Мудрый Юрист

Государственная политика Российской Федерации по управлению демографическими процессами. Социально-экономическое развитие и демографическая ситуация в постсоветской России

Выявление основных тенденций демографических процессов является трудоемкой работой, так как демографические процессы находятся в тесном взаимодействии со всем общественным развитием. Строго научная характеристика основных компонентов воспроизводства населения имеет важное практическое значение для разработки конкретных мероприятий по воздействию на демографические процессы. Демографическая политика определяется социально-демографической ситуацией, а изменения последней зависят от особенностей социально-экономического развития, политической ситуации в стране.

Территория и население. Экономические и политические преобразования М.С. Горбачева (1985 - 1991 гг.) привели к системному кризису: развалу советской экономики, распаду единого экономического пространства и СССР. В декабре 1991 г. Российская Федерация вступила на путь самостоятельного существования, взяв курс на создание демократического федеративного правового государства на основе равноправия всех народов и гарантированных прав личности, рыночной экономики и парламентаризма <1>.

<1> См.: Конституция Российской Федерации: официальный текст. М., 2001.

По территории (17,1 млн. кв. км) Россия занимает первое место в мире, 7-е место по числу жителей (142 754 млн. человек на 1 января 2007 г.) <2>. Среди государств СНГ Россия занимает 1-е место по площади и численности населения (таблица 1).

<2> Официальный сайт Росстата. URL: www.rosstat.ru.

Таблица 1. Страны СНГ и Балтии. Основные показатели <3>

<3> URL: www.demography.ru.
    Страны СНГ    
и Балтии
 Площадь, тыс. кв. км
      Население, млн. чел.      
      1998      
 2025 (прогноз)
Россия            
      17 075,4       
     146,7      
    137        
Европейские страны
         844,6       
      63,9      
     59,7      
Украина           
         603,7       
      50,1      
     45,7      
Белоруссия        
         207,6       
      10,2      
      9,5      
Молдавия          
          33,7       
       3,6      
      4,5      
Азиатские страны  
       4 182         
      72,5      
     90,9      
Казахстан         
       2 717,3       
      15,5      
     17,7      
Узбекистан        
         447,4       
      24,2      
     33,4      
Киргизия          
         198,5       
       4,7      
      6,1      
Таджикистан       
         143,1       
       6,2      
      8,9      
Туркмения         
         488,1       
       5,0      
      6,3      
Азербайджан       
          86,6       
       7,7      
      9,4      
Армения           
          29,8       
       3,8      
      3,9      
Грузия            
          69,7       
       5,4      
      5,2      
Страны Балтии     
         174,0       
       7,7      
      6,4      
Эстония           
          45,1       
       1,5      
      1,1      
Латвия            
          63,7       
       2,5      
      1,9      
Литва             
          65,2       
       3,7      
      3,4      

Российская Федерация как правопреемница СССР является многонациональным государством. По переписи 2002 г. в России выделено 160 народов. В их число входят народы, живущие преимущественно в пределах нашей страны (русские - 116 млн. чел., татары - 5,6 млн. чел., украинцы - 2,9 млн. чел., башкиры - 1,7 млн. чел., чуваши - 1,6 млн. чел., армяне - 1,1 млн. чел., чеченцы - 1,3 млн. чел. и другие), группы людей, принадлежащие к народам, проживающим в бывших союзных республиках, а также к народам стран дальнего зарубежья (немцы, поляки, евреи, корейцы, греки) <4>.

<4> См.: Итоги переписи 2002 г.: по материалам Росстата.

В Российской Федерации доля русских в составе все го населения является достаточно высокой (80 от всего населения), во многих регионах русское население доминирует, хотя в национальных республиках Северного Кавказа преобладает коренное население (таблица 2).

Таблица 2. Особенности населения республик России <5>

<5> См.: Там же.
  Республика 
 Население
в 2003 г.,
тыс.
жителей
   Доля   
городского
населения,
%
  Плотность 
заселения,
чел./кв. км
    Доля населения, %   
    коренная    
национальность
русские
                  С преобладанием коренного населения                    
Дагестан     
   2200   
    41    
     38     
       80       
    9  
Чеченская    
    621   
    42    
     68     
       71       
   23  
Ингушская    
    472   
    41    
     68     
       71       
   23  
Чувашская    
   1339   
    60,8  
     74     
       68       
   22  
Тыва (Тува)  
    310   
    47,5  
      2     
       64       
   32  
Кабардино-   
Балкарская
    780   
    57    
     63     
       58       
   32  
Северо-      
Осетинская
    678   
    68    
     87     
       53       
   30  
               С равенством коренного и русского населения               
Татарская    
   3761   
    74    
     55     
       49       
   43  
Калмыцкая    
    299   
    40    
     43     
       45       
   38  
Марий Эл     
    745   
    62    
     33     
       43       
   48  
Карачаево-   
Черкесская
    426   
    44    
     31     
       41       
   42  
                   С преобладанием русского населения                    
Карельская   
    752   
    74    
      5     
       10       
   74  
Хакасская    
    573   
    71    
      9     
       11       
   80  
Башкирская   
   4080   
    65    
     28     
       22       
   39  
Адыгея       
    445   
    54    
     59     
       22       
   68  
Коми         
   1106   
    75    
      3     
       23       
   58  
Бурятская    
   1014   
    60    
      3     
       24       
   70  
Удмуртская   
   1608   
    70    
     39     
       31       
   59  
Алтай        
    205   
    25    
      2     
       31       
   60  
Мордовская   
    900   
    59    
     37     
       33       
   61  
Саха (Якутия)
    981   
    64    
      0,3   
       33       
   50  

