Предложения в концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг. По организационно-правовому обеспечению функционирования психологических служб УИС РФ
Бережнова Н.Д., кандидат психологических наук, первый проректор Социально-экономического института.
В статье представлены предложения в Концепцию развития УИС РФ 2009 - 2020 гг., касающиеся организационно-правового обеспечения психологической работы, принципиально отличительные характеристики направлений работы психологических служб и лабораторий, а также определения этапов развития психологических служб УИС РФ до 2020 г.
Основной целью Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг. является оптимизация уголовно-исполнительной системы. Одной из составляющих этой оптимизации является развитие в единстве и взаимосвязи работы психологических служб и других структурных подразделений УИС, основанное на создании совместных информационных систем и организационно-правового обеспечения данного взаимодействия.
Концепция диктует совершенствование индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному. Важен учет его социально-демографических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и индивидуально-психологических характеристик на основе принципа дифференцированного подхода к работе с различными категориями осужденных в зависимости от вида ИУ. Психологическое обеспечение задач исполнения наказаний возложено на психологические службы, которые осуществляют целенаправленную работу по психологическому обеспечению и сопровождению деятельности сотрудников учреждений УИС и исправлению лиц, отбывающих наказание. Для этого психологическим службам необходимо решить организационно-правовые проблемы отношений, возникающих в процессе функционирования службы. С этой целью мы представляем следующие предложения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг.:
- Подготовить программу мониторинга исправления осужденных - постоянного научно-исследовательского процесса, включающего в себя комплексы психодиагностических методик, программы психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психопрогноз, проводимых в специально запланированные периоды, отраженные в нормативно-правовых документах с целью выявления уровня исправления личности обследуемого и эффективности применяемых методик. Составить индивидуально-исправительные характеристики осужденных, их социально-психологические портреты применительно к различным периодам и этапам отбывания наказания. Определить уровень исправления осужденных как степени изменения личностных характеристик осужденных, принятия личностью общественных норм, ценностей и степени осознания вины.
- Разработать модель управления психологической службой, программы маркетинга использования различных направлений психологической деятельности по обеспечению исправительной работы с осужденными в условиях гуманизации УИС, работы с кадрами в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, работы по прогнозированию и предупреждению нарушений дисциплины и законности в УИС.
- Создать информационные системы, обеспечивающие взаимодействие региональных психологических служб и структурных подразделений УИС для осуществления внутренних и внешних контактов, эффективного обмена информацией, ее сбора, анализа и интерпретации.
- Разработать индивидуальные программы исправления осужденных (мониторинг исправления), индивидуальные программы работы с сотрудниками по вопросам профессиональной адаптации и деформации (кадровый мониторинг) для развития индивидуально-личностного и дифференцированного подходов психологической практики УИС.
- Подготовить нормативно-правовые документы по использованию зарубежного опыта психологических служб в отечественной психологической практике по следующим направлениям:
- разработка индивидуальных программ ресоциализации для спецконтингента;
- прогнозирование результатов психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий;
- создание экспертной комиссии по выработке психологической позиции по применению льгот и мероприятий по подготовке к освобождению;
- включение в функции психологических служб супервизии деятельности сотрудников учреждений пенитенциарной системы.
- Подготовить нормативно-правовые документы для обеспечения единства воспитательной и психологической функций и регламентации отношений между структурными подразделениями УИС в сфере исправления и ресоциализации осужденных.
- Создать программы мероприятий психологических служб, направленные на исправление осужденных и дифференцированные по условиям реализации в двух аспектах: пенитенциарном и постпенитенциарном. В пенитенциарном аспекте использовать современные методы психологии, направленные на исправление осужденных, а в постпенитенциарном организовать преемственность и взаимодействие с соответствующими органами, учреждениями и организациями, общественными объединениями с целью активизации их участия в последующем исправлении и ресоциализации осужденных.
- Разработать план подготовки сотрудников психологических служб уголовно-исполнительной системы РФ для развития профессиональной компетенции, состоящий из следующих компонентов: профессиональные базовые знания и умения; высокий уровень социальной культуры и социальной адаптации; интеллектуальное развитие и познавательная активность; нервно-психическая устойчивость личности и стабильное эмоциональное функционирование; коммуникативная компетентность; организованное управляемое поведение.
