Мудрый Юрист

О государственном контроле за лицами, судимыми за сексуальные преступления

Редько Наталья Леонидовна - заместитель декана Сибирского университета потребительской кооперации.

В марте 2008 г. Санкт-Петербургский городской суд вынес приговор в отношении серийного маньяка-убийцы Д. Вороненко. Суд признал его виновным в четырех изнасилованиях (12-летней и 11-летней девочек, 18-летней и 20-летней девушек), сопряженных с убийствами. В прениях представитель обвинения и потерпевшие просили приговорить Д. Вороненко к смертной казни, но суд, отметив, что Россия соблюдает мораторий на смертную казнь, назначил ему пожизненное лишение свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Д. Вороненко в 2004 г. уже был осужден за изнасилование. Но в 2005 г. вследствие примерного поведения был условно-досрочно освобожден и принялся за старое, но теперь уже решил не оставлять жертв живыми, чтобы не быть изобличенным. На судебном процессе Д. Вороненко признал себя виновным. При этом в последнем слове заявил, что ему безразлично, какое наказание ему назначат <1>.

<1> См.: Маракулин Д. Маньяк попал под мораторий // Вынесен приговор серийному убийце детей. Коммерсантъ-Санкт-Петербург. 2008. 21 марта.

Данный пример свеж, широко известен и достаточно типичен <2>. По мнению экспертов, преступность педофилов чуть ли не на 100% рецидивна. Так, некий Наумов, недавно пойманный и подозреваемый в убийстве красноярской девочки Полины Мальковой, уже был судим за педофилию и проживал в соседнем доме с жертвой <3>. Подобные преступления, вызывающие самое широкое общественное возмущение, не могут не служить толчком для серьезных законодательных инициатив, направленных на усиление контроля над преступностью. Выступая на совещании по вопросам борьбы с преступлениями против детей 16 марта 2009 г., Президент РФ Д.А. Медведев отметил необходимость ввести так называемый последующий контроль за теми, кто совершил преступление против детей, в том числе сексуального характера. МВД России подготовило законопроект об административном надзоре <4>. Текст законопроекта размещен в Интернете и доступен <5>.

<2> См., например: Сексуальный маньяк не ушел от наказания // Красный Сормович. 2005. N 8; www.sormovich.nnov.ru.
<3> Петров И. Педофил "под колпаком". МВД введет надзор за сексуальными маньяками // Ежедневная деловая газета. 2008. 14 апр.
<4> Там же.
<5> См.: http://www.duma.gov.ru/faces/lawsearch/gointer.jsp?c=151943-4.

Разработка подобного законопроекта своевременна и соответствует законотворческим инициативам других государств, направленным на усиление государственного и общественного контроля в отношении данной категории лиц. Интернет буквально заполнен сообщениями подобного рода. Так, в июле 2008 г. власти США заявили, что к работе национальной онлайновой базы данных лиц, совершивших сексуальные преступления, присоединились все пятьдесят штатов. Речь идет о "Законе Мегана", получившем свое название от имени семилетнего мальчика из штата Нью-Джерси, которого изнасиловал и убил сосед. Впервые он был принят в указанном штате в 1996 г., а затем распространился по другим штатам. Информация о сексуальных преступниках обновляется в режиме реального времени и в настоящий момент содержит сведения о более чем полумиллионе подучетных граждан. Финансируемым правительством сайтом могут пользоваться не только правоохранительные или иные государственные органы, но и граждане. На сайте есть описание физических данных сексуальных преступников, их фото, список и обстоятельства совершенных ими преступлений, модель их автомобиля, место работы и домашний адрес <6>.

<6> См.: www.Lenta.ru; Вебпланета. 2006. 5 июля.

