О результатах мониторинга приоритетного национального проекта "образование" и его нормативного обеспечения *
<*> При проведении мониторинга использовались Методические рекомендации, разработанные Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. (Подробнее об этом см.: Правовой мониторинг: Научн.-практ. пособие / Под ред. Ю.А. Тихомирова, Д.Б. Горохова. М., 2009. С. 406 - 415.)Горохов Дмитрий Борисович - ведущий научный сотрудник отдела мониторинга законодательства ИЗиСП, кандидат юридических наук.
Глазкова Мария Евгеньевна - научный сотрудник отдела мониторинга законодательства ИЗиСП.
Чеснокова Мария Дмитриевна - старший научный сотрудник отдела мониторинга законодательства ИЗиСП.
Четыре года назад, 5 сентября 2005 г., Президентом РФ было объявлено о старте четырех приоритетных национальных проектов: "Образование", "Здоровье", "Доступное жилье" и "Развитие агропромышленного комплекса", реализация которых была названа в числе основных приоритетов социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе <1>.
<1> http://www.mon.gov.ru/pro/pnpo/4156/Приоритетный национальный проект "Образование" (далее - ПНП "Образование") призван ускорить модернизацию российского образования путем применения эффективных механизмов стимулирования необходимых системных изменений в указанной сфере в целях достижения современного качества образования, адекватного меняющимся запросам общества и социально-экономическим условиям.
Задачи и направления ПНП "Образование" заложены в ряде документов программного характера: Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года <2>, Посланиях Президента РФ Федеральному Собранию <3>, распоряжении Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р "О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)", направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетного национального проекта "Образование" <4>, направлениях, основных мероприятиях и параметрах приоритетных национальных проектов на 2007 год <5>. Кроме того, на федеральном уровне действует ряд нормативных правовых актов, определяющих порядок реализации отдельных мероприятий в рамках каждого из направлений ПНП "Образование". В субъектах Российской Федерации ежегодно принимаются нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию направлений и мероприятий национального проекта на региональном уровне.
<2> Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.<3> См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 10 мая 2006 г.; Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 30 мая 2006 г. "О бюджетной политике в 2007 году"; Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 9 марта 2007 г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 годах"; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г.; Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию от 23 июня 2008 г. "О бюджетной политике в 2009 - 2011 годах"; Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г.
<4> Утверждены президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (Протокол от 21 декабря 2005 г. N 2).
<5> Утверждены президиумом Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (Протокол от 21 февраля 2007 г. N 16).
Предусмотрены следующие направления ПНП "Образование":
- поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования;
- внедрение современных образовательных технологий;
- создание двух национальных университетов и двух бизнес-школ мирового уровня;
- повышение уровня воспитательной работы в школах;
- расширение возможностей получения высшего образования военнослужащими;
- развитие системы профессиональной подготовки в армии.
Поддержка и развитие лучших образцов отечественного образования. Данное направление ПНП "Образование" включает в себя реализацию таких мероприятий, как стимулирование вузов и общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, предоставление государственной поддержки талантливой молодежи, поощрение лучших учителей.
- Стимулирование образовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, предусматривает оказание на конкурсной основе государственной поддержки общеобразовательным школам и учреждениям высшего профессионального образования, внедряющим инновационные программы, направленные на модернизацию и качественное совершенствование образовательных программ <6>. Порядок и критерии конкурсного отбора, а также списки победителей утверждаются приказами Министерства образования и науки РФ.
Средства государственной поддержки направляются на приобретение лабораторного оборудования, программного и методического обеспечения, модернизацию материально-технической учебной базы, повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогического и научно-педагогического персонала.
В 2006 г. государственная поддержка по итогам конкурсного отбора оказана 3000 общеобразовательных школ субъектов РФ и муниципальных образований - по одному млн. руб. каждому. В 2007 г. 161 из 3000 общеобразовательных учреждений повторно стало победителем конкурса. В 2008 г. на участие в конкурсном отборе была подана 8461 заявка, в том числе 4460 - из сельской местности.
