Мировая юстиция: социальный барометр
И публичные дискуссии, и частные беседы редко обходятся сегодня без обсуждения последствий кризиса - для страны, региона, семьи. Но доминируют при этом обычно эмоции, хотя в данном случае особо важен объективный анализ: что мы имеем и чего нам ждать. Богатейший во всех отношениях материал для такого анализа предоставляет отображенная в судебной статистике работа мировых судей, о результатах которой размышляет начальник Управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края, кандидат юридических наук Валерий Алексеевич Будко.
Звучит парадоксом, но случись кризис в начале 2000-х, анализ социальных его последствий на основе судебной статистики был бы просто невозможен. Когда восемь лет назад Ставрополье одним из первых в России приступило к воссозданию недолго существовавшей в XIX в. мировой юстиции, такая работа в повестке дня для Управления по обеспечению деятельности мировых судей Ставропольского края вообще не стояла. И не потому даже, что начинали мы, по сути, с нуля, причем решать великое множество организационных, методических, финансовых и материально-технических проблем приходилось в условиях, когда отсутствовала методика создания новой структуры судопроизводства и не существовало рекомендаций по процедуре формирования законодательной основы деятельности мировых судей. В конце концов, и сейчас работать не легче. Новое время - новые вызовы, включая и такое важнейшее направление деятельности всех ветвей власти, как профилактика коррупции, борьба с этим злом в рамках постоянно совершенствуемого антикоррупционного законодательства, через открытость и гласность. Но период становления мировой юстиции, активное участие в котором принимали и губернатор Ставропольского края В.В. Гаевский, и председатель краевого суда А.Ю. Корчагин, - это период первоначального накопления пригодной для анализа информации. Иначе говоря, в первые годы и количественные показатели работы судей, и качественные лишь свидетельствовали: институт мировой юстиции становится наиболее востребованным "инструментом" отправления правосудия.
Иное дело - день сегодняшний. С одной стороны, наблюдается стабильный рост нагрузки на мировых судей. Если в 2002 г. средняя служебная ежемесячная нагрузка на одного судью составляла 65 дел, то в 1-м полугодии 2009 г. она составила уже 214 дел, т.е. даже по сравнению с тем же периодом 2008 г. увеличилась на 10,3%. И это серьезная проблема, требующая выработки комплекса мер, включая меры по совершенствованию законодательства, для снижения нагрузки на судей, а значит, и для обеспечения еще большей доступности правосудия. А с другой - при столь высокой востребованности мировой юстиции и при таком объеме работы даже отдельно взятый судебный участок располагает вполне, как говорят социологи, репрезентативной и открывающей широкие возможности для анализа информацией. Ну а край в целом... За восемь лет к мировым судьям поступило около 1,5 млн. дел: уголовных, гражданских и дел об административных правонарушениях. Учитывая, что в каждом процессе обычно участвуют в среднем три-четыре человека, не считая адвокатов, общественных обвинителей и т.д., через судебные участки с момента их открытия прошли уже свыше 4 млн. ставропольцев - население Ставропольского края почти вдвое меньше. И было бы просто неразумным оставлять без анализа и осмысления этот массив отражающей реалии жизни достоверной информации, вне зависимости от того, живем ли мы в ситуации относительного благополучия или в условиях кризиса.
В этом мы находим полное понимание со стороны и губернатора Ставропольского края Валерия Вениаминовича Гаевского и председателя Ставропольского краевого суда Александра Юрьевича Корчагина. Причем нельзя не отметить особой важности момент. При ежегодном увеличении числа дел, рассматриваемых мировыми судьями, показатель стабильности вынесенных приговоров, решений и постановлений на Ставрополье был и остается выше среднероссийского. В 1-м полугодии 2009 г., например, из 160 тыс. рассмотренных мировыми судьями дел было обжаловано 1745 дел, или 1,1% от общего количества рассмотренных, что на 6,1% ниже показателя 2008 г. Иными словами, нет никаких оснований сомневаться в "пригодности" судебной статистики для объективной оценки и происходящих в крае процессов, и доминирующих тенденций, тем более, что высок и уровень актуальности информации. В сравнении с 1-м полугодием 2008 г. в 2009 г. на 70% снизилось количество дел, рассмотренных мировыми судьями с нарушениями процессуальных сроков: их всего 0,15% от общего количества рассмотренных в этот период дел. Незначительна и доля отложенных, а также приостановленных дел, и тут тоже налицо заметное уменьшение. Хотя нагрузка, еще раз повторю, на судей запредельно высока.
