Рекламно-информационная и имиджевая составляющие маркетинга в оформлении розничных фарморганизаций
"Московские аптеки", 2006, N 10
Окончание, начало в МА N 09/06
Розничная реклама достигает своей цели, если соответствует нуждам, потребностям, культуре и отличительным чертам основной группы покупателей. Для позитивного эффекта рекламы следует учитывать все связи рекламируемого товара с потребителем, для чего необходимо разрабатывать концепцию маркетинга (4Р) с акцентом на потребителей (4С).
В процессе эффективной рекламы конкретной торговой марки (как аптечной организации, так и конкретного товара) происходит поэтапное закрепление образа марки в сознании потребителя:
1-й этап: признание (awareness) - данная марка становится одним из вариантов выбора потребителей;
2-й этап: идентичность (identity) - потребитель испытывает чувство удовлетворения и гордости от престижности торговой марки, информирует знакомых о ней;
3-й этап: установление связей (relationship) - при повторной покупке потребитель устанавливает коммуникацию с организацией;
4-й этап: общество (community) - потребители беседуют о данной марке между собой;
5-й этап: рекомендация (advocacy) - потребитель рекомендует данную марку другим потребителям.
Схема. Наличие связей торговой марки с потребителями
----------------------¬ -----------------------¬
¦ Продукт +------------------>¦ Потребитель ¦
¦ (Product) ¦ ¦ (Customer) ¦
L---------------------- L-----------------------
----------------------¬ -----------------------¬
¦ Цена (Price) +------------------>¦ Затраты (Cost) ¦
L---------------------- L-----------------------
----------------------¬ -----------------------¬
¦Мерчандайзинг +------------------>¦ Удобство ¦
¦Логистика (Place) ¦ ¦ (Convenience) ¦
L---------------------- L-----------------------
----------------------¬ -----------------------¬
¦ Сбытовые условия +------------------>¦ Коммуникация ¦
¦ (Promotion) ¦ ¦ (Communication) ¦
L---------------------- L-----------------------
Рекламно-информационные и имиджевые компоненты маркетинга в оформлении розничных фармацевтических организаций следует сгруппировать в две основные категории (см. табл.):
1). средства, формирующие лояльность к аптечной организации в целом, рекламирующие торговую марку конкретной розничной единицы или сетевой структуры, информирующие о всех видах деятельности и общих акциях;
2). средства, предназначенные для продвижения определенных товарных категорий и конкретных торговых марок из различных ассортиментных групп.
Таблица
Рекламно-информационные и имиджевые компоненты маркетинга в оформлении розничных фармацевтических организаций
Средства, формирующие лояльность | Средства, предназначенные для |
функция указания локализации | функция просвещения (сообщение |
аттрактивная и имиджевая функции | информационная функция |
функция зонирования (для | функция пропаганды (с |
функция идентификации торгового | контактная функция |
демонстрационная функция: | демонстрационная функция: |
экспозиционная функция | экспозиционная функция |
транспортная функция: корзины, | транспортная функция: корзины, |
функция утилизации: декоративные | функция утилизации: коробки для |
Средства, предназначенные для продвижения определенных товарных категорий и конкретных торговых марок из различных ассортиментных групп в практике мерчандайзинга объединяются термином "POS-средства" или "POS-материалы". Аббревиатура POS - это сокращение от английского словосочетания Point of sales или "место продажи".
Основной задачей POS-средств является повышение продажи конкретного товара или группы товаров в данной розничной точке путем превращения потенциального потребителя в реального. При этом воздействие носит ограниченный с точки зрения времени и пространства характер, т.е. направлено на то, чтобы потребитель совершил покупку "здесь и сейчас". Этим POS-средства отличаются от телевизионной рекламы, которая не предполагает незамедлительной реакции покупателя.
Для эффективного размещения рекламных и информационных материалов, предназначенных для продвижения определенных товарных категорий и конкретных торговых марок, следует учитывать следующие аспекты:
- Оптимальное количество вышеуказанных материалов должно покрывать не более 10% ассортиментного портфеля; ограниченное количество рекламы требует тщательного отбора рекламируемых товаров.
- Материалы следует размещать в местах с хорошим обозрением: на витринах и полках, в окнах, у входа и т.д.
- Рекламные материалы необходимо как можно чаще обновлять.
- Важно учитывать световой и цветовой эффекты рекламы - она должна быть броской, яркой, не перегруженной информацией, но при этом легко узнаваемой и запоминающейся.
- Целью размещения рекламных материалов во входной зоне и тамбуре является напоминание о том, что имеется в продаже (плакаты, наклейки).
- Целью размещения рекламных материалов в торговом зале является стимулирование к конкретной покупке; данная реклама должна непосредственно направлять покупателя к нужной полке, способствуя сокращению времени поиска, которое в среднем не должно превышать 25 секунд.
- В расчетной зоне максимально эффективной является реклама товаров повседневного спроса и парафармацевтических средств.
- Реклама неходовых товаров с низкой долей в выручке и нестабильным спросом нецелесообразна.
- Необходимо убирать рекламные материалы на товары, отсутствующие в продаже; если хорошо продаваемый товар по какой-либо причине отсутствует в продаже, то его рекламу следует снять и не допустить дезориентации посетителей.
- Рекламу следует размещать в непосредственной близости от рекламируемого товара или по ходу движения взгляда или потока покупателей к этому товару; ценники также следует сделать хорошо заметными и располагать их строго возле самого товара.
- Все рекламные материалы необходимо обновлять каждые 2-4 недели, так как к концу этого срока они уже становятся "невидимыми" для покупателей - хорошо знакомыми, примелькавшимися, не несущими информации (информационная жизнь носителей), а главное - недейственными.
- Нельзя использовать старые или поврежденные рекламные материалы.
- Средства должны удовлетворять познавательные и эстетические потребности покупателей.
- Необходимо всегда помнить формулу хорошей рекламы AIDA:
- внимание (Attention) - привлечь внимание потребителя к товару путем возбуждения чувств и эмоций;
- интерес (Interest) - пробудить у потребителя интерес к рекламному посланию, донести до покупателя важную информацию;
- желание (Desire) - вызвать желание совершить покупку;
- действие (Action) - обеспечить совершение покупки.
Отдельного внимания заслуживают рекламно-информационные материалы, разрабатываемые аптечной организацией самостоятельно.
В этом случае необходимо учитывать следующие правила:
- Для достижения максимального эффекта реклама должна иметь эффективное визуальное восприятие.
- Обычно потребители просматривают рекламные объявления в таком порядке:
иллюстрации -> заголовок -> правый нижний угол для идентификации рекламодателя; этот процесс занимает в среднем 2 секунды, за которые необходимо привлечь внимание потенциального покупателя;
далее внимание покупателя распространяется по следующей цепочке:
надпись под основной иллюстрацией -> другая информация, более мелкие иллюстрации, выделенные жирным шрифтом сообщения -> первые строчки основного текста.
- Следует помнить об эмоциональной составляющей, которую потенцируют в человеке некоторые слова и фразы; по наиболее вероятной реакции рекламные слова можно разделить на две группы: оказывающие положительное влияние на потребителя и отрицательное влияние (табл.).
Таблица
Примеры "положительных" и "отрицательных" слов в фармацевтической рекламе
"Положительные" слова | "Отрицательные" слова |
Вы, новый, доступный, | побочные явления, |
- Основная информация не должна включать более 10 слов.
- Четкие цифровые сведения или статистика произведут более благоприятное впечатление, чем расплывчатые фразы.
- Указание цены или скидки делает рекламу более запоминающейся.
- Следует акцентировать внимание на конкурентных преимуществах именно вашей аптечной организации, например, удобное время работы ("25 часов в сутки" или "без выходных дней" или "Вас ждут и ночью"), низкие цены, часы скидок ("скидки в первый или последний часы работы" или "скидки в утренние часы", или "скидки в обед", социальная ориентированность.
- Рекламная информация должна иметь правдивый характер.
Некоторые правила оформления и расположения ценников приводятся ниже:
- группы однородных товаров должны иметь один формат ценников;
- цена должна быть четко обозначена и хорошо видна покупателю, желательно с расстояния нескольких шагов;
- ценники должны быть расположены так, чтобы было понятно, какой ценник к какому товару относится;
- следует обращать внимание на цвет: самый сильный раздражитель, привлекающий внимание - оранжевый; самый спокойный - светло-зеленый (цветовая шкала по степени убывания раздражающего, обращающего на себя внимания эффекта:
- оранжевый -> желтый -> красный -> зеленый; для ценников (особенно для товаров с узнаваемыми ценами - ТУЗами) наиболее подходит желтый фон, так как он привлекает внимание, любой оттенок вызывает теплые приятные ощущения и текст хорошо читается;
- не следует злоупотреблять яркими "пятнами", иначе у покупателя возникнет эффект "ряби" в глазах;
- не следует использовать более двух-трех цветов в одной витрине;
- перечеркнутые ценники оказывают большую эффективность на потребителя, особенно во время проведения специальных акций и распродаж;
- ценники не должны закрывать информацию на упаковке;
- при использовании наклонных надписей следует учитывать эффективный угол наклона, оптимальное значение этого показателя 70-80 градусов;
- не рекомендуется использовать трудночитаемые шрифты;
- белая надпись на темном фоне выглядит крупнее и оптически приближается к посетителю, однако следует помнить, что обилие темного цвета угнетает психику;
- на одном ценнике не следует применять более двух разных шрифтов;
- цвет шрифта должен выделяться на фоне, не используйте для фона и надписи близкие цвета;
- надписи на белом фоне (особенно выполненные в черном цвете) воспринимаются как обычный документ и меньше привлекают внимание, чем цветной фон;
- размер шрифта должен быть хорошо читаемым; мелкий шрифт быстро утомляет зрительный нерв;
- в качестве фона хорошие результаты дают пастельные тона (кремовый, бежевый, палевый)
- удачными являются специальные формы ценников (например, форма сердца - для кардиологических препаратов, форма печени - для гепатопротекторов и т.д.).
Доцент кафедры УЭФ ФПП ОП
ММА им. И.М.Сеченова, к.ф.н.
Е.Р.ЗАХАРОЧКИНА