Мудрый Юрист

Предложения в концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг. По организационно-правовому обеспечению функционирования психологических служб УИС РФ

Бережнова Н.Д., кандидат психологических наук, первый проректор Социально-экономического института.

В статье представлены предложения в Концепцию развития УИС РФ 2009 - 2020 гг., касающиеся организационно-правового обеспечения психологической работы, принципиально отличительные характеристики направлений работы психологических служб и лабораторий, а также определения этапов развития психологических служб УИС РФ до 2020 г.

Основной целью Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг. является оптимизация уголовно-исполнительной системы. Одной из составляющих этой оптимизации является развитие в единстве и взаимосвязи работы психологических служб и других структурных подразделений УИС, основанное на создании совместных информационных систем и организационно-правового обеспечения данного взаимодействия.

Концепция диктует совершенствование индивидуальных форм работы, обеспечивающих оказание адресной социальной, психологической и педагогической помощи каждому осужденному. Важен учет его социально-демографических, уголовно-правовых, уголовно-исполнительных и индивидуально-психологических характеристик на основе принципа дифференцированного подхода к работе с различными категориями осужденных в зависимости от вида ИУ. Психологическое обеспечение задач исполнения наказаний возложено на психологические службы, которые осуществляют целенаправленную работу по психологическому обеспечению и сопровождению деятельности сотрудников учреждений УИС и исправлению лиц, отбывающих наказание. Для этого психологическим службам необходимо решить организационно-правовые проблемы отношений, возникающих в процессе функционирования службы. С этой целью мы представляем следующие предложения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг.:

  1. Подготовить программу мониторинга исправления осужденных - постоянного научно-исследовательского процесса, включающего в себя комплексы психодиагностических методик, программы психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, психопрогноз, проводимых в специально запланированные периоды, отраженные в нормативно-правовых документах с целью выявления уровня исправления личности обследуемого и эффективности применяемых методик. Составить индивидуально-исправительные характеристики осужденных, их социально-психологические портреты применительно к различным периодам и этапам отбывания наказания. Определить уровень исправления осужденных как степени изменения личностных характеристик осужденных, принятия личностью общественных норм, ценностей и степени осознания вины.
  2. Разработать модель управления психологической службой, программы маркетинга использования различных направлений психологической деятельности по обеспечению исправительной работы с осужденными в условиях гуманизации УИС, работы с кадрами в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы, работы по прогнозированию и предупреждению нарушений дисциплины и законности в УИС.
  3. Создать информационные системы, обеспечивающие взаимодействие региональных психологических служб и структурных подразделений УИС для осуществления внутренних и внешних контактов, эффективного обмена информацией, ее сбора, анализа и интерпретации.
  4. Разработать индивидуальные программы исправления осужденных (мониторинг исправления), индивидуальные программы работы с сотрудниками по вопросам профессиональной адаптации и деформации (кадровый мониторинг) для развития индивидуально-личностного и дифференцированного подходов психологической практики УИС.
  5. Подготовить нормативно-правовые документы по использованию зарубежного опыта психологических служб в отечественной психологической практике по следующим направлениям:
  1. Подготовить нормативно-правовые документы для обеспечения единства воспитательной и психологической функций и регламентации отношений между структурными подразделениями УИС в сфере исправления и ресоциализации осужденных.
  2. Создать программы мероприятий психологических служб, направленные на исправление осужденных и дифференцированные по условиям реализации в двух аспектах: пенитенциарном и постпенитенциарном. В пенитенциарном аспекте использовать современные методы психологии, направленные на исправление осужденных, а в постпенитенциарном организовать преемственность и взаимодействие с соответствующими органами, учреждениями и организациями, общественными объединениями с целью активизации их участия в последующем исправлении и ресоциализации осужденных.
  3. Разработать план подготовки сотрудников психологических служб уголовно-исполнительной системы РФ для развития профессиональной компетенции, состоящий из следующих компонентов: профессиональные базовые знания и умения; высокий уровень социальной культуры и социальной адаптации; интеллектуальное развитие и познавательная активность; нервно-психическая устойчивость личности и стабильное эмоциональное функционирование; коммуникативная компетентность; организованное управляемое поведение.
  4. Разработать профессиограмму сотрудника психологической службы УИС и включить следующие профессиональные функции: когнитивную, коммуникативную, тренерскую, консультативную, валеологическую, научно-исследовательскую. Ввести научное рецензирование всех авторских разработок сотрудников психологических служб.
  5. Создать федеральную информационную систему, обеспечивающую составление психологических прогнозов и плана мероприятий по предупреждению негативных явлений в учреждениях УИС.
  6. Разработать положения и инструкции о нормах взаимодействия психологической службы и каждого структурного подразделения учреждений УИС с целью разграничения полномочий, прав, обязанностей и ответственности.
  7. Учитывать современный рост профессионализма и организованной преступности при разработке положений об административной ответственности сотрудников психологических служб учреждений УИС за неквалифицированную деятельность, психологическое просвещение осужденных на различных мероприятиях психологической практики, использование осужденных в должности помощников психолога.
  8. Подготовить план мероприятий по работе с осужденными, находящимися в повышенном уровне изоляции, план мероприятий по изучению причин ухудшения состава осужденных, роста организованной преступности и усиления влияния различного рода преступных группировок.
  9. Разработать мониторинг результативности предупредительной деятельности и эффективности методов исправительной деятельности психологических служб.
  10. Реализовать организационные меры в работе психологических служб с осужденными:
  1. Реализовать организационные меры в работе психологических служб с сотрудниками учреждений УИС:
  1. Реализовать организационные меры в работе психологических служб и их взаимодействие с другими службами и структурными подразделениями УИС:
  1. В рамках задач исправления и наказания определить психологическую помощь осужденным как помощь в осознании преступного деяния, развитии чувства вины и формировании установки на исправление. Разработать нормативно-правовую основу психотерапевтической и психокоррекционной работы. Раскрыть содержание психологической помощи через определение основных составляющих пенитенциарной психологической практики:

