Мудрый Юрист

Амнистия как институт конституционного права

Баранникова Ирина Григорьевна, аспирант кафедры конституционного права Института международного права, экономики, гуманитарных наук и управления им. К.В. Россинского.

Значение амнистии определяется политическим и правовым ее значением как государственной акции гуманизма и милосердия, направленной на смягчение юридической участи лиц, подвергаемых ответственности и наказанию.

Осуществление амнистии в демократическом правовом государстве не может быть произвольным и беспредельным, оно должно сообразовываться с обязанностью государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы непосредственно действующие, а также охранять нравственность, здоровье, права и законные интересы граждан, в том числе от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая законность, правопорядок и общественную безопасность, права и охраняемые законом интересы лиц, пострадавших от противоправных действий. Осуществление амнистии, как указал Конституционный Суд РФ, должно быть согласовано с конституционными основами правового государства, включая приоритет и непосредственное действие Конституции РФ, запрет произвола, разделение властей, реализующих амнистию, законом, ответственность государства за неправомерные, в том числе ошибочные, действия государственных органов [1].

Это требует тщательного и системного исследования юридической природы амнистии как правового института, оснований, условий и механизма реализации амнистии, соотнесения объема применяемых амнистий с требованиями конституционной справедливости и законности.

Реализация юридического потенциала амнистии сдерживается отсутствием в Российской Федерации специального закона об общих условиях осуществления амнистии. В действующем конституционно-правовом пространстве нормативно-правовое регулирование амнистии осуществляется в форме постановлений Государственной Думы, весьма разнородных и разноречивых. Ввиду этого требуется принятие Федерального закона "Об амнистии", который бы определял содержательные и процессуальные параметры актов амнистии.

Амнистия в широком нормативно-правовом значении представляет собой межотраслевой юридический институт, включающий нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и других отраслей права. Принципиальное единство этого института подтверждается его общим названием, которое воспроизводится всеми отраслями права, а также общими принципами действия, сохраняющимися на всех уровнях правового регулирования. Вполне можно говорить об интеграционном характере амнистии, имеющей своим источником законодательные акты разной правовой принадлежности.

В то же время ядром института амнистии выступают конституционно-правовые нормы, характеризующие амнистию как акт государственной власти, выражающий фундаментальные принципы российской государственности - милосердие и гуманизм. Амнистия в своей политико-правовой природе - это в первую очередь конституционное явление, а уже затем - отраслевое. Нормы уголовного и иного текущего законодательства лишь развивают соответствующие положения Основного Закона, которые ими интерпретируются сообразно их конституционному смыслу. Амнистия реализуется в конституционно-правовом пространстве, как таковая она осуществляется вне уголовного права и процесса. Амнистия является не уголовно-правовым, а конституционно-правовым способом прекращения уголовного преследования и наказания.

Амнистия - это в первую очередь конституционно-правовой институт, регулирующий отношения, связанные с освобождением от ответственности и наказания (правовых последствий наказания) в соответствии с государственной волей. Государственная Дума, объявляя амнистию, выражает прямой государственный интерес, реализует государственную конституционную политику в области взаимоотношений с личностью. Субъектом предоставления амнистии по существу выступает государство в целом - Российская Федерация, интерес который в отношениях амнистии Государственная Дума представляет. Принадлежность полномочия объявлять амнистию нижней палате российского парламента объясняется исторической традицией и политической необходимостью, связанной с представительным характером нижней палаты.

Исключительная государственная принадлежность амнистии, ее публично-правовое значение позволяют утверждать, что амнистия является важным показателем государственного суверенитета как самостоятельности, верховенства и независимости государственной власти, единственно полномочной отказываться от юридического преследования и юридической ответственности в интересах укрепления престижа и безопасности государства.

