Мудрый Юрист

Понятие и субъективные пределы судебного усмотрения

Ермакова Ксения Петровна - аспирантка кафедры теории права, государства и судебной власти Российской академии правосудия.

Построение основ правового государства в Российской Федерации обусловливает осуществление преобразований во всех сферах жизни общества. Одним из важнейших выступает совершенствование судебной системы.

Судебная реформа, проводимая в стране, призвана обеспечить защиту конституционного строя, осуществление прав и свобод граждан, соответствие законов Конституции РФ, соблюдение принципов законности и справедливости при применении положений нормативных правовых актов.

В российской судебной практике в качестве правоприменительного инструмента разрешения конкретных дел применяется такой институт, как судебное усмотрение. Причина этого - в развитии и изменении общественных отношений, что существенно осложняет, а порой и просто делает невозможным детальное юридическое регламентирование практической жизни. Средством выхода из такой ситуации является наделение правоприменителя, в том числе суда, правомочием разрешения ряда вопросов по собственному усмотрению.

В Словаре русского языка С.И. Ожегова усмотрение рассматривается в нескольких значениях: "решение, заключение, мнение". Далее поясняется, что усмотреть означает: "установить, обнаружить, признать" <1>. В Словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой усмотрение понимается как заключение, мнение, решение. Усмотреть - это прийти к заключению о наличии чего-либо, признать существующим и т.д. <2>. В Толковом словаре В. Даля усмотреть, усматривать толкуется как "увидеть, открыть, распознать и наметить" <3>. Как видно, большинство наиболее популярных толковых словарей русского языка понимает усмотрение как мнение, решение или заключение. Краткий лингвистический экскурс дает основание сказать следующее: термин "усмотреть" означает "прийти к определенному выводу". Судебное усмотрение предполагает принадлежность его суду, т.е. субъектом осуществления судебного усмотрения является суд. Следовательно, словосочетание "судебное усмотрение" есть видение и мнение суда в конкретном деле.

<1> Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1972. С. 771.
<2> Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 4. С - Я / А.П. Евгеньева [и др.]. М., 1999. С. 520.
<3> Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1994. С. 896.

В юридической науке пока не сложилось единого мнения в понимании судебного усмотрения. Ученые-правоведы по-разному определяют сущность усмотрения суда: как свободу <4>, как выбор из нескольких законных альтернатив <5>, а также как правомочие <6> и др.

<4> См.: Абушенко Б.Д. Судебное усмотрение в гражданском и арбитражном процессе. М., 2002. С. 43; Игнатенко В.В. Оценочные понятия и административно-деликтный закон. Иркутск, 1996. С. 12 - 13; Краснояружский С. Индивидуальное правовое регулирование // Советская юстиция. М., 1989. N 13. С. 15.
<5> Барак А. Судейское усмотрение. М., 1999. С. 15.
<6> См.: Комиссаров К.И. Задачи судебного надзора в сфере гражданского судопроизводства. Свердловск, 1971. С. 26; Боннер А.Т. Применение нормативных актов в гражданском процессе. М., 1980. С. 42; Анторопов В.Г. Правоприменительное усмотрение: понятие и формирование (логико-семантический аспект): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 1995. С. 14.

Поддерживая в той или иной мере каждую из указанных точек зрения, заметим следующее. Характеризуя судебное усмотрение, вряд ли корректно использовать термин "свобода". Дело в том, что сложившееся в обществе употребление слова "свобода" зачастую отождествляется со свободой личности человека. Однако между свободой поведения личности и свободой усмотрения суда имеются существенные различия. Личность обладает известной свободой при выборе целей своей деятельности. Кроме того, в каждый конкретный момент обычно существует не одна, а несколько реальных возможностей их осуществления. Также личность свободна в выборе средств достижения намеченных целей <7>. Что же касается органов правосудия, то цели их деятельности и средства достижения таких целей, как правило, определены законом, что едва ли позволяет оперировать термином "свобода".

<7> Философская энциклопедия / Под ред. Ф.В. Константинова. М., 1967. Т. 4. С. 559 - 560.

Свобода - это осознанная необходимость, т.е. способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание действительности <8>. Толковый словарь русского языка определяет слово "свобода" как "отсутствие каких-нибудь ограничений в чем-нибудь" <9>. В этом смысле усмотрение суда не является свободой, поскольку любой правоприменитель, принимая решение на основе усмотрения, ограничен определенными пределами, установленными в законе для усмотрения. Кроме того, суд должен исходить из общих указаний закона, из цели, которую преследует в данном случае законодатель, учитывая проявление конкретных обстоятельств дела. При этом судебный орган руководствуется также и принципами права, нормами морали и др. Следовательно, вряд ли можно говорить даже об относительной свободе усмотрения в праве, поскольку правоприменительное усмотрение, в том числе и суда, имеет конкретные пределы. Наличие каких-либо ограничений ставит под сомнение исследование усмотрения посредством такой философской категории, как свобода.

<8> См.: Спиноза Б. Этика. СПб., 1993. С. 7; Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Часть первая: Наука логики. М., 1977. С. 337; Маркс К. Капитал. Т. 3. М., 1955. С. 833.
<9> Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 2000. С. 704.

В этой связи А. Барак справедливо отмечает, что "усмотрение предполагает скорее зону возможностей, чем просто одну позицию, и основывается на существовании ряда вариантов, открытых для правоприменителя. Усмотрение строится на существовании действительной развилки пути. Правоприменитель стоит там, вынужденный выбирать, но от него требуется выбрать именно определенную одну или другую тропу" <10>. Следовательно, в случае, когда суд в соответствии с законом может принять лишь одно возможное решение, речь об усмотрении не может идти. Необходимо наличие нескольких возможных вариантов разрешения дела, из которых суд может выбрать одно, на его взгляд, наиболее оптимальное для целей законодателя. В этом и заключается усмотрение суда. Исследуя усмотрение, А. Барак замечает, что "ни о каком усмотрении не может идти речи, если выбор должен производиться между законным актом и незаконным" <11>. Исходя из этого, выбор, осуществляемый судом, должен проводиться только среди законных вариантов решения.

<10> Барак А. Указ. соч. С. 15.
<11> Барак А. Указ. соч. С. 38.

Усмотрение как правомочие суда вытекает из таких положений законодательства, как "суд вправе", "суд может", и подобных формулировок управомочивающего характера. Так, например, судебное усмотрение может выступать юридическим средством определения границы между минимальным и максимальным размером штрафа.

Определяя понятие судебного усмотрения, необходимо иметь в виду, что применение усмотрения - это не только право, но и обязанность суда. Учитывая сказанное, судебное усмотрение можно понимать в двух аспектах - как усмотрение суда для участников процесса и как усмотрение суда для самого судьи. В первом случае усмотрение выступает как право суда, поскольку в видении сторон разрешение дела ставится в зависимость от усмотрения суда. Например, сторона может ходатайствовать об объявлении перерыва в судебном заседании, а суд в свою очередь вправе либо удовлетворить данное ходатайство, либо нет. Во втором - усмотрение суда является его обязанностью. Суд в процессе рассмотрения конкретного дела не может отказаться от применения нормы права, содержащей возможность его усмотрения. Это означает, что при заявлении ходатайства стороной суд не может проигнорировать этот факт. Напротив, судебный орган обязан рассмотреть указанное ходатайство и прийти к конкретному решению на основе усмотрения. Таким образом, для суда возможность усмотрения является обязанностью, от исполнения которой он уклониться не вправе.

Итак, судебное усмотрение - это предусмотренное нормами права правомочие суда по выбору вариантов наиболее целесообразного разрешения конкретного дела, исходя из нескольких законных альтернатив.