Информация для размышления. Подавляющее количество дел, влияющее на запредельную служебную нагрузку, приходится на гражданские дела и дела об административных правонарушениях. В 1-м полугодии 2009 г. гражданские дела составили 56,3% от общего числа рассмотренных мировыми судьями Ставропольского края дел, тогда как в 1-м полугодии 2008 г. их было 50,7%. Удельный вес дел об административных правонарушениях составил 41,4% при показателе в 46,3% в 1-м полугодии 2008 г.
Разумеется, при столь обширной судебной практике очень важно ее обобщение для обеспечения эффективной и качественной профессиональной работы судей. И этим мы совместно со Ставропольским краевым судом в лице председателя краевого суда Александра Юрьевича Корчагина и судей краевого суда постоянно занимаемся, в том числе выявляя узкие места. Но анализ на основе накопленных статистических данных причинного комплекса явлений и тенденций в сфере правопорядка - понятие более широкое. Причем нужно иметь в виду: правонарушения и преступления всегда социальны по характеру и являются отражением условий жизнедеятельности общества на каждом конкретном историческом этапе его развития. Потому и сегодня выступают как закономерное социальное явление. А значит, при всей важности реагирования на конкретные правонарушения и преступные деяния такое реагирование - это, по сути, лишь отдельные, разрозненные "уколы". И наоборот, выработка на основе предметного анализа правоприменительной и судебной практики алгоритма решения социально-экономических проблем - действенная мера профилактики нарушений закона.
Возьмем для наглядности статистику в сфере уголовного судопроизводства. На первый взгляд, итоги 1-го полугодия 2009 г. внушают оптимизм: по сравнению с 1-м полугодием 2008 г. уменьшилось число уголовных дел, возбужденных не только по фактам мошенничества, незаконных действий с наркотическими средствами и психотропными препаратами, а также с оружием. На 29,3% уменьшилось и число дел, возбужденных по ст. 158 УК РФ (кража). Но не стоит благодушествовать: именно кражи по-прежнему совершаются наиболее часто - за полугодие мировыми судьями рассмотрено 741 уголовное дело. И не факт, что в условиях кризиса мы не столкнемся с ростом их количества - материальный достаток падает. Президент Дмитрий Медведев не случайно констатировал на заседании коллегии Генпрокуратуры: "Влияние мирового экономического кризиса на общую ситуацию с преступностью усиливается". А директор Института криминологии Лондонского королевского колледжа М. Хоуг считает, что мир "...только начинает ощущать влияние финансового кризиса на уровень преступности".
К слову, и статданные по уголовным делам, рассматриваемым мировыми судьями Ставропольского края, свидетельствуют об увеличении числа дел отдельных их категорий. Сразу на 35,3% в сравнении с прошлогодним показателем возросло, скажем, число преступлений против лиц, осуществляющих правосудие и предварительное расследование, а также других представителей власти, на 18% увеличилось число дел по факту причинения тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, истязаний. Не может не тревожить и то, что "группами риска" в плане законопослушания остаются и по России в целом, и на Ставрополье в частности безработные, несовершеннолетние и женщины.
Информация для размышления. Если в 1-м полугодии 2007 г. было осуждено за совершенные преступления 328 женщин, то за аналогичный период 2008 г. их число составило 471 человек, а в 1-м полугодии 2009 г. преступление совершила уже 581 женщина. От общего числа осужденных по уголовным делам в отчетном периоде мировыми судьями лиц (2459) 23,6% составляют женщины.
