Мудрый Юрист

Обеспечение общественного порядка и борьба с дезертирством в годы великой отечественной войны (1941 - 1945)

Емелин Сергей Михайлович, старший научный сотрудник Академии экономической безопасности МВД России, кандидат исторических наук, доцент.

В статье показаны основные направления работы органов внутренних дел по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, а также по борьбе с дезертирством в годы Великой Отечественной войны.

Обеспечение общественного порядка занимало значительное место в деятельности органов внутренних дел в годы Великой Отечественной войны. В целях обеспечения общественного порядка в отдельных районах проводились мероприятия чрезвычайного характера - операции по переселению представителей некоторых национальностей из мест компактного проживания. В 1941 г. это в первую очередь затронуло граждан немецкой национальности, когда были приняты меры по переселению немцев Поволжья и других местностей вглубь страны. В 1943 - 1944 гг. значительная часть оперативного состава милиции участвовала в операции по переселению калмыков, карачаевцев, ингушей, балкарцев и крымских татар <1>.

<1> Государственный архив РФ (далее - ГАРФ). Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 11.

Важную часть работы органов внутренних дел составляло обеспечение выполнения обязательных постановлений исполкомов, за невыполнение которых были предусмотрены административные штрафы <2>. В условиях военного времени объем данной работы значительно увеличился главным образом за счет обязательных постановлений военных властей. На ОВД было возложено наблюдение за исполнением обязательных постановлений по вопросам: а) дисциплины светомаскировки; б) пропускного режима; в) трудовой и гужевой повинности; г) правил въезда и выезда; д) нарушения правил по сигналу "воздушная тревога"; е) подготовки населения к МПВО; ж) дежурств у домовладений, а также по целому ряду решений советов и обязательных постановлений военных властей в местностях, объявленных на военном положении, издаваемых в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. "О военном положении" <3>.

<2> Там же. Д. 14. Л. 58, 59. Указание ГУМ НКВД СССР от 6 августа 1942 г. N 29/р/1375.
<3> Там же. Д. 12а. Л. 87 - 88.

В результате увеличившегося объема вопросов наблюдения и повышенной требовательности органов милиции к нарушителям обязательных постановлений за 1942 - 1943 гг. были применены меры административного воздействия к сотням тысяч лиц, допустивших различные нарушения приказов и обязательных постановлений. Только в 1942 г. на таких лиц было составлено 801895 протоколов и в 1943 г. - 668727 протоколов <4>. Уменьшение количества протоколов в 1943 г., по сравнению с 1942 г., объясняется применением в широком масштабе штрафов на месте нарушений, и особенно по охране общественного порядка <5>. Кроме того, в регионах, объявленных на военном положении, в административном порядке арестовано на основании Закона от 22 июня 1941 г.: в 1942 г. - 2139 человек на 277015 дней; в 1943 г. - 893 человек на 87936 дней <6>.

<4> Там же. Л. 88.
<5> Административные штрафы, наложенные на месте нарушения за нарушения приказов и обязательных постановлений: 1942 г. - 1557397, 1943 г. - 2376659. Сост. по: ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 88.
<6> Там же. Л. 89.

Указанием ГУМ НКВД СССР от 29 октября 1942 г. N 29/р/1991 был принят ряд мероприятий по организации постовой службы милиции <7>. В документе отмечается, что за военный период работа постовой службы значительно улучшилась, увеличилось число раскрытых преступлений, однако в качестве недостатков, требующих принятия радикальных мер, выделялись: слабый качественный состав, сокращение наружных постов, расстановка постов без учета оперативной обстановки, снижение закрываемости постов. Также отмечалось, что инструктаж милиционеров при заступлении проводят, как правило, командиры взводов и отделений, без связи с конкретными обязанностями по борьбе с преступностью, руководство в инструктажах не участвует; проверка постов начальствующим составом проводится недостаточно. Существовала практика назначения командиров отделений постовой службы помощниками дежурных по отделениям милиции, что приводило к их отрыву от подразделений, лишало возможности вести обучение и воспитание подчиненного состава и контролировать его службу в период нахождения в наряде. Постовыми милиционерами на железнодорожном и водном транспорте задержано: в 1942 г. - 92590 нарушителей, в 1943 г. - 215413. Эти данные имеют особое значение, учитывая, что за время войны, и особенно в 1942 и 1943 гг., численность сотрудников, занятых в постовой сети, значительно сократилась <8>.

