Проблемы использования специальных психологических знаний при рассмотрении и разрешении судом уголовного дела в отношении несовершеннолетнего
Курмаева Н.А., старший преподаватель кафедры уголовно-правовых дисциплин Мордовского гуманитарного института.
Производство в суде в отношении несовершеннолетних осуществляется в общем порядке с особенностями, установленными нормами главы 50 УПК РФ "Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних". Требования данной главы применяются по уголовным делам в отношении лиц, не достигших к моменту совершения преступления возраста восемнадцати лет (ч. 1 ст. 420 УПК РФ). Правила уголовного судопроизводства по этой категории дел учитывают возрастные и психологические особенности, свойственные подросткам, и служат дополнительной гарантией защиты их прав.
В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14 февраля 2000 г. "судопроизводство по делам этой категории должно основываться на строгом соблюдении требований материального и процессуального законодательства, максимально способствовать обеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначению справедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений" <1>.
<1> Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних" от 14.02.2000 N 7 (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. N 4; Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. N 5.Включение в УПК РФ главы 50 об особенностях производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних соответствует международно-правовым обязательствам России. Согласно Минимальным стандартным правилам отправления правосудия в отношении несовершеннолетних от 10 декабря 1985 г., известным как Пекинские правила, судебное разбирательство должно учитывать возрастные особенности несовершеннолетних и отвечать их интересам, "осуществляться в атмосфере понимания, что позволит несовершеннолетнему участвовать в нем и свободно излагать свою точку зрения" (п. 14.2) <2>.
<2> Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила), принятые Резолюцией 40/33 Генеральной ассамблеи ООН от 29.11.1985 // Международные акты о правах человека: Сборник документов / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. М., 2002. С. 294 - 315.Одной из характерных особенностей судопроизводства по данной категории дел является впервые предусмотренная законом возможность использования специальных психологических знаний.
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Согласно ч. 6 ст. 425 УПК РФ порядок, установленный ч. ч. 1, 2, 3 и 5 настоящей статьи, распространяется и на проведение допроса несовершеннолетнего подсудимого.
Таким образом, в законе предусмотрена альтернатива выбора между двумя специалистами - педагогом либо психологом. В качестве педагогов могут выступать лица, имеющие педагогическое образование, работающие в образовательных учреждениях либо имеющие опыт педагогической деятельности с соответствующей возрастной категорией несовершеннолетних. Психолог - это сведущее лицо, имеющее специальное психологическое образование, обладающее соответствующими профессиональными навыками.
По нашему мнению, более предпочтительным в допросе несовершеннолетнего подсудимого является участие специалиста-психолога, особенно в случае, когда несовершеннолетний отстает в психическом развитии. Участие психолога позволяет более квалифицированно оценить сведения о задержке умственного развития несовершеннолетнего, полученные из показаний родителей, педагогов учебного заведения, где он обучался, характеристик, медицинских документов и других материалов. Психолог может подсказать тактику проведения допроса с учетом психологических особенностей подростка, сгладить возможное состояние скованности, настороженности, недоверия допрашиваемого. Он призван способствовать установлению психологического контакта, дифференцировать вопросы, тематику допроса с учетом особенностей познавательной сферы допрашиваемого.
Участие психолога в допросе несовершеннолетнего подсудимого является одной из дополнительных процессуальных гарантий, обеспечивающих учет возрастных и индивидуальных психологических особенностей подростков.
В соответствии с ч. 5 ст. 425 УПК РФ психологу предоставлена возможность задавать вопросы несовершеннолетнему. В законе необходимо предусмотреть право психолога участвовать в формулировании вопросов, пресекать некорректные, способные травмировать психику подростка формулировки вопросов.
Резюмируя вышеизложенное, отметим, что основная функция психолога при допросе несовершеннолетнего подсудимого состоит в применении психологических знаний для установления психологического контакта с подростком, правильной и корректной постановки ему вопросов, обеспечения оптимального эмоционального состояния допрашиваемого, охраны его психического здоровья от травмирующего воздействия обстановки судебного разбирательства.