Данные таблицы свидетельствуют также о наличии двух особенностей населения: во-первых, в некоторых республиках доля сельского населения выше, чем доля городского населения (Дагестан, Чеченская, Ингушская, Тыва, Калмыцкая, Карачаево-Черкесская, Алтай); во-вторых, население в республиках России (как и в целом по стране) размещено неравномерно. Анализ данных переписей населения, данных Госкомстата СССР свидетельствует о наличии с 1970 г. четкой тенденции преобладания городского населения над сельским <6> (график 1).

<6> Официальный сайт Госкомстата. URL: www.gks.ru.
              90 --------------------------------------------------------------------------
80 +-"---"-------------------------------------------------------------------
70 +----------"---------------*----*---*----*----*----*----*----*----*----*--
Соотношение 60 +---------------------*---------------------------------------------------
городского 50 +---------------"*--------------------------------------------------------
и сельского 40 +--------------------"----------------------------------------------------
населения, % 30 +----------*--------------"-----------------------------------------------
20 +------------------------------"----"----"----"----"----"----"----"----"--
10 +-*---*-------------------------------------------------------------------
0 L---T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----
1917 1926 1939 1959 1970 1979 1989 1991 1996 2001 2002 2003 2004 2005 2006
годы

График 1. Изменение городского и сельского населения России

Российская Федерация является светским государством, в котором гарантировано право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания <7>. Данные о наличии преобладающей религии у верующих различных народов России представлены в таблице 3.

<7> См.: Конституция Российской Федерации. Ст. 14, 28.

Таблица 3. Вероисповедание народов России, 2002 г. <8>

<8> См.: Итоги переписи населения 2002 г.: по материалам Росстата.
           Название народа         
       Религия        
  русские      
      марийцы      
     православие      
 украинцы      
      удмурты      
 белорусы      
коми и коми-пермяки
  осетины      
      карелы       
  чуваши       
      грузины      
   якуты       
       ханты       
  буряты       
       манси       
  мордва       
            армяне                 
Армянская христианская
церковь
            евреи                  
       иудаизм        
            буряты                 
тувинцы
       буддизм        
    татары     
       ингуши      
        ислам         
   кабардинцы  
   азербайджанцы   
    башкиры    
     адыгейцы      
    чеченцы    
  народы Дагестана 
    казахи     

Итак, в 1990-е годы усилился интерес российского общества к религии как источнику духовных ценностей, верующим были возвращены православные храмы и мечети, активизировались религиозные объединения, стала развиваться сфера религиозного воспитания и образования. Этому способствовал Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях", который регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина <9>.

<9> См.: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. от 26 марта 2000 г., 21 марта, 25 июля 2002 г., 8 декабря 2003 г., 29 июня 2004 г., 6 июля 2006 г.).

Политико-правовое устройство. Социальная структура. Согласно Конституции РФ Россия является федеративным государством с республиканской формой правления. Модель государственного устройства установлена трехуровневая: федеральный уровень, уровень субъектов Российской Федерации и муниципальный уровень. Российская Федерация включает 89 равноправных субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения, Еврейскую автономную область и 10 автономных округов <10>.

<10> См.: Конституция Российской Федерации.

Структура административно-территориального деления дополнилась 7 федеральными округами, которые подчинены Президенту через полномочия представителей.

Кардинально изменилась система государственных органов: нормативно закреплен институт президентства (гл. 4, ст. 80 - 93); разделена на федеральном уровне государственная власть на представительную - законодательную (Федеральное Собрание) - гл. 5, ст. 94 - 109, исполнительную (Правительство РФ) - гл. 6, ст. 110 - 117 и судебную - гл. 7, ст. 118 - 129; введено местное самоуправление, не входящее в систему государственной власти.

Высшей ценностью по Конституции являются человек, его права и свободы (не коллектив, классы, партия), общественный строй не определяется, т.е. Конституция деполитизирована (гл. 1, ст. 2).

Таким образом, Конституция 1993 г. закрепила политические изменения, произошедшие в стране, утвердила новые основы социальных, имущественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.

Специфика социально-экономических реформ. С 1992 г. начались коренные изменения и в экономике за счет ее ускоренного перехода к рынку, к легитимной частной собственности через либерализацию цен и экономической деятельности и жесткую финансовую политику ("шоковую терапию").

Важнейшими направлениями радикальных преобразований 1992 - 1996 гг. явились либерализация цен и торговли (отказ от государственного регулирования цен на большую часть товаров; создание равных условий для развития всех форм торговли); финансовая стабилизация (подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса, структурная перестройка экономики на устранение диспропорций в отраслевой структуре народного хозяйства и отдельных его отраслей); социальная политика (формирование адекватной рыночному хозяйству системы социальной защиты населения).

Главные задачи экономической политики Правительства в период с марта 1997 г. по май 2007 г. были следующие: обеспечение бюджетного профицита за счет ужесточения режима экономии на государственных расходах (в основном на армию, культуру, образование, медицину); разработка жилищно-коммунальной и налоговой реформы, введение новых правил приватизации (гласность, организация конкурсов и др.); антикризисная программа по стабилизации экономики (отклонена Государственной Думой - в результате сильный финансовый кризис); принятие мер по стабилизации положения в стране и их осуществление; курс на повышение эффективности государственного управления; в социальной политике повышение зарплаты бюджетникам и пенсионерам, ликвидация основной задолженности по зарплате.

В социально-экономической политике Президента В.В. Путина можно выделить два главных направления: 1) расширение правовой базы рыночной экономики; 2) углубление либерально-рыночных преобразований.

В результате была не только разрушена система народного хозяйства, но и создана правовая база, не допускающая возврата к советской общественной системе: реформирование банковской, налоговой, бюджетной, управленческой, трудовой, здравоохранительной, образовательной, пенсионной систем.

Но за 15 лет реформ Россия подошла не к социально ориентированной рыночной экономике, а к нерациональной рыночной системе, состоящей из прибыльного для ограниченной части населения сектора (связан с экспортом сырья) и ориентированного на внутренний рынок деградирующего сектора (занятость большей части населения) (таблица 4).

Таблица 4. Индексы производства продукции по отраслям промышленности, % (1990 г. - 100%) <11>

<11> Составлено по данным официального сайта Госкомстата Российской Федерации. URL: www.gks.ru.
               Название отрасли       
                Годы              
   1992   
    1996    
   2004   
Вся промышленность                    
    75    
     48     
    66    
В том числе: электроэнергетика        
    96    
     79     
    77    
топливная                             
    87    
     68     
    86    
черная металлургия                    
    77    
     57     
    79    
цветная металлургия                   
    68    
     53     
    80    
химическая и нефтеперерабатывающая    
    73    
     43     
    67    
машиностроение и металлообработка     
    77    
     39     
    62    
лесная, деревообрабатывающая и        
целлюлозно-бумажная
    78    
     36     
    48    
промышленность строительных материалов
    78    
     36     
    42    
легкая                                
    64    
     14     
    15    
пищевая                               
    76    
     50     
    67    

Анализ данных таблицы свидетельствует, что в целом объем промышленного производства уменьшился, при этом добывающие отрасли, продукция которых в большей степени ориентирована на экспорт, снизили производство не столь значительно. Снижение темпов производства характерно для жизнеобеспечивающих отраслей - пищевой и легкой промышленности.

В наибольшей степени разрушение затронуло сельское хозяйство. Валовой сбор зерна в 2004 г. составил 78 млн. тонн (в 1987 г. - 109 млн. тонн), сахарной свеклы - 21 млн. тонн (1987 г. - 34 млн. тонн), картофеля - 36 млн. тонн (1987 г. - 38 млн. тонн). В животноводстве: поголовье крупного рогатого скота в 2004 г. составляло 23 млн. голов (1987 г. - 60,5 млн. голов); свиней - 14 млн. голов (1987 г. - 40,2 млн. голов); производство мяса составляло в 2004 г. - 16 млн. тонн (1987 г. - 18,9 млн. тонн); молока - 32 млн. тонн (1987 г. - 53 млн. тонн) <12>.

<12> См.: Данные Росстата. Народное хозяйство СССР в 1987 г. Статистический ежегодник. М., 1988. С. 188, 190, 193, 214 - 215, 218 - 219.

Таким образом, продовольственная проблема продолжает представлять угрозу национальной безопасности. Необходимо также отметить, что главными собственниками сырьевых отраслей стали олигархи; постоянно идет процесс перераспределения собственности; сверхприбыли от продажи нефти и газа оседают в Стабилизационном фонде, который работает на иностранную, а не отечественную экономику. Важным фактором, на наш взгляд, дестабилизирующим экономику, является равный для всех подоходный налог в 13% (данный налог уравняли при В.В. Путине), который создает экономически неоправданные привилегии богатому меньшинству, это приводит к существенной дифференциации доходов населения. Так, на долю 15% населения России в 2005 г. приходилось около 85% всех сбережений: 57% денежных доходов, 92% доходов от собственности и 96% всех средств, расходуемых на покупку иностранной валюты <13>.

