Мудрый Юрист

Многообразие методологий современной теории государства и права: историческая методология

Малахов Валерий Петрович, начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Историческая методология относится к методологиям, носящим одновременно и аспектный, частный, и общий, фоновый характер, поскольку обеспечивает содержательность и конкретность знания о праве и государстве. Нахождение меры соотношения этих двух моментов является самостоятельной методологической проблемой, поскольку как умаление, так и преувеличение роли исторического фактора в характеристике права и государства одинаково негативно сказываются на качестве теоретического знания.

Первая группа вопросов связана с определением наиболее существенных признаков рассматриваемой методологии.

Общая характеристика исторической методологии такова:

Вопрос о применимости исторической методологии в теории государства и права требует различения трех ее компонентов: а) нарративной истории; б) теории истории (историологии) и в) философии истории (историософии).

Нарративная история имеет значение как иллюстративная и эмпирико-аргументационная база теоретических рассуждений; она не имеет самостоятельного методологического значения.

В своем втором компоненте историческая методология неразрывно связана с социологической методологией. В сочетании с ней историческая методология применима для выработки научных обобщений индуктивного характера; она позволяет органично сочетать знание об исторических закономерностях с суждениями о государстве и праве в их конкретности. Цивилизационный и формационный подходы являются элементами именно данного компонента исторической методологии. Но этот компонент характерен для применения исторической методологии в истории государства и права.

Исходя из особенностей теории государства и права, наиболее адекватным ей можно считать третий компонент исторической методологии. В рамках философии истории государства и права используются пространственно-временные парадигмы, а также конструкции исторического процесса в целом, как безразличного к конкретному, нарративному материалу.

Сущность исторической методологии заключена в решении задачи обнаружения корректной связи событийно-хронологической составляющей общественной жизни с пониманием ее как единого и закономерного исторического процесса; она состоит в нахождении исторических закономерностей и векторов для отдельных событий или процессов, вырабатывая глобальные аналогии.

Назначение исторической методологии состоит, во-первых, в насыщении теоретического знания о праве и государстве содержательностью и, во-вторых, в установлении скрытого смысла (сущности) в видимости (явленности), внешних выражениях различных сторон государственной и правовой жизни общества (что роднит историческую методологию с феноменологической методологией, которой будет посвящена отдельная лекция).

Вторая группа вопросов касается содержательных особенностей элементов структуры исторической методологии.

Адекватный в рамках исторической методологии понятийный аппарат образуют: 1) понятия, отражающие структуры, проявления, отношения и др. элементы права и государства в эмпирической конкретности (содержательности) и временной определенности (событие, исторический факт, исторический субъект правотворчества, правоотношений, государственной власти и т.п.); 2) понятия, в которых выражено все многообразие историко-временных характеристик права и государства (цивилизация, осевое время, правовое время, историко-временная дискретность правовых феноменов, переходный период, тип права и т.п.); 3) единичные, т.е. предельно конкретные, понятия, характеризующие предмет в рамках единиц дискретности; 4) понятия, выражающие эмпирические закономерности (историческое условие, преемственность, исторические циклы, вектор изменения и др.).

Примером познавательных парадигм могут быть следующие утверждения:

Концептуальными идеями, согласующимися с исторической методологией, могут быть следующие утверждения:

К принципам, на основе которых реализуется историческая методология, можно отнести:

Преимущества и недостатки исторической методологии - их анализ определяет третью группу вопросов - вытекают из характеристики ее назначения и ограниченности в применении к проблемам теории государства и права.

К преимуществам исторической методологии можно отнести следующее: 1) конкретность, исчерпывающая содержательность получаемого знания, позволяющая избегать абстрактных рассуждений о праве и государстве; 2) документально-фактическую подкрепленность выводимых исторических закономерностей, что позволяет различить их многообразие; 3) образность (подвластность "картиночному", поверхностному, неспециализированному мышлению) и, как следствие, общедоступность; 4) вписанность инструментария исторической методологии во все другие методологии.

К недостаткам исторической методологии относятся: 1) многофакторность, слабо поддающаяся рационализации мозаичность материала; 2) опасность упрощенного понимания историко-правовой реальности; 3) как следствие предыдущего обстоятельства, тенденциозность в толковании эмпирического материала; 4) нарративная основа историко-правового знания, увеличивающая вероятность произвольных аналогий в конструировании исторических процессов; 5) опасность подмены исторических закономерностей временной совмещенностью и однообразием фактического материала.

Историческая методология, как видно, носит внутренне противоречивый характер, поскольку ее достоинства и недостатки в своем большинстве одни и те же. Из данного факта следует вывод, что успешность применения исторической методологии напрямую зависит от глубины теоретического мышления правовой жизни в ее исторической содержательности.

В заключение читателю предлагается реализовать возможности применения исторической методологии к отдельным проблемам теории государства и права: а) выявив базовые понятия, позволяющие рассмотреть конкретное явление в его событийно-хронологическо-персонифицированном виде как презентант закономерного процесса; б) сформулировав одну-две концептуальные идеи, которые могут быть положены в основу теоретического анализа проблемы, с которой связана научная работа читателя; в) просчитав хотя бы ближайшие следствия из сформулированных идей.