Мудрый Юрист

Некоторые социально-экономические детерминанты женской преступности

Синьков Д.В., доцент, кандидат юридических наук, кафедра уголовного права и криминологии Байкальского государственного университета экономики и права (г. Иркутск).

Среди основных социально-экономических детерминант женской преступности автор выделяет противоречие между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению, диспропорцию между потребностями женщины к активному участию в труде, профессиональной деятельности и резким вытеснением женщин с рынка труда, безработицу, которая является одним из проявлений, характеризующих изменения в социальной структуре общества.

Существование преступности в целом, а также ее отдельных видов, форм всегда вызывает вопросы, чем же вызвано это явление, какие факторы способствуют его росту в современном обществе, можно ли каким-либо образом если не искоренить, то хотя бы ослабить негативное воздействие криминогенных факторов.

Эта цепочка вопросов всегда находилась в поле зрения криминологов, социологов, психологов и ряда других специалистов. Прояснение позиций по этим и другим вопросам связано с проблемой причин и условий преступности.

Проблема причин и условий преступности уже довольно давно остается центральной и самой сложной в криминологии. Сложность вопроса можно объяснить существованием различных теорий о природе и генезисе преступности, разработанных учеными-юристами.

Не вдаваясь в полемику по данному вопросу, укажем, что в данной статье использована социально-психологическая концепция причинности. Согласно данной концепции в причинном комплексе следует выделять непосредственные причины, которые также образуют комплекс (например, деформации экономического или бытового сознания, но обязательно в сочетании с дефектами нравственного и правового сознания и криминогенной мотивацией), и опосредованные - порождающие (формирующие) вначале деформации тех или иных срезов (видов, форм) сознания <1>.

<1> См.: Репецкая А.Л., Рыбальская В.Я. Криминология: Общая часть. Иркутск, 1999. С. 96.

Изложенные положения теоретических разработок криминологической детерминации полностью применимы к анализу детерминант женской преступности.

Причины и условия преступности разнообразны. В силу этого для их научного и практического познания предложено множество классификаций <2>.

<2> См., напр.: Репецкая А.Л., Рыбальская В.Я. Указ. соч. С. 99; Шестаков Д.А. Криминология. Преступность как свойство общества. СПб.: СПбГУ, 2001. С. 111; Алексеев А.И., Герасимов С.И., Сухарев А.Я. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы: Монография. М., 2001. С. 59.

Наиболее приемлемым для настоящего исследования является рассмотрение причин и условий женской преступности по содержанию и характеру. По данному критерию они подразделяются на социально-экономические, социально-психологические, политические, воспитательные, правовые, идеологические, нравственные и т.д. Заметим, что следует различать эти оценки применительно и к причинам, и к условиям. "Причины преступности могут функционировать в виде деформаций (дефектов) экономического, политического, бытового, национального, нравственного и правового сознания. Тогда на их базе формируются разновидности соответствующей криминогенной мотивации - корыстной, насильственной, корыстно-насильственной" <3>.

<3> Репецкая А.Л., Рыбальская В.Я. Указ. соч. С. 101.

Условия же связаны с проявлением негативных сторон экономических, политических противоречий общества, падением его нравственных устоев либо с недостатками в управленческой деятельности, в том числе в работе правоохранительных органов <4>.

<4> См.: Там же. С. 101.

Представляется, что причинный комплекс, порождающий и объясняющий совершение преступлений мужчинами и женщинами, носит общий характер, имеет одни источники, но вместе с тем обладает определенной спецификой.

Механизм действия причин и условий, формирующих и питающих преступность женщин, весьма сложен и проблематичен. В данном случае не ставилась задача подробного исследования всего комплекса причин женской преступности. Эта достаточно сложная и трудоемкая работа требует совместного участия криминологов, экономистов, политологов, социологов, психологов и иных специалистов. Важно выявить основные факторы, детерминирующие женскую преступность, воздействуя на которые можно хотя бы отчасти изменить криминогенную обстановку на данной территории.

Согласно социально-психологической концепции причинности деформации группового, индивидуального сознания (экономического, нравственного, семейно-бытового и т.д.) необходимо расценивать в качестве непосредственных причин женской преступности. Деформации экономического сознания на уровне группового и индивидуального сознания проявляются в различных разновидностях корысти <5>, в убеждении невозможности правомерными путями решить стоящие перед группой или индивидом проблемы в обеспечении достойного уровня жизни себе и своей семье <6>.