<13> См.: Львов Д. Контуры будущей России // Завтра. 2006. N 47(679). 22 нояб.

Приведем еще один подтверждающий факт аномального социального расслоения: в 2006 г. число долларовых миллиардеров в России составило 61 человек, примечательно, что 32 из них - депутаты Государственной Думы или члены Совета Федерации <14>. Совершенно очевидно, почему Правительство настаивает на гарантии незыблемости налогового законодательства и отрицательно относится к введению прогрессивного подоходного налога.

<14> См.: У миллиардеров - смена лидера // Аргументы и факты. 2007. N 5.

Таким образом, социально-экономическая политика Правительства привела к системному кризису всех сфер жизнедеятельности: на фоне роста экспортных сырьевых отраслей разрушены многие отрасли экономики, составляющие производственную и непроизводственную сферы, в особенности те, которые ориентированы на государственный спрос или бюджетную сферу (легкая и пищевая промышленность, строительство, наукоемкие отрасли, сельское хозяйство, образование, наука, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство и др.). В наибольшей степени разрушение затронуло социальную сферу: отсутствие стратегической социальной программы не позволяет обеспечивать соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижения социально приемлемого уровня жизни, причем были демонтированы социальные гарантии на федеральном уровне, были перетасованы бюджетные отношения в пользу федерального центра, а субъекты Федерации оказались без денег, необходимых для выполнения тех социальных обязательств, которые на них теперь возложены <15>. Как в период с 2006 по 2008 г. (в среднесрочной перспективе) Правительство намерено решить задачи сокращения масштабов бедности, четко прописано в Программе социально-экономического развития РФ, а именно: не увеличение расходов на социальную помощь, а организация эффективной социальной помощи <16>. Такие заявления убедительно демонстрируют отказ Правительства изменить социально-экономический курс, проводимый в интересах новых капиталистов и высшей бюрократии. Также доказательством нежелания менять социально-политический курс служит тот факт, что федеральная власть, имеющая право устанавливать минимальный размер оплаты труда (МРОТ) и минимальный размер пенсии (МП), игнорирует записанные в законах обязательства поднять их до прожиточного минимума <17>. С 1 сентября новый фиксированный МРОТ устанавливается в размере 2300 руб. против 1100 руб., причем субъектам РФ предоставляется право устанавливать МРОТ с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума в регионе, зарплата бюджетников, привязанная к МРОТ, увеличится на 15%. Базовая часть пенсии с 1 апреля 2007 г. увеличена на 7,5% (1305 руб.), а с 1 октября 2007 г. ее довели до 1260 руб., страховая часть пенсии увеличена с 1 апреля 2007 г. на 9,2% - в итоге средний размер пенсии вырос на 438 руб. и составил 3100 руб.

<15> См.: Проханов А. Это - наши идеи // Завтра. 2006. N 26(658).
<16> См.: распоряжение Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р "Об утверждении Программы социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 гг.)".
<17> См.: Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изм. от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г.) // Система "Гарант".

Для сравнения: с 1 января 2007 г. должностные оклады чиновников возросли на 10%, а с 1 декабря 2007 г. увеличатся еще на 15% <18>, причем доходы отечественных чиновников различаются по регионам (таблица 5).

<18> См.: Овчинников А. Кого ждут прибавки к новому году // Комсомольская правда. 2007. 11 - 18 янв.

Таблица 5. Зарплата чиновников исполнительной власти в некоторых регионах (в 2006 г.) <19>

<19> Официальный сайт Росстата. URL: www.rosstat.ru.
Название региона, области, города
Средний размер заработной
платы, в рублях
Москва                           
          25 000         
Санкт-Петербург                  
          29 000         
Приволжский федеральный округ    
          14 900         
Южный федеральный округ:         
          15 200         
В том числе: Волгоград           
          23 200         
Ростов                           
          19 300         
Калмыкия                         
           7 700         
Карачаево-Черкесия               
           8 600         
Дагестан                         
           8 800         
Чукотский АО                     
          39 500         
Таймырский АО                    
          62 684         
Ненецкий АО                      
          52 424         
Ханты-Мансийский АО              
          48 967         

А средняя заработная плата по стране составила в 2006 г. 9800 руб. <20>.

<20> Официальный сайт Росстата. URL: www.rosstat.ru.