В 2006 г. победителями конкурса инновационных образовательных программ, реализация и внедрение которых рассчитаны на два года, стали 17 вузов страны. В конкурсе 2007 г. принимали участие вузы, не участвовавшие или не победившие в первом конкурсе; государственную поддержку получили 40 инновационных образовательных программ. В настоящее время в рамках реализации данного направления ПНП "Образование" государственная поддержка предоставлена 57 инновационным образовательным программам высших учебных заведений.
- Мероприятие по оказанию государственной поддержки талантливой молодежи в рамках ПНП "Образование" призвано обеспечить условия для реализации инновационного потенциала российской молодежи <7>.
Данное мероприятие предусматривает ежегодное определение 5350 талантов во всех субъектах РФ: 1250 победителей российских и призеров международных олимпиад получают премии по 60 тыс. руб. и 4100 победителей региональных и призеров российских олимпиад получают премии по 30 тыс. руб. Часть лауреатов премии отбирается на федеральном уровне центром из числа призеров международных и победителей всероссийских олимпиад и общероссийских мероприятий, предлагаемых федеральными органами исполнительной власти и общероссийскими (международными) общественными объединениями. Вторая часть лауреатов определяется субъектами РФ.
Перечень соответствующих олимпиад и иных конкурсных мероприятий, победители которых могут участвовать в конкурсе, утверждается Министерством образования и науки РФ. Количество премий для каждого региона определяется пропорционально численности молодежи в возрасте 14 - 25 лет. Выплата премий осуществляется путем перечисления финансовых средств на личный счет каждого победителя, которые могут быть использованы по усмотрению получателя.
- Ежегодное поощрение лучших учителей в рамках ПНП "Образование" предусматривает оказание за счет средств федерального бюджета государственной поддержки 10 000 лучших учителей в объеме один млрд. руб. ежегодно в целях стимулирования результативности профессиональной деятельности учителей общеобразовательных учреждений <8>. Поддержка на конкурсной основе лучших учителей призвана способствовать повышению открытости образовательной системы, ее взаимосвязанности с потребностями общества. Критерии конкурсного отбора определены Минобрнауки России.
Выплата денежного поощрения осуществляется по результатам конкурса, право на участие в котором имеют учителя со стажем педагогической работы не менее трех лет, основным местом работы которых являются образовательные учреждения, реализующие образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Конкурсный отбор проводится во всех субъектах Российской Федерации специально созданными конкурсными комиссиями с участием ассоциаций попечителей, выпускников, экспертов и консультантов по вопросам общего образования, советов ректоров вузов, руководителей образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, профсоюзов, профессиональных объединений работодателей и других общественных объединений. Списки учителей-победителей ежегодно утверждаются приказом Минобрнауки России.
Внедрение современных образовательных технологий. В рамках данного направления ПНП "Образование" предусмотрено осуществление следующих мероприятий: разработка и размещение в открытом доступе в сети Интернет информационных образовательных ресурсов, подключение школ к сети Интернет, приобретение и поставка в общеобразовательные учреждения компьютерного оборудования; оснащение школ учебно-наглядными пособиями и оборудованием.
Интернетизация российского образования нацелена на распространение через образование современных технологий во все сферы производства и общественной жизни, выравнивание возможностей получателей образовательных услуг в разных регионах, расширение возможностей реализации индивидуальных образовательных программ <9>. Получателями государственной поддержки в рамках данного направления являются учреждения дошкольного и младшего школьного образования, средние общеобразовательные школы, школы-интернаты, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа, детские дома, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, коррекционные школы, школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой, а также вечерние (сменные) образовательные учреждения.