Не имеет смысла абсолютизировать право на применение судебного усмотрения. Оно имеет определенные пределы как по содержанию, так и по форме осуществления. Именно наличие пределов судебного усмотрения является неотъемлемым свойством, обусловливающим его существование.

Пределы применения судебного усмотрения играют важную роль в механизме его реализации и представляют собой поиск оптимального соотношения связанности правоприменителя жесткими рамками закона со свободой оценок и выбором мер частноправового или уголовно-правового характера <12>.

<12> Рарог А.И., Степалин В.П. Судейское усмотрение при назначении наказания // Государство и право. 2002. N 2. С. 36.

Следовательно, пределы судебного усмотрения являются необходимым, обязательным, неотъемлемым свойством усмотрения суда, поскольку при их отсутствии применение усмотрения грозит перерасти в произвол и злоупотребление правом.

Наличие пределов осуществления судебного усмотрения вовсе не являет собой ограничение прав суда. Напротив, таким образом выражается уже существующее формальное равенство субъектов в системе общественных отношений. Попытка суда выйти за пределы данного равновесия, т.е. "отодвинуть" границы осуществления прав, есть нарушение законности правоприменения.

Таким образом, пределы судебного усмотрения - допустимый объем правомочий суда по реализации права на его усмотрение, установленный уполномоченными субъектами в законе и иных источниках, в рамках которого происходит применение права.

В юридической науке уже сделаны попытки классифицировать пределы судебного усмотрения. Так, А.А. Березин предлагает разделить пределы судебного усмотрения на субъективные и объективные. К субъективным пределам автор относит пределы, относящиеся к личности правоприменителя, его правосознанию. При этом конкретные виды субъективных пределов судебного усмотрения он не выделяет. Особое значение А.А. Березин придает объективным пределам судебного усмотрения, закрепленным в нормативных правовых актах. По его мнению, повлиять законодательным путем на правосознание субъекта правоприменения невозможно, следовательно, предлагается совершенствовать только лишь объективные пределы усмотрения <13>.

<13> Березин А.А. Пределы правоприменительного усмотрения: Дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2007. С. 96, 97.

Однако преуменьшение значимости субъективных пределов судебного усмотрения вряд ли обоснованно. Предложения по классификации судебного усмотрения, встречающиеся в юридической литературе, представляют собой в большинстве случаев многообразие объективных пределов судебного усмотрения. Нам же представляется, что выделение субъективных пределов усмотрения суда будет способствовать более глубокому изучению этого сложного и многогранного явления.

Надо учитывать то, что достаточно сложно провести жесткую грань между пониманием субъективного и объективного. Отчасти это объясняется многозначностью понятий "субъект" и "объект" как в философии, так и в других отраслях знаний. Так, в марксистской философии объективным признается то, что независимо от сознания человека и существует вне его, а субъективным - то, что привносится субъектом, что зависит от нас, от нашего сознания <14>.

<14> Шейндлин Б.В. Объективное и субъективное в праве // Правоведение. 1961. N 4. С. 123.

В качестве системы норм право по своему содержанию и по отражаемым в нем общественным отношениям объективно. Вместе с тем как идеологическое явление право сознательно создается, формируется государством, его органами, облеченными полномочиями правотворчества. Следовательно, в этом отношении право является продуктом сознательного творчества. Право, таким образом, выражает единство двух сторон общественной действительности - объективной и субъективной <15>.

<15> Там же.

Разграничение пределов судебного усмотрения также возможно с долей условности на объективные и субъективные, по признаку их формальной зависимости от объективных либо субъективных факторов.

Объективные пределы судебного усмотрения выражаются в законах окружающей действительности, реальное существование которых не вызывает сомнений. К указанным пределам можно отнести пределы судебного усмотрения, закрепленные в нормах права, формально определенных и объективно существующих. Также к указанным пределам усмотрения суда можно отнести законы логики, существование которых является бесспорным. Судья, вынося решение на основе усмотрения, не может нарушить законы логики, действовать вопреки им. В этой связи указанные законы выступают своеобразным пределом его деятельности. Не вызывает сомнений и ограниченность деятельности судьи, в том числе и "усмотрительной", физическими законами. Общей чертой данных пределов судебного усмотрения выступает их формальная закрепленность в реальной действительности, присущее им свойство объективности.