Законодатели американского штата Огайо предложили законопроект, по которому автомобили людей, когда-либо привлекавшихся к уголовной ответственности за сексуальные преступления, должны иметь флуоресцентные номерные таблички зеленого цвета. "Это позволит многим родителям почувствовать себя спокойнее. У их детей будет возможность увидеть, где их ждет опасность", - прокомментировал предполагаемое нововведение главный шериф округа Д. Александер. Полиция также надеется, что подобным способом будет легче отслеживать тех сексуальных преступников, которые должны регулярно проходить регистрацию в ее местных отделениях. Таким личностям по местным законам также запрещено проживать ближе 300 метров от школ. Схожая методика уже апробирована в нескольких штатах Америки. Отличие состоит в том, что специальные таблички - розовые, желтые и красные - должны быть на автомобилях водителей, оштрафованных за езду в пьяном виде <7>.

<7> См.: http://blogs.russiansinusa.com/?p=1541.

Губернатор штата Нью-Йорк Д. Патерсон подписал закон, направленный на то, чтобы оградить пользователей Интернета, в первую очередь несовершеннолетних, от сексуальных маньяков. Закон предписывает всем, кто зарегистрирован в списках полиции за преступления на сексуальной почве, в добровольном порядке представить все свои интернет-адреса и имена, которые будут заблокированы для входа в подростковые чаты и социальные сообщества. По данным правительства Нью-Йорка, речь идет о 25 тысячах пользователей, состоящих в "черных списках" штата, совершивших сексуальные преступления или правонарушения. Известно, что большинство педофилов вовлекают детей в общение через Интернет <8>.

<8> См.: Саенко Л. Штат Нью-Йорк оградил пользователей Интернета от сексуальных маньяков // http://www.rian.ru.

Подобные меры предпринимаются и в других странах. Сексуальные маньяки в Австралии, отбывшие свой срок в тюрьмах и досрочно выйдя на свободу, теперь будут носить специальные электронные устройства, позволяющие полиции контролировать их передвижение круглосуточно. Как только такой человек окажется поблизости от школы или медицинского центра, GPS-устройство немедленно отправит уведомление полиции. Главное звено новой системы мониторинга - электронные браслеты STAR, оснащенные технологией глобального позиционирования GPS. Каждый такой браслет стоит примерно пять тыс. долл. Любой австралиец, совершивший преступление на сексуальной почве, будет обязан носить такой браслет на запястье или щиколотке, а в кармане - комплект STAR, который по размеру чуть больше среднего мобильного телефона. Системы GSM-наблюдения позволяют вычислять местоположение маньяка с точностью до пяти метров. Людям, совершившим такие преступления, запрещается появляться вблизи школ, детских учреждений, больниц и домов жертв, в противном случае GPS-система немедленно отправит преступнику электронное напоминание о том, что ему нельзя находиться в том месте. Одновременно с этим SMS-сообщение будет выслано и в полицию <9>.

<9> См.: Максимова И. Позиционирование: Сексуальные маньяки будут носить GPS-браслеты // MForum.ru. 2005. 30 мая (по материалам The Daily Telegraph).

В Израиле принят Закон о надзоре за лицами, осужденными за преступления на сексуальной почве, после их освобождения из мест лишения свободы. До принятия данный законопроект блуждал по различным инстанциям примерно семь лет <10>.

<10> См.: У Минфина нет денег на сексуальных маньяков // NEWS.IsraelInfo.ru. 2006. 25 янв.

Президент Франции Н. Саркози, возмущенный шокирующими французское общество преступлениями ранее судимых сексуальных маньяков против детей, выступил с целым рядом законодательных инициатив, направленных на учреждение широкой системы мер, способствующих предупреждению рецидива преступлений со стороны педофилов, в том числе значительно более жесткой системы контроля за лицами, отбывшими уголовное наказание за совершение сексуальных преступлений. Одним из главных принципов, заложенных в новом законе, является деление преступников на две категории: тех, кто совершил преступление на сексуальной почве, и всех остальных <11>.

<11> См.: Паклин Н. Саркози отправил Европу в нокаут // Глава Франции назначил свое лечение преступникам // РГ. 2007. 22 авг.

