Мудрый Юрист

Методологические основы криминолого-психологического изучения личности осужденного за преступления против общественной безопасности

Миненко Павел Витальевич, преподаватель Воронежского института Федеральной службы исполнения наказаний.

Проблема личности преступника среди криминологических проблем является одной из спорных и сложных. Она всегда имела научное и практическое значение, поскольку без изучения личности тех, кто совершает преступления, невозможно эффективно бороться как с отдельными видами преступлений, так и с преступностью в целом. В связи с этим необходимым элементом изучения преступности, в том числе против общественной безопасности, является раскрытие личностных причин поведения и выявления всего, что характеризует преступника как социального индивида и личность. Такая личность реально существует и обладает свойствами, отличающими ее от других людей. В.Н. Кудрявцев подчеркивает, что "личность правонарушителя с его сознанием и волей - то центральное звено, которое связывает причину и следствие. Здесь созревает решение совершить преступление, которое потом осуществляется" [1, с. 10].

"Личность, - указывает В. И. Бобков, - есть воплощение индивидуальных неповторимых черт и свойств, в которых отражается жизненный путь человека, его бытие, обусловленное конкретным содержанием семейных и бытовых, производственных и иных отношений и связей, - той социальной микросреды, в которой он живет, действует и формируется" [2, с. 26].

Анализируя внутренние побудители преступной деятельности личности на предмет установления тех, которые могут служить критерием отграничения ее от личности нормотипической, А.П. Закалюк предлагал исключить из них природные особенности субъекта, а также формирующие в большей степени на подобной же основе его эмоционально-волевые качества. Объяснял он такой подход тем, что все исключаемые им из числа значимых для личности преступника качества не определяют содержания системы личностных отношений и поведения, а отражаются лишь на динамике, уравновешивании, форме преступного поведения [3, с. 30, 32].

По мнению Ю.М. Антоняна, преступник как социальный тип личности отличается от нормотипического человека тем, что он общественно опасен. Это проявляется в возможности нанесения вреда охраняемым государством общественным интересам. Личности преступника присущи и другие свойства: слабая адаптированность, отчуждение, импульсивность, агрессивность, то есть в личной структуре преступника он выделяет элементы, являющиеся психологическими предпосылками преступного поведения. "Личность преступника есть совокупность интегрированных в ней социально значимых негативных свойств, образовавшихся в процессе многообразных и систематических взаимодействий с другими людьми" [4, с. 79].

Анализ работы Л.В. Кондратюка приводит к выводам о том, что личности преступника в различной степени и объеме присущи деструктивные свойства, содержащие в себе агрессию, захват или обман. Он, не соглашаясь со сложившимся теоретическим постулатом, усматривающим в насилии, обмане, незаконном захвате лишь способ совершения преступлений, представляет их мотивационной структурой личности преступника [5, с. 57, 61 - 63, 67]. Полагаем, что он имеет в виду реально существующих людей, а криминология призвана главным образом изучать выделяемые в научных целях модели, типы, не существующие в реальности.

Думается, что следует согласиться с понятием личности преступника, выработанным Е.Б. Кургузкиной, которая считает, что личность преступника в криминологии - это динамическое состояние лица, определяемое совокупностью различных негативных факторов, внешних и внутренних, социальных, биологических, психологических, представляющее собой идеальную модель, отличающуюся от других людей такими особенностями, как отчуждение от нормальных связей, отношений, ценностей, более низкий уровень образования и культуры, более низкая нравственность, выражающаяся в признании возможности использования криминальных средств достижения целей, а также сочетание таких психологических черт, как гипертрофированная импульсивность, ригидность, тревожность, паранояльность [6, с. 114].

В исследовании личности преступника против общественной безопасности значимыми с точки зрения возможности выработки частной методики предупреждения являются следующие ее компоненты 1) социально-демографические черты; 2) уголовно-правовые признаки; 3) социально-отношенческий (или социально-ролевой) подход; 4) нравственно-психологические особенности. Иными словами, имеется в виду изучение не только комплекса признаков, а определенной системы, формирующей структуру личности преступника, в рамках которой рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость его элементов.

Значимость исследования нравственно-психологических особенностей личности осужденного за преступления против общественной безопасности определяется рядом факторов. Прежде всего речь идет о необходимости и возможности типологизации осужденных рассматриваемой категории с учетом результатов исследования для выделения значимых черт и свойств личности, которые определят интенсивность и особенности психолого-педагогического воздействия с целью предупреждения специального рецидива.

Точная ориентация в психологии личности осужденных помогает определить наиболее целесообразный путь их позитивного изменения, выбрать оптимальные методы воздействия, обеспечить дифференцированный и индивидуальный подход как к положительно характеризующимся осужденным, так и к нарушителям режима отбывания наказания [7, с. 5].