<7> Там же. Д. 14. Л. 247, 248.
<8> Там же. Д. 12а. Л. 78.

Большая нагрузка была возложена на органы внутренних дел по выявлению и розыску различных категорий дезертиров. В ходе проведенных мероприятий уже в начале войны было выявлено 52245 человек. Кроме того, было задержано 293072 нарушителя воинского учета и уклоняющихся от призыва и мобилизации. Из них 46922 человека предано суду, 148556 человек привлечено к административной ответственности, 150809 передано в военкоматы для направления на фронт <9>.

<9> Там же. Л. 12.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. "Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий" на ОВД была возложена функция розыска дезертиров с этих предприятий. В 1942 - 1944 гг. ОВД по приговорам военных трибуналов, судов и на основании постановлений прокуроров был разыскан 406791 дезертир, во время массовых проверок населения было задержано еще 117605 дезертиров <10>.

<10> Там же. Л. 19.

Особую актуальность работа по розыску и выявлению дезертиров приобрела в 1942 г., в период, который, с одной стороны, характеризуется наиболее сложным положением на фронтах, а с другой - началом интенсивной работы эвакуированных объектов промышленности, что повлекло за собой рост случаев дезертирства с этих предприятий. Учитывая это обстоятельство, ГУМ НКВД СССР было издано указание от 10 августа 1942 г. N 29/а/1548 о розыске лиц, являющихся дезертирами с оборонных предприятий, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1940 г. Данный документ отменил Директиву ГУМ НКВД СССР от 13 февраля 1942 г. о розыске всех категорий лиц, осужденных по этому Указу. Органы милиции производят местный розыск лиц, осужденных по данному Указу только к тюремному заключению. При этом основанием для их задержания являлся приговор суда <11>.

<11> Там же. Д. 14. Л. 56, 57.

Розыск дезертиров органами внутренних дел <12>

<12> Представлены сведения о количестве дезертиров, основанием привлечения которых были приговоры военных трибуналов, постановления и задания прокуратуры. Для сравнения даны цифры по инициативному розыску дезертиров органами внутренних дел. Сост. по: ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 1. Д. 3. Л. 48; Оп. 3с. Д. 49. Л. 82.
--------T---------T-------------T-------------T-------------T----------¬
¦ ¦ По ¦ По ¦По заданиям ¦Приговоров по¦Разыскано ¦
¦ ¦приговору¦ постановле- ¦прокуратуры /¦Указу ПВС от ¦ по ¦
¦ ¦ военных ¦ ниям ¦ разыскано ¦26.06.1940 / ¦инициативе¦
¦ ¦ триб. / ¦прокуратуры /¦ ¦ разыскано ¦ милиции ¦
¦ ¦разыскано¦ разыскано ¦ ¦ ¦ ¦
+-------+---------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦1943 г.¦ 345917/ ¦ 434546/ ¦ * ¦ 172830/ ¦ 44608 ¦
¦ ¦ 161458 ¦ 69254 ¦ ¦ 53235 ¦ ¦
+-------+---------+-------------+-------------+-------------+----------+
¦1944 г.¦ 430194/ ¦ * ¦ 628441/ ¦ 194447/ ¦ 136868 ¦
¦ ¦ 122301 ¦ ¦ 217387 ¦ 58584 ¦ ¦
L-------+---------+-------------+-------------+-------------+-----------

Совместное указание НКВД и прокуратуры СССР от 17 февраля 1942 г. N 29/А/48 (подписали начальник ГУМ Галкин и начальник отдела по надзору за милицией прокуратуры СССР Руденко) предусматривало повышение мер уголовной ответственности для пособников и укрывателей лиц, уклоняющихся от призыва в Красную Армию и Военно-Морской Флот. Их было предписано привлекать к уголовной ответственности по ст. 17-193-10 "а" УК РСФСР, а пособников и укрывателей дезертиров - по ст. 17-193-7 "г" УК РСФСР и соответствующим статьям УК союзных республик <13>. На территории Южного Урала в связи с большим количеством промышленных предприятий, имевшихся до войны, а также эвакуированных в 1941 - 1942 гг., проблема дезертирства стояла особенно остро <14>. В отчетах НКВД СССР за рассматриваемый период Башкирская АССР и Челябинская область отмечены как регионы с высокой концентрацией розыскного материала <15>, в связи с чем со стороны центральных органов им оказывалась помощь в розыске и задержании дезертиров <16>.