Наконец, приведем, на наш взгляд, наиболее взвешенное, детально проработанное, апробированное многолетней практикой законодательство о персонифицированном полицейском надзоре за поведением ранее судимых лиц в ФРГ. В соответствии с § 61 Уголовного кодекса (Strafgesetzbuch, далее - StGB) <12> надзор за поведением относится к мерам исправления и безопасности <13>. Любая мера исправления и безопасности не может быть назначена, если она не соответствует совершенному лицом или ожидаемому от него деянию, так же как и степени исходящей от него опасности (принцип соответствия).

<12> См.: Strafgesetzbuch in der Fassung der Bekanntmachung vom 13.11.1998 (BGBI. I S. 3322), zuletzt gedndert durch Gesetz vom 26.10.2007 (BGBI. I S. 2523) m.W.v. 01.11.2007.
<13> Другими мерами исправления и безопасности являются: помещение в психиатрическую больницу; помещение в лечебное заведение для алкоголиков или наркоманов; превентивное заключение; лишение водительских прав; запрещение заниматься определенной профессиональной деятельностью.

Юридическими основаниями для назначения судом надзора за поведением, в частности, являются:

§ 174 StGB - сексуальные действия в отношении опекаемых; § 174a - сексуальные действия в отношении заключенных, лиц, подвергнутых административному задержанию, или больных, находящихся в соответствующих учреждениях или нуждающихся в помощи; § 174b - сексуальные действия, связанные с использованием должностным лицом своего служебного положения; § 174c - сексуальные действия, связанные с использованием отношений по консультации, лечению и обслуживанию;

§ 176 StGB - сексуальные действия в отношении детей; § 176a - тяжкие сексуальные действия в отношении детей; § 176b - сексуальные действия в отношении ребенка, повлекшие его смерть; § 177 - сексуальное принуждение; изнасилование; § 178 - принуждение к сексуальным действиям и изнасилование, повлекшее смерть потерпевшего; § 179 - сексуальные действия в отношении лиц, не способных оказать сопротивление; § 180 - пособничество сексуальным действиям малолетних; § 181a - сутенерство; § 182 - сексуальные действия в отношении несовершеннолетних;

§ 233b StGB - торговля людьми с целью эксплуатации сексуального характера.

Естественно, надзор за поведением может быть установлен и вследствие совершения преступлений на иной, не сексуальной основе.

Законом определен закрытый перечень оснований, при которых назначается надзор за поведением судимых лиц в Германии. Если кто-либо за совершение преступного деяния, за которое закон специально предусматривает установление надзора, подвергается наказанию в виде лишения свободы на срок не менее шести месяцев, то суд может наряду с уголовным наказанием установить над осужденным надзор, если существует опасность совершения субъектом новых преступных деяний. Обращает на себя внимание, что, помимо тяжести содеянного, учитываются и потенциальные возможности надзора в предупреждении повторных однородных преступлений. В частности, как и во многих других странах <14>, в ФРГ считают эффективным надзор за поведением лиц, судимых за весьма широкий круг сексуальных преступлений. Полагаем, данный перечень может иметь ориентирующий характер для российского законодателя.

<14> См., например, информацию о применении полицейского надзора в отношении маньяка-педофила в Великобритании: Отец насиловал двух маленьких дочерей с благими намерениями // NEWSru.com; Криминал и происшествия. 2003. 10 апр.

В целом приведенные варианты законодательных решений (или предположений), безусловно, не являются бесспорными. Они порой не лишены крайностей и, возможно, не всегда могут быть восприняты российским менталитетом. Тем не менее среди тенденций развития современного законодательства многих государств вполне различима линия, направленная на ужесточение как общественного, так и полицейского (административного) контроля за лицами, судимыми за преступления, совершенные на сексуальной почве.