Вышеуказанные составляющие пенитенциарной психологической практики определяют направления психологической работы в учреждениях УИС. Во всех правоохранительных органах существует четкое разделение функций психологических служб и психологических лабораторий. Психологические службы занимаются вопросами психологического обеспечения и сопровождения, а психологические лаборатории - мониторингом и научными исследованиями. Психологические службы функционируют в различных структурах правоохранительных органов, а психологические лаборатории - в научно-исследовательских институтах. В качестве примера четкого распределения функций между службой и лабораторией можно привести МВД, ФСБ, ВС, таможенные органы.

В приказах УИС идет взаимозаменяемость разных по определению и назначению понятий (служб и лабораторий). По своему назначению и направлениям работы на современном этапе психологические лаборатории в учреждениях УИС полностью соответствуют психологическим службам. А психологическая служба Главка, как ее принято называть, обобщающая опыт психологов регионов и проводящая научные исследования, претендует на более точное название "Психологическая лаборатория", имеющая свое место расположения в Научно-исследовательском институте ФСИН России.

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009 - 2020 гг. выставляет жесткие требования к содержанию и качеству деятельности учреждений УИС и их структурных подразделений. Каждое структурное подразделение должно выполнять свои функции и иметь соответствующее название, продиктованное современностью. Если более двухсот лет назад пенитенциарная психологическая практика начиналась с поисковых, лабораторных методов, то сегодня это социально ориентированные психологические службы, опирающиеся на уже отработанный психодиагностический материал, имеющие основные функции психологического обеспечения процессов исправления и наказания, а также психологического сопровождения деятельности УИС.

Это подтверждает наш анализ внедрения исправительно-психологических методов за последние два столетия, представленный в виде этапов развития психологических служб УИС:

  1. Поисковый этап (в 1800 - 1860 гг. происходит своеобразный научный поиск алгоритма реализации целей наказания через исправление и наказание).
  2. Утверждающий этап (в 1860 - 1880 гг. появляются первые научные работы по исправительной психологии, которая представляется как научная основа уголовного права, таким образом, происходит определенное утверждение исправительной деятельности).
  3. Декларативный этап (в 1880 - 1900 гг. обязательно происходили "оглашения" важных психологических сведений в праве).
  4. Интегративный этап (в 1900 - 1980 гг. активно разрабатываются интегративные методы исправления).
  5. Социально ориентированный этап (в 1980 - 2020 гг. психологические службы уголовно-исполнительной системы используют и планируют использовать индивидуально-личностный, дифференциальный и гуманистический подходы).

Таким образом, направления работы региональных психологических служб учреждений УИС приобретают определенные социальные ориентации, а психологические исследования НИИ ФСИН России - прочную научную основу.