Мудрый Юрист

Криминалистическая методика расследования преступлений с участием лиц, обладающих специальными познаниями

Гришина Е.П., доцент кафедры гражданского права Российской таможенной академии, кандидат юридических наук.

Современный этап развития Российского государства, характеризующийся демократическими преобразованиями, формированием принципиально новых приоритетов в отношениях государства и личности, созданием режима власти права над политикой и преодолением негативных проявлений экономического кризиса в качестве необходимого элемента предполагает формирование действенного механизма борьбы с преступностью.

Разработке и обоснованию практических рекомендаций по установлению обстоятельств преступной деятельности служит криминалистическая наука. Однако существующая в настоящее время система криминалистических методик не может рассматриваться как в полной мере удовлетворяющая потребностям практики борьбы с преступностью. В этой связи перед криминалистической наукой встает задача дальнейшего совершенствования содержания сложившихся криминалистических методик <1>.

<1> См.: Косарев С.Ю. История и теория криминалистических методик расследования преступлений. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2008. С. 6.

Особая роль в криминалистических методиках (общих и частных) принадлежит лицам, обладающим специальными познаниями (сведущим лицам), которые оказывают существенную помощь в установлении обстоятельств совершенного преступления, что дает основания признать необходимость в самостоятельной криминалистической методике расследования преступлений с их участием, которая может быть по праву названа межвидовой (универсальной) <2>.

<2> Термин "межвидовая" применительно к криминалистической методике расследования пенитенциарных и постпенитенциарных преступлений был предложен В. Николайченко. См.: Николайченко В.В. Пенитенциарные и постпенитенциарные преступления: криминалистическая теория и практика: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. С. 11.

Криминалистическая методика расследования преступлений с участием сведущих лиц может быть представлена как система научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по проведению следственных и иных процессуальных действий при участии сведущих лиц, в оптимальной последовательности, в целях установления обстоятельств совершения преступления и организации процесса доказывания на основе планирования, выдвижения следственных версий с учетом типичных способов совершения и сокрытия преступлений одного вида и характерных для их расследования особенностей применения тактических приемов и научно-технических средств.

Формирование межвидовой криминалистической методики расследования преступлений с участием сведущих лиц предопределяется тенденцией укрупнения и комплексности методик, взаимосвязями между методиками разного объема и уровня общности, необходимостью их системного построения и развития <3>.

<3> Гармаев Ю.П. Теоретические основы формирования криминалистических методик расследования преступлений: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 4.

Криминалистическая методика расследования преступлений с участием лиц, обладающих специальными познаниями, обладает рядом закономерностей, к основным из которых можно отнести: закономерности, обусловленные особенностями специальных познаний, применяемых при раскрытии и расследовании преступлений; закономерности, связанные с целями и задачами применения специальных познаний; закономерности, вытекающие из специфики обстоятельств, устанавливаемых при помощи специальных познаний; закономерности, свойственные познавательной деятельности при участии сведущих лиц.

Особенность методики расследования преступлений с участием сведущих лиц позволяет выдвинуть предложение о выделении ее в отдельный раздел криминалистики, который органически соединил бы в себе: а) понятие методики расследования преступлений с участием сведущих лиц; б) принципы криминалистической методики расследования преступлений с участием сведущих лиц; в) специфичные интегративные системы, приемы, средства и способы решения следственных задач на основе использования специальных знаний; г) интерпретированные применительно к особенностям раскрытия и расследования дел определенной категории тактические приемы получения розыскной и доказательственной информации при участии сведущих лиц; д) нетрадиционные методы использования специальных познаний в криминалистике; е) особенности применения научно-технических средств при участии сведущих лиц; ж) характеристику первоначальных и последующих следственных действий с участием сведущих лиц; з) выявление в процессе расследования при участии сведущих лиц причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер, направленных на устранение этих причин и условий; и) особенности выдвижения версий и планирования расследования при участии сведущих лиц; к) криминалистическое прогнозирование и профилактику преступлений при участии сведущих лиц.

Криминалистическая методика расследования преступлений предъявляет особые требования к специальным знаниям как атрибуту сведущих лиц. В частности, эти знания должны: а) быть актуальными и востребованными на современном этапе; б) обладать способностью к интегрированию (в уголовном судопроизводстве не может использоваться случайная совокупность знаний); в) быть полученными в результате специальной подготовки или образования; г) исключать в своем составе специальные правовые знания следователя, дознавателя, прокурора, судьи; д) обладать соответствующим механизмом использования в целях установления истины по уголовному делу.