Безусловно, в законопроекте по сравнению с подобным нормативным актом, действовавшим в СССР, сделаны определенные шаги вперед. Предусмотрено, в частности, что административный контроль будет устанавливаться в судебном заседании единолично судьей районного (городского) суда, в судебном процессе предусмотрено участие защитника. Вынесенное постановление можно обжаловать; появились иные весомые гарантии прав подконтрольных лиц. Тем не менее принципиально важного шага в концептуальной проработке этого законопроекта не было сделано. Законопроект, как и в советские времена, в основаниях для установления административного контроля опять ориентируется на поведение осужденных в местах лишения свободы либо после освобождения.

Согласно материалам парламентских слушаний, состоявшихся 8 июня 2006 г., "О проекте Федерального закона N 151943-4 "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" <15> среди ежегодно осуждаемых за убийство примерно 50% ранее совершали тяжкие и иные преступления. 44% лиц, совершивших разбойные нападения, вновь его совершают. Между тем в соответствии с переписью осужденных 1999 г. последние дифференцируются в местах лишения свободы следующим образом: примерно 5% - положительно характеризующиеся, около 5% - злостные нарушители режима, остальные - около 90% - не проявили себя ни с плохой, ни с хорошей стороны. Сопоставление цифр ясно говорит о том, что отрицательное поведение в местах лишения свободы не может служить критерием для установления административного надзора. Прав В.И. Селиверстов, который считает концептуально неверной идеей то, что законопроект, по сути, ставит задачу с помощью административного надзора добиваться исправления бывшего осужденного, фактически подменяя ей главную цель - предупреждение рецидива однородных преступлений со стороны поднадзорных (подконтрольных) лиц. Полагаем, в законопроекте "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" следует полностью отойти от критериев, связанных с поведением осужденных (ранее судимых) лиц в местах лишения свободы или после освобождения. В качестве оснований контроля законодательно должен быть закреплен переход на конкретные преступления, прежде всего те, которые беспокоят общество и в отношении повторного предупреждения которых административный надзор (контроль) может быть эффективен. "Не широкая сеть должна быть заброшена по признакам - тяжкие, особо тяжкие и плохое поведение в местах лишения свободы... а по признакам тех преступлений, в предупреждении которых общество заинтересовано в первую очередь" <16>.

---------------------------------

<15> См.: Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: материалы парламентских слушаний, 8 июня 2006 г. М., 2007. С. 8.
<16> Там же. С. 35.

В отношении лиц, совершивших сексуальные преступления в отношении детей, независимо от того, как они ведут себя в местах лишения свободы, должен быть установлен индивидуализированный (вплоть до установления маршрутов передвижения) полицейский надзор на достаточно большой срок. Соответствующие меры надзорного характера, полагаем, следует предусмотреть для лиц, судимых к лишению свободы за тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; участвовавших в террористических актах, и некоторых других. Налицо и организационное преимущество: при таком избирательном подходе органы внутренних дел, Федеральной службы исполнения наказаний не "потонут" в контроле за этими лицами.

Таким образом, концепция законопроекта "Об административном контроле за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", на наш взгляд, нуждается в серьезной переработке. Административный надзор должен устанавливаться в отношении граждан, совершивших конкретные, постатейно поименованные в законе преступления, и лишь у этих лиц могут быть избирательно ограничены права. Только при таком подходе закон об административном контроле избежит противоречия с международными актами о правах человека и с Конституцией РФ.

Предлагаем вниманию читателя авторский проект Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" <17> и полагаем, что он лишен, как представляется, отмеченного недостатка. Принципиальные отличия данного законопроекта от официального состоят в следующем: во-первых, он содержит исчерпывающий перечень составов преступлений, совершение которых влечет за собой установление судом административного надзора (ст. 3); во-вторых, он носит более жесткий и в то же время более определенный характер и не предполагает установление надзора после освобождения из мест лишения свободы (в период действия судимости) вследствие систематических нарушений судимым лицом общественного порядка или совершения "антиобщественных действий", т.е. исключает (по прежней терминологии) лиц, формально подпадающих под административный надзор; в-третьих, административный надзор не является исключительно репрессивной "полицейской" мерой, он несет в себе принципиально значимую идею ресоциализации подзаконных лиц; в-четвертых, основным субъектом осуществления административного надзора определены органы юстиции, а не внутренних дел, что в большей мере соответствует принципам правового государства. В то же время, с учетом территориальных особенностей страны, предполагается, что эти функции в отдельных случаях в качестве основного субъекта будет осуществлять и милиция.