Однако на практике возможности психолога не используются в полной мере, в том числе указанные лица очень редко привлекаются к участию в допросе несовершеннолетних. Можно сказать, что одной из причин недооценки роли психолога в допросе несовершеннолетнего является процессуальное упрощенчество, когда обязанность вызвать психолога рассматривается некоторыми практическими работниками как обременительная формальность. Другая причина кроется в отсутствии достаточно четкого и полного регулирования всех вопросов, связанных с участием в уголовном деле специалиста-психолога.
Считаем, что психолог должен принимать активное участие не только в допросе несовершеннолетнего подсудимого, но и на протяжении всего судебного разбирательства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, что необходимо закрепить в законе. В судебное заседание лучше вызвать того специалиста-психолога, который участвовал в допросе несовершеннолетнего на предварительном следствии. Наиболее целесообразным является приглашение психолога, специализирующегося в области возрастной психологии и имеющего опыт работы с подростками.
Мнение специалиста-психолога следует учитывать и при решении вопроса о проведении закрытого судебного заседания. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 241 УПК РФ уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста 16 лет, рассматриваются в закрытом судебном заседании. Дело несовершеннолетнего подсудимого в возрасте от 16 до 18 лет может слушаться в открытом или закрытом судебном заседании. Смысл закрытого судебного заседания состоит в том, чтобы оградить психику несовершеннолетнего от отрицательного воздействия со стороны присутствующих в зале, а также исключить случаи негативного поведения несовершеннолетнего подсудимого. Как правило, вопрос о слушании дела в закрытом судебном заседании решается в каждом конкретном случае при назначении судебного заседания по ходатайству сторон. Определение или постановление суда о рассмотрении уголовного дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части (ч. 3 ст. 241 УПК РФ).
В связи со сказанным считаем, что п. 2 ч. 2 ст. 241 УПК РФ необходимо изложить в следующей редакции: "Закрытое судебное разбирательство допускается на основании определения или постановления суда в случаях, когда: ...2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет, а на основании рекомендаций психолога - по делам лиц, не достигших возраста восемнадцати лет".
Статьей 429 УПК РФ предусмотрен порядок удаления несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие, что также является важным средством защиты неокрепшей психики подростка. Согласно ч. 1 ст. 429 УПК РФ по ходатайству стороны, а также по собственной инициативе суд вправе принять решение об удалении несовершеннолетнего подсудимого из зала судебного заседания на время исследования обстоятельств, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. После возвращения несовершеннолетнего подсудимого в зал судебного заседания судья сообщает ему в необходимых объеме и форме содержание исследованных в его отсутствие обстоятельств и предоставляет несовершеннолетнему подсудимому возможность задать вопросы допрошенным в его отсутствие лицам.
Как справедливо отмечает З. Поспелова, "судебный процесс по делам несовершеннолетних - это сложный психологический поединок. Он имеет свои особенности, отличающие его от любого процесса по делам взрослых. Суд должен проникнуть в психологию подростка, выявить его интересы в соответствии с его психическим и физическим развитием, выяснить возможность понимания и осмысливания им совершенных преступных действий, понять, почему они совершены, в какой связи совершенные подростком преступления находятся с условиями его воспитания, с взаимоотношениями его с родителями, с друзьями, с его характером" <3>.