<9> См.: Приказ Минобрнауки России и Мининформсвязи России от 30 июня 2006 г. N 176/85 "Об организации подключения к сети Интернет образовательных учреждений, не имеющих такого доступа".Данное направление национального проекта предполагает реализацию программы по подключению всех общеобразовательных учреждений России к сети Интернет в целях обеспечения доступа к современным информационным образовательным ресурсам, создание специализированного Федерального центра информационных образовательных ресурсов, разработку электронных образовательных ресурсов (ЭОР), обеспечивающих реализацию образовательных программ по общеобразовательным предметам.
До конца 2009 г. всем подключенным к Интернету в рамках национального проекта учреждениям будет предоставляться бесплатный трафик за счет средств федерального бюджета. При этом на субъекты Российской Федерации возложена обязанность оборудовать соответствующие школы автоматизированными рабочими местами.
В рамках данного направления проекта в школы субъектов РФ также осуществляется поставка современного учебного и учебно-наглядного оборудования (в том числе цифровые образовательные ресурсы: наборы интерактивных задач, демонстраций, видеофрагментов, интерактивных лабораторных работ, наборы схем и шаблонов) <10>. Оборудование, входящее в состав кабинетов, позволяет обрабатывать результаты опытов, экспериментов, классных работ при помощи прилагаемой компьютерной техники.
<10> См.: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 551 "О передаче в собственность субъектов Российской Федерации автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений".Все поставляемые в рамках национального проекта комплекты учебного оборудования передаются в собственность субъектов РФ, далее распределяются в соответствии с реальными потребностями школ по усмотрению субъекта (в большинстве случаев распределяются среди школ, не вошедших в число инновационных).
Создание двух национальных университетов и двух бизнес-школ мирового уровня. Образование двух новых федеральных университетов направлено на модернизацию образования, внедрение новых программ и технологий, повышение качества профессионального образования, его взаимосвязи с экономикой страны. В рамках указанного направления национального проекта на базе действующих вузов и академических центров в г. Ростове-на-Дону и г. Красноярске созданы национальные университеты в Южном и Сибирском федеральных округах с целью развития системы высшего профессионального образования на основе оптимизации региональных образовательных структур и укрепления связей образовательных учреждений высшего образования с экономикой и социальной сферой федеральных округов <11>. В университетах предусмотрено внедрение новых систем управления, а сами вузы рассматриваются в качестве интегрированных комплексов образования, науки и бизнеса - центров инновационно-технологического развития и подготовки кадров международного уровня.
<11> См.: распоряжение Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 1518-р "О создании Сибирского федерального университета"; распоряжение Правительства РФ от 23 ноября 2006 г. N 1616-р "О создании Южного федерального университета"; распоряжение Правительства РФ от 8 февраля 2007 г. N 149-р "О внесении изменений в Перечень подведомственных Рособразованию федеральных государственных учреждений".В 2007 г. за счет средств федерального бюджета Сибирский и Южный федеральные университеты профинансированы в объеме 6 млрд. руб. Всего в 2007 - 2009 гг. на эти цели запланировано выделение 13,4 млрд. руб. Помимо федерального финансирования в реализации данного направления национального проекта предусмотрено активное участие бизнеса и региональных властей.
Открытие бизнес-школ в г. Санкт-Петербурге (Высшая школа менеджмента) и Московском регионе (Московская школа управления "Сколково") ориентировано на формирование российской системы подготовки управленческих кадров высшего класса и впоследствии на интенсивное развитие отечественной экономики. Бизнес-школы будут работать в тесном партнерстве с признанными зарубежными центрами делового образования и выдавать дипломы международного образца.
Объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие Высшей школы менеджмента в 2006 - 2007 гг., составляет 1,5 млрд. руб. Кроме того, планируется привлечение средств из фондов с целевым капиталом, создаваемых предпринимательским сообществом. Проект Московской школы управления "Сколково" реализуется по принципу частно-государственного партнерства. Частные инвестиции в создание школы оцениваются в 300 млн. долл.
