Мудрый Юрист

К вопросу о совершенствовании мер противодействия торговле людьми

Сапожников А.И., доцент, кандидат юридических наук Российского государственного гуманитарного университета.

Основным международно-правовым актом, определяющим отношение государств мира к торговле людьми, является Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами 1949 г. <1>, к которой наша страна присоединилась в 1954 г. Согласно ст. 1 и 2 этого акта Стороны в Конвенции были обязаны подвергать наказанию каждого за те виды правонарушений, которые указаны в данных статьях. Однако в нашем национальном законодательстве эти призывы длительное время отзвука не имели.

<1> См.: Международное публичное право: Сборник документов в 2 т. Т. 2. М., 1996.

Подвижки произошли после одобрения Генеральной Ассамблеей ООН Конвенции против транснациональной организованной преступности и дополняющего ее Протокола о предупреждении, пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (декабрь 2000 г.). Эти документы определили обязанность каждого государства принять законы, предусматривающие ответственность за упомянутый вид общественно опасного поведения. В 2003 г. Федеральным законом N 162-ФЗ <2> в УК РФ были введены две статьи - 127.1 "Торговля людьми" и 127.2 "Использование рабского труда".

<2> РГ. 2003. 16 дек.

Современное международное право расценивает торговлю людьми и эксплуатацию подневольного труда как позорное наследие далекой рабовладельческой эпохи и как недопустимое нарушение прав человека. Данный вид преступности признается опасной криминальной деятельностью, контролируемой транснациональными преступными сообществами.

Особую опасность представляют криминальные посягательства в сфере торговли в связи с ростом интенсивности и масштабов деятельности транснациональных и межрегиональных организованных преступных формирований, обеспечивающих экспорт-импорт живого товара, подкуп чиновников, установление контроля за международным туристическим, брачным, модельным и шоу-бизнесом.

Согласно экспертным оценкам, ежегодно в мире становятся объектом торговли до 4 млн. человек, в том числе до 700 тыс. - женщины и дети. Помимо основного объекта - личной свободы - данное преступление нередко ставит в опасность нарушения (или фактически нарушает) такие дополнительные объекты, как половая, телесная и духовная неприкосновенность, честь и достоинство, здоровье и жизнь.

В Конституции Российской Федерации в качестве одного из важнейших прав человека и гражданина защищается право на свободу и личную неприкосновенность. В связи с этим ограничение свободы человека допускается только на основании судебного решения и в случаях, прямо указанных в законе. Это установление, а также нормы, содержащиеся в ст. 19, 22, 27, 56 Конституции РФ, можно рассматривать в качестве необходимых предпосылок успешного противодействия торговле людьми в различных ее проявлениях и фундамента законодательных решений в этой части.

В апреле 2004 г. Россия ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, подписанную в городе Палермо 12 декабря 2000 г., и дополняющий ее Протокол о предупреждении, пресечении и наказании за торговлю людьми, особенно женщинами и детьми. Тем самым Россия взяла на себя ряд международных обязательств по предупреждению и пресечению торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказанию лиц, совершивших подобные общественно опасные деяния.

Само понятие торговли людьми содержится в ст. 3 Протокола о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее. Оно означает осуществляемые в целях эксплуатации вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получение людей путем угрозы силой или ее применения или других форм принуждения, похищения, мошенничества, обмана, злоупотребления властью или уязвимостью положения либо путем подкупа в виде платежей или выгод, для получения согласия лица, контролирующего другое лицо. Эксплуатация включает как минимум эксплуатацию проституции других лиц или другие формы сексуальной эксплуатации, принудительный труд или услуги, рабство или обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние или извлечение органов. При этом согласие жертвы торговли людьми на запланированную эксплуатацию не принимается во внимание, если было использовано любое из средств воздействия, указанных выше. Кроме того, торговлей людьми считается вербовка, перевозка, передача, укрывательство или получение ребенка для целей эксплуатации.

Данное преступление, исходя из расположения статьи в структуре Особенной части УК, посягает на личную свободу человека. При квалифицированных видах торговли людьми дополнительным объектом могут быть жизнь, здоровье человека, режим государственной границы, а также установленный правовыми актами и обычаями делового оборота порядок выдачи и приобретения документов.

Согласно п. 2 примечания к ст. 127.1 УК РФ под эксплуатацией человека понимаются использование занятия проституцией другими лицами и иные формы сексуальной эксплуатации, рабский труд (услуги), подневольное состояние.

В ст. 127.1 УК РФ присутствует поощрительная норма, предусматривающая освобождение от уголовной ответственности в случаях, когда лицо, впервые совершившее деяние, предусмотренное ч. 1 или п. "а" ч. 2 ст. 127.1, добровольно освободившее потерпевшего и способствовавшее раскрытию совершенного преступления, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

В соответствии со ст. 127.2 УК РФ уголовная ответственность наступает за использование рабского труда. Данное преступление является смежным с торговлей людьми, поскольку в ч. 1 ст. 127.1 УК РФ говорится о купле-продаже человека либо его вербовке, перевозке, передаче, укрывательстве или получении в целях его эксплуатации. Сам факт эксплуатации человека рамками ст. 127.1 УК РФ не охватывается.

В настоящее время, по сведениям Международной организации по эмиграции, трансграничный бизнес по незаконному перемещению людей достиг свыше 6 млрд. долл. Увеличилось легальное и нелегальное перемещение в другие страны наших соотечественников (преимущественно соотечественниц) из России и стран ближнего зарубежья в целях использования их в сексуальном бизнесе: цифры составляют от 120 до 500 тыс. человек ежегодно.

