Мудрый Юрист

Актуальные вопросы учета и отчетности малых предприятий

Федорцова Р.П., к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и АХД учетно-статистического факультета ВЗФЭИ (филиал в г. Пензе).

В статье рассматривается нормативно-правовая база, регулирующая налогообложение, бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий. Проведен сравнительный анализ условий отнесения к субъектам малого бизнеса и перехода на упрощенную систему налогообложения. Особое внимание уделено причинам, вызывающим необходимость ведения бухгалтерского учета на малых предприятиях в полном объеме. Исследованы вопросы представления статистической отчетности о результатах деятельности малых предприятий. Предусмотренные меры по государственной поддержке малого предпринимательства, такие как специальные налоговые режимы и упрощенная система бухгалтерского учета и отчетности, в настоящее время касаются только микропредприятий. Делается вывод о целесообразности использования единых понятий для определения малого предприятия во всех нормативных документах.

In clause the legal base regulating the taxation, book keeping and the reporting of small enterprises is considered. The comparative analysis of conditions of reference to subjects of small business and transition to the simplified system of the taxation is lead. Special to attention it is given to the reasons causing of conducting of book keeping on small enterprises in full. Questions of representation of the statistical reporting on results of activity of small enterprises are investigated. The stipulated measures on the state support of small business, such as special tax modes and the simplified system of book keeping and the reporting, now concern only the microenterprises. It is judged expediency of use of uniform concepts for definition of a small enterprise in all normative documents <*>.

<*> Fedortsova R.P. Pressing questions of the account and the reporting of small enterprises.

Количество малых предприятий в области увеличилось на 45,7% и составило на 1 января 2009 г. 8880. Доходы от предпринимательской деятельности в Пензенской области в 2007 г. составили 1248,9 млн. руб., по данным Пензстата за период 2000 - 2008 гг.

Проводимые в рамках реализации мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства социологические исследования показывают, что тенденция роста будет более значительной, если устранить основные факторы, препятствующие развитию малого бизнеса: это чрезмерный контроль за деятельностью; нечеткая координация структур поддержки малого предпринимательства; слабое информационное обеспечение; сложности в решении финансово-кредитных вопросов.

Наиболее болезненной темой остается нормативно-правовая база, регулирующая налогообложение и, в ряде моментов, бухгалтерский учет и отчетность малых предприятий.

Условия отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства определены ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства Правительством РФ установлены предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС или балансовой стоимости активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год [5].

Сравним эти критерии с предельными значениями соответствующих показателей, необходимых для применения УСН (табл. 1).

Таблица 1. Анализ условий отнесения к субъектам малого бизнеса и УСН

  Критерий 
Закон N 209-ФЗ    
     Условия    
применения УСН
(гл. 26.2 НК РФ)
Сравнительный анализ
Доля       
в уставном
капитале
Суммарная доля участия 
РФ, субъектов РФ,
муниципальных
образований,
иностранных юридических
лиц, иностранных
граждан, общественных и
религиозных организаций
(объединений),
благотворительных и
иных фондов в уставном
(складочном) капитале
(паевом фонде) не
должна превышать 25%;
доля участия,
принадлежащая одному
или нескольким
юридическим лицам, не
являющимся субъектами
малого и среднего
предпринимательства,
не должна превышать 25%
Доля участия    
других
организаций
в уставном
капитале
организации-
"упрощенца" не
должна превышать
25% (пп. 14 п. 3
ст. 346.12
НК РФ)
По данному критерию 
"упрощенцев" в
большинстве случаев
можно отнести
к субъектам малого
предпринимательства,
за исключением
ситуации, когда доля
иностранного
гражданина
в уставном капитале
"упрощенца" более
25%
Средняя    
численность
работников
За предшествующий      
календарный год:
- микропредприятия -
до 15 человек;
- малые предприятия -
до 100 человек
включительно;
- средние предприятия -
от 101 до 250 человек
включительно (вступает
в силу с 1 января
2010 г.)
Средняя         
численность
работников за
налоговый период
не должна
превышать
100 человек
(пп. 15 п. 3
ст. 346.12
НК РФ)
В случае если       
средняя численность
работников
"упрощенца"
не превышает
15 человек,
то организация
относится
к микропредприятиям
Выручка от 
реализации
товаров,
работ,
услуг
За предшествующий год  
без учета НДС:
- микропредприятия -
60 млн. руб.;
- малые предприятия -
400 млн. руб.;
- средние предприятия -
1 млрд. руб.
Величина        
предельного
размера доходов
по итогам
отчетного
(налогового)
периода,
ограничивающая
право на
применение УСН,
составляет не
более 20 млн.
руб. с учетом
коэффициента-
дефлятора 1,538
в 2009 г. -
30,76 млн. руб.
(ст. 346.12,
п. 4 ст. 346.13
НК РФ)
-                   
Балансовая 
стоимость
активов
В настоящее время      
не установлены
Остаточная      
стоимость
основных средств
и нематериальных
активов не
должна превышать
100 млн. руб.
(пп. 16 п. 3
ст. 346.12
НК РФ)
-                   

Условия перехода на упрощенную систему налогообложения установлены гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса Российской Федерации. То есть ни Закон N 209-ФЗ, ни Постановление N 556 не являются основанием для предоставления налогоплательщикам права на применение УСН.

Госдума во втором и третьем чтениях приняла законопроект N 100239-5 "О внесении изменений в статьи 346.12 и 346.13 части второй НК РФ". Законопроект относится к пакету антикризисных мер и позволит снизить налоговую нагрузку на значительную часть малого бизнеса. В документе предлагается установить с 2010 г. размер годового дохода, при превышении которого компания теряет право применять УСН, до 60 млн. руб., кроме того, предлагается установить коэффициент-дефлятор в целях применения УСН, равный единице. Это будет способствовать дальнейшему росту и развитию малых предприятий, особенно в условиях преодоления последствий мирового финансового кризиса. При этом предлагаемая мера приведет в соответствие доходный лимит "упрощенцев" и критерии выручки для микропредприятий в 60 млн. руб., установленные Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 [5]. Внесенные изменения - крайне важная и необходимая мера, но коснулась эта мера не всех малых предприятий, а только микропредприятий.

Предельная величина доходов для "упрощенцев", прописанная в НК РФ и установленная Постановлением N 556 (для микропредприятий - 60 млн. руб., для малых предприятий - 400 млн. руб.), должна быть одинаковой, ведь УСН и рассчитана на субъекты малого бизнеса. На наш взгляд, целесообразно использовать единые понятия для определения малого предприятия во всех нормативных документах, тем более что Закон N 209-ФЗ для реализации господдержки малого и среднего предпринимательства предусматривает такие меры, как специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и др.

Организация, применяющая УСН, согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ [1] освобождается от ведения бухгалтерского учета. Она ведет учет доходов и расходов в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Основанием для внесения записей в книгу учета доходов и расходов являются первичные документы. Однако необходимость заставляет "упрощенцев" вести бухгалтерский учет в полном объеме - как показывает практика, многие организации, применяющие УСН, так поступают, в частности, по следующим причинам:

Кроме того, на практике часто встречается совмещение режимов. Минфин в письме от 20 мая 2008 г. N 03-11-04/3/251 указал: организация, применяющая по разным видам деятельности два специальных налоговых режима, один из которых согласно Закону N 129-ФЗ не освобождается от ведения бухгалтерского учета, должна вести бухгалтерский учет, составлять и представлять бухгалтерскую отчетность в целом по всей организации. На наш взгляд, такую точку зрения можно признать обоснованной, поэтому с учетом вышеприведенных доводов ведение бухучета в данной ситуации является обязательным.

Основная часть информации о результатах деятельности малых предприятий представляется в статистической отчетности. Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют субъектам официального статистического учета первичные статистические данные в упрощенном порядке в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ [2].

В настоящее время малые организации представляют статистическую отчетность: N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"; N 2-МП инновация "Сведения о технологических инновациях малого предприятия (организации)"; сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год. На практике в органы статистики необходимо представить копию налоговой декларации по единому налогу за прошедший год.

С 2008 г. введены дополнительные формы статистической отчетности, представляемые в органы статистики, в частности:

а) N ПМ-торг "Сведения об обороте торговли и общественного питания малого предприятия", представляемая ежемесячно 4-го числа после отчетного периода малыми предприятиями (кроме микропредприятий), основным видом деятельности которых являются оптовая, розничная торговля (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами, их узлами и принадлежностями, моторным топливом) и общественное питание, по перечню, установленному территориальными органами Росстата;

б) N 3-ТОРГ (ПМ) "Сведения о продаже и запасах товаров малого предприятия розничной торговли", представляемая ежеквартально не позднее 15-го числа после отчетного периода малыми предприятиями (кроме микропредприятий), основным видом деятельности которых является розничная торговля (включая торговлю автотранспортными средствами, мотоциклами и моторным топливом), по перечню, установленному территориальными органами Росстата.

Непредставление статистической информации и представление недостоверной статистической информации влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, в частности наложение административного штрафа в соответствии со ст. 13.19 КоАП РФ в размере от 3000 до 5000 руб. Отчитывающиеся организации возмещают в установленном порядке Росстату, его территориальным органам ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков представления отчетности.

Требования статистических органов о представлении информации по основным результатам деятельности и иным показателям оказывают также определенное давление на малый бизнес и обусловливают необходимость ведения бухгалтерского учета в полном объеме.

Литература

  1. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
  2. Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации".
  3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
  4. О порядке проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства. Утв. Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. N 79.
  5. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства".