешность этой деятельности.

Уже в ноябре текущего года на заседании высшего органа Таможенного союза - Межгосударственного совета на уровне глав государств намечено утверждение важнейших документов, являющихся основой договорно-правовой базы формируемой организации. Речь прежде всего идет о Едином таможенном тарифе, Таможенном кодексе и международных договорах - документах, которые участвуют в поэтапном формировании ТС.

Последние согласования по ряду этих вопросов пройдут на очередном - восьмом - заседании Комиссии Таможенного союза 25 сентября в Алма-Ате.

Появление полноценного дееспособного Таможенного союза - давно назревшая необходимость, которую можно вычислить математически.

Расчеты ученых Российской академии наук доказывают высокую экономическую эффективность реинтеграции постсоветского экономического пространства. Дополнительный прирост ВВП России за первые пять лет функционирования единой таможенной территории и реализации согласованной стратегии развития оценивается в 19%, за 10 лет - в 31%. Общий прирост экономической активности в результате создания Таможенного союза оценивается соответственно в 480 и 770 млрд. долл., из которых более 70% приходится на Россию. Этот положительный эффект интеграции намного превосходит издержки, которые придется нести при объединении экономического пространства. В частности, ожидаемые потери российского бюджета вследствие отмены экспортных пошлин на товары, которые будут поставляться из России в пределах единой таможенной территории, уже на второй год функционирования Таможенного союза будут полностью компенсированы за счет налоговых поступлений с прироста экономической активности.

Достижение этих показателей станет возможным благодаря ликвидации таможенных границ на пути движения товаров и услуг внутри таможенной территории, стимулированию экономической активности и увеличению товарооборота. Ускорение интеграционных процессов на постсоветском пространстве является важнейшим направлением совместных антикризисных мер, поскольку позволяет расширить возможности экономического роста и модернизации экономики в целом.

Таким образом, появление единой таможенной территории означает свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, снятие ограничений во взаимной торговле и отмену таможенных пошлин. Это ли не стимул для каждой из национальных экономик?! Кроме того, все стороны будут использовать единые меры регулирования торговли с третьими странами.

Естественно, реализация любого масштабного проекта влечет определенные сложности, но Комиссия Таможенного союза убеждена: "Благодаря четким и слаженным действиям, их можно умело преодолеть".

От качества рутинной работы, сопровождающей подготовительный этап формирования Таможенного союза, зависят эффективность и экономические выгоды участников ВЭД на единой таможенной территории. Региональное объединение - это гарантированный рынок сбыта товаров и услуг для каждой из стран-участниц, компенсирующий снижение спроса на мировых рынках.

Регулирование размера импортных таможенных пошлин для ввоза товаров на территорию стран-участниц будет проводиться уже в региональном масштабе - такая политика позволит с большей эффективностью противостоять давлению импорта. Кроме того, у Таможенного союза существуют программы формирования единого транспортного энергетического и информационного пространств. Благодаря чему совсем скоро вся продукция, произведенная в странах - участницах ТС, сможет беспошлинно передвигаться от белорусско-польской границы до казахстанско-китайской. По данным Минтранса России, ежегодные потери только российской экономики от ожидания машин на границе оцениваются в 7 - 7,5 млрд. руб. Таможенный союз позволит избежать потерь времени и денег.

Немаловажен и тот факт, что механизмы Таможенного союза позволят создать эффективную систему международной кооперации путем восстановления научно-технологического и производственного потенциалов предприятий, реализующих продукцию с высокой добавленной стоимостью, а также имеющих заделы и демонстрирующих потенциал к инновационному развитию.

Таким образом, при правильной политике во время кризиса государства - участники Таможенного союза ЕврАзЭС могут существенно улучшить свое положение на мировой арене, добившись многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы, опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики.

Поскольку мировая экономическая конъюнктура остается стабильно непростой, кризисные явления в ней будут сказываться еще долго. Следовательно, меры по интеграции экономического пространства путем создания единой таможенной территории должны дополняться формированием общей долгосрочной перспективы социально-экономического развития Республик Белоруссия, Казахстан и Российской Федерации. Такая стратегия была недавно принята в СНГ.

В ЕврАзЭС считают необходимым разработать более широкий по охвату направлений и более глубокий по содержанию план преобразований. Он повлечет кардинальное увеличение масштаба сотрудничества и придание действенности целевым межгосударственным программам Союза. Для этого уже сегодня необходимо создавать действенные инструменты - механизмы определения долгосрочных приоритетов общего экономического пространства.