Анализ практики борьбы с рассматриваемыми преступлениями дает возможность выявить недостатки правового регулирования противодействия торговле людьми. В частности, весьма острой является проблема конкуренции уголовно-правовых норм, связанных с торговлей людьми. Так, зачастую суды переквалифицируют деяния подсудимых, привлеченных к уголовной ответственности по ст. 127.1 УК РФ (торговля людьми), как совершенные в рамках ст. 240 (вовлечение в занятие проституцией) или 241 (организация занятия проституцией) УК РФ.

При этом весьма характерно, что квалифицирующие признаки конкурирующих уголовно-правовых составов указанных выше норм в большинстве своем полностью совпадают либо их различие весьма неопределенно или незначительно. В этой связи необходимо принять меры по дальнейшему совершенствованию законодательства в данной сфере.

Анализ статей уголовного закона позволяет сделать некоторые выводы.

Очевидно, что одним из препятствий в противодействии торговле людьми на международном и национальном уровнях является отсутствие единства мнений в юридической литературе относительно самого понятия "торговля людьми". Для юридической науки вопрос определения понятия остается актуальным, поскольку термин "торговля людьми", обозначенный в ст. 127.1 УК РФ, используется довольно узко. Одной из наиболее важных причин сложности формулирования юридического определения является включение в качестве обязательного признака торговли людьми цели эксплуатации человека.

Авторы, занимающиеся исследованием проблемы торговли людьми, приводят примеры из следственно-судебной практики, когда виновные занимались торговлей детьми, стремясь достичь иные цели, не связанные с эксплуатацией ребенка: использование ребенка (особенно грудного возраста) в качестве подтверждения ложной беременности, чтобы оказать воздействие на сомневающегося в необходимости жениться мужчину; решение проблемы материнства за счет приобретения чужого ребенка и др. <3>.

<3> См.: Милевский А.И. Особенности субъективной стороны торговли несовершеннолетними // Следователь. 2000. N 5. С. 3.

Кроме того, в силу особенностей состава данного преступления (наличие как минимум двух сторон: продавца и покупателя) цели и мотивы у разных участников незаконной сделки могут не совпадать. В связи с этим на практике могут возникнуть проблемы в установлении цели эксплуатации торговли людьми, а поскольку данный признак состава преступления является основным, то без него невозможно привлечение к уголовной ответственности, значит, возникают проблемы в процессе доказывания данного преступления. Возможно, для решения данной проблемы необходимо отказаться от использования в качестве обязательного признака торговли людьми специальной цели.

В поддержку данного предложения может служить как зарубежный, так и отечественный опыт борьбы с торговлей людьми. В УК Республики Беларусь торговля людьми определяется как действия, направленные на совершение купли-продажи или иных сделок в отношении зависимого лица в форме его передачи или завладения им (ст. 181 УК РБ) <4>. Статья 133 Республики Казахстан под торговлей несовершеннолетними понимает их куплю-продажу либо совершение иных сделок в отношении несовершеннолетнего в форме его передачи или завладения <5>.

<4> См.: УК Республики Беларусь. Мн., 2001. С. 142.
<5> См.: УК Республики Казахстан. СПб., 2001. С. 158.

Кроме того, до изменений, внесенных в УК России 8 декабря 2003 г., уголовный закон содержал норму, в которой предусматривалась ответственность за торговлю несовершеннолетними без специальной цели купли-продажи. В связи с этим можно констатировать, что законодатель фактически декриминализировал часть преступных посягательств, связанных с торговлей несовершеннолетними, когда виновный преследует цель, не связанную с эксплуатацией несовершеннолетнего.

Основной состав преступлений, предусмотренных ст. 127.1 и 127.2, относится к категории средней тяжести, поскольку общественно опасные деяния наказываются лишением свободы сроком до пяти лет. Авторы полагают, что санкции указанных норм не отражают реальной степени общественной опасности торговли людьми и использования рабского труда, что, в свою очередь, затрудняет эффективное противодействие данным антисоциальным явлениям.

Обращает на себя внимание, что в санкции ч. 1 ст. 127.1 и ч. 1 ст. 127.2 УК РФ отсутствует указание на нижний предел наказания, что делает диапазон лишения свободы излишне широким и позволяет назначить виновному неоправданно небольшой срок лишения свободы в два месяца.

Авторам представляется, что отнесение названных преступлений к категориям средней тяжести не позволяет в должной мере использовать весь арсенал оперативно-розыскных мероприятий для раскрытия фактов торговли людьми.

По мнению авторов, в санкциях ч. 1 ст. 127.1 и ч. 1 ст. 127.2 УК РФ необходимо предусмотреть дополнительный вид наказания в виде штрафа. Дело в том, что торговля людьми и использование рабского труда в значительной мере носят корыстный характер, об этом свидетельствует направленность действий виновных, которые используют потерпевшего в качестве живого товара или как раба с целью его эксплуатации, извлечения материальной или иной выгоды. Именно корыстная направленность указанных преступлений обусловливает необходимость применения в отношении лиц, их совершивших, наказаний, которые по своему содержанию имеют имущественные ограничения. Об этом свидетельствует и международный опыт противодействия торговле людьми. Согласно ст. 12 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности государства-участники принимают в максимально возможной степени в рамках их внутренних правовых систем такие меры, какие могут потребоваться для обеспечения возможности конфискации.

В работе были затронуты только некоторые из ключевых проблем, характеризующие особенности организации противодействия торговле людьми. На самом деле их значительно больше. Таким образом, решение поставленных здесь вопросов будет, по мнению авторов, способствовать повышению эффективности всех направлений и аспектов противодействия этому уродливому криминальному явлению современной цивилизации.