Все приведенные цифры свидетельствуют, что государственная социальная политика направлена на обнищание большей части русского населения и обогащение незначительной ее части. Итак, анализ результатов и последствий проводимых Правительством преобразований позволяет сделать следующие выводы: реформы оказали и оказывают негативное влияние и на экономику, и на социальную сферу, и на развитие общества в целом; Советское государство разрушено, но декларативные заявления о том, что строится правовое государство с социально ориентированной экономикой, расходятся с реальным положением дел в стране, отношением властных структур к гражданам отечества; системный кризис ведет Россию к национальной катастрофе.

Демографическая ситуация в России в 1992 - 2000 годы. Итак, в 1992 г. Россия вступила на путь капиталистического развития. Радикальные реформы существенно повлияли на количественные и качественные характеристики демографических процессов. Демографическая ситуация в 1990-е годы кардинально отличалась от движения демографических процессов 2-й половины XX в.: ежегодное сокращение численности населения приобрело характер устойчивой тенденции (график 2).

             149    -------------------------------------------------------
148,5 +------*----*----*-------------------------------------
Всего, 148 +--*------------------*----*----*----------------------
млн. 147,5 +------------------------------------*-----------------
человек 147 +-----------------------------------------*------------
146,5 +----------------------------------------------*-----*-
146 +------------------------------------------------------
145,5 L----T----T----T----T----T----T----T----T----T----T----
1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
годы

График 2. Динамика численности населения Российской Федерации в 1990-е годы <21>

<21> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 19.

Основной причиной сокращения численности населения служит устойчивая естественная убыль населения, начавшаяся в 1992 г. (диаграмма 1).

         2000 ¦
¦ --¬
1500 ¦ ¦*¦ --¬
¦ ¦*¦ ¦*¦ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬
1000 ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
Всего, 500 ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
человек ¦ ¦*¦ --¬ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦
(тысяч) 0 +-+-+-+-+-+-+-T-T-+-+-T---+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-
¦ ¦=¦ ¦=+-- ¦=¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦
-500 ¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦ ¦=+-- ¦=+-- ¦=+-- ¦=+-- ¦=¦ ¦ ¦=¦ ¦
-1000 ¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=+-- ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=+-- ¦=+--
¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
-1500 ¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
¦ L-- L-- ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
-2000 ¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ L-- L-- L-- ¦=¦ ¦=¦
¦ L-- L-- L-- L-- L--
-2500 ¦
1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы
--¬ --¬ --¬
¦*¦ - родившиеся ¦=¦ - умершие ¦ ¦ - естественный прирост
L-- L-- L--

Диаграмма 1. Динамика основных компонентов естественного движения населения <22>

<22> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 50; официальный сайт Госкомстата Российской Федерации. URL: www.gks.ru.

Для сравнения: в конце 1980-х годов, несмотря на быстрое снижение темпов естественного прироста, численность населения медленно росла, естественной убыли не наблюдалось. А в 1990-е годы незначительные колебания естественной убыли населения не изменили тенденции ее повышения: в конце 1990-х годов естественная убыль превышала 900 тыс. человек.

Важно отметить характерную особенность демографических процессов данного периода: миграционный прирост не смог компенсировать естественную убыль населения (диаграмма 2).

         1000 ¦
¦ --¬
¦ ¦=¦
Всего, 500 ¦ --¬ ¦=¦ --¬
человек ¦ --¬ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ --¬ --¬ --¬ --¬ --¬
(тысяч) ¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦ ¦=¦
0 +-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T-T-+-+-T
¦ ¦*¦ L-- ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ L-- ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦
¦ L-- ¦*¦ L-- ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦
-500 ¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ L-- ¦*¦ L-- ¦*¦ L-- ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ ¦ ¦
¦ L-- ¦*¦ ¦*¦ ¦ ¦ ¦*¦ L-- L-- ¦*¦ L-- ¦*¦ L--
¦ L-- L-- L-- L-- L-- L--
-1000 ¦
1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы
--¬ --¬ --¬
¦*¦ - естественная убыль; ¦ ¦ - абсолютная убыль населения; ¦=¦ - миграционный прирост
L-- L-- L--

Диаграмма 2. Динамика абсолютной убыли населения <23>

<23> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 50; официальный сайт Госкомстата Российской Федерации. URL: www.gks.ru.

Данные диаграммы показывают, что процесс вымирания русского народа приобрел необратимый характер; за период с 1992 по 2000 г. естественная убыль населения составила 6 млн. 794 тыс. человек, а миграционный прирост, сокращавшийся с 1997 г., не компенсировал и 50% естественной убыли населения.

Таким образом, анализ основных компонентов движения населения позволяет сделать следующий вывод: отличительная черта демографических процессов 1990-х годов - сохранение как естественного, так и общего отрицательного прироста, что является результатом совокупного действия низкой рождаемости, очень высокой смертности и неблагоприятной возрастной структуры.

Такого резкого сокращения рождаемости и стремительного возрастания смертности населения во второй половине XX в. зафиксировано не было. Следовательно, причины демографического кризиса обусловлены не тенденциями сокращения рождаемости и небольшого повышения смертности, имевшими место в 1970 - 1980-е годы, а кардинальными социально-экономическими реформами, последствия которых блокировали для значительной части россиян их стремление к воспроизводству <24>.