<13> Там же. Оп. 3с. Д. 13. Л. 1а.
<14> Сост. по: ОСФ РЖПРиУДЛ ИЦ МВД по Республике Башкортостан. Ф. 11. Оп. 1. Д. 3. Л. 3 - 4; 24 - 26, 36, 37, 62, 76, 89; Д. 12. Л. 2, 10, 19 - 20, 56, 57, 91, 92; Д. 35. Л. 4, 22, 30, 51, 104, 105; Д. 36. Л. 4, 5, 56, 115, 127, 164, 165, 177, 178.
<15> В связи с высоким удельным весом промышленного сектора, наличием большого числа производственных предприятий и, соответственно, занятых в производстве граждан, имелось и значительное количество дезертиров с предприятий военной промышленности.
<16> ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 1. Д. 3. Л. 48.

В сельской местности обеспечение общественного порядка осуществляли участковые уполномоченные милиции, каждый из которых обслуживал территорию нескольких сельсоветов с населением численностью от 5 до 10 - 12 тыс. человек <17>. Указание ГУМ НКВД СССР от 27 августа 1942 г. N 29/р/1550 ставило задачи по совершенствованию работы участковых уполномоченных милиции. В качестве недостатков были отмечены слабая связь с активом, бесконтрольность за их деятельностью со стороны вышестоящих начальников, отсутствие практической помощи. В целях устранения имевшихся недостатков были предусмотрены следующие мероприятия. Прежде всего, необходимо было наладить планирование работы участковых уполномоченных милиции: в городах на каждый день, в сельской местности - на 10 - 15 дней, в зависимости от сроков сбора; учет работы участковых уполномоченных милиции вести персонально. Начальникам территориальных отделов и отделений было поручено обеспечить контроль за выполнением участковыми уполномоченными своих обязанностей, лично вести прием участковых уполномоченных милиции, в ходе которого заслушивать их доклады о проводимой работе с представлением всех необходимых документов. Ежемесячно проводить оперативные совещания с участковыми уполномоченными милиции, вскрывать имеющиеся недостатки и показывать работу лучших сотрудников <18>.

<17> Там же. Оп. 3с. Д. 12а. Л. 78.
<18> Там же. Д. 14. Л. 106.

В 1943 г. Главным управлением милиции издана специальная инструкция, регламентирующая работу участковых уполномоченных. В соответствии с этой Инструкцией силами участковых уполномоченных ведется борьба с преступностью, организуется и поддерживается охрана общественного порядка на обслуживаемых ими участках. Участковый уполномоченный ведет расследование совершенных преступлений, наблюдает за соблюдением паспортного режима; обеспечивает соблюдение разрешительной системы, ведет надзор за автотранспортом, организует работу по выявлению и изъятию беспризорных и безнадзорных детей, наблюдает за выполнением обязательных постановлений исполкомов Советов депутатов трудящихся, организует охрану общественного порядка и имущества, а также принимает меры к спасению людей, скота и имущества при стихийных бедствиях, оказывает первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, несчастных случаев и оказавшимся в беспомощном состоянии, наблюдает за благоустройством и санитарным состоянием обслуживаемой территории <19>. Учитывая значительный рост хищений и разбазаривания продукции сельского хозяйства в системе наркомсовхозов, в 1944 г. в 1100 наиболее крупных совхозах введены специальные должности участковых уполномоченных по обслуживанию совхозов для борьбы с расхищением социалистической собственности <20>.

<19> Там же. Д. 12а. Л. 79.
<20> Там же. Л. 79.