Повышение уровня воспитательной работы в школах. Важным институциональным изменением является внедрение новой системы оплаты труда учителей - подушевого финансирования в образовании. В этой связи предусмотрена дополнительная мера - вознаграждение за классное руководство. Данное направление ПНП "Образование" учитывает специфику деятельности классного руководителя в сельской местности и специальных образовательных учреждениях, где при более низкой наполняемости классов объем работы остается значительным.
С 1 января 2006 г. вознаграждение за классное руководство выплачивается в образовательных учреждениях следующих типов <12>: общеобразовательные учреждения; вечерние (сменные) общеобразовательные учреждения; кадетские школы и кадетские школы-интернаты; общеобразовательные школы-интернаты; образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста; специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии (кроме специальных (коррекционных) профессиональных училищ); специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением (специальные общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) общеобразовательные школы); образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; общеобразовательные школы-интернаты с первоначальной летной подготовкой.
<12> См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850 "О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя"; Постановления Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. N 814 и от 12 декабря 2007 г. N 860 о порядке предоставления соответствующих субсидий субъектам РФ в 2007 - 2009 гг.При выплате вознаграждения учитываются все существующие районные коэффициенты к заработной плате и отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В течение 2006, 2007 и 2008 гг. свыше 800 тыс. российских учителей получают вознаграждение за выполнение функций классного руководителя. Ежегодное финансирование реализации данного направления национального проекта в субъектах РФ за счет средств федерального бюджета составляет 11,7 млрд. руб. <13>.
<13> См.: Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 854 "О порядке предоставления в 2006 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений", от 28 декабря 2006 г. N 814 "О порядке предоставления в 2007 году финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений", от 12 декабря 2007 г. N 860 "О порядке предоставления в 2008 - 2009 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выплату вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам государственных образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений".Развитие системы профессиональной подготовки в армии. Основными мероприятиями данного направления национального проекта являются: расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву; предоставление преференций при подготовке к поступлению в вузы и получении высшего образования лицам, отслужившим не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ в воинских должностях солдат, матросов, сержантов, старшин.
Данное направление предполагает создание в воинских частях учебных центров начального профессионального образования для военнослужащих срочной службы, а также организацию обучения за счет средств федерального бюджета на подготовительных отделениях вузов лиц, отслуживших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "б" - "г" п. 1, подп. "а" п. 2 и п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Порядок отбора, критерии и перечень вузов, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту, утверждаются Минобрнауки России <14>. С 1 апреля 2008 г. в 32 российских вузах началось обучение данной категории лиц. С 1 сентября 2008 г. в реализации данного направления национального проекта принимают участие 52 российских вуза.
<14> См.: Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2007 г. N 302 "Об утверждении Порядка отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета"; Приказ Минобрнауки России от 11 февраля 2008 г. N 44 "Об утверждении Перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться в 2007 - 2008 учебном году подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета"; Приказ Минобрнауки России от 3 июня 2008 г. N 167 "Об утверждении Перечня федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "б" - "г" пункта 1, подпунктом "а" пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета".Финансирование соответствующих подготовительных отделений в рамках ПНП "Образование" составляет 0,5 млрд. руб. в 2008 г. и последующих годах.
Государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования. С 2007 г. в приоритетный национальный проект "Образование" включено новое направление - меры государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования <15>.
<15> См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 850 "О мерах государственной поддержки в 2007 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы"; Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2007 г. N 903 "О государственной поддержке в 2008 году подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы".Стратегической задачей данного направления национального проекта выступает преодоление отставания в структуре, объемах и качестве подготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена от требований конкурентоспособных предприятий различных отраслей экономики, в том числе для решения актуальных задач приоритетных национальных проектов.
Государственная поддержка осуществляется на конкурсной основе путем предоставления образовательным учреждениям субсидий из федерального бюджета в объеме 20 - 30 млн. руб. на реализацию инновационных образовательных программ. При этом обязательным условием участия в конкурсе выступает софинансирование образовательных программ за счет средств работодателей, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных средств образовательного учреждения.