<24> См.: Глазьев С.Ю., Кара-Мурза С.Г., Батчиков С.А. Белая книга. С. 21 - 23.

Для большей убедительности приведем конкретные примеры, подтверждающие резкое ухудшение развития важнейших составляющих воспроизводства населения.

Сравним показатели уровня рождаемости второй половины 60-х и начала 70-х годов XX в. с показателями уровня рождаемости 1992 - 2000 гг. (графики 3, 4).

           20 --------------------------------------------------------------------------------------------------
¦ *
15 +------*-------------------*----*----*----*-------------------------------------------------------
Число ¦ * * * =
родившихся 10 +-------------------------------------------------------------=-----=----=------------------------
на 1000 ¦ = = = = =
человек 5 +-------------------------------------------------------------------------------------------------
¦
0 L---+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---
1965 1966 1967 1968 1969 1970 1971 1972 1973 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы

График 3. Динамика общих коэффициентов рождаемости <25>

<25> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 50.
                2,5 ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Среднее ¦ * *
число 2 +-------------------------*---------*---------*---------*---------*--------*------------------------------------------------------
детей ¦
на одну 1,5 ¦ =
женщину ¦ = = = = = = = =
репродуктивного 1 +---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
возраста ¦
0,5 +---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
¦
0 L---------+---------+---------+---------+---------+---------+---------+----------+----+----+----+----+----+----+----+----+----+---
1965 - 66 1966 - 67 1967 - 68 1968 - 69 1969 - 70 1970 - 71 1971 - 72 1972 - 73 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000
г о д ы

График 4. Динамика суммарного коэффициента рождаемости <26>

<26> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 90.

Сравнительный анализ динамики уровня рождаемости свидетельствует о том, что в 90-е годы произошло стремительное снижение рождаемости. Если с 1965 по 1973 г. общий коэффициент рождаемости сократился на 4%, а суммарный коэффициент рождаемости - на 5%; то с 1992 по 2000 г. общий коэффициент рождаемости уменьшился на 19%, а суммарный коэффициент - на 22%. Такого глубокого снижения уровня рождаемости, как в 1990-е годы, в советское время не наблюдалось. Данные параметры рождаемости в 2 раза меньше, чем требуется для замещения поколений. Современное репродуктивное поведение населения ориентировано в основном на рождение одного или, гораздо реже, двух детей. Также характер рождаемости в 1990-е годы определялся уровнем брачности, разводимости, внебрачной рождаемости (график 5).

       12 -----------------------------------------------------------
¦ *
10 +-------*----*-----*---------------------------------------
¦ *
8 +----------------------------------------------------------
Число ¦ * *
браков, 6 ¦ * * *
разводов ¦ =
на 1000 4 +-=-----=-----=-----=-----------=-----------=-----------=--
человек ¦ = =
2 +----------------------------------------------------------
¦
0 L----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----T-----
1982 1984 1986 1988 1990 1992 1994 1996 1998 2000
г о д ы

График 5. Общие коэффициенты брачности и разводимости <27>

<27> См.: Демографический ежегодник России. 1999. С. 115.

Анализ данных графика свидетельствует о резком снижении уровня брачности в 1990-е годы и увеличении числа разводов по отношению к числу браков: в 1980-е годы число разводов в среднем составляло 40% от числа браков, а в 1990-е годы этот показатель составил 60%.

Проанализируем показатели внебрачной рождаемости (таблица 6).

Таблица 6. Родившиеся живыми по брачному состоянию матери (1988 - 2001 гг.) <28>

<28> См.: Демографический ежегодник России. 2001. С. 90.
Годы
Родившиеся
живыми,
всего,
человек
              В том числе             
Доля родившихся вне
зарегистрированного
брака в числе всех
родившихся, %
        В         
зарегистрированном
браке
        Вне        
зарегистрированного
брака
1988
2 348 494 
     2 044 070    
      304 424      
        13         
1989
2 160 559 
     1 868 834    
      291 725      
        13         
1990
1 988 858 
     1 698 257    
      290 601      
        15         
1991
1 794 626 
     1 506 682    
      287 944      
        16         
1992
1 587 644 
     1 315 389    
      272 255      
        17         
1993
1 378 983 
     1 128 269    
      250 714      
        18         
1994
1 408 159 
     1 132 394    
      275 765      
        20         
1995
1 363 806 
     1 075 515    
      288 291      
        21         
1996
1 304 638 
     1 004 765    
      299 873      
        23         
1997
1 259 943 
       940 780    
      319 163      
        25         
1998
1 283 292 
       937 401    
      345 891      
        27         
1999
1 214 689 
       875 406    
      339 283      
        28         
2000
1 266 800 
       912 547    
      354 253      
        28         
2001
1 311 604 
       934 343    
      377 261      
        29         

Анализ данных таблицы показывает, что в 1990-е годы отчетливо проявилась тенденция к увеличению уровня внебрачной рождаемости, причем по сравнению с 1988 г. внебрачная рождаемость выросла в 2001 г. в 2,2 раза.