Субъективные же пределы судебного усмотрения имеют более сложную природу, поскольку связаны с внутренним миром конкретного правоприменителя, с его восприятием действительности. Повлиять либо законодательно урегулировать составляющие личности правоприменителя не представляется возможным. Однако обходить стороной изучение указанных пределов судебного усмотрения по этой причине нельзя. Лишь всестороннее изучение составляющих пределов судебного усмотрения, как объективной, так и субъективной его части, позволит в полном объеме исследовать данное явление.

Субъективные пределы судебного усмотрения зависят от внутренних свойств личности конкретного правоприменителя. На этом основании в рамках субъективных пределов судебного усмотрения можно обозначить пределы усмотрения суда, вытекающие из оценки таких категорий, как нравственность, справедливость, добросовестность, целесообразность и разумность. В сознании разных людей данные категории имеют неодинаковое значение, порой существенно различающееся. В этой связи юридическую науку не могут не интересовать значения указанных категорий в рамках применения их судьями как своеобразных критериев пределов собственного усмотрения. Представляет интерес и вопрос о том, как то или иное понимание указанных категорий влияет на решение судьи.

Категория "справедливость" включает в себя как объективные интересы людей, так и активную позицию самого оценивающего субъекта, делающего выводы, исходя из своих представлений, личного опыта <16>. Так, правоприменитель в процессе применения норм права, содержащих законодательное понятие о справедливости, действует на основе всеобщего, сложившегося в обществе объективного представления о ней, однако внутреннее, субъективное понимание справедливости, основанное на собственных переживаниях личности, не может не оказать влияния на принятие справедливого решения. Поскольку дефиниция справедливости законодательно не определена, указанная категория имеет оценочный характер и применяется судом по усмотрению. Следовательно, личностное понимание справедливости, присущее конкретному правоприменителю, в частности судье, при применении норм права, предполагающих усмотрение суда, оказывает существенное влияние на процесс принятия решения. Представление о справедливости конкретного судьи в указанном случае может выступать в качестве предела судебного усмотрения.

<16> См.: Алексеев С.С. Проблемы теории права. Свердловск, 1972. Т. 1. С. 63.

Категория "целесообразность" не ограничена рамками лишь правовой науки, она берет свое начало в философии <17> и психологии <18>. В обыденном понимании целесообразность заключается в соответствии деятельности некой цели. При этом поступки и действия человека по достижению конкретной цели являются осознанными, а результат - предполагаемым и ожидаемым. Данный результат как раз и является целью. В этой связи определенные действия субъекта по достижению цели будут являться целесообразной деятельностью.

<17> См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1989. С. 730.
<18> См.: Асеев В.Т. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. С. 15.

Целесообразность в праве рассматривается с двух сторон <19>. Формирование цели происходит на уровне мышления конкретного субъекта. Действия, предпринимаемые субъектом для достижения указанной цели, должны осуществляться строго в рамках закона. Таким образом, целесообразность в праве носит субъективно-объективный характер. Соответствие целесообразности тем целям и задачам, которые ставит перед собой законодатель, является необходимым критерием ее законности. Существование неактуальных либо несовершенных законов влечет за собой обострение противоречий между законностью и целесообразностью. В случае обнаружения таковых должны предприниматься незамедлительные меры по устранению этих противоречий в установленном законом порядке.

<19> См.: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М., 1984. С. 164.

Применение целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий того или иного конкретного нормативного правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Опираясь на субъективно-объективный характер целесообразности, следует сделать вывод о том, что субъект целесообразной деятельности вносит в этот процесс свое внутреннее отношение к ее цели. Так, судья при оценке целесообразности, имеющей значение для разрешения дела, с учетом всех его обстоятельств и положений закона, вынужден формулировать определенную цель, которую, с его точки зрения, и подразумевал законодатель, оставляя данный круг вопросов без детального регулирования. Таким образом, целесообразность в данном случае выступает в качестве субъективного предела усмотрения суда.

Разумность также выступает субъективным критерием предела усмотрения суда. С философской точки зрения разумность представляет собой присущую каждому человеку способность познавать, а также систематизировать полученные знания о предметах и явлениях, выявлять причинно-следственные связи между предметами и явлениями, а также действовать сообразно полученным знаниям и выявленным взаимосвязям <20>.

<20> См.: Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. М., 1997. С. 255.

В юридической науке разумность определяется неоднозначно. Эта категория понимается в качестве свойства права (поскольку право является продуктом мыслительной, а следовательно, рациональной деятельности людей) <21>. Разумность рассматривается также в качестве субъективной (внутреннего механизма реализации права) и объективной (всеобщей познавательной способности) стороны. Разумность выступает качеством, присущим личности, а также способом ограничения права, в том числе и на судебное усмотрение, т.е. является пределом усмотрения суда <22>.

<21> См.: Кондратюк Д.Л. Нравственно-правовые принципы в гражданском праве России: На примере справедливости, гуманизма, разумности и добросовестности: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
<22> См.: Барак А. Указ. соч. С. 36, 37.

Разумность - оценочное понятие, и, поскольку значение его законом не раскрывается, оно применяется судом по усмотрению. При решении вопроса о разумности оцениваемые действия сравниваются с эталонными действиями среднего человека. И если оказывается, что они менее полезны или более вредны для указанного в законе лица (чаще всего им является контрагент в обязательственном правоотношении), чем действия в той же ситуации разумного человека, значит, требование разумности соблюдено не было <23>. Однако выработка эталона разумности среднего человека крайне сложна и вряд ли выполнима на практике. Поэтому в каждом конкретном случае судья невольно привносит свое понимание разумности при учете имеющихся в деле обстоятельств. Таким образом, в качестве предела усмотрения суда выступает и определенное понимание категории "разумность", сформировавшееся у отдельного судьи применительно к рассматриваемому делу. Указанная совокупность фактов и определяет пределы, в рамках которых обеспечивается принятие законного, обоснованного и справедливого решения.

<23> Емельянов В.И. Разумность, добросовестность, незлоупотребление гражданскими правами. М., 2002. С. 60.

Добросовестность также выступает субъективным пределом усмотрения суда. В общем смысле добросовестность - это качество, присущее честному, старательному, правдивому человеку. Однако значение и роль данного понятия в правовом регулировании существенно отличаются от его обыденного понимания. Добросовестность может выступать в качестве общего принципа права, а также олицетворять собой внутреннее качество, присущее субъекту права <24>. Добросовестность в объективном смысле выступает в качестве принципа права в отдельных его отраслях, например в гражданском праве, трудовом праве и др. Следует обратить особое внимание на значение добросовестности в налоговом праве. Хотя данный принцип формально не закреплен в НК РФ, существует фактическое применение судами указанного принципа для разрешения дел. Существует презумпция добросовестности налогоплательщика, определенная КС РФ <25>, установившим, что недобросовестный налогоплательщик не может пользоваться теми льготами и защитными механизмами, которые предусматривает налоговое законодательство, в случае если их использование направлено исключительно на получение выгод, предусмотренных налоговым законодательством, а не является следствием реального социального или иного общественно значимого эффекта от деятельности налогоплательщика, со стремлением к которому законодатель связывает применение таких льгот и механизмов. При этом КС РФ указано, что любой налогоплательщик считается добросовестным до тех пор, пока налоговым органом надлежащим образом не будет доказано обратное. Следует отметить, что в настоящее время суд, основываясь на презумпции добросовестности налогоплательщика, выработал понятие налоговой выгоды, заключающейся в уменьшении налоговой обязанности в определенных случаях. Все действия налогоплательщиков по получению налоговой выгоды следует считать экономически оправданными, а сведения, ими представляемые, достоверными <26>.