Разумеется, женская преступность обусловлена влиянием общих закономерностей, таких как нестабильность социально-экономических, политических, духовных процессов. Но она обладает и особенностями, связанными с социальной ролью и функциями женщин, образом жизни и профессиональной деятельности, психофизиологической спецификой, а также исторически обусловленным местом в системе общественных отношений. И не случайно женщины-преступницы чаще избирают такие виды преступлений, как вымогательство, обман покупателей, мошенничество, кражи. Реже они участвуют в разбоях и грабежах, хотя с каждым годом ситуация меняется, и женщины "догоняют" мужчин. Анализируя структуру и характер женской преступности, следует выделить такие негативные изменения, как ее "омоложение" и заметный рост рецидива. А в результате - значительный рост преступности несовершеннолетних женского пола. Всего за два последних года его темпы увеличились с 11 до 14%, число девочек-подростков, состоящих на учете в милиции, достигло 50,6 тыс.
Между тем и в целом проблема детской и подростковой преступности стоит очень остро. Причем это общероссийская проблема: по сравнению с 1990 г. почти на 30% выросло число выявленных несовершеннолетних преступников. Подростками ежегодно совершается свыше 300 тыс. преступных деяний, из них около 100 тыс. - детьми, не достигшими возраста наступления уголовной ответственности. Что касается состава преступных деяний несовершеннолетних, то здесь преобладают (до 85%) преступления против собственности (кража, мошенничество, грабеж, разбой, угон транспортного средства, умышленное уничтожение или повреждение имущества). Порядка 10 - 12% составляют преступления против общественной безопасности и здоровья населения (хулиганство, незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка или сбыт наркотических или психотропных веществ, незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств). И все это отражает, с одной стороны, возросшее финансовое и имущественное расслоение общества, с другой - рост социальной нетерпимости, агрессивности. Часто психологические переживания подростков вследствие данных социальных процессов сублимируются в антисоциальные, криминальные формы поведения, которые ведут к конфликту с законом.
Здесь есть существенный момент. Проведенный анализ статистических данных по уголовным делам, рассмотренным мировыми судьями в 1-м полугодии текущего года, показал: 2,6% от общего числа рассмотренных дел составляют дела по преступлениям несовершеннолетних, что на 1% меньше, чем в 1-м полугодии 2008 г. То есть прямой связи с кризисом вроде как не наблюдается. Однако анализ проблемы в комплексе, с учетом зарубежной практики, позволяет предположить: и после преодоления кризиса острота проблемы подростковой преступности в России не снизится. Это долговременная проблема, для решения которой потребуется значительная совместная работа властных, правоохранительных, общественных и научных структур, всех граждан. И игнорирование данного обстоятельства может привести к неверной оценке положения дел в работе с несовершеннолетними, к принятию неадекватных, направленных только на повышение уровня жизни подростков мер, которые слабо подкреплены как духовно-идеологическими, так и социальными программами.
Тем более что не стоит забывать: устойчивым становится групповой характер преступлений, совершаемых несовершеннолетними: доля инкриминируемых им групповых преступлений составляет свыше 60%. Хуже того, групповая преступность несовершеннолетних часто приобретает признаки организованной преступности. Причем до 30% преступлений (как правило, самых опасных - бандитизм, убийства, разбои) подростки совершают при соучастии взрослых. К тому же с проблемой преступности подростков тесно связана и проблема распространения в их среде наркомании, алкоголизма, токсикомании. Ставрополье намного раньше других регионов столкнулось с этим, что обусловлено и близостью к южным границам, через которые проходит наркотрафик, и особым социально-психологическим состоянием населения - за 10 лет население края увеличилось почти в полтора раза за счет миграции беженцев и вынужденных переселенцев. А ведь рост числа молодых людей, употребляющих наркотические вещества, является еще одной причиной роста преступности.
Естественно, достигшую запредельной остроты проблему усилиями только правоохранительных органов не решить. Здесь многое зависит от органов государственной власти и местного самоуправления, и прежде всего органов образования и здравоохранения. И здесь нет и не может быть мелочей. Возьмите, к примеру, вопросы обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в периоды каникул, особенно летних. Ведь немалые трудности возникают на местах даже при формировании отрядов воспитателей для лагерных смен. Отсутствует должная профессиональная подготовка, а порой встречается и такое, что самих воспитателей приходится опекать больше, чем воспитанников...