Также следует отметить, что, несмотря на снижение количества абортов в 1990-е годы по сравнению с советским периодом, аборты по-прежнему более многочисленны, чем рождения (таблица 7).

Таблица 7. Основные показатели распространенности абортов <29>

<29> См.: Российский статистический ежегодник. 2000. Статистический сборник / Росстат. М., 2006. С. 270.
Годы
                   Число абортов                 
Доля абортов среди
беременностей
   Тысяч   
    На 1000 женщин    
15 - 49 лет
    На 100    
рождений
1990
   4103,4  
        113,9         
    206,3     
       67,4       
1991
   3608,4  
        100,1         
    201,1     
       66,8       
1992
   3436,7  
         94,7         
    216,5     
       68,4       
1993
   3244,0  
         88,8         
    235,2     
       70,2       
1994
   3060,2  
         82,1         
    217,3     
       68,5       
1995
   2766,4  
         72,8         
    202,8     
       67,0       
1996
   2652,0  
         38,9         
    203,3     
       67,0       
1997
   2498,7  
         64,4         
    198,3     
       66,5       
1998
   2346,1  
         60,0         
    182,8     
       64,6       
1999
   2181,2  
         55,5         
    179,6     
       64,2       
2000
   2138,8  
         54,2         
    168,8     
       62,8       

Таким образом, резкое снижение уровня рождаемости обусловлено прежде всего влиянием либеральных реформ 1990-х годов: о какой рождаемости может идти речь, если в данный период произошли резкое падение уровня жизни населения, рост массовой безработицы, хроническая задержка заработной платы, пособий и самое главное - исчезла у большей части населения уверенность в завтрашнем дне. И нет оснований, на наш взгляд, предполагать, что дальнейшее углубление проводимых в стране реформ приведет к экономическому росту и в этой связи к увеличению рождаемости. Возможно, в результате воздействия мер демографической политики произойдет кратковременный "всплеск" рождаемости, но естественная убыль вызвана не только падением рождаемости, но и резким превышением числа умерших над числом родившихся.

Рассмотрим изменения динамики смертности (график 6).

            25 --------------------------------------------------------------------------------------------------------
¦
20 +-----------------------------------------------------------------------------------------*-------------
Количество ¦
умерших на 15 +-------------------------------------------------------------------------*----*-------* ----------*---*
1000 ¦ * * * * * * * * * * * * * * *
человек (%) 10 +--*--*---*---*-----------------------------------------------------------------------------------------
¦
5 ¦
¦
0 L---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---
1975 1977 1979 1981 1983 1985 1987 1989 1991 1993 1995 1997 1999
г о д ы

График 6. Общие коэффициенты смертности

Данные графика показывают, что в 1970 - 1980-е годы уровень смертности имел незначительные колебания, величина общего коэффициента смертности за 1975 - 1991 гг. возросла на 16%, а в 1990-е годы произошел резкий скачок смертности, и, несмотря на небольшое снижение уровня смертности в 1994 - 1998 гг., величина общего коэффициента смертности за 1992 - 2000 гг. возросла на 25%.

В целом за 1992 - 2000 гг. смертность возросла во всех возрастах, кроме детских, причем сформировалась тенденция увеличения смертности в трудоспособных возрастах: в 2000 г. по сравнению с 1992 г. смертность у мужчин выросла на 27%, а у женщин - на 37%; а по сравнению с 1989 г. - на 60% и 63% соответственно (таблица 8).

Таблица 8. Умершие в трудоспособном возрасте <30>

<30> URL: www.gender.ru.
          Годы           
                   Всего, человек              
 Мужчин и женщин 
    Мужчин    
    Женщин    
          1989           
     393 615     
   316 257    
    77 358    
          1992           
     487 292     
   394 929    
    92 363    
          2000           
     630 982     
   504 564    
    126 418   
2000 в % отношении к 1992
          29     
        28    
         37   
2000 в % отношении к 1989
          60     
        60    
         63   

Сравним структуру причин смертности в 1980 - 1985 гг. и в 1995 - 2000 гг. (таблицы 9, 10).