- Разработать профессиограмму сотрудника психологической службы УИС и включить следующие профессиональные функции: когнитивную, коммуникативную, тренерскую, консультативную, валеологическую, научно-исследовательскую. Ввести научное рецензирование всех авторских разработок сотрудников психологических служб.
- Создать федеральную информационную систему, обеспечивающую составление психологических прогнозов и плана мероприятий по предупреждению негативных явлений в учреждениях УИС.
- Разработать положения и инструкции о нормах взаимодействия психологической службы и каждого структурного подразделения учреждений УИС с целью разграничения полномочий, прав, обязанностей и ответственности.
- Учитывать современный рост профессионализма и организованной преступности при разработке положений об административной ответственности сотрудников психологических служб учреждений УИС за неквалифицированную деятельность, психологическое просвещение осужденных на различных мероприятиях психологической практики, использование осужденных в должности помощников психолога.
- Подготовить план мероприятий по работе с осужденными, находящимися в повышенном уровне изоляции, план мероприятий по изучению причин ухудшения состава осужденных, роста организованной преступности и усиления влияния различного рода преступных группировок.
- Разработать мониторинг результативности предупредительной деятельности и эффективности методов исправительной деятельности психологических служб.
- Реализовать организационные меры в работе психологических служб с осужденными:
- создать систему психологического контроля с использованием современных достижений психологии с целью прогнозирования противоправных действий со стороны как спецконтингента, так и сотрудников УИС;
- разработать программу психолого-воспитательного воздействия на спецконтингент в условиях повышенного уровня изоляции;
- определить систему просветительских мер с целью усиления ответственности в рамках гуманизации исполнения наказания, а также профилактических мер по устранению ложных трактовок расширения прав осужденных;
- создать при психологических службах УИС информационно-аналитический отдел с целью выявления криминогенных факторов для своевременного информационного обеспечения соответствующих структурных подразделений, организации совместной деятельности данных структурных подразделений и осуществления предупредительных мер;
- разработать мониторинг социально-психологической обстановки в производственных бригадах, отрядах, отделах, учреждениях; межличностных отношений в группе осужденных; статуса отдельных правонарушителей и спектр их влияния; межгрупповых конфликтов; преобладающих настроений в ИУ и других факторов, существенно влияющих на оперативную обстановку;
- подготовить структуру социально-психотерапевтического отделения для исправительной работы осужденных, имеющих акцентуации и патологии характера.
- Реализовать организационные меры в работе психологических служб с сотрудниками учреждений УИС:
- создать программу тренингов для отработки навыков предупредительной деятельности персонала и контроля данной деятельности;
- разработать кадровый мониторинг для построения алгоритма индивидуальной работы с сотрудниками по проблемам профессиональной деформации;
- разработать курсы повышения квалификации, аттестации и супервизии деятельности сотрудников и руководителей учреждений по основным направлениям пенитенциарной криминологии и практической пенитенциарной психологии;
- создать программу подготовки руководителей-психологов по постановке задач психологам-практикам, программы курсов по повышению уровня знаний воспитателей, начальников отрядов, начальников отделов учреждений УИС по современным направлениям пенитенциарной психологии;
- разработать совместные семинары руководителей психологических служб и руководителей учреждений УИС.
- Реализовать организационные меры в работе психологических служб и их взаимодействие с другими службами и структурными подразделениями УИС:
- составить программу организации взаимодействия психологической службы и структурных подразделений учреждений УИС с распределением функциональных обязанностей в процессе взаимодействия и разграничением полномочий, прав, обязанностей, ответственности между структурными подразделениями;
- создать организационно-контрольные программы по этапному отслеживанию результатов мониторинга эффективности применяемых методов местных служб по контрольным психодиагностическим срезам региональными психологическими службами (отделами);
- разработать программу преемственности и обратной связи: психологическая служба - структурные подразделения; психологическая служба - исправительные центры; психологическая служба - центры ресоциализации, реабилитации; психологическая служба - местные ОВД; психологическая служба ВК - психологическая служба ИУ, психологическая служба - лечебные учреждения и т.д.;
- разработать программу курсов повышения квалификации для пенитенциарных психологов с целью развития профессионально важных качеств и юридического обеспечения их деятельности;
- создать структуру психологических служб как самостоятельных подразделений, состоящих из определенных отделов: отдела мониторинга для психодиагностического обследования осужденных и сотрудников, составления психологических карт для специального пользования структурными подразделениями; отдела тренинговых технологий для учета составленных психологических карт, разработки и проведения тренингов, направленных на психологическое обеспечение деятельности сотрудников учреждения и исправление, ресоциализацию осужденных; кадрового агентства для последующего трудоустройства осужденных.
