Мудрый Юрист

Административный контроль за деятельностью судебных органов кавказской губернии (конец XVIII - первая половина XIX в.)

Шевченко С.В., заместитель председателя Ставропольского краевого суда.

В статье описывается история становления и развития правосудия в Кавказской губернии, а также административный контроль за деятельностью судебных органов конца XVIII - первой половины XIX века.

Дореформенный суд Российской империи, начиная с эпохи Петра I, строился по образцу западноевропейской модели, сложившейся в эпоху абсолютизма. Первые законодательные акты петровской эпохи, в частности Именной указ от 21 февраля 1697 г. "Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных расспросу и розыску, о свидетелях, об отводе оных, о присяге, о наказаниях лжесвидетелей и о пошлинных деньгах" <1>, полностью отменяют состязательный процесс. В развитие общей тенденции процессуального законодательства и судебной практики стало принятие "Краткого изображения процессов или судебных тяжб" 1715 года, в котором, по словам М.Ф. Владимирского-Буданова, "нашло себе место полное применение понятия следственного (инквизиционного) процесса" <2>. Несмотря на это, "Краткое изображение процессов или судебных тяжб" 1715 года закрепляет стройную систему судебных органов, достаточно четко регламентирует вопросы подсудности. Для осуществления правосудия начинают создаваться специальные органы, которые, однако, еще не до конца отделены от администрации. Закрепляется система судебных органов: суд гражданский и суд военный.

<1> ПСЗРИ. Собрание 1-е. Т. III. N 1572.
<2> Владимирский-Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. Ростов-на-Дону, 1995. С. 640.

Петр I сделал и первую попытку отделить суд от административных органов. Судебная реформа, проведенная в 1719 году, была тесно связана с организацией коллегий <3>. Юстиц-коллегия должна была возглавить систему новых судов и служить образцом их коллегиального устройства. Первое упоминание о новых надворных судах было сделано в Именном указе от 12 декабря 1718 г., то есть при учреждении коллегий <4>. В Указе отмечалось, что для правосудного решения челобитчиковых дел везде по губерниям, провинциям и городам будут учреждены суды и судьи, а над ними - высший надворный суд в знатных губерниях под апелляцией юстиц-коллегии.

<3> Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995. С. 701.
<4> О коллегиях. Именной указ (декабря 12 дня 1718 года): Копии его царскаго величества указов, опубликованных от 1714 года с марта 17 дня по нынешний 1719 год. СПб., 1719. С. 210 - 213 // Законодательство Петра I. М., 1997. С. 98.

В 1720 году были организованы в качестве низших судов коллегиальные суды в крупных городах - провинциальные и единоличные городовые суды, распространявшие свою власть на один или несколько уездов и решавшие как уголовные, так и гражданские дела. Надворные суды являлись второй инстанцией для провинциальных и для городовых судов. Высшей судебной инстанцией стала юстиц-коллегия, рассматривающая в апелляционном и ревизионном порядке дела надворных судов. Она же являлась судом первой инстанции для Петербурга, для организации в нем надворного суда, и оставалась первой инстанцией для дел проживающих в столице иностранцев <5>.

<5> Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. СПб., 1995. С. 702.

Возглавлял всю систему судов, включая и юстиц-коллегию, Сенат, осуществлявший функции административно-судебного надзора и управления, а также судебное разбирательство дел в качестве последней инстанции, а иногда и чрезвычайного суда по отдельным делам. Судебные функции Сената были намечены еще в 1711 году Именным указом от 2 марта "О поручении Правительствующему сенату попечения о правосудии, об устройстве государственных доходов, торговли и других отраслей государственного хозяйства" <6>.

<6> ПСЗРИ. Собрание 1-е. Т. IV. N 2330.

С учреждением в 1714 году новой судебной системы Сенат становится судом высшей инстанции, а с 1715 года он приобретает права высшего апелляционного суда <7>. При этом Сенат остается наряду с другими органами и судом первой инстанции по важнейшим делам, в частности должностным и политическим.

<7> Дмитриев Ф.М. История судебных инстанций и гражданского апелляционного судопроизводства от Судебника до Учреждения о губерниях. М., 1859. С. 521.

"Учреждение для управления губерний" 1775 года <8> Екатерины II несколько изменило судебную систему России. Административное деление на губернии и уезды, сохранение в руках правительства назначения на все руководящие посты, главенствующее положение дворянства во всех органах власти, в том числе судебной, являлись отличительной чертой этой реформы.

<8> Учреждения для управления губерний Всероссийския империи (ноября 7 дня 1775 года). М., 1775 // Законодательство Екатерины II. В 2-х тт. Т. 1. М., 2000. С. 380 - 483.

Судебные органы в губерниях состояли из палат уголовного и гражданского суда, которые являлись органом апелляционного и ревизионного пересмотра дел, разрешенных всеми другими судами губернии. Ниже палат уголовного и гражданского суда в губерниях действовало по два суда (первой и второй инстанции) с сословными представителями для каждого из трех сословий - дворянства, купечества и для государственных крестьян <9>. Судами для дворян являлись уездный суд (первая инстанция) и верхний земский суд (апелляционная и ревизионная инстанция) в составе двух департаментов для гражданских и уголовных дел. Соответственно строилась система судов для городских купцов и мещан. Первой инстанцией являлся городовой магистрат (или ратуша) из двух бургомистров и четырех ратманов. Апелляционной и ревизионной инстанцией был губернский магистрат, делившийся на уголовный и гражданский департаменты <10>.

<9> Рогожин А.И., Ярмыш А.Н. Государство и право России в период становления и развития абсолютизма (вторая половина XVII - конец XVIII в.). Киев, 1989. С. 73.
<10> Чельцов-Бебутов М.А. Курс уголовно-процессуального права. С. 722 - 723.

Особое место в судебной системе занимал нижний земский суд. Его компетенция была самой разнообразной: полицейские функции, функции торговой или дорожной инспекции, функции расследования по делам о беглых крестьянах, функции решения дел и наложения взысканий. Нижний земский суд мог принимать дела по своему усмотрению или предложению уездного исправника, который мог заключить под стражу "людей ополичненных" <11>.

<11> Российское законодательство XIX - XX вв. Т. 5. С. 191.

Практически аналогично строилась судебная система и на Кавказе, юридическое вхождение которого в состав Российской империи связывается с заключением 10 июля 1774 г. Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Россией и Турцией <12>.

<12> Юзефович Т. Договоры России с Востоком, политические и торговые. СПб., 1869. С. 24 - 41.

Указом Екатерины II от 5 мая 1785 г. было образовано Кавказское наместничество, просуществовавшее до 1796 года. Оно включало две области: Кавказскую и Астраханскую. В Кавказскую область входили уезды: Екатериноградский, Кизлярский, Моздокский, Георгиевский, Александровский и Ставропольский. Административным центром стал Екатериноград <13>. Понимая важность новой административной единицы, в Именном указе от 9 мая 1785 г. императрица именует Кавказскую область, несмотря на ее малую заселенность, губернией <14>. Здесь были созданы те же административные и судебные учреждения, какие существовали в старых внутренних губерниях во второй половине XVIII века.

<13> ПСЗРИ. Т. XXXII. N 193.
<14> ПСЗРИ. Т. XXII. N 16194.

В 1790 г. Кавказская область была упразднена, войдя составной частью в Астраханскую область. Указ Правительствующего сената от 15 ноября 1802 г. произвел раздел Астраханской губернии на Кавказскую и Астраханскую, которые, в свою очередь, делились на уезды <15>. В состав Кавказской губернии входили пять уездов: Кизлярский, Моздокский, Георгиевский, Александровский и Ставропольский; губернским городом стал Георгиевск, одновременно ставший центром по управлению Кавказской, Астраханской губерниями и Закавказьем.

<15> Акты, собранные Кавказской археографической комиссией (далее - АКАК). Т. 2. Тифлис, 1868. С. 919.