<5> См.: Кузнецова Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984. С. 62 - 74.
<6> См.: Репецкая А.Л., Рыбальская В.Я. Указ. соч. С. 105 - 106.

Деформации семейно-бытовой психологии в настоящее время проявляются в столкновении интересов поколений, эгоцентризме и индивидуализме, психологической несовместимости людей, конфликтности, осознании ненадежности социального статуса, материального и служебного положения.

Рассмотренные выше и многие другие причины преступности всегда действуют как система. Следует заметить, что различные их сочетания на уровне группового сознания обусловливают существование женской преступности, а на индивидуальном уровне являются основой для формирования криминогенной мотивации, которая является непосредственной причиной преступного поведения женщин.

Роль формирующих условий общего уровня, как показало исследование, выполняют противоречия, сложившиеся в социально-экономической сфере общественного развития (социальное расслоение населения, безработица, инфляция и т.д.). На групповом, индивидуальном уровне роль формирующих условий выполняют обстоятельства, оказывающие влияние на женщин на микроуровне (сфера непосредственно близких личных контактов и связей преступницы - семья, друзья, коллеги по труду и интересам).

Социально-экономические противоречия являются основополагающими по отношению к другим сферам жизнедеятельности общества, поскольку негативные их проявления формируют не только деформации экономического сознания, но и оказывают влияние на формирование деформаций в других сферах общественной психологии.

Одним из основных противоречий в экономической сфере общества является противоречие между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению. Неуклонный спад производства, начавшийся в конце 80-х годов XX в., разрыв экономических связей между регионами, предприятиями и другие экономические проблемы привели к невозможности удовлетворения экономических потребностей населения, которые при нормальном развитии общества имеют тенденцию к возрастанию. Это привело к изменению всего прежнего уклада жизни, что отразилось и на состоянии женской преступности. На фоне происходящих кризисных процессов усиливается и социальная напряженность в обществе.

Сегодня это объясняется громадным разрывом в уровне жизни бедных и богатых людей, общим снижением уровня жизни населения, гипертрофированной поляризацией населения по уровню доходов, объективными противоречиями между экономическими потребностями и возможностями современного общества.

Одним из существенных противоречий, способных породить противоправное поведение женщин, является существующая ныне диспропорция между потребностями женщины к активному участию в труде, профессиональной деятельности и резким вытеснением женщин с рынка труда.

Рынок труда и занятости всегда представлял собой многогранный объект анализа, изучение которого диктовалось конкретными особенностями каждого исторического периода развития нашего общества.

Согласно переписи населения 1979 г. 88,4% женщин трудоспособного возраста были заняты на работе и учебе. Это был самый высокий показатель женской занятости в Европе, чем Советский Союз не без основания гордился.

К середине 80-х годов уровень женской занятости снизился. Темпы прироста численности женщин в народном хозяйстве существенно замедлились. В 1985 г. впервые за все годы экономического развития страны не произошло прироста женских кадров в народном хозяйстве.

В 1988 - 1989 гг. эксперты впервые открыто заговорили об ожидающемся в ближайшие годы сокращении женской занятости <7>.

<7> См.: Силласте Г.Г. Изменения социальной мобильности и экономического поведения женщин // Социс. 2000. N 8. С. 25 - 27.

Прошли годы, и рынок труда и занятости женщин приобрел принципиально иной характер. В настоящее время можно наблюдать снижение уровня занятости как среди женщин, так и среди мужчин, что, в свою очередь, отражается на уровне безработицы.

Анализируя условия труда работающих женщин, складывается впечатление, что в ходе проводимых экономических реформ в стране на последний план ушла проблема безопасности и улучшения условий их труда. Из всего указанного выше напрашивается вывод о том, что сегодняшнее положение женщин в сфере производства оставляет желать лучшего. В большинстве случаев такое положение огрубляет, очерствляет женщину, она становится грубой, резкой, агрессивной. Происходит социальная переделка женской природы, и эти изменения имеют неблагоприятные последствия для общества.