В 2007 г. 76 инновационных образовательных программ получили финансирование из федерального бюджета в общем объеме 1,8 млрд. руб. Победителями конкурса 2008 г. стали 72 инновационные образовательные программы учреждений начального и среднего профессионального образования. Порядок и критерии конкурсного отбора установлены Минобрнауки РФ.
Модернизация региональных систем образования. Данное направление вошло в состав приоритетного национального проекта "Образование" начиная с 2007 г. <16>. Основная цель комплексных проектов модернизации образования состоит в предоставлении всем школьникам, независимо от места жительства, возможности получить качественное общее образование. При этом под качеством образования понимается удовлетворение актуальных и перспективных запросов и потребностей личности, общества, государства, включая социальную мобильность, профессиональную и жизненную успешность, физическое, психическое и нравственное здоровье граждан.
<16> См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования" (в ред. от 1 декабря 2007 г.); Приказ Минобрнауки России от 15 января 2007 г. N 8 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 848" (в ред. от 25 декабря 2007 г.).Комплексные проекты модернизации региональных систем образования предусматривают введение новой системы оплаты труда работников общего образования, направленной на повышение доходов учителей, переход на нормативное подушевое финансирование общеобразовательных учреждений, развитие региональной системы оценки качества образования, развитие сети общеобразовательных учреждений региона (обеспечение условий для получения качественного образования независимо от места жительства), расширение общественного участия в управлении образованием, а также, начиная с 2008 г., повышение квалификации педагогических кадров.
Субсидии из федерального бюджета на указанные цели предоставляются на конкурсной основе. По результатам конкурсов, прошедших в 2007 и 2008 гг., право на государственную поддержку модернизации региональных систем образования получил 31 субъект РФ (21 - в 2007 г., 10 - в 2008 г.). Региональные проекты рассчитаны на срок реализации до 2009 г.
Правила предоставления субсидий и методика определения их размера установлены Правительством РФ, Порядок конкурсного отбора субъектов РФ - Минобрнауки России. Ежегодный объем средств, выделяемых из федерального бюджета субъектам РФ на эти цели, составляет 4,05 млрд. руб.
Иные мероприятия в рамках приоритетного национального проекта "Образование". В рамках ПНП "Образование" реализуется программа по приобретению автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в целях обеспечения равного доступа к качественному общему образованию. Все поставляемые в рамках проекта школьные автобусы передаются в собственность субъектов Федерации, которые самостоятельно распределяют их по общеобразовательным учреждениям <17>. Реализация данного мероприятия осуществляется на условиях софинансирования, на указанные цели из федерального бюджета ежегодно выделяется один млрд. руб.
<17> См.: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 551 "О передаче в собственность субъектов Российской Федерации автобусов для общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, учебного и учебно-наглядного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений" (в ред. от 28 декабря 2006 г.).В 2008 - 2009 гг. в ряде субъектов Федерации в рамках ПНП "Образование" предусмотрена реализация на конкурсной основе экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях и муниципальных общеобразовательных учреждениях <18>. Данное мероприятие национального проекта направлено на комплексную модернизацию системы питания в российских школах: обеспечение доступности и качества питания, снижение производственных издержек, повышение эффективности системы организации питания детей в общеобразовательных учреждениях за счет внедрения современного технологического оборудования для приготовления и доставки пищевых продуктов, а также развитие сети школьно-базовых столовых и комбинатов школьного питания как наиболее эффективной системы организации школьного питания.