Среди конкретных психодиагностических методик, рекомендуемых для проведения исследования личности осужденных в УИС, как отвечающая перечисленным принципам выделяется MMPI в ее модифицированном и адаптированном варианте на русском языке: Стандартизированная многофакторная методика исследования личности (СМИЛ) [8, с. 34].

СМИЛ - это квантифицированный (количественный) метод оценки личности, который благодаря автоматизированному способу обработки результатов обследования исключает зависимость получаемых результатов от субъективности и опыта экспериментатора. Высокая надежность методики, наличие шкал достоверности и полифакторный характер интерпретации обусловливают объективность и развернутость получаемых результатов.

В основу создания опросника теста положено количественное сопоставление ответов, полученных в психологическом интервью с представителями нормативной группы, с типичными ответами тестируемых, у которых в картине свойств личности четко преобладает тот или иной синдром: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, психастения, паранойя, шизофрения, гипомания. Тест СМИЛ в первую очередь нацелен на изучение личности, так как многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойств личности, чем диагностирует психопатологию.

С целью типологизации и разработки конкретных мер индивидуальной профилактической работы с осужденными за преступления против общественной безопасности были исследованы 200 таких осужденных к наказанию в виде лишения свободы на различный срок, содержащихся в исправительных колониях УФСИН по Воронежской области. (В обработке материалов тестирования помощь оказана психологическими службами УФСИН по Воронежской области).

Проведенное исследование и интерпретация результатов тестирования позволили нам выделить следующие криминологически значимые черты модели личности осужденного за преступление против общественной безопасности:

  1. Достоверность тестирования. Данные достоверны. Тенденция к подчеркиванию имеющихся проблем и черт характера.
  2. Характеристика основного профиля. Акцентуированный профиль. Эмоциональная нестабильность.
  3. Общая оценка типа реагирования. Смешанный тип реагирования.
  4. Позиция. Преобладает пассивность. Неуверенная, несколько обособленная позиция.
  5. Мотивационная направленность. В жизненно важных ситуациях проявляется мотивация, направленная на самореализацию. Избегание неудачи. Недостаточно выраженная социальная активность при конформности установок. При необходимости проявляется мотив самоутверждения. Поведение мотивировано субъективной убежденностью и собственным видением проблемы. Мотивы не всегда понятны окружающим.
  6. Эмоциональный фон. Спонтанность эмоциональных проявлений. Настроение сниженное. Умеренно выраженная тревожность и неуверенность в себе. Стремление не обнаруживать слишком явно свои эмоции. Легко возникает чувство обиды. Эмоциональное своеобразие. Сверхчувствительность к одним явлениям и равнодушная холодность к другим.
  7. Индивидуальный тип реагирования. Временами проявляются импульсивные реакции. Склонность к пессимистическим реакциям. Чуткость к воздействиям среды и чужим страданиям. Слабо выраженный интровертный. Умеренно выраженный упорно-стеничный.
  8. Стиль общения. Гиперкомпенсаторное стремление к преодолению собственной нерешительности, протест против императивных методов воздействия. В социально значимых ситуациях проявляется уступчивость, возможен отказ от удовлетворения своих интересов ради других. Ответственность, стремление к сотрудничеству. Ориентация на требования окружающей среды, общепринятый стиль поведения. Стремление уйти от фамильярности и тесных контактов с малознакомыми людьми. Стремление укрепить свои позиции в коллективе. Обособленность. Назидательность, стремление поучать других. Гиперсоциальность.
  9. Реакция на стресс. Временами проявляется импульсивность. В момент возникновения стрессовой ситуации могут проявиться тормозимые тенденции и неуверенность. Неустойчивость к стрессу, тенденция к блокировке действий в резко изменяющейся или опасной ситуации с элементами растерянности. В стрессе проявляется тенденция к ограничению социальной активности. Временами упорно- настойчивая.
  10. Защитные механизмы. В сложной ситуации оттормаживание сиюминутных потребностей. Тенденция к уходу в мир субъективных интересов, значение которых временами преобладает над обыденными проблемами. Рационализация. Стремление снизить ценность того, что кажется недостижимым. Избыточная напряженность может вылиться в физическое недомогание.
  11. Тип восприятия. Интуитивный целостный тип восприятия. Высокий уровень осознания имеющихся проблем. Вербально-аналитический тип восприятия, со склонностью к обобщению. Повышенное внимание даже к маловажным деталям и тенденция к перепроверке своих решений. Конкретный. Склонность к систематизации. Изобретательность. Абстрактно-холистический тип мышления, ведущий к нетрадиционным решениям.
  12. Ведущие потребности. Потребность в реализации своих планов и намерений при благоприятном стечении обстоятельств. Потребность в глубокой и постоянной привязанности, в понимании и сочувствии. Доброжелательное сотрудничество с окружающими, понимание и сочувствие. Потребность в ограничении контактов и избегании конфликтов. Потребность в удержании своих позиций и сохранении авторитета.
  13. Коррекционный подход. Коррекция затруднена неосознаваемым внутренним противодействием, необходимы меры, которые позволят сблизить личностные интересы с социально желательными целями, меры, направленные на повышение настроения и уверенности в себе. Дезактуализация причин, порождающих тревожные опасения. Необходимо преодолеть закрытость, добиться доверия. Для того чтобы обследуемого можно было переубедить в его мнении, нужно добиться произвольного изменения его позиции, чтобы новая идея не была ему навязана, а как бы вытекала из его собственного опыта.
  14. Черты характера. Временами проявляется некоторая настойчивость в преодолении трудностей. Впечатлительность, склонность к самоанализу, неудовлетворенность. Склонность преувеличивать имеющиеся проблемы, неуверенность в себе. Совестливость, щепетильность в вопросах морали и нравственности. Избирательность в контактах. Умеренно выражены такие черты, как аккуратность, обидчивость, соревновательность, упрямство, недоверчивость. Своеобразие и непредсказуемость, самобытность. Традиционность взглядов, консервативность, приверженность устоявшимся правилам, ведущая к большей уступчивости.
  15. Условия оптимальной эффективности. Поддержка окружающих. Минимум стрессовых ситуаций. Возможность уединения и покоя. Хорошая организованность деятельности. Гибкость окружающих, маневренность и терпимость со стороны непосредственного руководства, отсутствие конфронтации со стороны окружающих. Терпимость к своеобразию характера. Самочувствие вызывает озабоченность обследуемого настолько, что следует проконсультировать его у специалиста.
  16. Возможный тип дезадаптации. При эмоциональном перенапряжении могут возникнуть реакции с непосредственными высказываниями и своевольными поступками. При длительном эмоциональном напряжении и серьезных неудачах может развиться депрессивная реакция. В ситуации стресса и перенапряжения может повыситься тревожность. Трудности вхождения в новый коллектив. Раздражительность и застревание на обидах. Трудности социальной адаптации. Уход в мир фантазий и мечты. Склонность к колебаниям настроения, циклотимные черты.
  17. Рекомендации по выбору профессии. Возможность самореализации в тех видах деятельности, в которых максимально проявятся имеющиеся способности. Работа, связанная с гуманитарной направленностью. Деятельность, связанная с проблемами человека (здравоохранение, воспитание). Сфера занятости - точные науки, экономика, техника, ручные виды работы. Работа, требующая изобретательности. Организаторские функции. Работа с возможностью проявить творческий потенциал. При ограничениях, связанных с состоянием здоровья, рекомендуется деятельность в рамках спокойного режима. Рекомендуется следующий список профессий: лаборант, шофер-дальнорейсовик, работник сферы обслуживания, работник охраны труда.

