Мудрый Юрист

Мотивы насильственных преступлений, совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних

Шмарион Полина Вячеславовна, адъюнкт кафедры уголовного права и криминологии Саратовского юридического института МВД России.

Статья посвящена исследованию мотивов преступлений, совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних. Автор раскрывает основные мотивы преступлений, предлагает их классификацию, приводит примеры следственно-судебной практики.

Ключевые слова: несовершеннолетние, насильственное преступление, мотив преступления, семья, насильственные действия.

The article is devoted research of reasons of crime, accomplished in a monogynopaedium in regard to minor. An author exposes basic reasons of crime, offers their classification, makes examples of sledstvenno-judicial practice.

Key words: minor, crime of violence, reason of crime, monogynopaedium, violent actions.

В последнее время наибольший общественный резонанс вызывают насильственные преступления, совершенные в семье в отношении несовершеннолетних. Как показывают различные исследования, каждый день из-за жестокого обращения с детьми или отсутствия должной заботы погибают три ребенка. Более половины всех случаев нанесения детям телесных повреждений связано с причинением физического насилия детям со стороны их родителей. Около 50% случаев, повлекших серьезные телесные повреждения или смерть, приходится на детей в возрасте до 3-х лет [1, с. 24].

Для предупреждения насильственных преступлений, совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних, необходимо выяснить, почему виновные лица совершают преступления, что ими движет, а главное - как можно влиять на их поведение. Для этого необходимо раскрыть внутреннюю причину преступного поведения - мотивацию преступника - совокупность побудительных элементов, непосредственно порождающих преступление.

Стержень агрессивной мотивации составляют: негативное уголовно-правовое сознание, отрицательно-эмоциональная установка к потерпевшему, а также агрессивность как стремление к причинению вреда, жестокость, отсутствие эмпатии и эгоцентризм [2, с. 84].

В процессе мотивации обычно формируется не один мотив общественного поведения, а два и более, т.е. поведение человека, в том числе и насильственное, является полимотивным. По этому поводу А.Г. Маслоу сказал следующее: "Если мы сталкиваемся с поведенческим актом, в котором можно выявить одну единственную детерминанту, единственный мотив и единственную цель, то нужно понимать, что мы имеем дело с исключением" [3, с. 100]. При этом мотивы могут не только "сотрудничать" между собой, но и усиливать или ослаблять друг друга, вступать во взаимные противоречия, следствием чего может быть непоследовательное, трудно поддающееся объяснению поведение. Среди действующих мотивов часто выделяются: доминирующий - определяющий основной смысл деятельности виновного, дополнительный - подкрепляющий смысл деятельности лица, защитный - оправдывающий действия субъекта преступления в его собственных глазах, а также мотив, нейтрализующий влияние противостоящих мотивов [4, с. 115 - 116].

Одни и те же действия могут побуждаться различными мотивами, а сходные мотивы порождать разную деятельность (как противоправную, так и правомерную). В иерархии мотивов может быть один или несколько ведущих, составляющих в определенном смысле сущность личности насильственного преступника в семье и в целом определяющих его поведение. Ведущие мотивы могут действовать параллельно, со временем они способны меняться местами, также возможно появление и активное функционирование новых мотивов.

Необходимо отметить, что мотивы могут иметь как осознанный, так и подсознательный (неосознанный) характер, что относительно недавно было признано представителями и психологических, и юридических наук. Не всегда реальные мотивы осознаются субъектом актуально, т.е. при подготовке и выполнении действий; нередко они обнаруживают себя лишь после того, как соответствующее действие уже совершено или не осознаются вообще. [5, с. 199]

Нередко человек, объясняя свое поведение, подменяет мотив мотивировкой - сознательным, а иногда и искусственным приписыванием своим действиям тех или иных мотивов (в том числе и ложных, с целью скрыть или облагородить подлинные побуждения). Подлинные же мотивы и мотивационные процессы ускользают не только от субъектов правоохранительной деятельности, но и от самой криминогенной личности. Так, в ходе исследования, проведенного Н.И. Бельцовым, было установлено, что в 80% случаях опрошенные родители рассматривают побои как наказание своих детей за провинность, а в 45% случаев - истязания как форму принуждения для послушания [6, с. 20].

