Подразделения финансовой разведки стран евросоюза в противодействии легализации преступных доходов
Голец Г.А., специалист-ревизор ЦДПР МВД России.
Статья посвящена актуальному на сегодняшний день вопросу развития законодательства по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем, и рассматривает вопросы финансового, административного и международного права. Она написана во многом на основе анализа англоязычных публикаций, ранее не переводившихся на русский язык.
Одной из главных задач органов контроля в экономической сфере является обнаружение финансовых следов, оставленных преступниками. С этой целью проводится анализ отчетности финансовых учреждений. При этом необходимо учитывать, что незаконные финансовые операции на сегодняшний день трансформировались в сложные запутанные схемы, требующие использования новых усовершенствованных инструментов для их раскрытия. В этой связи организациями международного уровня было рекомендовано создавать специализированные органы для сбора, анализа и распространения информации относительно признаков легализации доходов, полученных преступным путем. Такими специализированными органами стали подразделения финансовой разведки (ПФР) <1>.
<1> FIU: financial information units - органы финансовой информации или financial intelligence units - органы финансовой разведки.В частности, ФАТФ <2>, являясь межправительственной структурой, устанавливающей стандарты, а также разрабатывающей и внедряющей меры по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, в своей Рекомендации 26 <3> указывает на необходимость стран создавать ПФР, которые бы служили национальными центрами для сбора (а если законодательно разрешено - запроса), анализа и передачи сообщений о подозрительных операциях и иной информации, касающейся потенциальной возможности отмывания доходов и финансирования терроризма. Вместе с этим рекомендовано, чтобы ПФР обладали постоянным, прямым или опосредованным доступом к финансовой, административной и правоохранительной информации, которая необходима для должного осуществления ими своих функций.
<2> Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег. Официальный сайт группы - www.fatf-gafi.org.<3> Сорок Рекомендаций ФАТФ - The 40 FATF Recommendations, 1990 г., с изменениями от 2003 г.
Далее, ФАТФ убеждает страны ввести меры, требующие, чтобы финансовые учреждения, организации сферы услуг и ряд профессий составляли отчеты о данных своих клиентов и их операциях и сообщали о любых подозрительных сделках компетентным органам. Однако информация, переданная такими источниками, хотя и используется для восстановления сущности сделки и установления связи между отдельными клиентами и их хозяйственной деятельностью, но является достаточно сложной для восприятия без ее дальнейшего анализа. С этой целью стали устанавливаться ПФР как надежные, эффективные системы обработки, анализа и распространения полученной информации.
Группа "Эгмонт", которая является объединением подразделений финансовых разведок ряда стран, в своем определении выразила необходимость в установлении ПФР как "центрального национального органа", исходя из целесообразности создания в каждой стране единого центра, который бы повысил эффективность сбора информации, облегчил ее обработку и анализ на унифицированной основе <4>.
<4> Определение представлено на официальном сайте Группы - www.egmontgroup.org.На сегодняшний день основные определяющие требования к ПФР, предъявляемые группами "Эгмонт" и ФАТФ, практически идентичны. Соответственно, совпадают и определяющие их функции, которыми являются: получение, анализ и дальнейшая передача раскрываемой информации.
Распространение финансовой информации необходимо осуществлять как внутри страны, так и на международном уровне. Поскольку отмывание денежных средств - часто глобальное явление, для ПФР крайне важно объединение сил с другими национальными единицами разведки финансовой информации.
На сегодняшний день все подразделения финансовой разведки принято подразделять на четыре основных типа <5>:
<5> Thony J.F. Processing Financial Information in Money Laundering Matters, The Financial Intelligence Units // European Journal of crime, Criminal Law and Criminal Justice. Brussels. 1996. P. 3.ПФР административного типа - которые либо входят в структуру административного органа, либо подведомственны такому органу, либо являются самостоятельным административным органом. Наиболее распространена схема, где ПФР действует в рамках или под надзором министерства финансов либо центрального банка определенной страны. Подразделения финансовых разведок большинства стран Евросоюза принадлежат именно к этому типу.
ПФР правоохранительного типа создаются в структуре правоохранительных ведомств и представляют собой наиболее действенный метод формирования публичного органа с соответствующими правоохранительными полномочиями.
ПФР судебного или прокурорского типа создаются в рамках судебной ветви государственной власти и чаще всего под юрисдикцией прокуратуры. Они характерны для европейской континентальной правовой системы, где государственные обвинители являются частью судебной системы и их полномочия распространяются на следственные органы. Это позволяет им руководить уголовными расследованиями и осуществлять надзор за ними.
ПФР "смешанного", или "гибридного", типа - те, которые представляют собой различные сочетания вышеперечисленных типов организации ПФР с целью воспользоваться преимуществами сразу нескольких типов.
Евросоюз - уникальное объединение, имеющее развитый институт противодействия легализации капиталов преступного происхождения, при этом значительно отличающийся от института, созданного в США, - стране, по праву считающейся первой развернувшей борьбу с легализацией на государственном уровне.
При этом даже с учетом типового разделения каждая страна Евросоюза имеет свои особенности ПФР.
На сегодняшний момент наиболее распространенным типом подразделений финансовой разведки в странах ЕС является административный, к нему относятся ПФР 12 стран - Бельгии, Болгарии, Греции, Испании, Италии, Мальты, Нидерландов, Польши, Румынии, Словении, Франции, Чешской Республики.
Десять стран ЕС имеют ПФР правоохранительного типа - это Австрия, Венгрия, Великобритания, Германия, Ирландия, Литва, Португалия, Швеция, Эстония, Финляндия, Словакия.