Несмотря на попытку унификации судебной системы в Кавказской губернии по общероссийскому образцу, правительством было принято решение о соединении палат уголовного и гражданского суда в одну, что было закреплено Указом от 15 ноября 1802 г. "Об устройстве городов и присутственных мест в Астраханской и Кавказской губерниях" <16>. Соединение двух палат в одно присутствие, составленное из одного председателя, одного советника и двух заседателей от дворянства и двух от купечества <17>, объяснялось тем, что "по сравнению дел, входящих в Палату гражданскую и уголовную, в сей губернии число их найдено довольно умеренным..., коммерческие же споры сходят по большей части в Азиатский суд и из него Указом 1799 и 1802 г. переходят в губернское Правление..." <18>.

<16> ПСЗРИ. Собрание 1-е. Т. XXVI. N 20511.
<17> АКАК. Т. II. Ч. 2. С. 925.
<18> АКАК. Т. II. Ч. 2. С. 920.

Дальнейшие изменения в организации системы правосудия на Кавказе связаны с изменениями в административно-территориальном устройстве региона, которые были прописаны в Указе от 24 июля 1822 г. "О переименовании Кавказской губернии в область и о назначении уездного города Ставрополя областным городом" <19> и "Учреждении для управления Кавказской областью" 1827 года <20>. Территория области делилась на четыре округа: Ставропольский, Георгиевский, Кизлярский и Моздокский. Администрацию области возглавлял главноуправляющий, который был вправе останавливать "исполнение судебных приговоров и определений и представлять сведения об их незаконности в Правительствующий сенат". Согласно "Учреждению для управления Кавказской областью" он был также наделен правом пересмотра решений по уголовным делам в случае получения соответствующего представления от областного начальника.

<19> ПСЗРИ. Собрание 1-е. Т. XXXVIII. N 29138.
<20> ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. II. N 878.

Надзорные функции главного управления заключались в "побуждении" подчиненных присутственных мест и учреждений к соблюдению законности и скорому разрешению всех рассматриваемых ими дел, во избежание проволочек и злоупотреблений; надзоре как общем, так и частном над деятельностью подчиненных мест и систематической их ревизии; разрешении споров о подсудности или подведомственности дел между различными областными инстанциями. Закон относил к сфере компетенции главноуправляющего и такие частные вопросы, как назначение и увольнение чиновников, рассмотрение ежегодных отчетов областного управления; изучение и рассмотрение частных дел, итогов ревизий и результатов следствий, а также примененных к конкретным ситуациям мер взыскания, пени, устранения, удаления, отрешения и предания суду <21>.

<21> Ставропольский краевой суд. 1868 - 2008. Ставрополь, 2008. С. 15.

Главному управлению на Кавказе непосредственно подчинялось Кавказское областное управление, которое делилось на общее и частное. Общее областное управление возглавлялось областным начальником, назначенным из военных чинов. Оно разрешало вопросы внешнего и внутреннего управления области, вело общий контроль за деятельностью областных правительственных и судебных учреждений. Согласно § 12 "Учреждения для управления Кавказской области" от 6 февраля 1827 г. "начальник Кавказской области есть воинский чиновник. По предметам внешней безопасности и по управлению расположенными и водворенными на линии войсками имеет он права и обязанности дивизионного начальника" <22>.

<22> Учреждения для управления Кавказской области. СПб., 1827. Л. 5.

Частное областное управление возглавлялось гражданским губернатором, который ведал административным руководством и контролем за деятельностью правительственных учреждений, осуществлял общий полицейский надзор в области, следил за выполнением денежных и натуральных повинностей. Непосредственно подчинялся главноуправляющему и Сенату <23>. В соответствии с Сенатским указом от 12 ноября 1832 г. "Об определении в Кавказскую область гражданского губернатора" <24> к гражданскому губернатору переходили полномочия по вынесению окончательных приговоров по уголовным делам. Военно-судные дела оставались в полномочии военного губернатора, который возглавлял общее областное управление. Кроме того, начиная со второй половины 1830-х гг. в обязанность гражданских губернаторов вменялось предоставление ежегодных отчетов о состоянии дел в губернии, в том числе и в подконтрольной им судебной системе.