<24> См., например: Аверьянова М.В. Защита добросовестного приобретателя в российском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
<25> См.: Определение КС РФ от 25 июля 2001 г. N 138-О по ходатайству МНС РФ о разъяснении Постановления Конституционного Суда РФ от 12 октября 1998 г. N 24-П // СЗ РФ. 2001. N 32. Ст. 3410.
<26> См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 53 // Вестник ВАС РФ. 2006. N 12. С. 69.

Понятие добросовестности не имеет законодательного определения, является оценочным понятием и определяется судом по своему усмотрению.

Усмотрение применяется при установлении судом недобросовестного пользования правами участниками процесса, а также при злоупотреблении субъективными правами.

При установлении границ между добросовестностью и злоупотреблением права большое значение имеет личность конкретного правоприменителя. Опыт судьи может оказывать влияние на формирование понятия о добросовестности, что, в свою очередь, может повлиять на рассматриваемое судом дело.

Таким образом, добросовестность судьи и его представления о данном предмете могут выступать в качестве пределов судебного усмотрения. В рамках указанных пределов и возможен выбор вариантов решения, открывающийся перед судом. Задача суда выбрать такой вариант, который оптимально соответствует обстоятельствам дела, отражает баланс интересов сторон и государства, а также является законным, обоснованным и справедливым.

Понятие "нравственность" также выступает в качестве субъективного предела судебного усмотрения. В науке существуют два термина, обозначающие близкие этические категории, - "мораль" и "нравственность". По нашему мнению, не следует делать акцент на различии этих двух понятий, поскольку мы, вслед за другими авторами, предлагаем считать указанные термины равнозначными.

Нравственность представляет собой внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами. Также нравственность - это особая форма мировоззрения. Моральным сознанием обладает каждый, в силу того что он человек, личность. Моральные требования общества не могут предписать личности конкретные формы поступков в той или иной ситуации. Человек сам сознательно выбирает, как ему поступить в конкретной ситуации, как отреагировать на то или иное явление общественной жизни <27>. Поэтому, хотя нравственные качества личности несут в себе общественное влияние, они глубоко индивидуальны, субъективны.

<27> См., например: Современный философский словарь / Под ред. проф. В.Е. Кемерова. Москва-Бишкек, 1996. С. 304.

Нравственные ценности, почитаемые разными народами, неодинаковы. Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностным почитанием его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они высоко, а обладающие ими пользуются уважением. Нравственные ценности личности, сформировавшиеся у правоприменителя, являются необходимым пределом, ограничивающим применение судебного усмотрения. В процессе разрешения конкретного спора суд осуществляет оценку поведения с учетом собственных представлений о нравственности и сформировавшихся ценностях.

Таким образом, нравственным категориям как пределу судебного усмотрения присущ субъективный характер, зависимый от ценностей судьи.

Таким образом, представляется возможным сделать следующие выводы. Такие категории, как "справедливость", "целесообразность", "разумность", "добросовестность", "нравственность", в той или иной мере носят субъективный характер. Свойства, придаваемые указанным категориям конкретными субъектами, в том числе и судьями, зависят от внутренних представлений самих этих субъектов. В правовой науке данные понятия являются оценочными, поэтому применяются судом по своему усмотрению. Следовательно, правоприменитель, сталкиваясь с необходимостью применения указанных категорий, невольно оказывает свое личностное влияние на исход дела, поэтому справедливость, целесообразность, разумность, добросовестность, нравственность выступают в качестве субъективных пределов судебного усмотрения.

Таким образом, выделение субъективных пределов усмотрения суда представляется чрезвычайно важным для полного и всестороннего изучения данной проблемы.