Вопреки укоренившемуся в юридической науке убеждению, амнистия как деятельность по освобождению от ответственности и наказания лежит в области не уголовной, а именно конституционно-правовой политики, выражающей основополагающие принципы правового государства в области взаимоотношений человека с обществом. Любая уголовная политика основывается на применении ответственности и наказания, интенсивность которых может лишь характеризовать степень либеральности этой политики. Напротив, амнистия в любом ее качестве означает освобождение от ответственности и наказания и в этом смысле всегда противоположна уголовной политике государства, формально осуществляется вопреки ей. Уголовная политика основывается на неотвратимости наказания, в то время как амнистия его исключает. Амнистия отнюдь не является изъятием из общей уголовной политики или ее коррективом, в своем долговременном значении амнистия является результатом осмысленной и, как правило, обоснованной государственной конституционной политики, направленной на облегчение юридической участи лиц, подвергшихся ответственности и наказанию.

Анализ конституционно-правовой природы амнистии позволяет сформулировать следующее определение: амнистия представляет собой акт гуманизма и милосердия государства, направленный на освобождение от ответственности, наказания, в том числе его смягчение, устранение правовых последствий наказания, основанный на справедливости и соразмерности, а также балансе конституционных ценностей в области противодействия правонарушениям, согласованный с конституционной ответственностью государства за обеспечение общественной безопасности, прав и законных интересов граждан.

Распространение амнистии на уголовное преследование (т.н. аболиция) противоречит презумпции невиновности как важнейшему конституционному праву в области правосудия. Согласно Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его вина не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49). Между тем прекращение уголовного преследования по амнистии равносильно признанию вины амнистируемого, поскольку амнистия считается нереабилитирующим основанием от ответственности и наказания. Исходя из непреложности презумпции невиновности представляется, что амнистия не должна распространяться на стадии уголовного преследования, не должна применяться до вступления в силу уголовного приговора. При этом мы не исключаем случаи экстраординарного порядка, например необходимость обмена военнопленными, что имело место в современной России. Но подобное освобождение могло бы производиться в порядке помилования, которое следует распространить на привлечение к уголовной ответственности.

Амнистия традиционно рассматривается в качестве основания освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания. Не обращается внимания на то, что амнистия освобождает и от конституционно-правовой ответственности, являющейся самостоятельным видом юридической ответственности. Мерой конституционно-правовой (конституционной) ответственности является и временное лишение избирательных прав лиц, осужденных к лишению свободы (приостановление избирательных прав) (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ). Если амнистия освобождает от лишения свободы, тем самым она снимает конституционные ограничения, связанные с отбыванием наказания в виде лишения свободы, в том числе освобождает от конституционной ответственности в виде ограничения избирательных прав.

Обладая исключительным правом объявления амнистии, Государственная Дума соответственно обладает и исключительным правом официального толкования актов амнистии. Обыкновенно акту амнистии в России сопутствует акт применения амнистии, в котором Государственной Думой разъясняются условия и пределы амнистии, что можно полагать официальным толкованием акта амнистии. Представляется, что право Государственной Думы аутентичного толкования постановлений об амнистии должно стать ее официальным полномочием, требующим законодательного закрепления.

Конституция РФ не позволяет ограничить амнистию лишь сферой уголовной ответственности (наказания). Конституционная формула амнистии, относящая объявление амнистии к полномочиям Государственной Думы, содержательно допускает и иные виды амнистии, имевшие место в России - административную, налоговую, дисциплинарную и др. Использование амнистии не может ограничиваться лишь сферой уголовного права, при конструировании института амнистии необходимо исходить из полноты гуманистической функции государства, того факта, что Конституция России не ограничивает амнистию какой-то конкретной сферой.

Существуют в то же время два обязательных требования реализации амнистии как юридического института - наличие отраслевых законодательных норм, допускающих амнистию, и принятие акта амнистии Государственной Думой. Последняя вправе принимать акты об амнистии в отношении лишь тех правонарушений, снятие ответственности (наказания) за которые по амнистии допускается в соответствии с федеральным законом. При этом различные виды амнистий не должны совмещаться, освобождение от налоговой амнистии автоматически не влечет освобождение от ответственности административной или уголовной, и наоборот.

Содержание амнистии не следует ограничивать только сферой уголовного права. При конструировании института амнистии необходимо исходить из полноты гуманистической функции государства, того факта, что Конституция России не ограничивает амнистию какой-то конкретной сферой.

Литература

  1. Постановление Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 г. N 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан".