Правотворческий потенциал судебных актов
Сауляк О.П., заместитель заведующего кафедрой теории и истории государства и права Российского государственного торгово-экономического университета, доцент, кандидат юридических наук.
Можно ли сегодня говорить о правотворческом потенциале судебных актов, которые выносят российские суды? Является ли судебная практика источником (формой) права в РФ? На протяжении всего периода проводимой в нашей стране судебной реформы эти вопросы относятся к числу дискуссионных. По разные стороны научной "баррикады" оказались весьма авторитетные специалисты. В этой связи несомненный интерес представляет анализ полярных точек зрения.
Доводы экспертов, отрицающих правотворческий потенциал судебных актов, как правило, сводятся к следующим аргументам. Аргумент первый - признание судебной практики источником российского права противоречит принципу разделения властей, закрепленному в Конституции РФ. Едва ли можно согласиться с указанным тезисом.
Суть принципа разделения властей, лежащего в основе функционирования механизмов многих современных государств, заключается вовсе не в том, чтобы лишить суд возможности создавать новые юридические нормы. Реализация указанного принципа должна обеспечить эффективное функционирование государственной власти, рассматриваемой в качестве целостной системы, в рамках которой формально разделенные государственные органы используют власть совместно благодаря системе так называемых сдержек и противовесов. Такой подход нацелен на обеспечение равновесия различных звеньев государственного механизма и признает важные исключения из чисто теоретической модели разделения властей: например, право парламента на осуществление неких судебных функций, связанных с лишением депутатского иммунитета, отрешения главы государства от должности; право органов исполнительной власти на осуществление подзаконного нормотворчества. В этих условиях наделение суда дополнительными функциями (например, судебного нормоконтроля, посредством которой он отчасти реализует свою правотворческую миссию) также является важной составной частью программы обеспечения необходимого баланса между различными ветвями власти и эффективности государственного управления в целом.
Аргумент второй. Выступая против признания судебной практики источником права в нашей стране, правоведы утверждают, что российская правовая система продолжает оставаться в рамках континентальной (романо-германской) правовой семьи, где в силу типологических особенностей последней отсутствует судебное правотворчество как источник права <1>.
<1> См.: Нерсесянц В.С. Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право (о правоприменительной природе судебных актов) // Судебная практика как источник права. М., 1998. С. 34 - 35.С таким выводом можно было бы согласиться, но только в том случае, если исходить из того, что направление развитие национальных правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи раз и навсегда предопределено. Однако такой жесткой зависимости не существует. В рамках континентальной правовой семьи судья уже давно не рассматривается лишь в качестве хранителя права и квалифицированного интерпретатора юридических текстов. Со времен принятия Гражданского кодекса Наполеона (1804 г.) в странах континентальной Европы меняется взгляд на роль судьи в ходе отправления правосудия. Так, согласно ст. 4 ГК Франции судья не может отказаться от рассмотрения дела под предлогом отсутствия, неясности или недостаточности соответствующего закона.
Еще более последовательно право судьи на "паразаконодательную" деятельность закреплено в ст. 1 ГК Швейцарии. Ее правила определяют, что "в случае, когда отсутствует подходящее положение в виде закона, судья выносит решение в соответствии с обычным правом, а в случае, когда отсутствует обычай - в соответствии с правилами, которые он утвердил бы, если бы мог действовать на правах законодателя. При этом судья должен опираться на решения, уже закрепленные в традиции толкования и в судебной практике. Анализ функций, которые выполняют суды в правовых системах других стран (ФРГ, Италии, Испании, Португалии и др.), принадлежащих к континентальной правовой семье, не оставляет никаких сомнений в том, что за судебной практикой официально признается правотворческая роль <2>. Очевидно, что принадлежность РФ к романо-германской правовой семье не означает, что судебная практика не может рассматриваться в качестве самостоятельного источника современного российского права.
<2> См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 141; Марченко М.Н. Вторичные источники романо-германского права: прецедент, доктрина // Вестник Московского университета. 2000. N 4. Сер. 11: Право. С. 60.Аргумент третий. По мнению противников признания судебной практики источником российского права, суд не создает новых юридических норм, поэтому судебная практика во всех ее проявлениях представляет собой не правотворческую, а лишь правоприменительную (и соответствующую правотолковательную) деятельность. Суд не законодательствует и не управляет, а лишь применяет право <3>.