<18> См.: Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2007 г. N 799 "О мерах государственной поддержки в 2008 - 2009 годах реализации в субъектах Российской Федерации экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных общеобразовательных учреждениях субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждениях"; Приказ Минобрнауки России от 14 декабря 2007 г. N 363 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 г. N 799".Финансирование данного мероприятия предусматривается из средств федерального, регионального и местных бюджетов, а также частных инвесторов. При этом средства регионального и местного бюджетов будут направлены на реконструкцию и капитальный ремонт школьных пищеблоков и обеденных залов, а средства частных инвесторов - на строительство и оснащение комбинатов школьного питания. На реализацию указанных экспериментальных проектов в федеральном бюджете на 2008 и 2009 гг. предусмотрено по 500 млн. руб.
Анализ нормативных правовых актов, предусматривающих реализацию направлений ПНП "Образование", позволяет прийти к выводу об отсутствии единой нормативно-правовой основы его проведения. Внедрение данного национального проекта в деятельность государственных органов федерального, регионального и муниципального уровней не было обеспечено принятием нормативного правового акта, определяющего статус данного проекта, системы субъектов его реализации и иных статутных вопросов.
Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, утвердивший основные направления и мероприятия ПНП "Образование", является совещательным органом, созданным в целях обеспечения взаимодействия органов власти различного уровня и организаций (объединений), и не наделен нормотворческой функцией. Для реализации решений Совета могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента РФ <19>. Таким образом, протоколы заседаний упомянутого Совета, закрепляющие направления реализации ПНП "Образование", не могут выступать в качестве нормативно-правовой основы. Действующие федеральные и региональные программы развития российского образования также не определяют статус и содержание национального проекта в указанной сфере.
<19> См.: п. 1, 11 Указа Президента РФ от 21 октября 2005 г. N 1226 "О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике".В настоящее время правовое регулирование реализации ПНП "Образование" осуществляется в основном через подзаконные нормативные правовые акты федерального уровня (указы Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти в сфере образования) и нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые по его отдельным направлениям и мероприятиям. При этом различается форма закрепления мероприятий, осуществляемых в соответствии с действующими федеральными и региональными программами развития образования, и мероприятий, реализуемых в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Так, Федеральная программа развития образования утверждена Федеральным законом; Национальная доктрина образования в Российской Федерации - Постановлением Правительства РФ; Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года - распоряжением Правительства РФ.
Имеющееся положение выглядит нелогичным. Во-первых, с юридико-технической точки зрения, с одной стороны, действующие программные документы имеют разные названия и утверждаются нормативными правовыми актами различной юридической силы, с другой - позже вводимый и реализуемый национальный проект, действующий одновременно с утвержденными Программой, Доктриной и Концепцией и имеющий приоритетное значение, не обеспечен документом, облеченным в юридическую форму. Во-вторых, неясно соотношение содержания действующих одновременно нескольких программных документов, порядка и приоритетного значения их исполнения (реализации).
Следует придать действующим национальным проектам статус государственных программ, избрав при этом единообразную юридическую форму их утверждения.
Считаем возможным предложить унифицировать программные документы в сфере образования, придать действующему приоритетному национальному проекту "Образование", Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года статус единой государственной программы. Относительно выбора юридической формы ее закрепления могут быть использованы разные подходы: единая государственная программа утверждается: 1) только федеральным законом; 2) только нормативными актами Правительства РФ. Однако ведомственное утверждение государственной программы недопустимо. При этом может быть воспринята следующая вариантность: а) долгосрочные программы утверждаются федеральными законами; б) текущие (среднесрочные и краткосрочные государственные программы, конкретизирующие долгосрочную) - нормативными актами Правительства РФ; на этом же подзаконном уровне нормативно решаются процедурные и оперативные моменты реализации всех видов программ.
Что касается широкого применения ведомственного нормативно-правового регулирования реализации государственных программ, то вопрос остается дискуссионным. С одной стороны, реализация программ (проектов) требует комплексных решений и не может в полном объеме обеспечиваться полномочиями и функциями органов исполнительной власти в той или иной сфере, например Минобрнауки России в части определения размера и порядка расходования бюджетных средств или обеспечения здорового питания в образовательных учреждениях. С другой стороны, ведомственное нормотворчество, наиболее рациональное с точки зрения оперативного действия, требует меньше ресурсных затрат.