<23> ГАСК. Ф. 444. Оп. 1. Опись дел. Л. 2 - 3; ГАСК. Ф. 79. Оп. 1. Опись дел. Л. 3.
<24> ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. IX. N 7541.

Так, главноначальствующий на Кавказе Е.И. Головин писал в рапорте от 9 ноября 1838 г. в Сенат: "... представление отчетности в делах по всей области лежит на обязанности гражданского губернатора и ежегодно представляется в Министерство внутренних дел. Кроме того, представляются также ежегодно всеподданнейшие донесения государю императору по обозрению области как от гражданского губернатора, так и от начальника области" <25>.

<25> АКАК. Т. IX. Тифлис, 1884. N 445. С. 534.

Сохранившиеся отчеты гражданских и военных губернаторов Кавказской области дают сведения о движении гражданских и уголовных дел в областном, окружных и земских судах. Показательно, что надзор за деятельностью судов не ограничивался констатацией выявленных нарушений. Принимались и определенные меры для их искоренения. Так, в отчете начальника Кавказской области П.Х. Граббе за 1842 г. мы находим: "Окружные суды в области находились в дурном положении, особенно Моздокский и Кизлярский... В них очевидны были и медленность по движении дел, и неправильное решение некоторых из них без решения областного суда. Я возложил на областной суд ближайший надзор за действиями окружных судов; на каковой конец они обязаны представлять областному суду отчеты. В слабейших окружных судах, Моздокском и Кизлярском, назначены судьями лучшие чиновники и переменены заседатели и секретари другими способнейшими" <26>. Представления на неправильное или медленное рассмотрение дел в судебных органах Кавказской области, принятые меры, направленные на улучшение судебной власти, прослеживаются и в последующих отчетах гражданских и военных губернаторов.

<26> РГИА. Ф. 1281. Оп. 4. Д. 13. Л. 3.

Следующий административный уровень составляли окружные управления в городах Ставрополь, Георгиевск, Моздок и Кизляр. Им подчинялись волостные управления. Соответственно системе управления строилась и структура судебной системы Кавказской области, которую составляли областные, окружные (городские) и волостные (инородческие) суды.

Судебные полномочия волостных правлений были сведены к разбирательству "маловажных" дел и исполнению судебных приговоров. Судами первой инстанции, рассматривающими уголовные дела, совершенные на территории округа, а также гражданские иски, были окружные суды, находившиеся в Моздоке (до 1843 г.), Ставрополе, Кизляре и Пятигорске. Областной суд являлся апелляционной инстанцией по уголовным делам и первой инстанцией по рассмотрению дел о "преступлениях должностей".

В 1843 году было произведено упразднение Моздокского округа, в результате которого окружные управления и суды сохранялись в Кизлярском, Пятигорском и Ставропольском округах. Для рассмотрения уголовных и гражданских дел в Ставрополе учреждался магистрат, а в Пятигорске и Моздоке - ратуши <27>. Окружные суды передавались в подчинение общему областному управлению. Апелляционные жалобы на решения окружных судов передавались в областной совет.

<27> ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. XVIII. N 16316.

В 1844 году на Кавказе был восстановлен институт наместничества, получившего статус высшего государственного органа власти в регионе, совмещавшего административные, военные и гражданские функции. Первоначально в число основных задач, поставленных перед институтом Кавказского наместничества, входили организация военных действий, управление горскими обществами и подавление их вооруженных выступлений в случае неповиновения российским властям <28>. Не менее важным являлось и прописанное законодателем право наместника "сохранять главное начальство" над судебной властью, что находило свое выражение в праве приостанавливать исполнение приговоров и пересмотра судебных решений <29>. Сенатским указом от 23 октября 1845 г. "О предоставлении в Сенат тяжебных дел, сопряженных с казенным интересом, чрез Кавказского наместника" <30> предусматривалось предоставление всех документов по гражданским делам, в которых затрагивались государственные интересы, в Правительствующий сенат непосредственно через кавказского наместника. Такое положение вещей сохранялось до 1864 года.