Выявить подлинные мотивы преступлений непросто, особенно если они носят бессознательный характер. То, что на первый взгляд представляется ведущим мотивом, в действительности может оказаться одним из второстепенных стимулов или вообще не иметь никакого стимулирующего значения. Поэтому перед правоохранительными органами стоит проблема установления истинных мотивов насильственных преступлений, совершаемых в семье в отношении несовершеннолетних.

Неустановление подлинных мотивов преступления нередко приводит к неправильной квалификации и нарушению принципа справедливости при назначении наказания, а также к неэффективной профилактической деятельности, так как "только с учетом мотивов, которыми руководствовался индивид в своей деятельности, можно понять подлинный характер правомерного или противоправного поведения" [7, с. 9], "не зная подлинных побуждений человека, мы не можем дать и моральной оценки его деянию. Хороший поступок может быть вызван дурным побуждением и наоборот" [8, с. 113].

Ю.М. Антонян объясняет совершение насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних наличием весьма тягостных воспоминаний и ощущений, связанных с детством самого преступника. В результате исследований он пришел к выводу, что жизненный опыт, имевший место в далеком детстве, если он был эмоционально насыщен и травматичен, может "застрять" в психике и уже много лет спустя мотивировать преступное поведение. Основным мотивом насильственных преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, является стремление преступника ликвидировать психотравмирующие воспоминания собственного детства. Личностным смыслом убийств несовершеннолетних выступает "снятие" психотравмирующих переживаний, связанных с детством, путем уничтожения объекта, который вызывает ассоциации с этим периодом жизни. Убивая ребенка, предварительно на бессознательном уровне психологически слившись с ним, преступник символически ликвидирует свое детство, свои детские страдания [9].

Исследователь М.А. Тоторкулова считает, что "рукоприкладство отца к дочери основано на проблеме сексуального характера. С помощью физического наказания он снимает с себя груз неудовлетворенных потребностей или возмещает моральный ущерб от плохих отношений с женой. Жестокое обращение отца к сыну объясняется соперничеством из-за любви жены. Женщина совершает насилие над своими детьми, взяв за пример родительскую семью. Жестокое наказание для нее стало стереотипом воспитания" [10, с. 45].

И.С. Федотов пришел к выводу, что мотивами совершения женщинами убийств детей, не достигших возраста 14 лет, является нежелание ребенка из-за:

отсутствия материальных средств для нормального его воспитания;

психических или физических недостатков ребенка;

пьянства мужа;

отсутствия мужа;

осуждения родственниками за "нагуленность" ребенка;

своей молодости;

супружеской неверности;

постоянных капризов ребенка [11, с. 29 - 30].

По данным Т.Н. Волковой, у женщин, совершивших насильственные посягательства в отношении детей старшего возраста, выявлены такие мотивы, как ревность (как правило, к дочери-подростку), желание угодить сожителю (мужу), месть (это имеет место в ситуациях межличностных внутрисемейных конфликтов). Также среди мотивов детоубийства фигурирует и корысть. Этот мотив связан со стремлением получить имущество или право на него, которое завещано ребенку. Чаще всего убийства несовершеннолетних по корыстным мотивам совершаются в отношении неродных детей, в подавляющем большинстве случаев - детей супругов [12, с. 25].

А.Е. Волкова, исследуя мотивы деяний, связанных с жестоким обращением с детьми, выделяет религиозные предрассудки и желание выместить на ребенке раздражение [13, с. 57 - 58].

А. Миллер среди мотивов применения насилия к несовершеннолетним со стороны родителей и других членов семьи выделяет следующие:

бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому когда-то подвергались сами;

потребность дать выход подавленным чувствам;

потребность обладать и иметь в собственном распоряжении живой объект для манипулирования;

перенос собственного детского опыта, обусловленный потребностью идеализировать собственное детство и собственных родителей посредством догматического приложения (переноса) родительских методов воспитания к своему ребенку;

желание взять реванш за боль, которую родитель сам когда-то пережил [14, с. 158].

