Мудрый Юрист

Практика создания судов для малолетних

Белянкова Е.И., ассистент кафедры правовых дисциплин ГОУ ВПО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого".

Одной из форм коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними преступниками в Российской империи в начале XX в. стали так называемые детские суды, целью которых было "изыскивание" способов и мер перевоспитания подростков, которые уже совершили правонарушения <1>. Эти учреждения, создаваемые накануне революции 1917 г., играли большую роль в выстраивании системы воспитательного воздействия на несовершеннолетних. Первый такой суд был открыт 22 января 1910 г. в Петербурге, путем специализации дел о малолетних в руках одного из мировых судей. Главой его стал Н.А. Окунев, который был опытнейшим юристом, прекрасным педагогом и человеком, горячо любящим детей. К началу революции такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Варшаве, Риге, Томске, Саратове и др. <2>.

<1> См.: Особые суды для малолетних. 1915. N 4. С. 13; Борисов А.В., Колодкин Л.М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994.
<2> См.: Саушкин Л.И. Опыт методического руководства для обследователей - воспитателей комиссий по делам о несовершеннолетних. М. - Л., 1927. С. 4.

Эти суды являлись не учреждениями по устрашению несовершеннолетних правонарушителей, а заведениями, имеющими прежде всего воспитательную функцию. Педагогический элемент занимал в их деятельности центральное положение. Судья рассматривал дела в отношении малолетних не с экономической, социально-политической точек зрения, а с психологической стороны. Специалисты отмечали, что детский судья и попечители должны быть знакомы с основами возрастной и педагогической психологии <3>.

<3> Рубенштейн М.М. Особый суд для детей и педагогическая психология // Особые суды для малолетних. 1914. N 2. С. 13 - 15.

По мнению П.И. Люблинского, суды для несовершеннолетних "явились результатом продолжительного и имеющего глубокие корни в потребностях эпохи движения, направленного на улучшение физического и нравственного состояния подростков, беспризорных и впавших в преступность. В основе их лежит мысль о создании особого центра, знакомого с особенностями детского возраста и принципами педагогики, в котором сосредотачивались бы все нити воздействия на таких несовершеннолетних и окружающую их среду" <4>.

<4> Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1923. С. 162.

Немаловажно, что детские суды учреждались в стране не централизованно сверху, а решения принимались на уровне местного самоуправления - городскими думами. Специальные суды для детей создавались в экспериментальном порядке, но к этим экспериментам было готово и общественное мнение, и научная общественность страны.

В развитии этого института можно выделить несколько этапов.

  1. Специализация дел о несовершеннолетних обвиняемых. Главной их задачей на первом этапе являлось упрощение процедуры судебного разбирательства. Рассмотрение дел с участием несовершеннолетних проходило специально подготовленным судьей в особые часы, отдельно от взрослых. При этом малолетних до суда запрещено было помещать в тюрьмы и полицейские участки <5>.
<5> Устав о содержащихся под стражей // Свод законов Российской империи. Т. 14. СПб., 1890.
  1. Изменение процедуры судебного разбирательства, выражающееся в замене официальных действий непринужденной беседой, устранении суда присяжных и представительства сторон (обвинения и защиты). Вследствие гибкости судебного законодательства по этому поводу не было издано специальных нормативно-правовых актов, а существовали лишь административные распоряжения <6>.
<6> Ковалевский П.Н. Борьба с преступностью путем воспитания. СПб.-М., 1908.
  1. Создание специального производства дел о несовершеннолетних в мировых судах. Законодательные основы этому этапу заложил Закон от 2 июня 1897 г. <7>. О личности "детских" судей писал известный юрист того времени М.Н. Гернет: "Судья должен твердо верить, что сам подросток менее всего виноват в совершенном им преступлении, смотреть на себя не как на служителя вооруженной мечом юстиции, а как на защитника стоящего перед ним ребенка; думать не о том, на сколько месяцев и дней лишить юного преступника свободы, а стремиться найти путь в его душу, к его сердцу, узнать его печали и горести, уврачевать нанесенные жестокой судьбой ребенку раны, прийти к нему на помощь. Это не только милостивый судья. Это - друг-судья" <8>.
<7> Закон от 2 июня 1897 г. "Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости" // Собрание узаконений и распоряжений прав. 1897. N 71.
<8> Новые судьи // Спасите детей от тюрьмы. М., 1913. С. 20.
  1. Распространение попечительского надзора, осуществляемого особыми вспомогательными органами - попечителями. В обязанности попечителей входили: сбор сведений о несовершеннолетних, совершивших преступное деяние, об их образе жизни, исполнение поручений судьи по оказанию помощи в поиске работы, определении в учебные заведения и т.п. <9>. Попечителями могли быть люди разных профессий (врачи, юристы, педагоги и др.), работали они добровольно, бесплатно или за небольшое вознаграждение от городской управы или земств <10>.
<9> Правила о суде для несовершеннолетних // Особый суд по делам о несовершеннолетних до 17 лет. СПб., 1909. С. 9.
<10> См.: Саушкин Л.И. Опыт методического руководства для обследователей - воспитателей комиссий по делам о несовершеннолетних. М. - Л., 1927. С. 4.

Таким образом, попечители рассматривали дела не с полицейской или судебной точек зрения, а с точки зрения нужд и интересов самого несовершеннолетнего: вмешательство общей полиции полностью устранено. Учреждение попечительства продемонстрировало возможность применения мер педагогического воздействия, не вырывая несовершеннолетнего из среды, в которой он живет (если, конечно она не оказывает криминогенного влияния), оставляя его на свободе и действуя на него авторитетом и своевременно оказываемой помощью в трудных ситуациях. Именно от деятельности попечителей во многом зависел успех суда для малолетних.

Из отчетов Н.А. Окунева видно, что под присмотр попечителей поступало большинство подростков-правонарушителей (75%), но остальная часть все же попадала в тюрьму <11>. То есть попечителей явно не хватало.

<11> Окунев Н.А. Воспитание и обучение дефективных детей. СПб., 1918.

Статистические данные, подготовленные П.И. Люблинским, показывают, что с появлением судов для малолетних арест почти исчезает из числа наказаний, тюрьма по отношению к мальчикам сравнивается с помещением в исправительно-воспитательные дома, а по отношению к девочкам практически не применяется. Можно привести сведения о работе Петроградского суда для малолетних за 1910 - 1915 гг. <12>.

<12> Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1923. С. 48.
Меры воздействия  
Общее число за 6 лет 
Мальчики  
Девочки   
Замечание         
   27     
    4     
Арест             
   24     
    7     
Надзор попечителей
  3292    
   331    
Воспитательно-    
исправительные
дома
   476    
   225    
Тюрьма            
   561    
    16    
Всего             
  4380    
    583   

Таким образом, именно педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних преобладает над остальными видами предупредительной работы. Самое широкое распространение получает именно надзор попечителей, т.е. индивидуальная работа с трудными детьми. В нее включалось изучение социальной среды, в которой находился подопечный, анализ причин, толкнувших его к правонарушению, коррекционно-профилактическая работа (перевоспитание). Разработанная в это время теория превентивно-воспитательного характера (А.Ф. Кони, М.Н. Гернет и др.) доказывала, что подросток может стать жертвой социальных обстоятельств. "Громадное большинство малолетних правонарушителей родилось не на мягкой барской постели, а на жесткой койке, иногда даже под забором... Что удивительного, что с голода, то по беспризорности, то под влиянием дурных товарищей они совершали мелкие преступления, карманные кражи. Попав же в тюрьму, они выходили оттуда хуже, чем вошли в нее. Возврат к честной жизни бывшим арестантам становился все труднее. Лишение прав превращало их в упорных преступников..." <13>. Это заслуживало особого внимания и требовало иного подхода к системе воспитательных мероприятий. Центр тяжести постепенно переносится не на установление мер ответственности подростка, а на применение подходящих мер педагогического воздействия.

<13> Гернет М.Н. Революция, рост преступности и смертная казнь. М., 1917. С. 25.

Кроме того, судья после применения той или иной меры не порывал связи с несовершеннолетним. В определенные дни он вызывал их к себе для беседы и поучения, посещал учреждения, в которых они содержались. Таким образом, постепенно суд для малолетних превращается в воспитательный и социальный центр, сосредотачивающий в своих руках все нити воздействия на судьбу воспитанника <14>.

<14> Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1923. С. 167.

Таким образом, в создаваемой модели российской ювенальной юстиции можно выделить следующие положительные черты <15>:

<15> Черты выделены на основе Закона от 2 июня 1897 г. "Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости" // Собрание узаконений и распоряжений прав. 1897. N 71; Правила о суде для несовершеннолетних // Особый суд по делам о несовершеннолетних до 17 лет. СПб., 1909.