Мудрый Юрист

Критерий творчества

Михаил Плетнев, адвокат, доцент кафедры гражданского права Московской академии экономики и права.

При разрешении спора об авторстве в первую очередь необходимо установить, чьим творческим трудом - истца или ответчика - создано произведение. О значении понятия "творчество" в авторском праве и судебной практике размышляли многие советские ученые, а вот сегодня этому вопросу уделяется недостаточно внимания.

Признаки объекта авторского права

В современном авторском праве выделяют несколько признаков охраняемого законом произведения, а именно:

Кроме того, охраняемое законом произведение должно быть выражено в объективной форме и являться результатом творческой деятельности независимо от назначения и способа его выражения.

Как отмечают исследователи, в странах с англосаксонской системой права определяющим является последний из перечисленных признаков: произведение будет признаваться оригинальным, если автор проявил достаточное "умение, рассудительность и труд" или осуществил "отбор, оценку, проверку"; если произведение было создано "в поте лица". Фактически в этих странах не требуется, чтобы идеи и форма выражения идей были оригинальными, лишь бы сама работа была создана непосредственно автором, а не скопирована им (Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права): Учеб. для вузов. М.: Норма, 2000. С. 33).

Значение творчества

В современной России существует презумпция авторства. Лицо, имя которого указано на оригинале рукописи, и является автором. Представляется, что такой подход не совсем верный.

По общему правилу автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого он создан. Соответственно автором произведения является гражданин, творческим трудом которого оно создано и имя которого указано на оригинале рукописи.

В случае возникновения спора об авторстве в первую очередь необходимо доказать факт создания произведения творческим трудом лица, обратившегося в суд с заявлением.

Рассмотрим само понятие "творчество". В Большой советской энциклопедии содержится следующее определение. "Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере. В научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. - там, где создается, открывается, изобретается нечто новое".

Интересна трактовка понятия "творчество", предложенная К. Марксом и Ф. Энгельсом. По их мнению, творчество - это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. "Творчество как созидательная деятельность характеризуется неповторимостью (по характеру, осуществлению и результату), оригинальностью и общественно-исторической (а не только индивидуальной) уникальностью".

Философия

Согласно теориям познания Ф. Бэкона, Т. Гоббса, Дж. Локка и Д. Юма, творчество - это удачная, но в значительной мере случайная комбинация уже существующих элементов; творчество сродни изобретательству. Согласно Ф. Шеллингу и иенским романтикам творчество (прежде всего творчество художника и философа) представляет собой высшую форму человеческой жизнедеятельности: благодаря творчеству человек соприкасается с абсолютом.

Стоит отметить, что термин "творчество" имеет отнюдь не юридическую природу. Оно является предметом исследований философов и психологов. Казалось бы, что может связывать процесс рассмотрения спора об авторстве и психологию, философию. Но, как ни парадоксально, суду, адвокату, эксперту и другим участникам гражданского и уголовного процесса просто необходимы знания фаз или стадий творческого процесса (одни ученые считают, что творческий процесс состоит из фаз, другие полагают, что из стадий). Знание фаз (стадий) способствует объективному рассмотрению спора, а также представленных в суд доказательств (сбору доказательств).

Психология процесса

Понятие "творчество" вызывает интерес и у некоторых современных авторов. Безусловно, существует множество концепций о структуре творческого процесса, необходимых элементах и т.д. Но единого подхода к трактовке термина "творчество" нет, и его составляющие не полностью изучены. Так, например, Е.Я. Басин выдвигает следующую гипотезу: "Сердцевина творчества, пик творческого акта - "озарение", инсайт, когда в сознание проникает, порождается (генерируется) новая идея - научная, философская, техническая или художественная. Но к этому ведет нередко долгий путь предварительной работы, во время которой создаются предпосылки для рождения нового".

Для того чтобы создать что-то новое, необходимы "зоркость в поисках проблем, умение и желание увидеть то, что не укладывается в рамки ранее усвоенного... особая наблюдательность, отличающаяся свежестью взгляда". "Существенное значение имеет умение, которое можно и нужно тренировать, применять навык, приобретенный при решении одной задачи, к решению другой".

Виды

Представляется, что нельзя использовать один общий термин "творчество", ведь существует множество его видов.

Например, художественное творчество - воспроизведение на холсте, бумаге или другом материале возникающих в воображении образов посредством использования линий, цвета, материалов. Художественное творчество, результатом которого является литературное произведение, представляет собой воспроизведение не только образов, но и сюжета, хотя подчас романы основываются на реальных событиях.

Помимо этого, творчество - это продукт мыслительных процессов. Научное творчество - формирование гипотез, доктрин, концепций. Его сущность заключается в решении научных задач, которые применимы на практике (в отличие от художественного творчества, где главное - самовыражение автора).

Поэтому, как представляется, автором результата интеллектуальной деятельности является лицо, посредством мыслительных процессов и физического труда которого создан такой результат. В принципе, если речь идет о полезной модели, исключительные права принадлежат изначально автору, даже если он не принимал участие в осуществлении проекта. А вот произведение искусства (например, картина), мыслительные процессы автора и его физический труд неразделимы.

Итак, если использовать общее понятие "творчество", то его необходимо трактовать как совокупность мыслительных процессов и физического труда, результатом которых является уникальный, новый, имеющий определенную ценность объект материального и духовного мира. При решении спора об авторстве легче установить факт создания результата интеллектуальной деятельности физическим, а не творческим трудом одной из сторон.

В судебной практике

При разрешении спора об авторстве на произведение необходимо установить, в воображении какой из сторон возник образ, сюжет, отраженный в произведении. Думается, что для отправления правосудия в этом случае необходимо участие профессионального психолога. Только автор может объяснить, что означает тот или иной элемент произведения. Как правило, у него существуют ассоциации с "придуманными" образами, сюжетом. Автор творит в свойственной только ему манере. Например, каждое полотно выполнено в определенном стиле, цветовой гамме.

Для выявления факта создания творческим трудом истца или ответчика произведения необходимо использовать метод сравнения. То есть произведение, автором которого является истец, и произведение, автором которого является ответчик, следует сравнить со "спорным" объектом авторского права. Выявив стилистические различия, можно решить вопрос о том, чьим творческим трудом создано произведение. Сложнее этот вопрос решить, если ни истец, ни ответчик ранее не создавали подобных произведений. В таком случае огромную роль сыграют свидетельские показания. Кроме того, автор произведения в качестве доказательств может представить наработки, черновые варианты произведения.