Передвижение войсковых соединений, эвакуированных грузов и гражданского населения вызвало большую скученность населения, особенно в ряде городов, крупных станций и промышленных центрах. Важное государственное значение приобрел вопрос санитарного состояния мест общественного пользования <21>. Массовые потоки людских эшелонов привели к загрязнению вокзалов и территорий станций, санпропускники на многих станциях пришли в негодность и не работали. Руководители некоторых дорог и станций должных мер к установлению санитарного режима на станциях не принимали, органы санитарного надзора на многих дорогах работали слабо. В рамках выполнения Постановления ГКО от 2 февраля 1942 г. за нарушение санитарных правил с 1 апреля по 5 мая 1942 г. привлечено к уголовной ответственности 1353 работника транспорта, из которых к уголовной ответственности - 151 работник. В 1943 г. за нарушение указанного Постановления ГКО привлечено к административной ответственности 23550 человек, в том числе 276 работников транспорта. В результате принятых мер по обеспечению санитарного порядка массовых эпидемических заболеваний на транспорте не наблюдалось. В городах и населенных пунктах непосредственное наблюдение за выполнением санитарных правил в местах общественного пользования также осуществлялось органами внутренних дел <22>. Согласно распределению обязанностей в функции органов внутренних дел входило обеспечение контроля за санитарным состоянием пищевых предприятий, очисткой общественных мест, дворов и пр. В указании ГУМ НКВД СССР от 16 сентября 1942 г. N 29/р/729 отмечается неудовлетворительная работа по поддержанию должного санитарного порядка во исполнение Приказа НКВД СССР N 00469 и Директивы N 229. Среди регионов, где положение дел наиболее сложное, отмечена Чкаловская область <23>.

<21> Там же. Л. 86.
<22> Там же. Л. 86.
<23> Там же. Д. 14. Л. 142.

В связи с ухудшением снабжения продовольствием и удорожанием значительной части продуктов, в годы войны остро встала проблема самогоноварения. Особый размах самогоноварение приобретало в сельской местности. В указании ГУМ НКВД СССР от 23 января 1944 г. N 29/у-442 "О борьбе с самогоноварением и шинкарством" отмечается, что самогон изготавливается чуть ли не в каждом доме. В целях обуздания данной проблемы было приказано увеличить число доверенных лиц для выявления граждан, занимающихся самогоноварением. С привлечением сельских активистов и общественности необходимо проводить мероприятия по выявлению и пресечению самогоноварения и шинкарства, усилить агентурно-оперативную работу по выявлению лиц, занимающихся изготовлением самогонных аппаратов и сбытом самогона <24>.

<24> Там же. Д. 22. Л. 43.

ОВД занимались также контролем за оборотом золота, серебра и других ценных металлов. В связи с тем что объединенный Приказ Министерств финансов, здравоохранения и торговли от 20 сентября 1944 г. N 513, 628 и 453 запретил зубным врачам и техникам, занимающимся частной практикой, принимать для изготовления зубов лом золота, серебра и платины и производить его аффинаж (очистку), а разрешил только изготавливать из готовых полуфабрикатов, выпускаемых Ювелирторгом, ОВД производили проверки выполнения этого документа, осуществляя наблюдение за деятельностью указанных лиц <25>.

<25> Там же. Д. 83. Л. 236 - 237.

Что особенно актуально для регионов Южного Урала, здесь организовывалась заградительная служба на железных дорогах, ведущих в тыл, с целью недопущения проникновения в тыл шпионов, диверсантов, а также для выявления дезертиров и предателей, для чего проводились массовые проверки документов, проводилась чистка территории от мусора, сбор трофейного оружия. Создавались группы охраны порядка, и восстанавливалась работа сельских исполнителей <26>.

<26> Там же. Д. 12а. Л. 94.

В целом за период войны наружной службой милиции во взаимодействии с оперативно-чекистскими органами было задержано 99444 дезертира из Красной Армии, подобрано и изъято оружия и боеприпасов: пулеметов - 8357; автоматов - 11440; винтовок - 257791; револьверов и пистолетов - 56023; гранат - 160490 и 541 ящик с гранатами; патронов - 34294461 и 1129 ящиков с патронами. Изъятое оружие и боеприпасы передавались в склады НКО через местные органы НКВД, трофейные команды и военкоматы <27>.

<27> Там же. Л. 94.

На органы внутренних дел был возложен контроль за приобретением, хранением оружия и взрывчатых веществ, производством, сбытом, приобретением и хранением сильнодействующих ядовитых веществ, а также контроль за полиграфпредприятиями и регистрация и окольцевание почтовых голубей. Данная работа осуществлялась путем агентурно-оперативного обслуживания объектов разрешительной системы и непосредственной выдачи разрешений по всем вышеуказанным видам деятельности. ОВД контролировали штемпельно-граверные производства, приобретение типографского оборудования и шрифта, множительных аппаратов, а также изготовление простых и гербовых печатей и различных штампов. Помимо выдачи разрешений, в целях предупреждения и вскрытия преступлений и нарушений ОВД проводили систематические проверки порядка приобретения, хранения, учета и использования этих объектов разрешительной системы, а также создавали в учреждениях, предприятиях и организациях агентурно-осведомительную сеть. Только в 1942 г. было осуществлено 44411 обследований учреждений, предприятий и организаций, имеющих оружие. В 1943 г. - 59180 <28>. Об объемах проводимой работы свидетельствует тот факт, что всего в начале 1942 г. на учете состояло 27928 учреждений, предприятий и организаций, имеющих 359359 стволов оружия, в 1943 г. - соответственно 33381 и 311372; в 1944 г. - 34838 и 278146. В пользовании отдельных работников гражданских учреждений в 1942 г. имелось 43426 единиц огнестрельного оружия, в 1943 г. - 33208; в 1944 г. - 31119 <29>.

<28> Там же. Л. 96.
<29> Там же. Л. 97.

В течение 1941 - 1943 гг., учитывая ежегодную выдачу вновь и продление сроков действия разрешений, ОВД выдали 96838 разрешений только на хранение оружия, не считая разрешений на приобретение и перевозку оружия. Количество незаконно хранимого оружия населением в условиях войны увеличилось в связи с возможностью приобретения его в районах боев, за счет привозимого в тыл военнослужащими, а также в ряде случаев делегациями, выезжавшими на фронт. В качестве источника приобретения оружия и боеприпасов служили, кроме того, базы и площадки Главвторчермета, куда в числе металлического лома воинскими частями направлялись годное или требующее незначительного ремонта оружие и боеприпасы. Кроме того, нередко перевозимые без охраны (в числе лома), оружие и боеприпасы расхищались в пути следования. В течение 1941 - 1943 гг. ОВД было изъято всего 243215 стволов огнестрельного оружия <30>.

<30> Там же. Л. 97.

В годы войны расширялись функции Государственной автомобильной инспекции. Прежде всего был взят на учет весь личный автомототранспорт, а также все водители. Постановлением СНК СССР от 10 октября 1942 г. N 1666 на ГАИ был возложен контроль за подготовкой и переподготовкой шоферов на получение прав на управление газогенераторными автомобилями. В 1942 г. подготовлено 14727 шоферов, в 1943 г. - 59015, а в I квартале 1944 г. - 12583 <31>. Военная обстановка потребовала смягчения режима движения автомототранспорта. В целях экономии бензина и повышения производительности автомобилей по городам всей страны были упрощены действующие правила движения. В частности, отменены ранее действующие запреты, открыты закрытые ранее для движения улицы (например, в Москве снято запрещение с 21 улицы, по 22 открыто двустороннее движение, по 29 - грузовое, сняты ограничения поворота на 47 перекрестках) <32>. В то же время в годы войны возросло число нарушений правил уличного движения. За совершение ДТП с тяжкими последствиями в 1942 г. 3177 водителей привлечено к уголовной ответственности, в 1943 г. эта цифра составила 6477 человек. Привлечено к административной ответственности и оштрафовано соответственно 139075 и 247974 нарушителя правил уличного движения <33>.

<31> Там же. Л. 135.
<32> Там же. Л. 136.
<33> Там же. Л. 137.

Обеспечение общественного порядка и безопасности граждан являлось приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел в годы войны. Круглосуточное несение патрульной службы, обеспечение правил светомаскировки и местной противовоздушной обороны, работа бомбоубежищ, обеспечение организованного проведения эвакуационных мероприятий и охраны ценностей, распределение и учет эвакуируемого населения, организация его расселения и постановки на все виды учета и довольствия, паспортный контроль, поддержание порядка на дорогах, - вот лишь часть функций, которые выполнялись наружными службами органов внутренних дел в военные годы.