<3> См.: Нерсесянц В.С. Указ. соч. С. 34.По своей природе суд действительно являет собой правоприменительный орган. Он действительно не создает абсолютно новых юридических норм (во всяком случае не вносит изменений и дополнений непосредственно в тексты законов или подзаконных актов). Но деятельность судов нередко сопряжена с отменой, а также изменением смысла и содержания норм права без изменения их текстуального обрамления. Доказательством того выступает практика Конституционного Суда РФ, связанная с проверкой конституционности федеральных законов или иных нормативных правовых актов, законов субъектов РФ, международных договоров РФ.
Согласно положениям ст. 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу <4>. Подобные решения Конституционного Суда РФ приводят, таким образом, к изменению количества действующих общеобязательных юридических правил. На языке математики это означает буквально следующее: до принятия решения Конституционным Судом РФ количество юридических норм в нормативно-правовом массиве составляло N, а после такого решения их количество уменьшилось как минимум на единицу и составляет уже (N - 1). Должна ли такая деятельность Конституционного Суда РФ (учитывая особый статус его актов) рассматриваться как правотворчество? Вопрос, надо полагать, риторический <5>.
<4> См.: Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. Ст. 1447.<5> По аналогичному алгоритму выстраивается деятельность арбитражных судов и судов общей юрисдикции в процессе осуществления ими функции судебного нормоконтроля по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части. Придя к выводу о незаконности спорного нормативного правового акта, суд вправе признать такой акт недействующим (полностью или в части) со дня его принятия или иного указанного судом времени и не подлежащим применению с момента вступления решения в законную силу.
Может ли судебный акт изменить смысл и содержание правовой нормы без внесения каких-либо изменений в ее текст? Безусловно, такая ситуация возможна. Подтверждением тому акты Конституционного Суда РФ, связанные с официальным толкованием Конституции России, а также постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Пленумов Высшего Арбитражного Суда РФ, посредством которых восполняются пробелы в праве. В юридической литературе почему-то до сих пор нередко отрицается нормативный характер постановлений Пленумов высших судебных инстанций страны <6>. Между тем вопрос об обязательности постановлений, например, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ давно решен на законодательном уровне. Согласно положениям ч. 2 ст. 13 Федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в РФ <7>.
<6> См.: Правотворчество и технико-юридические проблемы формирования системы российского законодательства в условиях глобализации. М. - Н. Новгород, 2007. С. 8.<7> См.: Собрание законодательства РФ. 1995. N 18. Ст. 1589.
На федеральном уровне пока отсутствует закон, который бы исчерпывающим образом определял правовой статус Пленума Верховного Суда РФ. Однако представляется, что и разъяснениям Пленума этой судебной инстанции законодатель придаст обязательный характер. В противном случае неизбежна курьезная ситуация. Пленум Верховного Суда РФ и Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ нередко принимают совместные постановления. Если же предположить, что постановления Пленума Верховного Суда РФ не будут обладать свойством нормативности, тогда возникнет парадокс: одни и те же разъяснения в системе арбитражных судов будут носить обязательный характер, а в системе судов общей юрисдикции - лишь рекомендательный.
Аргумент четвертый. Правоведы, выступающие против признания судебной практики источником права, нередко в обоснование своей позиции ссылаются на ту неопределенность, которая возникает в правовой жизни в результате правотворчества судей. В свое время И. Бентам сравнивал процесс судейского правотворчества с выработкой человеком правил для собаки. "Если ваша собака делает то, от чего вы хотели бы ее отучить, вы ждете, когда она это сделает, а затем бьете ее за это. Таким способом создаются правила для вашей собаки, - утверждал известный философ, - и так же судьи делают право для вас и для меня" <8>.
<8> Цит. по: Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999. С. 224.Подобный аргумент кажется весьма убедительным, ибо никто не желает оказаться в положении собаки, для которой каждый раз придумывают новые правила. Однако в научном плане в данном случае речь идет о необходимости правильного решения проблемы обратной силы судебных актов.
Подводя итог, следует отметить, что судебная практика в современной России, безусловно, является источником (формой) права. Это и не хорошо, и не плохо, это реальность, с которой нужно считаться. Угрозу для нормального развития национальной правовой системы и правопорядка представляет не сам факт признания судебной практики источником права, а лишь те судебные акты, которые сопряжены с судейскими ошибками и произволом. И то и другое, к сожалению, имеет место в российской правовой действительности. Отсюда одна из задач юридической науки связана с тем, чтобы четко определить критерии и границы судейского правотворчества.