Проанализировав результаты различных исследований, и обобщив материалы судебной практики, мы пришли к выводу, что насильственные преступления, совершаемые в семье в отношении несовершеннолетних, в зависимости от мотивов можно разделить на следующие пять групп.

Первая группа объединяет насильственные преступления, совершенные по мотивам утверждения и самоутверждения: желание виновного утвердить свой авторитет в семье (в 85,7% случаев), стремление главенствовать, властвовать в семье (в 50% случаев), желание виновного заставить потерпевшего, других членов семьи подчиниться себе (в 84,1% случаев), вымещение на потерпевшем злобы, возникшей в результате конфликтов с другими членами семьи (в 55,7% случаев), вымещение на потерпевшем злобы, связанной с невозможностью виновного полноценно выполнять свою роль в семье (в 44,3% случаев), вымещение на потерпевшем злобы, возникшей в результате неудач, кризиса личной, семейной жизни (в 25% случаев), желание причинить потерпевшему боль, страдания, ущерб (в 89,8% случаев).

Вторая группа представлена насильственными преступлениями, совершаемыми с корыстными мотивами, такими как: корысть (желание приобрести имущество или право на имущество несовершеннолетнего потерпевшего, желание избавиться от необходимости платить алименты и т.п.) - в 15,9% случаев, а также желание выселить несовершеннолетнего потерпевшего и его родителей с общей жилплощади (в 12,5% случаев).

Третья группа объединяет насильственные преступления, основным мотивом которых является желание "воспитать", дисциплинировать несовершеннолетнего, повлиять на его поведение с целью пресечения капризов, нежелательных поступков и т.п. (в 1,1% случаев).

Четвертая группа объединяет насильственные преступления, продиктованные желанием избавиться от потерпевшего и связанных с ним забот (необходимость ухаживать, воспитывать, брать на себя ответственность и т.п.).

Пятая группа представлена насильственными преступлениями, в основе которых лежит стремление преступника защитить себя или других членов семьи от психического или физического насилия, исходящего от потерпевшего. К таким "оборонительным мотивам" относят: желание пресечь оскорбления, унижения со стороны потерпевшего; пресечение насилия, нападения со стороны потерпевшего на преступника; защита от насилия, нападения со стороны потерпевшего других членов семьи.

Наиболее часто встречаются случаи, когда основным мотивом применения насилия является желание виновного самоутвердиться. Насилие приобретает самостоятельное, самодовлеющее значение как орудие установления власти преступника.

Чаще всего формирование умысла на совершение данных преступлений происходит в состоянии фрустрации - внутреннего психологического напряжения, которое складывается при неудачной попытке реализовать свои желания, стремления. Результатом фрустрации может быть чувство злобы, разочарования, гнетущей безысходности, аккумуляция предельной напряженности, тревожности, раздражительности и агрессивности. Это эмоциональное состояние может "вылиться" в преступные действия. Особо следует подчеркнуть, что разрядка фрустрационной напряженности может быть перенесена на случайных лиц, не имеющих никакого отношения к конфликтной ситуации [15, с. 509]. Эта мысль впервые была высказана учеными Доллардом и Миллером.

Развивая эту теорию, Б. Петелин указывает, что суть действий виновного при совершении преступления состоит в стремлении заменить недостижимую цель другой - достижимой [16, с. 14].

"Замещение" действий, т.е. смещение в объекте действия, может происходить разными путями.

Во-первых, "замещающие" действия могут быть направлены против лица, которое первым попалось под руку. В этом случае объект нападения беззащитен, а нападающий уверен в своей безнаказанности. Такими случайными лицами часто становятся несовершеннолетние члены семьи. Взрослые выплескивают агрессию, совершая насильственные преступления в отношении несовершеннолетних родственников, обычно детей, из-за бытовых и производственных проблем, личных неудач.

Примером может служить дело N 1-2/2007, рассмотренное Мировым судом Советского округа г. Липецка. Гражданин К. не имеет никаких перспектив в жизни, не работает, систематически употребляет алкогольные напитки, постоянно устраивает скандалы жене и двум несовершеннолетним детям, избивает их беспричинно. Так, находясь в состоянии алкогольного опьянения, К. в 2 часа ночи громко включал музыку, мешая всем спать. Когда его несовершеннолетняя дочь сделала громкость меньше, Г. с силой ударил ее костылем по руке, причинив физическую боль. Затем Г. последовал за дочерью в спальню и стал кричать на нее и обзывать нецензурными словами. Дочь промолчала, тогда Г. схватил табурет и ударил ее несколько раз по голове и руке, которой она пыталась прикрыться. В результате действий Г. несовершеннолетней С. были причинены множественные ушибы головы и ушиб левого лучезапястного сустава с наличием припухлости, не расценивающиеся как вред здоровью. Утром Г. вошел в комнату, где находился его несовершеннолетний сын И., и стал в его адрес нецензурно выражаться. Г. умышленно ударил своим кулаком по кисти правой руки сына, причинив вред его здоровью средней тяжести по признаку длительного расстройства здоровья на срок более 21 суток в виде закрытого перелома средней трети 5-пястной кости со смещением отломков [17].

Во-вторых, "замещение" может быть выражено в растекании поведения, когда насильственные преступления направлены не только против лиц, которые являются источником недовольства, но и против близко связанных с ним людей. Нередко в этом отражается скрытый супружеский конфликт, не выражаемое обоими взрослыми недовольство друг другом, неудовлетворенность браком вообще. В полной мере подобные чувства проявляются в отношениях с похожим на нелюбимого супруга ребенком, который вызывает разочарование и раздражение, а потому становится объектом для выплескивания наружу самых негативных чувств и проявления агрессии. Например, поссорившись с женой, виновный переносит свои враждебные чувства на ни в чем неповинного ребенка и избивает его. Обычно связь у матери с ребенком более близкая, чем у отца, поэтому, желая отомстить женщине и причинить ей страдания, мужчина причиняет боль ее ребенку.

При растекании насильственного поведения преступник может проявлять различные чувства к лицу, являющемуся истинным источником его агрессии: ревность, месть, зависть, злобу, гнев, ненависть и др. Общим для этих преступлений является желание виновного опосредованно причинить вред лицу, которое провоцирует эти чувства, применяя насилие к несовершеннолетнему, который с ним ассоциируется.

Так, гражданин С. в состоянии алкогольного опьянения неоднократно избивал и угрожал убийством своему 5-летнему сыну. Свои действия он объяснял злостью, возникшей в результате подозрений в том, что жена ему изменяет [18].

Впервые о психологической природе мотива самоутверждения заговорил австрийский ученый А. Адлер, ученик и последователь З. Фрейда. Стремясь раскрыть и объяснить истоки зарождения преступных действий, А. Адлер на первое место поставил комплекс превосходства. Краеугольным камнем его теории является учение о комплексе неполноценности, которое он сам впервые ввел в научный оборот и подробно описал его. Комплекс неполноценности - это особая форма мироощущения и поведения отдельных индивидов - результат преувеличенного чувства неполноценности [19].

Для личности, страдающей от ощущения своей неполноценности, характерно то, что на начальных этапах своей жизни эта личность плохо адаптируется, социально не приспособлена, не уверена в себе и в своих действиях, склонна винить в своих неудачах других.

Парадоксальность этого феномена заключается в том, что "комплекс неполноценности переходит в комплекс превосходства..." [19]. Резкое, почти противоестественное превращение одного комплекса поведения в другой особенно характерно для людей с преступными наклонностями.

Чувство протеста, стремление избавиться от своей неполноценности, от своего зависимого положения от окружающих: родителей, начальства, супругов и т.п. - все это толкает на асоциальные поступки и преступления. Механизм превращения таков, что социальная неприспособленность, неуверенность в себе сменяется искаженным стремлением стать сильным, превосходить других, любой ценой самоутвердиться. Инстинкт превосходства, стремление возвыситься над другими становится определяющей внутренней силой индивида, главным источником его поведенческой мотивации. Комплекс превосходства А. Адлер трактовал как своеобразную компенсацию чувства неполноценности, и чем глубже было ощущение неполноценности в прошлом, тем сильнее протест, озлобленность против людей и всего общества.

Причем, по мнению психологов, виновный обычно никогда не говорит, что хочет нанести удар другому, причинить боль, обидеть, навязать свой образ жизни и т.д. На самом же деле именно эти намерения бывают нередко главной целью. Важен не сам предмет конфликта, а именно доведение жертвы до определенного состояния, нанесение ей ущерба. Конфликт, приводящий к насилию, можно назвать, используя термин американского конфликтолога Л. Козера, "нереалистичным". Он возникает из агрессивных импульсов, ищущих выражение вне зависимости от объекта. Лицо, патологически стремящееся самоутвердиться, всегда готово к применению насилия, для этого не требуются какие-то особые и тем более экстремальные ситуации. Насилие с его стороны может стать явным и открытым в любой момент, оно непредсказуемо, так как выступает способом решения той или иной жизненно важной для насильника задачи, средством достижения его эгоистической цели. Такой человек перестает дожидаться подходящих случаев. Стремление добиваться своего любой ценой заставляет его постоянно искать и создавать для себя нужные ситуации и условия, чтобы выплеснуться наружу.

Иногда желание самоутвердиться приобретает совсем уродливые формы, такие как садизм, когда насилие применяется с единственной целью причинить как можно больше страданий жертве. Совершение насильственных действий, сопряженных с особой жестокостью по отношению к детям, Эрих Фромм определил как одно из проявлений несексуального садизма.

По полученным М.В. Данилевской данным, самые жестокие убийства родители совершают в отношении своих 5 - 6-летних детей [20, с. 71]. Объяснение тому находим у Э. Фромма: "В наиболее интенсивной форме садизм проявляется тогда, когда ребенок еще беззащитен, но уже начинает проявлять свою волю и противодействует желанию взрослого полностью подчинить его себе... Сердцевину садизма составляет страсть, или жажда власти, абсолютной и неограниченной над живым существом, будь то животное, ребенок, мужчина или женщина" [21, с. 247 - 248].

А. постоянно в течение полутора лет издевался и истязал своего малолетнего пасынка. Бил мальчика обрывком кабеля, солдатским ремнем с металлической пряжкой, веревкой, руками и ногами по голове и телу; прижигал лицо и грудь сигаретами; на половые органы привешивал металлические прищепки; помещал в ванну с холодной водой и капал воду на голову; брал за волосы, поднимал за них ребенка вверх и с силой бросал об пол; морил голодом; заставлял спать на коврике в коридоре или в туалете; туго приковывал за шею цепью к канализационной трубе в туалете на целый день так, что ребенок не мог даже повернуть голову и вынужден был весь день стоять; будил ночью и заставлял делать зарядку; заставлял есть протухшие, испорченные продукты питания; бил пасынка головой о чугунную батарею центрального отопления; надолго запирал в ящик под раковиной; чтобы соседи не слышали плач мальчика, заталкивал ему в рот половую тряпку, причиняя при этом разрывы рта и лишая возможности дышать... В результате действий А. все части тела малолетнего пасынка были зверски изуродованы, неизгладимо обезображено лицо: порваны уши и губы, перебит нос, вся поверхность головы покрыта шрамами и шишками. Виновный объяснил свои действия желанием хорошо воспитать мальчика, бил потому, что ребенок "слов не понимал" [18].

Истинная же причина совершения таких поражающих своей жестокостью преступлений в отношении несовершеннолетних членов семьи заключается в стремлении самоутвердиться за счет установления безраздельной власти над ребенком. В монографии "Психология преступника и расследование преступлений" авторы пишут: "В сам момент применения насилия, терзая, пытая, уничтожая другого, причиняя ему страшные страдания, преступник ощущает всю полноту своей власти. Быть может, именно в этот момент, без остатка порабощая свою жертву, он живет наиболее полной жизнью" [22, с. 169]. Эту очень важную сторону насилия и власти точно выразил Дж. Оруэлл: "Цель репрессий - репрессии. Цель пытки - пытка. Цель власти - власть... Власть состоит в том, чтобы причинять боль и унижать. В том, чтобы разорвать сознание людей на куски и составить снова в таком виде, в каком вам угодно" [23, с. 108 - 109]. Применение насилия, причиняющего особые страдания и мучения жертве, является в этом случае необходимым и обязательным для преступника, представляет для него самоценность, так как агрессия и жестокость входят в мировоззренческое ядро личности. Совершению преступления такими лицами обязательно предшествует серия жестоких поступков, действий, мыслей. Причем очень часто это начинает проявляться в детстве, особенно в пубертатный период. Характерно, что преступники указанной категории мучили в детстве животных, будучи подростками, издевались над слабыми сверстниками, в армии были активными участниками "дедовщины", для женщин характерно полное отсутствие материнских чувств [20, с. 49].

Корысть как мотив совершения преступления означает, что в основе побудительных причин общественно опасного деяния лежит стремление получить какую-либо материальную выгоду, пользу [7, с. 45]. Мотив, продиктованный желанием выселить несовершеннолетнего потерпевшего и его родителей с общей жилплощади, представлен в этой группе, так как в своей основе выражает стремление виновного владеть в полном объеме, безраздельно пользоваться и распоряжаться определенными материальными благами (жилплощадью), несмотря на то, что и другие члены семьи также имеют определенные права на него.

Примером насильственного преступления, совершенного в семье в отношении несовершеннолетнего по корыстным мотивам, может служить уголовное дело, рассмотренное Коминтерновским районным судом г. Воронежа, по обвинению Г. в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 116, 119 УК РФ. Осужденный Г., находясь в нетрезвом состоянии, пришел в квартиру своей бывшей жены и устроил ссору, требуя забрать исполнительный лист о взыскании с него алиментов на содержание несовершеннолетней дочери. Г. оскорблял бывшую супругу нецензурной бранью, высказывал угрозы убийством, сдавливал шею, наносил удары по голове. Потом он схватил свою малолетнюю дочь на руки и, продолжая требовать от бывшей жены, чтобы она забрала исполнительный лист, поднял девочку за ноги над лестничным пролетом, угрожая сбросить с 8-го этажа вниз, если бывшая жена не согласиться с его требованиями: "Угроблю, платить не на кого будет!" На шум вышли соседи и потребовали прекратить преступные действия, тогда Г. отпустил ребенка, ударив при этом ее 3 раза по голове и причинив тем самым физическую боль [24].

В тех случаях, когда насилие применяется для того, чтобы добиться от несовершеннолетнего желаемого преступником поведения, родители стремятся воспитать, дисциплинировать ребенка, исправить какие-то нежелательные, с их точки зрения, черты характера или индивидуальные особенности несовершеннолетнего. При этом могут не учитываться его реальные возможности и желания. Родительские отношения характеризуются безапелляционностью, чрезмерной требовательностью, строгостью, угрозами и принуждением, что у детей вызывает чувство страха и незащищенности. Насилие является инструментом воздействия на несовершеннолетнего и продиктовано желанием принудить его к совершению определенных действий или отказаться от совершения нежелательных для преступника действий.

Наиболее часто такая ситуация встречается в семьях с авторитарным стилем воспитания, которому, как подчеркивает А.С. Макаренко, в наибольшей степени характерна жестокость [25]. Исследователь Н.В. Тарабарина в результате изучения случаев жестокого обращения с детьми также пришла к выводу, что наиболее часто подвергаются насилию в семье дети, которые воспитываются в обстановке беспрекословного подчинения [26].

Причем существующий в обществе стереотип, основанный на базовой норме "Хороших детей не бьют, если они покорны", по мнению известного психолога Т. Харриса, способствует "легализации" насилия в отношении детей и терпимому отношению общества к насилию в семье в отношении несовершеннолетних.

Так, в результате опроса было установлено, что большинство отцов и матерей, независимо от особенностей их собственного личностного поведения, предпочитают видеть в поведении идеального ребенка подчинительные формы, причем в поведении девочек, по их мнению, это должно преобладать в большей степени, чем у мальчиков [27].

По мнению ученых, в том числе и психолога Л.С. Алексеевой, в развитии ребенка есть периоды, наиболее часто провоцирующие насилие со стороны родителей. Такие периоды приходятся на дошкольный и подростковый возраст, когда адаптационные способности детей снижаются, они могут требовать больше внимания, становятся более капризными, беспомощными, неуравновешенными, что вызывает у незрелых, педагогически безграмотных родителей неприятие, агрессию и провоцирует насилие [28].

При этом требования, предъявляемые к ребенку, могут быть как не соответствующими возрасту и способностям потерпевшего, так и вполне справедливыми.

К примеру, между виновной Б. и ее несовершеннолетней дочерью С. произошел конфликт из-за того, что дочь не ночевала дома, пропускала школьные занятия. Б. требовала изменения поведения дочери. В ходе ссоры Б. схватила деревянную рейсшину и стала наносить ей удары по телу и лицу С. В результате действий Б. ее 15-летней дочери были причинены телесные повреждения в виде перелома костей носа, повлекшие легкий вред здоровью с кратковременным расстройством здоровья [29].

В подобных случаях нередко возникают сложности определения того, является ли плохое поведение несовершеннолетнего результатом насилия или способствующим ему фактором. По данным национального исследования США, проведенного в 1988 г., почти 25% детей, к которым родители применяли насилие, имели трудности поведения в течение года до этого. Однако этот факт может свидетельствовать о педагогической беспомощности родителей, а может являться симптомом плохого родительского обращения [30, с. 162 - 163].

Преступления, относящиеся к четвертой и пятой группам, при проведении исследования нам не встретились, поэтому будем руководствоваться данными, полученными другими исследователями.

С мотивом, выраженным в стремлении избавиться от несовершеннолетнего, часто совершаются убийства детей, особенно младшего возраста, детей-инвалидов или детей, страдающих тяжелыми заболеваниями, врожденными пороками развития и т.п. Примером может служить преступление, приведенное М.В. Данилевской. Т., имевшая на попечении пятерых детей, убила свою пятилетнюю парализованную дочь. Девочка не двигалась, не говорила, передвигалась в инвалидной коляске, нуждалась в постоянном уходе. Т., стремясь избавиться от больного ребенка, задушила девочку подушкой. Лица, совершающие подобные преступления, часто характеризуются неразвитостью родительских инстинктов или их отсутствием, эгоизмом, инфантильностью, эмоциональной холодностью, безразличием, отсутствием способности к сопереживанию, неадекватностью эмоций [20, с. 65].

Для семейной обстановки, предшествующей совершению насильственных преступлений по "оборонительным мотивам", характерно наличие длительных, систематически повторяющихся конфликтов, скандалов, устраиваемых потерпевшим, в ходе которых он подвергает членов своей семьи оскорблениям, унижениям, издевательствам, побоям или причиняет им телесные повреждения. Виновный, когда чаша терпения переполняется, не выдержав указанных издевательств со стороны несовершеннолетнего, совершает в его отношении насильственное преступление, чаще всего тяжкое или особо тяжкое, так как поведение жертвы нередко порождает у преступника состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения, в том числе физиологического аффекта, которое в значительной степени "притупляет" его сознание, нравственные и иные запреты. Жертвами подобных преступлений в отношении несовершеннолетних становятся подростки - семейные дебоширы, употребляющие наркотические средства, психотропные вещества, злоупотребляющие алкогольными напитками, ведущие паразитический образ жизни [31, с. 268]. Часто "оборонительные мотивы" коррелируют с желанием преступника избавиться от потерпевшего.

Говоря о мотивах, следует помнить, что сами мотивы преступными быть не могут. Преступным может быть только поведение, а оно зависит от выбора средств реализации мотивов, от нравственной направленности личности, ее солидарности с правовыми нормами, принятия их.

Изучение мотивов преступного поведения всегда должно осуществляться в тесной связи с личностью преступника, их понимание всегда должно вытекать из понимания самой личности, ее сущности. Только подобный подход позволит вскрыть, почему данный мотив свойствен именно данному человеку. Таким путем может быть осуществлен переход от констатации неспецифичности мотива только преступления к признанию его специфичности, закономерности для конкретного индивида [32, с. 102 - 103, 105].