Впрочем, это общее правило, идет ли речь о преступлениях или правонарушениях, вне зависимости от того, совершают их подростки или взрослые: узковедомственный подход неуместен, поскольку малопродуктивен. С общими бедами и бороться надо общими усилиями, всем, что называется, миром. На что мы в своей аналитической работе и нацелены. Первый этап - сбор по результатам деятельности мировых судей данных о правонарушениях и преступлениях. Иными словами, статистическое наблюдение, дающее цифровую характеристику состояния, уровня, структуры, динамики процессов в сфере правопорядка. На втором осуществляется сопоставление конкретных статистических данных и социальных явлений, которые влияют и на количество, и на структуру правонарушений и преступлений. Причем результаты анализа статданных позволяют не только выявить связи, зависимости, соотношения, закономерности в состоянии, структуре и динамике преступности, но и раскрыть зависимость изменений от социальных явлений. Наконец, третий этап - практическая реализация наших аналитических наработок. Это не только внесение предложений по совместному обсуждению выявленных "тревожных" моментов и выработке управленческих решений по распространению позитивного опыта и устранению недостатков. Предпринимаются и активные усилия, чтобы обратить внимание органов государственной власти и правоохранительных органов на складывающуюся в той или иной сфере ситуацию.
Оговорюсь: это вовсе не означает, что власть не в курсе имеющихся острых проблем. Губернатор края Валерий Вениаминович Гаевский, руководители органов исполнительной власти края не просто владеют ситуацией - активно предпринимают меры для решения проблем. Но во-первых, давайте не забывать: мировая юстиция - наиболее приближенное к населению звено судебной системы. И когда мы говорим, что мировые суды разгрузили суды районные, речь идет о передаче мировым судьям практически всех дел по административным правонарушениям и очень большого числа уголовных и гражданских дел. А это не только доступность, простота и быстрота судопроизводства, но и достоверная информация, которую вполне можно назвать зеркалом жизни, отражающим полный спектр реальных проблем этой жизни. Во-вторых, отражает она все проблемы в реальном режиме времени. Возьмем для наглядности опять же последствия кризиса. В сфере, например, занятости населения они очевидны. На середину 2009 г. уровень безработицы в России составлял 9,5%, в Ставропольском крае - 8,6%. Но вот то, что и без того непростую жизнь усугубляют проблемы в налоговой сфере, уже далеко не так очевидно. И здесь именно судебная статистика дает представление о происходящих в этой сфере процессах. Подавляющее число от общего количества поступивших в 1-м полугодии 2009 г. мировым судьям гражданских дел составляют споры о нарушении налогового законодательства (40% от общего числа поступивших дел). В сравнении с прошлогодними показателями, в текущем году их за 1-е полугодие 2009 г. поступило на 34% больше. Канцелярии судебных участков мировых судей буквально завалены судебными приказами налоговых органов о выдаче недоимок по налогам.
К слову, действующим законодательством конкретные причины для отмены судьей судебного приказа не предусмотрены. И это тот случай, когда правовая статистика и о качестве законов свидетельствует. В цифрах показывая практику применения тех или иных законов, характеризуя нарастание или уменьшение определенных видов нарушений, она подтверждает целесообразность или нецелесообразность действия конкретного закона, показывает его эффективность. Но при всем том нарушения редко обусловлены лишь одной-единственной причиной, обычно их целый "букет". Почему, например, отменяются судебные приказы при несогласии должника с заявленными требованиями? Во-первых, в связи с ненадлежащим уведомлением налоговым органом должника о задолженности. В своих возражениях граждане указывают, что если бы соответствующее уведомление ФНС об уплате налога ими было получено, они, как добросовестные налогоплательщики, своевременно оплатили бы эти налоги, чтобы не нести дополнительные расходы по государственной пошлине. Но сотрудники органов ФНС в нарушение требований ст. ст. 45, 48, 52, 69 Налогового кодекса РФ либо своевременно не отправляют указанное уведомление-требование заказным письмом об уплате налога, либо не направляют вообще. Во-вторых, из-за отсутствия у должника объекта налогообложения. ФНС ежегодно присылаются заявления о взыскании задолженности с владельцев транспортных средств, которые продали свои машины более пяти лет назад и, следовательно, давно уже не являются собственниками. Аналогичная ситуация складывается с земельными участками. ФНС предоставляет несогласованные или устаревшие данные от Федеральной регистрационной службы, МРЭО ГИБДД ГУВД СК, нотариальных контор, ГУП "Крайтехинвентаризация". Наконец, в-третьих, речь идет о том, что многие налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивают пени и недоимки по налогам, являющиеся основными заявленными требованиями. Но заявления сотрудниками ФНС составляются в автоматическом режиме, при этом электронная система периодически дает сбои, в связи с чем на одного и того же человека в течение года может поступить на рассмотрение более трех заявлений на одну и ту же сумму.