Подразделения финансовой разведки Люксембурга и Латвии относятся к прокурорскому типу, а в Дании и на Кипре сложился смешанный тип подразделений финансовой разведки.
Так, в частности, в Австрии сразу несколько властных органов ответственны за принятие мер по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, и борьбе с финансированием терроризма. Они входят в состав различных министерств - подразделяются на органы, ответственные за осуществление уголовного правосудия (Федеральная уголовная полиция и Министерство юстиции) и регулирующие органы в различных сферах, в которых имеет место само преступление отмывания денежных средств (Министерство финансов, Управление финансовых рынков и Национальный банк) <6>. Основные следственные функции лежат на Управлении Федеральной уголовной полиции <7> в составе Министерства внутренних дел <8>, которое было вновь создано в 2002 г. с целью централизации ранее раздельных девяти территориальных бюро. Австрийское подразделение финансовой разведки находится в составе данного органа и называется "Бюро 3.4" <9>, в его штат входят директор, девять полицейских и секретарь. Подразделение является членом группы Эгмонт <10>. Другое финансовое разведывательное подразделение входит в состав Группы EDOK <11>, его основное внимание уделяется борьбе с финансированием терроризма.
<6> Anti-money-laundering: international law and practice // Edited by Wouter H. Muller, Kristian H. Kalin, John G. Goldsworth. P. 355.<7> Bundeskriminalami.
<8> Bundesministerium fur Inneres.
<9> Bureau 3.4.
<10> Данные сайта www.egmontgroup.org (на 25 марта 2009 г.).
<11> Подразделение по борьбе с организованной преступностью - Gruppe D zur Bekampfung der Organisierten Kriminalitet.
В отличие от других стран, где эта роль обычно отводится Центральному банку, в Австрии полиция выполняет функции по сбору информации о подозрительных сделках от финансовых организаций и специалистов, в обязанности которых входит уведомление об определенных, связанных с отмыванием денег, действиях их клиентов.
Для этой цели было создано "Регистрационное бюро" <12>. В 2005 г. в нем было зарегистрировано приблизительно 2000 уведомлений, и их ежегодное количество оставалось стабильным за последнее время.
<12> Бюро по отмыванию денег - Geldwaschemeldestelle.В Литве органом обеспечения экономической безопасности является Служба расследования финансовых преступлений (СРФП) <13> при Министерстве внутренних дел Литовской Республики, основными целями ее деятельности является защита государственной финансовой системы путем раскрытия преступных деяний и других нарушений закона, исполнения Национальной программы предупреждения преступлений и контроля, Национальной программы борьбы с коррупцией, подготовки стратегии развития связей с общественностью СРФП до 2010 г.
<13> FCIS - Financial Crime Investigation Service.В настоящее время основное внимание службы направлено на раскрытие, расследование и предотвращение уголовных деяний, связанных с легализацией преступных доходов, неуплатой НДС, незаконным получением и использованием средств финансовой поддержки со стороны Европейского союза и стран дальнего зарубежья. Эти преступные деяния наносят огромный ущерб литовскому государственному бюджету.
В соответствии с Законом о предотвращении отмывания денег <14> в составе СРФП было создано соответствующее структурное подразделение, в компетенцию которого входит сбор и регистрация информации о денежных операциях, подлежащих контролю, а также сведений, связанных с осуществлением мер по борьбе с отмыванием денег, оперативная деятельность в соответствии с порядком, установленным соответствующими правовыми актами, сотрудничество с иностранными учреждениями, международными организациями, осуществляющими превентивные меры по борьбе с отмыванием денег, подготовка методических рекомендаций для финансовых учреждений, нотариусов и лиц, имеющих право совершать нотариальные действия и обязанных предоставлять СРФП информацию.
<14> Law of the Republic of Lithuania on the Prevention of Money Laundering and Terrorist Financing. 1997. N 64-1502.Рассматриваемое структурное подразделение СФРП по крайней мере один раз в год представляет правительству доклад о своей деятельности.
Помимо СРФП полномочия по противодействию легализации преступных доходов возложены на иные публичные органы, в том числе Банк Литвы, Специальную службу уголовного расследования Департамента государственной безопасности.
Болгарское подразделение финансовой разведки <15> было основано в 1998 г. в соответствии с Законом о мерах по борьбе с отмыванием денег (ЗМОД) <16>. Подразделение является независимым административным органом, ответственным перед министром финансов, с собственным бюджетом. Подразделение размещено в городе София. Официальное название болгарского ПФР - Агентство финансовой разведки <17>.
<15> Официальный сайт подразделения - http://www.fia.minfin.bg.<16> Law on Measures against Money Laundering, 1998.
<17> Financial Intelligence Agency.
Агентство получает, хранит, изучает, анализирует информацию и сообщает правоохранительным органам об операциях, связанных с подозрениями в отмывании денег или финансировании террористической деятельности. Оно имеет право обмениваться информацией с иностранными ПФР и запрашивать информацию у других болгарских органов власти, а также отчетность у организаций. Агентство также проводит инспектирование организаций для проверки соответствия установленным требованиям противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.
Агентство состоит из трех управлений: Дирекции финансово-хозяйственной деятельности (главная администрация), Дирекции по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и инспекционной дирекции (специализированная администрация). Функции дирекций определяются Регламентом Агентства <18>, принятым в рамках Совета министров <19>. Данное подразделение финансовой разведки является полноправным членом Группы "Эгмонт".
<18> Rules of Procedure of the Agency.<19> Указ от 17 мая 2003 г. N 108.
На сегодня все больше стран стремятся к созданию у себя подразделений финансовых разведок и присоединению к Группе ФАТФ. Стало очевидным, что обмен информацией между странами - членами таких объединений стал важным инструментом эффективной борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.