Точно зная внутренние причины, побуждающие лицо совершить насильственное преступление в отношении несовершеннолетнего члена семьи, можно более эффективно решать задачи как общей, так и индивидуальной профилактической деятельности.

Изменение мотивации человека - задача сложная, но если последовательно и комплексно заниматься ее решением, это окажется куда более эффективным, чем любые меры наказания или угрозы их применения [33, с. 7].

Литература

  1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
  2. Старков О.В. Бытовые насильственные преступления. Рязань: РВШ МВД России, 1992.
  3. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999.
  4. Филимонов В.Д. Криминологические основы уголовного права. Томск, 1981.
  5. Психологический словарь. М., 1983.
  6. Бельцов Н.И. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых в сфере семьи и досуга: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1996.
  7. Волков Б.С. Мотивы преступлений. Казань, 1982.
  8. Чубинский М.П. Мотивы преступленной деятельности и его значение в уголовном праве. Ярославль, 1909.
  9. Антонян Ю.М. Криминология. Избранные лекции. М.: "Логос". 2004, С. 87 - 88; Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследования преступлений. М.: Юристъ, 1996; Антонян Ю.М., Горшков И.В., Зулкарнеев Г.М., Сапрунов А.Г. Насилие в семье / Под ред. докт. юрид. наук, профессора Д.К. Нечевина. М.: ВНИИ МВД России, 1999; Антонян Ю.М. Психология убийства. М.: Юрист, 1997.
  10. Тоторкулова М.А. Содержание и организация деятельности социального педагога в дошкольном образовательном учреждении по предотвращению последствий семейного насилия над детьми: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Ставрополь, 2005.
  11. Федотов И.С. Расследование детоубийств: Дис. ... к.ю.н.: 12.00.09. М., 2003.
  12. Волкова Т.Н. Особенности женской преступности в России (криминологический анализ). М., 1998. С. 18; Волкова Т.Н. Криминологические и правовые проблемы женской преступности в современной России: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2001.
  13. Волкова А.Е. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.08. М., 1996.
  14. Миллер А. В начале было воспитание. М.: Акад. Проект, 2003. С. 158.
  15. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. С. 39 - 43; Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. СПб.: Питер, 2003.
  16. Петелин Б. Безмотивных преступлений не бывает // Советская юстиция. 1973. N 22.
  17. Архив Мирового суда Советского округа г. Липецка. Дело N 1-2/2007.
  18. Архив Мирового суда Левобережного округа г. Липецка. Дело N 1-81/2006.
  19. Адлер А. Наука жить. Киев, 1997.
  20. Данилевская М.В. Криминологическая характеристика и социальные последствия тяжких преступлений, совершаемых с проявлением жестокости взрослыми в отношении несовершеннолетних: Дис. ... к.ю.н. 12.00.08. М., 1996. С. 71.
  21. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. С. 247 - 248.
  22. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М.: Юрист, 1996. С. 169.
  23. Оруэлл Дж. 1984. Роман // Новый мир. 1989. N 4.
  24. Архив Коминтерновского районного суда г. Воронежа. Дело N 1-974/1998.
  25. Педагогика А.С. Макаренко. Основные представления // Первое сентября. 2000. N 52.
  26. Тарабрина Н.В., Лабезная Е.О. Синдром посттравматических стрессовых нарушений: современное состояние и проблемы // Психологический журнал. 2000. N 2.
  27. Сенько Т.В. Представления родителей об идеальных детях // Советская педагогика. 1991. N 1.
  28. Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2000.
  29. Архив Коминтерновского районного суда г. Воронежа. Дело N 1-885/2001.
  30. Фурманов И.А. Агрессия и насилие: диагностика, профилактика и коррекция. СПб.: Речь, 2007.
  31. Ильяшенко А.Н. Противодействие насильственной преступности в семье: уголовно-правовые и криминологические аспекты: Монография. М.: Профобразование, 2003.
  32. Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб., 2004.
  33. Кудрявцев В.Н. Мотивы преступного поведения // Юридическая психология. 2007. N 4.