<3> Поспелова З. Суд и подросток // Советская юстиция. 1969. N 18. С. 5.В соответствии с уголовным и уголовно-процессуальным законодательством возможны следующие варианты разрешения судом дел о преступлениях несовершеннолетних:
- прекращение уголовного дела в отношении несовершеннолетнего, совершившего преступление небольшой или средней тяжести, если будет установлено, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 90 УК РФ, ст. 431 УПК РФ);
- осуждение несовершеннолетнего за совершение преступления небольшой или средней тяжести, но освобождение судом от наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия, если будет установлено, что он может быть исправлен без применения уголовного наказания (ч. 1 ст. 92 УК РФ, ч. 1 ст. 432 УПК РФ);
- осуждение несовершеннолетнего за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ, но освобождение судом от наказания в связи с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием на срок до наступления совершеннолетия, но не более трех лет, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения его в указанное учреждение (ч. 2 ст. 92 УК РФ, ч. 2 ст. 432 УПК РФ);
- осуждение несовершеннолетнего и назначение ему наказания (ст. 89 УК РФ);
- условное осуждение (ст. 73 УК РФ).
В каждом случае вопрос о виде и размере уголовно-правового воздействия решается судом с учетом тяжести содеянного и особенностей личности несовершеннолетнего. Для индивидуализации уголовной ответственности и назначения справедливого наказания несовершеннолетним, совершившим преступление, необходимо использование специальных психологических знаний. Пока же практически единственным средством для всестороннего и глубокого исследования личности несовершеннолетнего является назначение судебно-психологической экспертизы либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы.
В судебном заседании судебно-психологическая либо комплексная психолого-психиатрическая экспертиза может быть назначена и проведена как в случаях, когда она уже проводилась в стадии предварительного расследования, так и в случаях, когда впервые назначается при судебном разбирательстве. Однако на практике судебно-психологическая (комплексная психолого-психиатрическая) экспертиза несовершеннолетних в стадии судебного разбирательства назначается довольно редко, как правило, по ходатайству защитника либо прокурора в случае, когда такая экспертиза не проводилась на предварительном следствии либо при наличии противоречий имеющихся в деле экспертных заключений.
В связи с несовершенством законодательного регулирования порядка назначения и производства данного вида экспертного исследования в процессе расследования и рассмотрения в суде уголовных дел в отношении несовершеннолетних возникают затруднения, связанные с тем, какую экспертизу - судебно-психологическую или комплексную судебно-психолого-психиатрическую - назначать в отношении несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого или подсудимого. В уголовно-процессуальном законодательстве должны найти отражение вопросы, касающиеся назначения судебно-психологической и комплексной психолого-психиатрической экспертизы несовершеннолетних.
В отличие от гарантий повышенной правовой защиты несовершеннолетних, вопросы индивидуализации уголовной ответственности по данной категории дел в российском уголовном процессе урегулированы недостаточно. Важно предусмотреть в УПК РФ специальные нормы, предписывающие обращение в специализированные психологические учреждения для осуществления квалифицированного исследования личности несовершеннолетнего, получения от специалистов-психологов этих учреждений рекомендаций относительно наиболее оптимальной для него меры воздействия в целях его исправления.
По справедливому утверждению Р.С. Хисматуллина, "знание нравственно-психологических особенностей современных подростков, их всесторонний учет существенно повышают эффективность судебного разбирательства дел несовершеннолетних. Каждый судебный процесс должен выявить причины формирования ложных нравственных ценностей, которые привели подростка к совершению преступления, стать началом коррекции личности правонарушителя" <4>. Поэтому одной из важнейших особенностей при рассмотрении судом уголовных дел в отношении несовершеннолетних является использование специальных психологических знаний.
<4> Хисматуллин Р. Семейные суды по делам несовершеннолетних // Российская юстиция. 2000. N 3. С. 37.Таким образом, можно отметить, что УПК РФ 2001 г. создает новеллы относительно участия психолога в судопроизводстве, которые требуют научного осмысления, теоретической разработки для эффективной практической реализации. Но при этом остается и ряд вопросов, которые недостаточно эффективно урегулированы законодателем. В этой связи все более актуальной становится проблема создания в России ювенальной юстиции, так как только система специализированных судов может обеспечить осуществление эффективного правосудия по уголовным делам в отношении несовершеннолетних с учетом их индивидуальных и психологических особенностей.