Оплата труда работника аппарата суда требует серьезных кардинальных изменений
Маторин М.Н., гражданский служащий, помощник судьи Чертановского районного суда г. Москвы, советник юстиции 3-го класса.
Президентом РФ Дмитрием Медведевым поставлены стратегические задачи, это борьба с коррупцией, реформы государственной службы, судебной системы и т.д.
Но на мой взгляд, все вышеперечисленные реформы невозможны без кардинального изменения оплаты труда государственного служащего в зависимости от уровня его профессиональной подготовленности; объема и качества выполняемых им работ; ненормированного рабочего дня; выслуги лет, инфляции и т.д.
Посмотрите, что у нас получается: работник аппарата районного суда (помощник судьи, консультант, секретарь суда и судебного заседания и т.д.) получает денежное содержание, как гражданский служащий, в размере от 9 тыс. до 13 тыс. руб. Причем такое денежное содержание установлено в районном суде, который относится к основному звену судебной системы судов общей юрисдикции, где рассматривается большинство судебных дел, и ближе всего находится к населению.
Если сравнить с оплатой труда судейского корпуса, то она у работника аппарата суда в три - пять раз меньше. Так, например, мировой судья в среднем получает около 30 тыс. руб., а федеральный судья - около 50 тыс. руб.
Кроме того, низкие доходы у гражданского служащего в городах федерального значения (гг. Москва, Санкт-Петербург), так как потребительские цены на товары и услуги здесь значительно выше, чем в других регионах.
Следует отметить, что несправедлива и сама ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, где не учитывается предельный возраст гражданского служащего, который составляет 65 лет.
В частности: гражданские служащие, у которых выслуга лет составляет от 20 до 25 лет, от 25 до 30 лет, от 30 до 35 лет и свыше 35 лет, получают такую же надбавку, что и гражданские служащие при стаже гражданской службы от 15 лет до 20 лет.
Важно отметить, что большой объем надбавок, премий, поощрений создает финансовую неразбериху и путаницу как для самого служащего, так и для бухгалтерии государственного органа. И что самое главное, социально не защищает служителя государства, так как гражданский служащий получает в конечном счете при выдаче ему на руки маленькое месячное денежное содержание (9 тыс. - 13 тыс. руб.).
Разве может гражданский служащий реально прожить на такую зарплату и прокормить свою семью?
Ответ однозначен: конечно, нет.
Напрашивается вопрос: как смотрят государственные органы на такой дисбаланс оплаты труда гражданского служащего и низкие его доходы?
Ведь именно государство в первую очередь должно быть заинтересовано в высококвалифицированных, опытных кадрах для государственной службы и их социальной защищенности, а также исключении их текучести в связи с увольнениями из-за маленькой зарплаты.
Вывод. Таким образом, вышеуказанные примеры и факты наглядно показывают неэффективность системы оплаты труда гражданских служащих, которая требует серьезных кардинальных изменений с целью повышения престижа государственной службы, авторитета служителей государства, а также их социальной защищенности.
На основании вышеизложенного и в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 "Основные права гражданского служащего" Федерального закона "О государственной гражданской службе РФ" вношу предложения о совершенствовании деятельности государственного органа, на примере районного суда общей юрисдикции, в оплате труда гражданских служащих:
- Увеличить размеры месячных должностных окладов и окладов за классный чин гражданских служащих соразмерно вместо различных надбавок, премий, поощрений (за исключением ежемесячной надбавки за выслугу лет), которые устанавливаются указом Президента РФ.
- Увеличить размеры должностных окладов на 20% для гражданских служащих городов федерального значения (гг. Москва, Санкт-Петербург) в связи с высоким уровнем инфляции в данных субъектах РФ.
- Внести дополнения и изменения к ежемесячной надбавке к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе в размерах (п. 1 ч. 5 ст. 50 Закона):
При стаже гражданской службы в процентах:
- от 15 до 20 лет - 30;
- от 20 до 25 лет - 40;
- от 25 до 30 лет - 50;
- от 30 до 35 лет - 60;
- свыше 35 лет - 80.
- Ежеквартально индексировать размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы с учетом уровня инфляции, в связи с чем внести изменения в ч. 11 ст. 50 "Оплата труда гражданского служащего".