Таблица 9. Смертность населения России по основным классам причин смерти, 1980 - 1985 гг. <31>

<31> URL: www.demography.ru.
   Причина смерти  
 1980 
год
 1985 
год
 Прирост (+), 
убыль (-)
1985 год 
в % к
1980 году
Доля умерших в
% всех смертей
         тысяч человек      
 1980  
 1985 
Всего умерших      
1525,8
1625,3
     +99,5    
   107   
в том числе:       
от болезней        
системы
кровообращения
 804,2
 910,2
    +106,0    
   113   
  53   
  56  
от новообразований 
 226,9
 252,0
     +25,1    
   112   
  15   
  16  
от внешних причин  
 229,0
 197,6
     -27,4    
    86   
  16   
  12  
из них:            
от самоубийств     
  47,9
  44,6
      -3,3    
    88   
от отравлений      
алкоголем
  32,1
  23,5
      -8,6    
    72   
от убийств         
  17,9
  15,0
      -2,9    
    83   
от болезней органов
дыхания
 127,8
 114,1
   8   
   7  
от болезней органов
пищеварения
  41,7
  43,5
      +1,8    
   104   
   3   
   3  
от инфекционных    
и паразитарных
болезней
  28,6
  24,8
      -3,8    
    86   
   2   
   2  

Таблица 10. Смертность населения России по основным классам причин смерти 1995 - 2000 гг. <32>

<32> URL: www.demography.ru.
   Причина смерти  
 1995 
год
  2000 
год
Прирост (+),
убыль (-)
2000 год 
в % к
1995 году
 Доля умерших в
% всех смертей
         тысяч человек     
  1995  
 2000 
Всего умерших      
2203,8
2225,3 
   +21,5    
   101   
в том числе:       
от болезней        
системы
кровообращения
1163,5
1231,4 
   +67,9    
   106   
   53   
  55  
от новообразований 
 298,7
 297,9 
    -0,8    
   100   
   13   
  13  
от внешних причин  
 348,5
 318,7 
   -29,8    
    91   
   16   
  14  
из них:            
от самоубийств     
  61,0
  56,9 
от отравлений      
алкоголем
  43,5
  37,2 
    -6,3    
от убийств         
  45,3
  41,1 
    -4,2    
от болезней органов
дыхания
 108,8
 102,1 
    -6,7    
    94   
    5   
   5  
от болезней        
органов
пищеварения
  67,8
  64,7 
    -3,1    
    96   
    3   
   3  
от инфекционных    
и паразитарных
болезней
  30,5
  36,2 
    +5,7    
   120   
    1   
   2  

Анализ данных таблицы показывает, что ведущей причиной смерти как в советские годы, так и в 1990-е являются сердечно-сосудистые заболевания, причем в 2000 г. увеличение смертности по данной причине по сравнению с 1995 г. составило 6%, а по сравнению с 1985 г. увеличение составило 35%. На второе место в 1990-е годы вышла совокупность внешних причин, причем если в 2001 г. по сравнению с 1995 г. смертность по этим причинам уменьшилась незначительно, то по сравнению с 1985 г. смертность от внешних причин увеличилась в 1,62 раза. Все это причины в основном социального характера, порожденные воздействием либеральных преобразований. В 2000 г. по сравнению с советским периодом (1985 г., в частности) смертность резко выросла от всех причин.

Обратим внимание на изменение величины наиболее точного измерителя уровня смертности - ожидаемой продолжительности жизни (таблица 11).

Таблица 11. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (число лет) <33>

<33> URL: www.demography.ru.
     Годы      
                      Все население                      
    всего    
   мужчины   
    женщины   
    разница   
  1985 - 1986  
    69,26    
    63,83    
     73,99    
     10,16    
     1992      
    67,8     
    61,91    
     73,66    
     11,75    
     1994      
    63,91    
    57,48    
     71,12    
     13,64    
     1996      
    65,8     
    59,62    
     72,4     
     12,78    
     1998      
    67,07    
    61,22    
     73,13    
     11,91    
     2000      
    65,37    
    59,07    
     72,29    
     13,22    
2000 в % к 1992
    96       
    95       
     98       
      3       

Данные таблицы показывают, что ожидаемая средняя продолжительность жизни всего населения сократилась за 1992 - 2000 гг. на 4%, мужчин - на 5%, женщин на - 2%; разрыв продолжительности жизни у мужчин и женщин за 2000 г. составил 13,22 года (вырос на 13% за 1992 - 2000 гг.).

Таким образом, анализ динамики основных процессов воспроизводства населения России в 1990-е годы убедительно свидетельствует о нарастании негативных тенденций в демографических процессах. Депопуляция населения как одна из форм проявления демографического кризиса не может быть объяснена только общими тенденциями закономерностей демографического развития, имеющими место в развитых странах Запада (официальная точка зрения). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой депопуляционные процессы в России обострились в результате социально-экономических и политических реформ в постсоветский период, объявленных Правительством курсом возрождения, которые на практике оказались курсом ее демографического вырождения. Социальная цена ельцинских реформ оказалась достаточно высокой, а Правительство отказалось от принципа регулирования социально-демографических процессов: не была разработана стратегическая социально-демографическая программа; законы и постановления имели декларативный характер; меры социально-демографического характера оказались неэффективными.