- В рамках задач исправления и наказания определить психологическую помощь осужденным как помощь в осознании преступного деяния, развитии чувства вины и формировании установки на исправление. Разработать нормативно-правовую основу психотерапевтической и психокоррекционной работы. Раскрыть содержание психологической помощи через определение основных составляющих пенитенциарной психологической практики:
- помощь осужденным в понимании и осознании круга вопросов, которые важно решать совместно с психологом;
- помощь в восстановлении нарушенных социальных связей;
- помощь в адаптации к условиям отбывания наказания;
- помощь в коррекции враждебности по отношению к персоналу;
- помощь в овладении профессиональными и общеобразовательными знаниями;
- помощь осужденным, имеющим акцентуации, патологии характера, нарушения психического здоровья, в принятии социально приемлемого поведения;
- помощь в развитии ориентации на общественную, полезную деятельность;
- помощь в повышении уровня правосознания, социальной ответственности;
- помощь в стимуляции переориентации и преодоления дисгармонии и дезадаптации личности;
- помощь в осознании совершенных противоправных действий, развитии чувства вины и ориентации на правильный выбор жизненного пути;
- помощь в определении социально приемлемых действий;
- помощь в коррекции негативизма в отношении официальных властей, в особенности правоохранительных органов;
- помощь в развитии толерантности к религиозным конфессиям;
- помощь в составлении жизненных целей, программы подготовки к ним в условиях отбывания наказания и программы их реализации после освобождения и т.д.
Вышеуказанные составляющие пенитенциарной психологической практики определяют направления психологической работы в учреждениях УИС. Во всех правоохранительных органах существует четкое разделение функций психологических служб и психологических лабораторий. Психологические службы занимаются вопросами психологического обеспечения и сопровождения, а психологические лаборатории - мониторингом и научными исследованиями. Психологические службы функционируют в различных структурах правоохранительных органов, а психологические лаборатории - в научно-исследовательских институтах. В качестве примера четкого распределения функций между службой и лабораторией можно привести МВД, ФСБ, ВС, таможенные органы.
В приказах УИС идет взаимозаменяемость разных по определению и назначению понятий (служб и лабораторий). По своему назначению и направлениям работы на современном этапе психологические лаборатории в учреждениях УИС полностью соответствуют психологическим службам. А психологическая служба Главка, как ее принято называть, обобщающая опыт психологов регионов и проводящая научные исследования, претендует на более точное название "Психологическая лаборатория", имеющая свое место расположения в Научно-исследовательском институте ФСИН России.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг. выставляет жесткие требования к содержанию и качеству деятельности учреждений УИС и их структурных подразделений. Каждое структурное подразделение должно выполнять свои функции и иметь соответствующее название, продиктованное современностью. Если более двухсот лет назад пенитенциарная психологическая практика начиналась с поисковых, лабораторных методов, то сегодня это социально ориентированные психологические службы, опирающиеся на уже отработанный психодиагностический материал, имеющие основные функции психологического обеспечения процессов исправления и наказания, а также психологического сопровождения деятельности УИС.
Это подтверждает наш анализ внедрения исправительно-психологических методов за последние два столетия, представленный в виде этапов развития психологических служб УИС:
- Поисковый этап (в 1800 - 1860 гг. происходит своеобразный научный поиск алгоритма реализации целей наказания через исправление и наказание).
- Утверждающий этап (в 1860 - 1880 гг. появляются первые научные работы по исправительной психологии, которая представляется как научная основа уголовного права, таким образом, происходит определенное утверждение исправительной деятельности).
- Декларативный этап (в 1880 - 1900 гг. обязательно происходили "оглашения" важных психологических сведений в праве).
- Интегративный этап (в 1900 - 1980 гг. активно разрабатываются интегративные методы исправления).
- Социально ориентированный этап (в 1980 - 2020 гг. психологические службы уголовно-исполнительной системы используют и планируют использовать индивидуально-личностный, дифференциальный и гуманистический подходы).
Таким образом, направления работы региональных психологических служб учреждений УИС приобретают определенные социальные ориентации, а психологические исследования НИИ ФСИН России - прочную научную основу.