<28> Некрасов Е.Е. Государственная власть и местное самоуправление в России: Опыт историко-правового исследования. М., 1999. С. 172.
<29> Высочайший рескрипт от 30 января 1845 г. "О усилении прав главноуправляющего гражданской частью на Кавказе" // ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. XX. N 18679.
<30> ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. XX. N 19413.

6 января 1846 г. были утверждены Правила об отношениях кавказского наместника, подписанные председателем Кавказского комитета князем А.И. Чернышевым <31>. Они конкретизировали права наместника в отношении всех действующих в крае гражданских и военных ведомств, а также определяли степень соподчиненности между наместником как главой кавказской администрации, Кавказским комитетом и министерствами финансов и юстиции. Этот документ подтверждал широкие полномочия власти нового начальника на территории Кавказской области и Закавказского края.

<31> Правила об отношениях кавказского наместника. СПб., 1846. С. 5 - 11.

В соответствии с Указом Правительствующего сената от 2 мая 1847 г., Кавказская область "для соблюдения единообразия в общем именовании разных частей государства" переименовывается в Ставропольскую губернию <32>. Были произведены изменения и в судебной системе вновь образованной Ставропольской губернии. Округа были переименованы в уезды, статус уездных получили и суды. Уезды возглавляли уездные начальники, в руках которых находились полицейская, хозяйственная и судебная части <33>.

<32> ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. XXII. N 21164.
<33> Эсадзе С. Историческая записка об управлении Кавказом. Тифлис, 1907. С. 86.

В целях повышения эффективности новой административной системы наблюдался процесс активного привлечения на службу местного населения, как в судебные органы, так и низшие звенья администрации <34>.

<34> АКАК. Т. X. С. 843.

В условиях Кавказской войны командование не вникало в своеобразие быта и общественного строя населения Кавказской линии и свою административную практику часто строило в зависимости от текущих военных дел. Занимаясь военным устройством казачества, военные администраторы обязывали население выполнять различного рода повинности, связанные с военной службой и войной на Кавказе <35>. Рядом с этой "требовательной" военной властью действовала и гражданская администрация Кавказской области. Отметим, что, например, судопроизводством занимались как военные, так и гражданские власти; военные и уголовные преступления рассматривались военным судом, гражданские тяжбы - на основе общих законоположений <36>.

<35> ПСЗРИ. Т. XXVII. N 28351.
<36> АКАК. Т. 8. С. 824.

Судебные органы рассматриваемого периода продолжали находиться под надзором административных. Гражданские губернаторы контролировали их деятельность, рассматривая в качестве апелляционной инстанции дела, находившиеся в производстве в губернии. Так, к примеру, к отчету гражданского губернатора А.А. Волоцкого за 1853 год прилагалась и ведомость рассмотренных и утвержденных им дел <37>:

<37> РГИА. Ф. 1263. Оп. 1. Д. 2417. Л. 655 об.
 поступило дел 
 утверждено и 
возвращено к
исполнению
Палата уголовного суда             
     434       
     412      
Палата совестного суда             
       4       
       4      
Уездных судов, магистратов и ратуши
     124       
      97      
Военно-судных комиссий             
      -        
       -      
Итого                              
     562       
     509      

Следует отметить, что с 1863 года роль административных органов на Кавказе в сфере отправления правосудия была несколько сужена. С этого времени в регионе было введено упрощенное судопроизводство. В Высочайше утвержденном временном штате судебных мест и прокурорской части Ставропольской губернии от 14 декабря 1863 г. <38> мы уже не находим упоминания об окружных судах. Структура судебной власти в Ставропольской губернии выглядела следующим образом:

<38> ПСЗРИ. Собрание 3-е. Т. XXXVIII. Отд. 2. N 40383.
    Высочайше утвержденный, 14 декабря 1863 года, временный штат    
судебных мест Ставропольской губернии
Число 
чинов
            Оклады содержания           
         Одному           
    Всем     
   Жалованья 
  Столовых  
 Руб. 
 Коп. 
 Руб. 
Коп. 
 Руб. 
 Коп. 
Палаты Уголовного и 
Гражданского суда
Председатель
Товарищ Председателя
Советников
Заседателей от
дворянства
Секретарей
На канцелярию
  1   
 1759 
  66  
 837  
 45  
 2597 
  11  
  1   
 1099 
  79  
 346  
 46  
 1446 
  25  
  2   
 879  
  83  
 346  
 46  
 2453 
  58  
  1   
 659  
  87  
  -   
  -  
 659  
  87  
  3   
 527  
  52  
 197  
 98  
 2176 
  50  
  -   
  -   
  -   
  -   
  -  
 9334 
  57  
 18666
  88  
   Уездные суды     
А) Ставропольский
Уездный судья
Заседатель
Секретарь
На канцелярию
Б) Пятигорский
Уездный судья
Заседателей
Секретарь
На канцелярию
В) Кизлярский
Уездный судья
Заседателей
Секретарь
На канцелярию
  1   
 791  
  75  
  -   
  -  
 791  
  75  
  2   
 527  
  89  
  -   
  -  
 1055 
  78  
  1   
 395  
  88  
  -   
  -  
 395  
  88  
  -   
  -   
  -   
  -   
  -  
 1956 
  87  
 4200 
  28  
  1   
 659  
  87  
  -   
  -  
 659  
  87  
  2   
 439  
  92  
  -   
  -  
 879  
  84  
  1   
 329  
  93  
  -   
  -  
 329  
  93  
  -   
  -   
  -   
  -   
  -  
 1804 
611/4 
 3674 
251/4 
  1   
 659  
  87  
  -   
  -  
 659  
  87  
  2   
 439  
  92  
  -   
  -  
 879  
  84  
  1   
 329  
  93  
  -   
  -  
 329  
  93  
  -   
  -   
  -   
  -   
  -  
 2112 
  33  
 3981 
  97  

Как видно, в период, предшествовавший судебной реформе 1864 года, в Ставропольской губернии существовала следующая структура судебных органов: Палата уголовного и гражданского суда - уездные суды. Гражданские и военные губернаторы, кавказский наместник, хотя и продолжали осуществлять общий надзор за деятельностью органов правосудия в губернии, но уже в более ограниченном порядке.

В соответствии с Положением Кавказского комитета от 7 сентября 1864 г. "О распространении на Кавказский и Закавказский край общего постановления об освобождении начальников губерний от рассмотрения приговоров уголовных палат, подлежащих по закону ревизии Сената" <39> приговоры судов, подлежавшие ревизии Сената, поступали туда непосредственно из судов второй инстанции, минуя кавказского наместника.

<39> ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. XXXIX. N 41260.

Включение губернии в общероссийскую судебно-правовую систему, созданную Судебными уставами 1864 года, происходило постепенно. Изменения, происходившие в судебной системе Кавказа, хорошо иллюстрируют законодательные акты, принятые в период с 1865 по 1867 гг., в частности: Положение Кавказского комитета от 27 июня 1866 г. "О применении к Кавказскому и Закавказскому краю изданных 11 октября 1865 г. <40> правил судопроизводства и делопроизводства в нынешних судебных местах" <41>, Указ от 25 ноября 1866 г. об упразднении городовых магистратов и ратушей <42>, Указ от 9 декабря 1867 г. "О введении судебных уставов 20 ноября 1864 г. в действие в Ставропольской губернии" <43>.

<40> 11 октября 1865 года было утверждено мнение Государственного Совета "Об изменении и дополнении статей Свода законов, касающихся судопроизводства и делопроизводства в нынешних судебных местах" (ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. XL. Отд. 2. N 42548).
<41> ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. XLI. N 43441.
<42> ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. XLI. N 43897.
<43> ПСЗРИ. Собрание 2-е. Т. XLII. Отд. 2. N 45261.

В 1868 г. судебная система в Ставропольской (бывшей Кавказской) губернии была окончательно унифицирована с общеимперской, просуществовав практически в неизменном виде до 1918 года.