<17> Законопроект разработан совместно с кандидатом юридических наук, доктором права, магистром административно-правовых наук А.Д. Майле, кандидатом юридических наук, профессором О.И. Бекетовым.

Проект

Федеральный закон "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  1. административный надзор - система временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и воздействия на поведение отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, с целью недопущения совершения ими новых правонарушений и оказания помощи в возвращении и приобретении необходимых возможностей и способностей к жизни в обществе с соблюдением норм права;
  2. поднадзорное лицо (поднадзорный) - лицо, в отношении которого судом на основе и в соответствии с настоящим Федеральным законом установлены отдельные ограничения прав и свобод (административный надзор).

Статья 2. Задачи административного надзора

  1. Административный надзор устанавливается для предупреждения совершения правонарушений со стороны лиц, перечисленных в статье 3 настоящего Федерального закона, оказания на них воспитательного воздействия, помощи при социальной реабилитации и интеграции в общественную жизнь.
  2. Административный надзор не имеет целью унижение человеческого достоинства.

Статья 3. Лица, в отношении которых устанавливается административный надзор

Административный надзор устанавливается в отношении лиц, приговоренных к лишению свободы за преступления, предусмотренные ч. 1, пп. "а", "з", "к", "л", "м" ч. 2 ст. 105, ч. 2, 3, 4 ст. 111, ст. 126, ст. 127.1, ст. 131, ст. 132, ст. 133, ст. 134, ст. 135, ст. 158, ст. 161, ст. 162, ст. 163, ст. 164, ст. 167, ст. 174, ст. 174.1, ст. 175, ст. 205, ст. 205.1, ст. 205.2, ст. 206, ст. 208, ст. 209, ст. 210, ст. 211, ст. 212, ст. 213, ст. 215, ст. 215.2, ст. 215.3, ст. 220, ст. 221, ст. 222, ст. 223, ст. 226, ст. 228, ст. 228.1, ст. 229, ст. 230, ст. 231, ст. 232, ст. 240, ст. 241, ст. 275, ст. 277, ст. 278, ст. 279, ст. 280, ст. 281, ст. 282, ст. 282.1, ст. 282.2, ст. 295, ст. 296, ст. 317, ст. 318 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 4. Основания установления административного надзора

Основанием для установления административного надзора является приговор суда, вступивший в законную силу.

Статья 5. Срок административного надзора

  1. Административный надзор устанавливается за лицом, освобожденным из мест лишения свободы, в порядке, предусмотренном статьей 7 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление.
  2. Срок административного надзора начинается со дня освобождения указанного лица от отбывания наказания.
  3. Срок административного надзора может продлеваться по основаниям, указанным в статье 9 настоящего Федерального закона, каждый раз еще на шесть месяцев, но не свыше сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости за данное преступление.

Статья 6. Ограничения прав и свобод, применяемые при установлении и осуществлении административного надзора

  1. В отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие ограничения прав и свобод:
  2. запрещение пребывания в определенных местах муниципального образования (городского округа);
  3. запрещение пребывания вне дома (квартиры) в определенное время, которое в совокупности не может превышать восьми часов в сутки;
  4. запрещение выезда за пределы муниципального образования (городского округа);
  5. установление обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган, осуществляющий административный надзор по месту жительства (пребывания) для регистрации;
  6. запрещение заниматься определенной деятельностью, которой при определенных обстоятельствах поднадзорное лицо может злоупотребить для совершения уголовно наказуемого деяния;
  7. запрещение владеть, хранить у себя или отдавать на хранение определенные предметы, которые могут быть использованы в качестве орудия для совершения других уголовно наказуемых деяний;
  8. запрещение приема алкогольных напитков, если имеются достаточные основания полагать, что их потребление будет способствовать совершению новых преступлений;
  9. запрещение вступления в контакт с лицами, проходившими по уголовному делу в качестве свидетелей или потерпевших;
  10. пройти курс лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания.