Мелочи? Не скажите - все, что касается повседневной жизни людей, их социального самочувствия, нельзя называть мелочами. А тут ведь еще и интересы бюджета, от наполнения которого зависит благополучие тысяч людей. В структуре налоговой задолженности наибольшая доля, 46%, приходится на недоимку, а на задолженность, утвержденную судебным решением (транспортный, земельный налоги), приходится 44,9%. И тут становится актуальной разработка действенных и скорых мероприятий судебных приставов по исполнению судебных решений по взысканию налоговых платежей, ибо, по данным краевого Минфина, доходы консолидированного бюджета на 53% состоят из налогов. Иначе говоря, экономические правонарушения, связанные с уклонением от уплаты различного рода обязательных платежей, причиняют громадный вред государству и населению, тем более что не стоит забывать о теневом бизнесе: многие граждане, числящиеся официально безработными, имеют реальный заработок, однако организации и граждане не выплачивают налоги, и их трудно установить, несмотря на активные действия финансовых органов и налоговой службы. Что и в благополучные времена нетерпимо, а уж в условиях кризиса...
Информация для размышления. В 1-м полугодии 2009 г. произошло значительное увеличение дел о взыскании страховых выплат - с 54 в прошлом году до 118 в текущем. В пять раз возросло число исков из договора аренды имущества. Число заявлений по нарушению договоров в сфере торговли и оказания услуг увеличилось на 59% и составило 217 дел, из которых 75% рассмотрено с удовлетворением заявленных истцами требований.
Причем вот на что надо в обязательном порядке обращать внимание: рост числа рассматриваемых мировыми судьями гражданских дел вполне может иметь и позитивную составляющую. Люди стали активнее защищать в суде свои права! И в этом плане увеличение на 1,8% числа исковых заявлений физических лиц к юридическим даже более значимый показатель, чем увеличение на 33% числа исков юридических лиц к гражданам. Но в любом случае и увеличение, и уменьшение - повод для скрупулезного анализа. Во-первых, здесь возможно нарастание числа попыток ущемить права граждан. Возьмем оставшиеся в ведении мировых судей полномочия по рассмотрению заявлений о выдаче судебных приказов о начисленной, но не выплаченной зарплате. В 1-м полугодии 2008 г. на рассмотрение мировым судьям поступило 1474 дела об оплате труда, а в 1-м полугодии 2009 г. - в 2,5 раза больше, 3272 дела. Тревожный сигнал! А во-вторых, рассмотрение показателей в динамике позволяет выявить новые тенденции в важнейших сферах жизни. Уменьшение в условиях кризиса числа поданных в 1-м полугодии 2009 г. исковых заявлений о взыскании сумм по договору займа на 19% в сравнении с 2008 г., например, обнаруживает весьма любопытную тенденцию. Заимодатели (заимодавцы) не обращаются в суд за возвратом заемных денег не потому, что заемщики их исправно возвращают, а в связи с тем, что они сами просто не дают эти денежные суммы взаймы.