В общетеоретической части рассматриваемой методики могут быть выделены следующие подразделы:

  1. Формы участия специалиста, определяемые криминалистической наукой.

1.1. Научно-техническое сопровождение оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий:

а) оказание помощи в формировании следственной группы (бригады);

б) подготовка специальных средств фиксации следов и укомплектование (доукомплектование) ими набора научно-технических средств, используемых при выезде на место происшествия;

в) обучение в случае необходимости правилам пользования и эксплуатации научно-технических средств следователя или оперативного работника;

г) непосредственное применение специалистом научно-технических средств;

д) определение вместе со следователем (руководителем следственной группы) порядка проведения следственного действия с использованием научно-технических средств;

е) разъяснение результатов применения научно-технических средств.

1.2. Ведомственная проверка.

1.3. Внепроцессуальное консультирование:

а) консультации специалиста в процессе производства следственного действия или оперативно-розыскного мероприятия;

б) консультации за рамками следственного действия.

1.4. Предварительное исследование объектов специалистом.

1.5. Справочная деятельность специалиста.

1.6. Дача специалистом заключения и показаний.

  1. Формы участия педагога, психолога, определяемые криминалистической наукой.

2.1. Компенсация недостающей процессуальной дееспособности, в том числе защита прав подростка, вовлеченного в сферу уголовного судопроизводства.

2.2. Оказание профессиональной помощи в получении криминалистически значимой информации (методически грамотное влияние на подростка в целях убеждения в необходимости говорить правду, восполнить недостающие сведения правдивой, а не вымышленной информацией и т.п.).

2.3. Дача разъяснений и консультаций об особенностях детской психологии и психики (педагог-специалист).

2.4. Констатация наличия у несовершеннолетнего дефектов личности.

  1. Формы участия переводчика, определяемые криминалистической наукой.

3.1. Обеспечение процесса получения криминалистически значимой информации от лица, не владеющего языком судопроизводства, глухонемого и т.п.

3.2. Защита прав лица, не владеющего языком судопроизводства либо имеющего физические недостатки.

  1. Формы участия ревизора.

Основная форма одна, непроцессуальная - производство ревизии. Реже встречается дача разъяснений по поводу ревизии и ее результатов. Тогда ревизор выступает в роли специалиста.

  1. Формы участия эксперта.

5.1. Участие в производстве следственных действий в качестве эксперта:

а) обращение к участникам следственного действия с вопросами, относящимися к предмету экспертизы;

б) оказание помощи в обнаружении, закреплении и изъятии объектов для экспертного исследования.

5.2. Дача заключения эксперта:

а) дача заключения в качестве судебного эксперта;

б) дача заключения несудебной экспертизы.

5.3. Дача показаний в качестве эксперта.

5.4. Предварительное экспертное исследование объектов.

Формирование межвидовой криминалистической методики расследования преступлений с участием сведущих лиц в рамках общей криминалистической методики - не только перспективное направление в научно-исследовательской деятельности, но и насущная потребность судебно-следственной практики.

Система и структура познаний сведущих лиц не могут совпадать со структурой частной методики расследования преступлений. У этих понятий разное назначение, что предопределяет определенные сложности: а) положения о специальных познаниях распространяются в структуре частной криминалистической методики неравномерно, и "криминалистическая характеристика содержит те из них, которые согласуются с ее местом и ролью в методике расследования преступлений" <4>; б) знания и деятельность сведущих лиц изучаются и используются при разработке криминалистической характеристики не всегда, а лишь в отдельных случаях (сведения о действиях, последствиях этих действий, личности обвиняемого, иных обстоятельствах требуют специальных познаний либо изначально содержат в себе эти знания); в) между событием преступления и его расследованием всегда есть временной разрыв, поэтому вначале исследуются следы отображения личности преступника и его противоправной деятельности, а потом уже последствия и иная информация, требующая специальных познаний.

<4> Зезянов В.П. Роль, место и значение специальных знаний в криминалистической методике: Дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 1994. С. 80.

Криминалистическая методика расследования преступлений с участием сведущих лиц способна сыграть персонифицирующую роль в вопросах использования специальных познаний в процессе обнаружения, выявления и закрепления следов преступления, а также определения направлений, объемов и пределов этого использования и факторов, влияющих на данную деятельность.

Роль сведущих лиц в криминалистической методике расследования преступлений с их участием может быть предопределена возможностью получения достоверной информации, основанной на специальных познаниях и подкрепленной ими, обладающей пролонгированным ориентирующим и прогностическим действием, необходимым для решения следственных задач и персонификации тактических приемов.