Полученные результаты дают возможность типологизации рассматриваемой группы осужденных по доминантным чертам личности.

Осужденные за преступления против общественной безопасности представляют особую сложность для воспитательного воздействия как в условиях исправительных учреждений, так и при отбывании наказаний, не связанных с лишением свободы. Именно с ними связано наибольшее количество нарушений режимных требований, порядка и условий отбывания наказаний. Поэтому перед практическими работниками в первую очередь встают задачи, связанные с регламентацией и изменением поведения указанной категории осужденных. Исправление исследуемого типа лиц с целью превенции в дальнейшем специального рецидива возможно только на основе научно разработанной частной методики предупредительной работы. Думаем, что выявленная нами система признаков модели личности осужденного за преступления против общественной безопасности поможет оптимизировать исправительную работу в указанном направлении.

Литература

  1. См.: Кудрявцев В.К. Причинность в криминологии (о структуре индивидуального преступного поведения). М.: ТК Велби; Изд-во "Проспект", 2007.
  2. Бобков В.И. Тяжкая насильственная преступность и детерминирующие ее социальные факторы региона. Хабаровск: Хаб. высш. шк. МВД СССР, 1989.
  3. Закалюк А.П. Прогнозирование и предупреждение индивидуального преступного поведения. М., 1986.
  4. Криминология: Учеб. / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М.: Юрист, 2006.
  5. Кондратюк Л.В. Антропология преступления. М., 2001.
  6. Кургузкина Е.Б. Учение о личности преступника: Монография. М., 2002.
  7. Психодиагностика осужденных: Учеб. пособие. Вологда: Вологодский филиал РИПЭ МВД России, 1997.
  8. Березин Ф.Б., Мирошников М.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности в клинической медицине и психогигиене. М., 1976. С. 12; Кургузкина Е.Б. Методика изучения личности в криминологических целях. Воронеж, 2001. С. 34.