Немаловажно выяснить на основе анализа и то, имеем ли мы дело с "застарелыми" проблемами или с теми, что приобрели особую остроту в связи с объективного характера трудностями. Высоким сохраняется, скажем, число исков, вытекающих из брачно-семейных отношений, включая разводы. В 1-м полугодии 2009 г. на рассмотрение мировым судьям поступило 4871 дело по расторжению брака, из них 3858 дел по супругам, имеющим детей, и 1013 дел по бездетным или имеющим взрослых детей. В сравнении с показателями прошлых лет эта категория дел остается стабильной, но хорошего тут мало. Равно как и в том, что достаточно большим остается количество исков по взысканию алиментов. В 1-м полугодии к мировым судьям поступило 2904 таких дела, что на 9,2% превышает показатель 2008 г. То есть налицо тревожный симптомом нравственного нездоровья общества. А вот такая (составляющая 13% от общего числа рассмотренных дел) категория гражданских дел, как споры о взыскании платы за жилую площадь и коммунальные платежи, не дает повода делать однозначные выводы. По сравнению с прошлым годом число таких дел увеличилось на 35% и достигло 11443, но это не означает, что люди стали менее дисциплинированны и законопослушны. Здесь другое - в условиях кризиса рост материального достатка граждан не поспевает за ростом тарифов.
Информация для размышления. По данным Ставропольстата, средняя номинальная начисленная заработная плата в крае в расчете на одного работника в декабре 2008 г. составила 14549 руб., а в 1-м квартале 2009 г. - уже 11900 руб. (по России 17200 руб.). В то же время в 2008 г. услуги ЖКХ подорожали на 13,7%, цены на медицинские услуги выросли на 21,2, на услуги организаций культуры - на 19,5, в системе образования - на 12,9%.
И вообще анализ судебной статистики часто заставляет задаваться философским почти вопросом: со злостным нарушителем закона мы имеем дело или с жертвой обстоятельств?! Возьмем, к примеру, проблему пьянства. Очевидно, что тут и особенности личности сказываются, и недостаточное образование, и низкий уровень культуры, и т.д. Но ведь не последнюю роль и уровень материального благосостояния играет, и комфортность среды обитания, и возможность реализовать себя, и общая нравственная атмосфера в обществе. А это уже проблемы всего общества, которые, если их не решать, оборачиваются большой бедой и для самого пьющего, и для окружающих. В 1-м полугодии 2009 г. только количество протоколов, составленных по факту появления граждан в общественных местах в состоянии опьянения (10868 дел), увеличилось на 38,6% по сравнению с 1-м полугодием 2008 г. А ведь пьяный человек легко идет и на правонарушение, и даже на преступление. Пьяный же за рулем - вообще потенциальный убийца. По статистике, каждое восьмое дорожно-транспортное происшествие у нас в стране совершается водителем, находящимся в состоянии опьянения.
К слову, если административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренные главой 20 КоАП РФ, составляли в структуре административных правонарушений, рассмотренных мировыми судьями, 50%, то 29% - это административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ). Причем за 1-е полугодие 2009 г. количество рассмотренных дел об административных правонарушениях в области дорожного движения увеличилось на 3,4% и составило 18636 дел. И не случайно в 2008 - 2009 гг. были внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ, ужесточающие ответственность водителей транспортных средств за нарушение правил дорожного движения. Однако одними лишь наказаниями ставшую уже национальной проблему не решить, здесь нужен комплекс мер. Совершение каждого четвертого ДТП в крае, например, происходит, по данным статистики, из-за неудовлетворительного состояния дорожных условий. Краевой центр буквально задыхается от перенасыщения улиц транспортом, дефицита проезжих частей, пропускной способности дорог, отсутствия мест для парковки. На недостаточном уровне организовано и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, проявлением юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению ДТП. Иначе говоря, существует реальная необходимость в разработке и реализации Программы по обеспечению безопасности на дорогах Ставрополья с привлечением научного потенциала, органов исполнительной власти и местного самоуправления, общественности с четким распределением функций, полномочий и ответственности.
Разумеется, поиск ответов на вопрос о том, кто нарушает закон, почему, какие условия способствуют росту числа нарушителей, не отменяет практическую реализацию принципа неотвратимости наказания. Это надежный инструмент самозащиты общества: нарушение закона не должно оставаться без наказания, идет ли речь о тяжком преступлении или об административном проступке. В 1-м полугодии 2009 г., например, на 4% увеличилось число мелких хулиганств (9349 дел). Можно ли снисходительно смотреть на это? Нет, иначе волна уличного хулиганства нас просто накроет. Или возьмите потребительский рынок. С одной стороны, количество нарушений административного законодательства в области предпринимательской деятельности (глава 14 КоАП РФ) уменьшилось в 1-м полугодии 2009 г. на 15%, с другой - на 59% увеличилось число фактов продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг с нарушением санитарных правил либо с отсутствием необходимых документов. И это никакими ссылками на трудности кризисного периода оправдать нельзя.