Суд может возложить на поднадзорного исполнение и других обязанностей, способствующих его исправлению и ресоциализации.

  1. В процессе осуществления административного надзора суд по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего административный надзор, а также по ходатайству поднадзорного лица, с учетом данных о его личности, образа жизни, поведения и отношения к соблюдению установленных судом ограничений прав и свобод, вправе изменять (ослаблять или усиливать) ограничения прав и свобод, предусмотренные настоящей статьей.

Глава 2. УСТАНОВЛЕНИЕ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ, ВОЗОБНОВЛЕНИЕ, ПРОДЛЕНИЕ, ПРЕКРАЩЕНИЕ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА

Статья 7. Порядок установления административного надзора

  1. Административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в статье 3 настоящего Федерального закона, - в судебном заседании единолично судьей районного (городского) суда по месту нахождения исправительного учреждения по представлению начальника исправительного учреждения.
  2. В представлении об установлении административного надзора должны быть указаны рекомендуемые виды ограничений прав и свобод, которые с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения на основании статьи 6 настоящего Федерального закона рекомендует установить исправительное учреждение. К представлению прилагаются копия приговора суда и характеризующие лицо документы и материалы за все время нахождения в исправительном учреждении.
  3. В судебное заседание вызывается лицо, в отношении которого внесено представление об установлении административного надзора, по его ходатайству - адвокат, а также представитель исправительного учреждения, внесшего представление.
  4. Судья вправе установить в отношении поднадзорного одно или несколько ограничений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а в необходимых случаях с учетом конкретных обстоятельств, личности виновного и поведения лица, отбывающего наказание, отказать в установлении административного надзора.
  5. Постановление судьи может быть обжаловано в установленном законом порядке.
  6. Администрация исправительного учреждения направляет постановление судьи об установлении административного надзора для исполнения в специализированный государственный орган, осуществляющий административный надзор, по выбранному поднадзорным месту проживания за две недели до его освобождения от отбывания наказания.

Статья 8. Приостановление и возобновление срока административного надзора

  1. Срок административного надзора приостанавливается по следующим основаниям:
  2. самовольное оставление поднадзорным лицом места жительства (пребывания);
  3. признание поднадзорного лица безвестно отсутствующим;
  4. заключение поднадзорного лица под стражу в качестве меры пресечения.
  5. Срок административного надзора возобновляется при устранении обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления.
  6. Приостановление и возобновление срока административного надзора осуществляются по решению суда.

Статья 9. Продление административного надзора

Административный надзор в течение срока, установленного статьей 5 настоящего Федерального закона, может быть продлен по решению суда, если поднадзорное лицо не соблюдает установленные в отношении его ограничения прав и свобод или есть основание считать, что поднадзорное лицо, систематически нарушая общественный порядок и права граждан, продолжает представлять опасность для общества.

Статья 10. Прекращение административного надзора

  1. Административный надзор прекращается судом по следующим основаниям:
  2. погашение или снятие судимости с поднадзорного лица;
  3. истечение срока, на который установлен административный надзор;
  4. осуждение поднадзорного лица к лишению свободы и направление его в места лишения свободы;
  5. смерть поднадзорного лица;
  6. прекращение гражданства Российской Федерации.
  7. Административный надзор может быть прекращен досрочно судом по месту жительства (пребывания) поднадзорного лица по представлению специализированного государственного органа, осуществляющего административный надзор, или ходатайству поднадзорного лица, если будет установлено, что поднадзорный добросовестно соблюдает ограничения прав и свобод, установленные в отношении его судом, и выполняет иные обязанности, предусмотренные статьей 14 настоящего Федерального закона, положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства (пребывания).