Криминологическая значимость данных факторов заключается в том, что многие женщины не выдерживают таких нагрузок и условий труда и, естественно, не дорожат своей работой, могут ее легко бросить, а источником средств существования может стать преступная деятельность.

В новых условиях социально-экономической жизни женщина оказалась в более тяжелом положении еще и потому, что традиционно она работала и работает в тех отраслях, которые издавна считались женскими (здравоохранение, торговля, культура и т.д.). Тяжесть положения женщин, занятых в данных отраслях, можно объяснить тем, что эти отрасли отличаются невысокой заработной платой.

Отметим, что отраслевая и профессиональная дифференциация между мужчинами и женщинами значительно влияет на разницу в уровне заработной платы. В целом по России средняя заработная плата женщин составляет 70% от заработной платы мужчин. Общемировые тенденции свидетельствуют, что женщины концентрируются в менее доходных отраслях. Как правило, высокий уровень оплаты труда в производстве приводит к увеличению в нем занятости мужчин и соответственно вытеснению женщин в те сферы деятельности, где оплата ниже.

Несомненно, что на формирование негативного, в том числе преступного, поведения женщин оказывает влияние и безработица, которая является одним из проявлений, характеризующих изменения в социальной структуре общества.

Масштабы безработицы напрямую связаны с уровнем социального напряжения в обществе. Возрастание этого напряжения обусловлено также не в последнюю очередь и высоким уровнем криминогенности такой социальной группы, как безработные.

Исследование показало, что армию безработных в настоящее время пополняют уволенные по сокращению штатов. Здесь ситуация складывается тоже не в пользу женщин, доля их среди уволенных по сокращению штатов - 57%.

В отраслях, где заняты в основном женщины, они составляют абсолютное большинство намеченных к высвобождению: в здравоохранении и социальном обеспечении - 83%, в торговле и общественном питании - 91%. И в сферах деятельности с высокой заработной платой и редкими сокращениями штатов (финансово-кредитные учреждения и органы управления) абсолютное большинство сокращенных составляют женщины (до 70%).

Безработица - очень емкая тема, требующая отдельного рассмотрения. Специфика настоящего исследования требует рассмотрения гендерного аспекта этого фактора, т.е. какие проблемы ставит безработица перед женщинами и мужчинами и кому из них сложнее выдержать конкуренцию на рынке труда.

Хочется разобраться, почему на фоне провозглашенного равенства безработица является преимущественно женской проблемой.

Отвечая на этот вопрос, можно сказать, что решающую роль в этом играет позиция работодателя. Предпочтение при найме практически всех категорий работников, за исключением служащих средней квалификации, отдается мужчинам. Наиболее очевидно это проявляется при найме руководителей высшего звена. Большинство работодателей-мужчин (69%) стараются нанимать на высшие руководящие должности только мужчин, и лишь незначительная их часть (3%) делает выбор в пользу женщин. Женщины-работодатели ведут себя иначе: среди них доля отдающих предпочтение мужчинам или женщинам примерно одинакова. И только около трети работодателей (28% мужчин и 31% женщин) не делают различий по признаку пола.

Итак, пол работодателя во многих случаях определяет его гендерные предпочтения при найме персонала. То обстоятельство, что большинство работодателей - мужчины, является серьезным фактором, снижающим шансы женщин при устройстве на работу, если только речь не идет о традиционно женских вакансиях.

Среди причин, побуждающих работодателей нанимать мужчин, - убеждение, что у них более высокая производительность труда, что им "работа нужней", что женская рабочая сила обходится предприятию дороже, что мужчины более инициативны и менее конфликтны.

Работодатели, отдающие предпочтение женщинам, мотивируют это тем, что женщины более ответственно относятся к труду, им более свойственны исполнительность, дисциплинированность, точное выполнение указаний.

И хотя нет никаких законодательных барьеров, препятствующих полноправному участию женщин в процессе общественного производства, многие работодатели неохотно берут на работу, обучают и продвигают по службе женщин, боясь, что те будут отсутствовать на рабочем месте после рождения ребенка и во время болезни детей.

Таким образом, подводя некоторый итог, можно отметить, что перестроечные годы в значительной мере изменили судьбу женщин и этот процесс происходит довольно болезненно, как в экономическом, так и в моральном плане, способствуя росту женской преступности.