Представляется, что следует использовать возможности результатов ведомственного нормотворчества исключительно для регулирования частных (узких) моментов реализации государственных программ (проектов). Основные усилия органов исполнительной власти здесь следовало бы направить, во-первых, на правоподготовительную работу - разработку проектов нормативных правовых актов, которые затем утверждались бы Правительством РФ, а также имели бы статус федеральных законов; во-вторых, на совершенствование правоприменительной деятельности, и прежде всего контроля и надзора, оказания государственных услуг и исполнения государственных функций в определенных для них сферах деятельности.
Предлагаемые выводы во многом подтверждаются результатами социологических исследований, которые осуществлены в рамках работы над этой темой. Были проведены экспертные опросы среди работников Департамента образования г. Москвы и Управления образованием Юго-Западного административного округа города (ноябрь - декабрь 2008 г.), а также среди участников конференций "Конституция, закон, социальная сфера общества" (декабрь 2008 г.) и "Законодательство в сфере образования: обеспечение частных и публичных интересов" (апрель 2007 г.), организованных в Институте законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. Кроме того, использованы результаты опроса населения ВЦИОМа и Левада-Центра (2006 - 2008 гг.).
Получены следующие данные, характеризующие ПНП "Образование".
- Оценка степени его реализации работниками органов управления г. Москвы в этой сфере достаточно высока. В то же время установлено, что многим из них неясен вопрос о соотношении ПНП "Образование" и городских целевых программ развития образования ("Столичное образование"). Большинство считают, что мероприятия, предусмотренные приоритетным национальным проектом, должны быть включены в городские целевые программы развития образования и это возможно только при условии обеспечения их дополнительного финансирования.
- Оценка мнения экспертов, полученная в результате опросов, проводимых на профильных конференциях в Институте, показывает, что в настоящем виде ПНП "Образование" не согласуется с другими имеющимися программными документами, направленными на развитие и реформирование образовательной сферы. В этой связи, по мнению экспертов, последовательность и системность решения задач, стоящих перед сферой образования, национальный проект не обеспечивает.
- Анализ официальной информации об изучении общественного мнения граждан (2006 - 2008 гг.) показывает:
большинство населения практически не информировано ни о самих приоритетных национальных проектах, ни о ходе их реализации. Так, на вопрос "Слышали ли Вы о национальных проектах?" хорошо осведомленными показали себя: 2006 г. - 13%, 2007 г. - 18%, 2008 г. - 17%; что-то слышали о них: 2006 г. - 57%, 2007 г. - 63%, 2008 г. - 67%; ничего не слышали о них: 2006 г. - 30%, 2007 г. - 19%, 2008 г. - 16%;
многие граждане считают, что в результате реализации приоритетных национальных проектов ситуация в сфере образования существенно не улучшилась. На вопрос "Как Вы думаете, привела ли реализация национального проекта к существенному улучшению дел в области образования?" получены следующие ответы: 2006 г. - скорее да - 44%, скорее нет - 42%, затруднились ответить - 15%; 2007 г. - скорее да - 40%; скорее нет - 44%; затруднились ответить - 16%; 2008 г. - скорее да - 35%; скорее нет - 45%; затруднились ответить - 20%;
большая часть респондентов уверена, что деньги, направленные на реализацию приоритетных национальных проектов, были потрачены неэффективно (2006 г. - 43%; 2007 г. - 51%; 2008 г. - 52%) или были просто разворованы (2006 г. - 31%; 2007 г. - 27%; 2008 г. - 15%), и только незначительная часть респондентов положительно оценивает эффективность вложения средств: 2006 г. - 13%; 2007 г. - 13%; 2008 г. - 14%. Затруднились с ответом: 2006 г. - 12%; 2007 г. - 9%; 2008 г. - 19%.