Глава 3. ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР

Статья 11. Порядок осуществления административного надзора

Административный надзор осуществляется органами Министерства юстиции, а в исключительных случаях - органами Министерства внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Права и обязанности специализированного государственного органа, осуществляющего административный надзор

  1. Сотрудники специализированного государственного органа, осуществляющего административный надзор, обязаны оказывать всестороннюю помощь при социальной реабилитации и интеграции поднадзорного лица в общественную жизнь.
  2. Сотрудники специализированного государственного органа, осуществляющего административный надзор, имеют право:
  3. запрашивать и получать сведения о поведении поднадзорного от организаций любой формы собственности по месту работы и жительства (пребывания), а также от граждан;
  4. ходатайствовать перед государственными, муниципальными предприятиями и предприятиями иных форм собственности о трудовом и бытовом устройстве поднадзорного лица;
  5. вызывать поднадзорного на беседы, проводить при необходимости такие беседы в присутствии родственников поднадзорного с их согласия;
  6. требовать от поднадзорного устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;
  7. входить беспрепятственно в жилище поднадзорного лица по месту его жительства (пребывания) в определенное время, в течение которого поднадзорному лицу запрещено пребывание вне дома (квартиры);
  8. в случае установления поднадзорному запрещения приема алкогольных напитков получать в установленном порядке мочу на анализ;
  9. ходатайствовать перед соответствующими государственными органами об оказании помощи при розыске и установлении местонахождения лиц, уклоняющихся от административного надзора;
  10. направлять материалы о злостном невыполнении обязанностей поднадзорным лицом в орган предварительного расследования для привлечения его к уголовной ответственности.

Глава 4. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЛИЦ, В ОТНОШЕНИИ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕН АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР

Статья 13. Права лица, в отношении которого установлен административный надзор

  1. Лицо, находящееся под административным надзором, обладает правами и свободами граждан Российской Федерации с ограничениями, установленными решением суда.
  2. Поднадзорный имеет право:
  3. обжаловать решение суда об установлении административного надзора и связанных с ним ограничений прав и свобод;
  4. обращаться в суд с ходатайством об отмене или сокращении установленных судом ограничений прав и свобод, а также об отмене административного надзора.

Статья 14. Обязанности лица, в отношении которого установлен административный надзор

Поднадзорное лицо обязано:

  1. прибыть в установленный судом срок к избранному месту жительства (пребывания) после освобождения из мест лишения свободы;
  2. зарегистрироваться в течение трех дней с момента прибытия после освобождения из мест лишения свободы к избранному месту жительства (пребывания);
  3. являться по вызову в специализированный государственный орган, осуществляющий административный надзор, в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;
  4. уведомлять специализированный государственный орган, осуществляющий административный надзор, о перемене места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам;
  5. при выезде по личным делам с разрешения специализированного государственного органа, осуществляющего административный надзор, в другой населенный пункт и нахождении там более суток - зарегистрироваться в местном органе внутренних дел (милиции);
  6. соблюдать установленные в отношении его ограничения прав и свобод, предусмотренные статьей 6 настоящего Федерального закона.

Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ НАДЗОРЕ, КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

Статья 15. Ответственность за нарушение правил административного надзора

В случае нарушения обязанностей административного надзора, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, связанных с соблюдением установленных ограничений прав и свобод, поднадзорные лица привлекаются к ответственности в порядке, установленном федеральным законодательством.

Статья 16. Ответственность за нарушение законодательства об административном надзоре должностными лицами

Должностные лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации об административном надзоре, привлекаются к ответственности согласно федеральному законодательству.

Статья 17. Контроль и надзор за осуществлением административного надзора

  1. Контроль за соблюдением порядка ведения административного надзора осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации.
  2. Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации об административном надзоре осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.