Информация для размышления. В 1-м полугодии 2009 г. на 9,4% возросло число правонарушений, посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность (глава 6 КоАП РФ), и составило 1850 дел против 1691 дела в 1-м полугодии 2008 г. Зафиксировано 1655 протоколов по потреблению наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, что на 11,4% больше прошлогодних показателей. А в числе правонарушений против собственности (глава 7 КоАП РФ) произошло увеличение сразу на 47,2%.
Другой вопрос, что надо отдавать себе отчет в том, что негативными последствиями чревата любая острая социальная проблема, которая порой не только годами не решается - усугубляется. Потому сегодня важно принять адекватные меры по локализации причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений. При этом особо плодотворна и продуктивна профилактика, заниматься которой результативно можно лишь тогда, когда на базе анализа имеешь ясную картину по части не только уровня законопослушания в обществе, но и по части порождающих правонарушения и преступления причин, причем в обязательном порядке обеспечивая межведомственную координацию усилий, повседневное взаимодействие, обмен помогающей объективно оценить ситуацию информацией. Скажу больше. Информационная открытость судебной системы не только для заинтересованных структур и ведомств, но и для населения тоже является многообещающим и эффективным профилактическим ресурсом.
И не случайно в 1-м полугодии 2009 г. управление в целях реализации Федерального закона от 22.12.2008 N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации", в соответствии с поручением Правительства Ставропольского края и в рамках Постановления Совета судей Ставропольского края от 13 марта 2009 г. N 53 "О мерах по реализации Концепции информационной политики судебной системы", разработало план мероприятий по обеспечению доступа к информации о деятельности мировых судей края. Этот план из 27 пунктов включает в себя мероприятия по созданию сайта мировой юстиции Ставропольского края, модулей "Судимость" и "Архив", модуля выгрузки на веб-сайт информации по судебным делам из программного комплекса "Судебное делопроизводство", с возможностью опубликования на нем текстов судебных актов, что, кроме всего прочего, позволяет определить комплекс мер по защите персональных данных в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных".
К слову, Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" не случайно принят в рамках реализации Федеральной целевой программе "Развитие судебной системы России на 2007 - 2011 годы". Открытость, прозрачность и гласность правосудия - бесспорные приоритеты, профессиональные и нравственные, если угодно, императивы. И они изначально определяют алгоритм деятельности мировых судей Ставропольского края, обеспечивая, в соответствии с п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, являющейся в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации, безусловное соблюдение права гражданина в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. И в то же время, открывая возможности для выработки на основе анализа данных судебной статистики по конкретным видам правонарушений и преступлений, подлежащих подсудности мировым судьям края, рекомендаций для формирования комплексной системы мер по предотвращению правонарушений и преступных деяний, сокращению их количества.
И в этом смысле мировую юстицию вполне можно назвать своего рода социальным барометром. Причем очень точным, по которому можно объективно оценивать не только какая социально-экономическая погода на дворе - солнечное благополучие или кризисное ненастье. Судебная статистика позволяет отследить все параметры этой "погоды", выявить тенденции и сделать прогнозы на будущее. А главное - выработать меры, позволяющие если не предотвратить нарастание негативных последствий, то хотя бы минимизировать их, усиливая в то же время динамику позитивных процессов. Человеку не дано еще пока предотвращать капризы природы, чтобы избежать дождя и засухи, градобоя и урагана, землетрясения и наводнения. Но вполне по силам, дав на основе объективного анализа оценку сложившейся ситуации по части количественных и качественных показателей правонарушений и преступлений, противодействовать негативных социально-психологическим явлениям и процессам. В том числе и через своевременное принятие грамотных управленческих решений с учетом выявленных тревожных моментов в характеристике преступности, положительных сторон и недостатков в работе органов государственной власти и местного самоуправления, а также через распространение положительного опыта.
Информация для размышления. Итальянский юрист, публицист и просветитель XVIII в. Чезаре Беккариа однажды сказал: "Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни".