Мудрый Юрист

Актуальные вопросы производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела

Сидоров Е.И., к.ю.н., доцент кафедры административного и таможенного права Российской таможенной академии.

В настоящее время таможенные органы России, как и многие другие федеральные органы исполнительной власти, являются субъектами административной юрисдикции, т.е. органами, уполномоченными определять противоправность деяния, квалифицировать признаки правонарушения и применять к нарушителю административные санкции, а также рассматривать споры, возникающие между государственными органами, физическими, юридическими лицами.

Производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела является одним из основных видов юрисдикционных производств, входящих в компетенцию таможенных органов. Так, в соответствии со ст. 408 Таможенного кодекса РФ таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают правомочиями осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и привлекать лиц к ответственности за совершение административных правонарушений в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях <1>. Данные функции также закреплены в ст. 5.3.16 Положения о Федеральной таможенной службе, в которой отмечено, что ФТС России осуществляет производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством России об административных правонарушениях <2>.

<1> Таможенный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 28.05.2003 N 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066 (с последующими изменениями и дополнениями).
<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" // Российская газета. 2006. 2 августа.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством порядок производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела регулируется нормами, которые содержатся в КоАП РФ и которые устанавливают общие условия производства, порядок применения мер обеспечения; круг лиц, участвующих в производстве по делу и в его рассмотрении; их права и обязанности; доказательства; порядок производства процессуальных действий; порядок исполнения наказаний <3>. Однако, учитывая специфику производства дел по административным правонарушениям в области таможенного дела, отдельные вопросы производства регулируются статьями Таможенного кодекса РФ, к ним относятся: ст. ст. 154 "Выпуск товаров в случае возбуждения дела об административном правонарушении", 376 "Таможенная ревизия", 392 "Использование результатов таможенного контроля при производстве по делам об административных правонарушениях, рассмотрении гражданских и уголовных дел" и др. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 27.3 КоАП РФ ФТС России издан Приказ от 15 марта 2005 г. N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" <4>. Должностные лица таможенных органов, Перечень которых приведен в приложении к Приказу, при выполнении возложенных на них функций согласно требованиям данного Приказа уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных:

<3> КоАП РФ от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1 (с посл. изм. и доп.).
<4> Приказ Федеральной таможенной службы от 15.03.2005 N 198 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" (с изм. и доп.) // Российская газета. 2005. 8 апреля.
  1. ст. 6.15, ч. 1 ст. 7.12, ст. 14.10, ч. 1 ст. 15.6, ч. 2 ст. 15.7, ст. ст. 15.8, 15.9, 15.25, 16.1 - 16.23, ч. 1 ст. 19.4; ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7, 19.26, ч. 2 ст. 20.23 КоАП РФ;
  2. ст. ст. 17.7, 17.9 и ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, должностным лицам таможенных органов РФ, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях.

Осуществлять административное задержание при выявлении нарушений таможенных правил в порядке, установленном законодательством РФ, должностным лицам таможенных органов РФ, указанным в п. 1 настоящего Приказа. Согласно приложению к Приказу в данный Перечень входят следующие должностные лица таможенных органов РФ:

  1. должностные лица центрального аппарата ФТС России:
  1. должностные лица региональных таможенных управлений:
  1. должностные лица таможен, таможенных постов:

В соответствии с требованиями настоящего Приказа и исходя из положений ч. 3 ст. 28.1 КоАП РФ дознаватели и сотрудники таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, не вправе возбуждать дела об административных правонарушениях, вести производство и применять меры обеспечения производства по данным делам, что является новеллой этого Приказа.

По наиболее актуальным и сложным вопросам производства по административным правонарушениям в области таможенного дела ФТС России издает методические рекомендации.

Глава 16 "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)" КоАП РФ, которая входит в административную юрисдикцию таможенных органов, содержит 23 статьи и 47 составов административных правонарушений в области таможенного дела. Из них 10 статей, объединяющих 16 составов, предусматривают назначение административного наказания в соответствии со ст. 3.7 "Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения" КоАП РФ. В соответствии со ст. 23.8 КоАП РФ таможенные органы рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и 3 ст. 16.1, ст. ст. 16.2 - 16.23 КоАП РФ.

В целом состояние административного законодательства позволяет должностным лицам таможенных органов в настоящее время эффективно осуществлять производство по административным правонарушениям в области таможенного дела.

Наряду с этим необходимо отметить: несмотря на проводимую либерализацию таможенного и административного законодательства, количество дел об административных правонарушениях в области таможенного дела остается значительным и имеет тенденцию к росту. Как показывает анализ практики ФТС России, за 2006 г. было возбуждено 70 129 дел, а в 2007 г. - 80 423 дела, в 2008 г. - 83 700 дел. По административным правонарушениям, по которым таможенные органы имеют право составлять протоколы и проводить процессуальные действия, в 2006 г. возбуждено 7366 дел, а в 2007 г. - 11 550 дел, в 2008 г. - 12 422 дела. Вследствие чего руководитель ФТС России А.Ю. Бельянинов в своем интервью отмечает: "Объемы выявленной контрабанды увеличились. Но и возросла эффективность работы наших правоохранительных служб, увеличилось количество возбуждаемых уголовных дел и дел по административным правонарушениям" <5>.

<5> Бельянинов А.Ю. Куда переезжает таможня // Российская газета. 2009. 31 марта.

Таким образом, характеризуя деятельность должностных лиц таможенных органов, осуществляющих производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела, необходимо отметить определенные особенности указанного производства:

Таким образом, в целях дальнейшего совершенствования административного и таможенного законодательства для повышения эффективности и целесообразности производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела предлагается: