Практика создания судов для малолетних
Белянкова Е.И., ассистент кафедры правовых дисциплин ГОУ ВПО "Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого".
Одной из форм коррекционно-профилактической работы с несовершеннолетними преступниками в Российской империи в начале XX в. стали так называемые детские суды, целью которых было "изыскивание" способов и мер перевоспитания подростков, которые уже совершили правонарушения <1>. Эти учреждения, создаваемые накануне революции 1917 г., играли большую роль в выстраивании системы воспитательного воздействия на несовершеннолетних. Первый такой суд был открыт 22 января 1910 г. в Петербурге, путем специализации дел о малолетних в руках одного из мировых судей. Главой его стал Н.А. Окунев, который был опытнейшим юристом, прекрасным педагогом и человеком, горячо любящим детей. К началу революции такие суды действовали в Москве, Харькове, Киеве, Одессе, Варшаве, Риге, Томске, Саратове и др. <2>.
<1> См.: Особые суды для малолетних. 1915. N 4. С. 13; Борисов А.В., Колодкин Л.М. Становление и развитие юридического образования в дореволюционной России. М., 1994.<2> См.: Саушкин Л.И. Опыт методического руководства для обследователей - воспитателей комиссий по делам о несовершеннолетних. М. - Л., 1927. С. 4.
Эти суды являлись не учреждениями по устрашению несовершеннолетних правонарушителей, а заведениями, имеющими прежде всего воспитательную функцию. Педагогический элемент занимал в их деятельности центральное положение. Судья рассматривал дела в отношении малолетних не с экономической, социально-политической точек зрения, а с психологической стороны. Специалисты отмечали, что детский судья и попечители должны быть знакомы с основами возрастной и педагогической психологии <3>.
<3> Рубенштейн М.М. Особый суд для детей и педагогическая психология // Особые суды для малолетних. 1914. N 2. С. 13 - 15.По мнению П.И. Люблинского, суды для несовершеннолетних "явились результатом продолжительного и имеющего глубокие корни в потребностях эпохи движения, направленного на улучшение физического и нравственного состояния подростков, беспризорных и впавших в преступность. В основе их лежит мысль о создании особого центра, знакомого с особенностями детского возраста и принципами педагогики, в котором сосредотачивались бы все нити воздействия на таких несовершеннолетних и окружающую их среду" <4>.
<4> Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1923. С. 162.Немаловажно, что детские суды учреждались в стране не централизованно сверху, а решения принимались на уровне местного самоуправления - городскими думами. Специальные суды для детей создавались в экспериментальном порядке, но к этим экспериментам было готово и общественное мнение, и научная общественность страны.
В развитии этого института можно выделить несколько этапов.
- Специализация дел о несовершеннолетних обвиняемых. Главной их задачей на первом этапе являлось упрощение процедуры судебного разбирательства. Рассмотрение дел с участием несовершеннолетних проходило специально подготовленным судьей в особые часы, отдельно от взрослых. При этом малолетних до суда запрещено было помещать в тюрьмы и полицейские участки <5>.
- Изменение процедуры судебного разбирательства, выражающееся в замене официальных действий непринужденной беседой, устранении суда присяжных и представительства сторон (обвинения и защиты). Вследствие гибкости судебного законодательства по этому поводу не было издано специальных нормативно-правовых актов, а существовали лишь административные распоряжения <6>.
- Создание специального производства дел о несовершеннолетних в мировых судах. Законодательные основы этому этапу заложил Закон от 2 июня 1897 г. <7>. О личности "детских" судей писал известный юрист того времени М.Н. Гернет: "Судья должен твердо верить, что сам подросток менее всего виноват в совершенном им преступлении, смотреть на себя не как на служителя вооруженной мечом юстиции, а как на защитника стоящего перед ним ребенка; думать не о том, на сколько месяцев и дней лишить юного преступника свободы, а стремиться найти путь в его душу, к его сердцу, узнать его печали и горести, уврачевать нанесенные жестокой судьбой ребенку раны, прийти к нему на помощь. Это не только милостивый судья. Это - друг-судья" <8>.
<8> Новые судьи // Спасите детей от тюрьмы. М., 1913. С. 20.
- Распространение попечительского надзора, осуществляемого особыми вспомогательными органами - попечителями. В обязанности попечителей входили: сбор сведений о несовершеннолетних, совершивших преступное деяние, об их образе жизни, исполнение поручений судьи по оказанию помощи в поиске работы, определении в учебные заведения и т.п. <9>. Попечителями могли быть люди разных профессий (врачи, юристы, педагоги и др.), работали они добровольно, бесплатно или за небольшое вознаграждение от городской управы или земств <10>.
<10> См.: Саушкин Л.И. Опыт методического руководства для обследователей - воспитателей комиссий по делам о несовершеннолетних. М. - Л., 1927. С. 4.
Таким образом, попечители рассматривали дела не с полицейской или судебной точек зрения, а с точки зрения нужд и интересов самого несовершеннолетнего: вмешательство общей полиции полностью устранено. Учреждение попечительства продемонстрировало возможность применения мер педагогического воздействия, не вырывая несовершеннолетнего из среды, в которой он живет (если, конечно она не оказывает криминогенного влияния), оставляя его на свободе и действуя на него авторитетом и своевременно оказываемой помощью в трудных ситуациях. Именно от деятельности попечителей во многом зависел успех суда для малолетних.
Из отчетов Н.А. Окунева видно, что под присмотр попечителей поступало большинство подростков-правонарушителей (75%), но остальная часть все же попадала в тюрьму <11>. То есть попечителей явно не хватало.
<11> Окунев Н.А. Воспитание и обучение дефективных детей. СПб., 1918.Статистические данные, подготовленные П.И. Люблинским, показывают, что с появлением судов для малолетних арест почти исчезает из числа наказаний, тюрьма по отношению к мальчикам сравнивается с помещением в исправительно-воспитательные дома, а по отношению к девочкам практически не применяется. Можно привести сведения о работе Петроградского суда для малолетних за 1910 - 1915 гг. <12>.
<12> Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1923. С. 48.Меры воздействия | Общее число за 6 лет | |
Мальчики | Девочки | |
Замечание | 27 | 4 |
Арест | 24 | 7 |
Надзор попечителей | 3292 | 331 |
Воспитательно- | 476 | 225 |
Тюрьма | 561 | 16 |
Всего | 4380 | 583 |
Таким образом, именно педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних преобладает над остальными видами предупредительной работы. Самое широкое распространение получает именно надзор попечителей, т.е. индивидуальная работа с трудными детьми. В нее включалось изучение социальной среды, в которой находился подопечный, анализ причин, толкнувших его к правонарушению, коррекционно-профилактическая работа (перевоспитание). Разработанная в это время теория превентивно-воспитательного характера (А.Ф. Кони, М.Н. Гернет и др.) доказывала, что подросток может стать жертвой социальных обстоятельств. "Громадное большинство малолетних правонарушителей родилось не на мягкой барской постели, а на жесткой койке, иногда даже под забором... Что удивительного, что с голода, то по беспризорности, то под влиянием дурных товарищей они совершали мелкие преступления, карманные кражи. Попав же в тюрьму, они выходили оттуда хуже, чем вошли в нее. Возврат к честной жизни бывшим арестантам становился все труднее. Лишение прав превращало их в упорных преступников..." <13>. Это заслуживало особого внимания и требовало иного подхода к системе воспитательных мероприятий. Центр тяжести постепенно переносится не на установление мер ответственности подростка, а на применение подходящих мер педагогического воздействия.
<13> Гернет М.Н. Революция, рост преступности и смертная казнь. М., 1917. С. 25.Кроме того, судья после применения той или иной меры не порывал связи с несовершеннолетним. В определенные дни он вызывал их к себе для беседы и поучения, посещал учреждения, в которых они содержались. Таким образом, постепенно суд для малолетних превращается в воспитательный и социальный центр, сосредотачивающий в своих руках все нити воздействия на судьбу воспитанника <14>.
<14> Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (социально-правовые очерки). М., 1923. С. 167.Таким образом, в создаваемой модели российской ювенальной юстиции можно выделить следующие положительные черты <15>:
<15> Черты выделены на основе Закона от 2 июня 1897 г. "Об изменении форм и обрядов судопроизводства по делам о преступных деяниях малолетних и несовершеннолетних, а также законоположений о их наказуемости" // Собрание узаконений и распоряжений прав. 1897. N 71; Правила о суде для несовершеннолетних // Особый суд по делам о несовершеннолетних до 17 лет. СПб., 1909.- рассмотрение дел о несовершеннолетних единоличным мировым судьей;
- избрание его, как и всякого мирового судьи, среди населения, проживающего в судебном округе;
- профессиональная подготовка судьи предполагала знание им детской психологии, поэтому предпочтительны были врачи и педагоги;
- достаточно широкая предметная подсудность этого суда;
- конфиденциальность судебного разбирательства;
- отсутствие формальной судебной процедуры;
- упрощенное судопроизводство, сводившееся в основном к беседе судьи с подростком при участии попечителя;
- в основном применение в качестве меры воздействия попечительного надзора.