Мудрый Юрист

К вопросу о размере государственной пошлины, подлежащей уплате при обращении в арбитражный суд с иском о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности

Опалев Р.О., к.ю.н., старший преподаватель кафедры гражданского процесса Уральской государственной юридической академии, консультант Федерального арбитражного суда Уральского округа.

В практике арбитражных судов сложились разные подходы к исчислению размера государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в суд с иском о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности.

Согласно первой точке зрения при обращении в арбитражный суд с соответствующим иском речь идет о соединении в одном исковом заявлении двух требований неимущественного характера, являющихся самостоятельными <1>.

<1> См., напр.: Постановления ФАС Уральского округа от 9 марта 2006 г. N Ф09-1401/06-С5, ФАС Волго-Вятского округа от 23 октября 2006 г. по делу N А82-2816/2006-2, ФАС Западно-Сибирского округа от 17 августа 2004 г. N Ф04-5630/2004(А03-3796-16), ФАС Северо-Западного округа от 11 марта 2008 г. по делу N А56-20321/2005, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2007 г. по делу N А60-10049/2006-С11.

По требованию о признании сделки недействительной размер государственной пошлины установлен пп. 2 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет 2000 руб. В отношении требования о применении последствий недействительности сделки размер государственной пошлины установлен пп. 4 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (подача иных исковых заявлений неимущественного характера) и равен 2000 руб.

Таким образом, размер государственной пошлины по иску о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности составляет 4000 руб.

В качестве аргументов в пользу того, что требование о применении последствий недействительности сделки носит неимущественный характер, можно привести следующее.

Во-первых, в ч. 1 ст. 103 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прямо определены требования имущественного характера, размер государственной пошлины по которым рассчитывается исходя из цены иска. Определение цены иска по требованиям о применении последствий недействительности сделок Кодексом не предусмотрено.

Во-вторых, представляется возможным использование в указанной ситуации подходов, сформированных Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в отношении схожих по правовой природе требований. Так, согласно п. 10 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 г. N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации": "Заявление об обращении взыскания на заложенное имущество подлежит оплате государственной пошлиной в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 333.21 Кодекса как заявление неимущественного характера". В соответствии с п. 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" споры по заявлениям об исключении имущества из описи не относятся к имущественным спорам; государственная пошлина по ним согласно пп. 4 п. 1 ст. 333.21 Кодекса уплачивается в размере 2000 руб. Согласно п. 16 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 января 2005 г. N 90 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами споров, связанных с договором об ипотеке" исковое заявление об обращении взыскания на предмет ипотеки должно быть оплачено как исковое заявление неимущественного характера независимо от того, предъявлено оно одновременно с требованием об исполнении основного обязательства, обеспеченного ипотекой, или позже, и независимо от того, является ответчиком по этим требованиям одно и то же лицо или разные лица.

Сторонники второй точки зрения исходят из того, что иск о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности в силу ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит одно (единое) требование <2>. Размер государственной пошлины при обращении в арбитражный суд с указанным иском определяется в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, т.е. равен 2000 руб.

<2> См., напр.: Постановления ФАС Уральского округа от 18 марта 2009 г. N Ф09-1331/09-С6, ФАС Западно-Сибирского округа от 28 сентября 2006 г. N Ф04-5048/2006(26097-А27-16), от 29 ноября 2005 г. N Ф04-8492/2005(17300-А70-13).

Так, по мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов Российской Федерации, в силу ст. ст. 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации признание ничтожной сделки недействительной и применение последствий недействительности (ничтожности) сделки является одним требованием. Таким образом, размер государственной пошлины при подаче в арбитражный суд искового заявления о признании договора недействительным и применении последствий его недействительности определяется в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации <3>.

<3> Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 03-05-06-03/93.

Можно высказать и иную аргументацию в пользу взыскания государственной пошлины по соответствующим искам на основании пп. 2 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2000 руб.: в указанной статье Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, специально устанавливается размер государственной пошлины по спорам о признании сделок недействительными. Размер государственной пошлины по требованиям о применении последствий недействительности сделок отдельно не установлен. Следовательно, можно сделать вывод о том, что понятие спора о признании сделки недействительной охватывает два требования: требование о признании сделки недействительной и требование о применении последствий ее недействительности.

Согласно третьей точке зрения рассматриваемый иск содержит два требования, одно из которых (требование о признании сделки недействительной) носит неимущественный характер, а другое (требование о применении последствий недействительности сделки) является имущественным требованием, подлежащим оценке <4>. Соответственно, государственная пошлина по указанному иску уплачивается следующим образом.

<4> Пункт 5 приложения к информационному письму Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31 декабря 1992 г. N С-13/ОП-278, Постановления ФАС Поволжского округа от 11 июля 2008 г. по делу N А55-3279/2008-23, ФАС Западно-Сибирского округа от 13 июля 2006 г. N Ф04-2861/2006(22579-А27-11), ФАС Северо-Кавказского округа от 23 января 2008 г. N Ф08-8993/07; Карнаух В. Особенности недействительности сделок по законодательству о банкротстве // СПС "КонсультантПлюс"; Павлова И.Ю. Правовые проблемы признания ничтожных сделок недействительными в судебном порядке // СПС "КонсультантПлюс".

По требованию о признании сделки недействительной госпошлина уплачивается на основании пп. 2 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2000 руб.

По требованию о применении последствий недействительности сделки госпошлина уплачивается в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке.

В поддержку данной точки зрения в литературе утверждается: "Очевидно, что реституция, предполагающая возврат конкретного имущества, полученного по недействительной сделке, по сути, является имущественным требованием" <5>.

<5> Абушенко Д.Б. Комментарий к Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2002 г. N 11 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". М., 2004 // СПС "КонсультантПлюс".

Согласно четвертой точке зрения, высказанной в практике Верховного Суда Российской Федерации применительно к ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку иск о признании недействительными договоров, а также спор о применении последствий недействительности сделки связан с правами на имущество, государственную пошлину при подаче такого иска следует исчислять как при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, в зависимости от цены иска <6>. Таким образом, при предъявлении соответствующих исков в суды общей юрисдикции требование о признании сделки недействительной государственной пошлиной в фиксированном размере 2000 руб. не облагается. Государственная пошлина, уплачиваемая по иску о признании сделки недействительной и применении последствий ее недействительности, полностью определяется ценой соответствующего иска.

<6> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2006 г. (вопрос N 4).

При этом необходимо учитывать, что ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, не устанавливает специально размер государственной пошлины по спорам о признании сделок недействительными.

Таким образом, все четыре вышеизложенные позиции имеют определенное обоснование.

Поскольку от размера государственной пошлины, уплачиваемой при обращении в суд, напрямую зависит неотчуждаемое конституционное право на доступ к правосудию, полагаем, что рассмотренный вопрос должен получить однозначное решение посредством разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации либо внесения уточнений в законодательство о налогах и сборах.