Мудрый Юрист

Активизация деятельности организованной этнической преступности как следствие изменения криминальной ситуации в современной России

Кузьмина Н.В., доцент, кандидат юридических наук.

В современной России отсутствует единое криминологическое представление об этнической преступности. Вместе с тем проблематика этнической преступности, высокого уровня ее латентности, а также влияние на ее развитие криминальной ситуации требуют незамедлительного изучения. За последнее десятилетие несоизмеримо возросла угроза терроризма, экстремизма, деятельности преступных сообществ, связь которых с организованной этнической преступностью представляется очевидной. Вместе с тем приходится констатировать, что в настоящее время в уголовной статистике не выделяются разделы по этнической преступности, что значительно затрудняет изучение проблемы. Ее состояние научной общественностью не просчитывается, а особенности данного вида преступности не учитываются правоохранительными органами.

Проблема традиционализма и этнической преступности нашла фрагментарное отражение в некоторых современных криминологических исследованиях. Например, одни авторы видят в росте влияния идеологии традиционализма фактор терроризма <1>; другие, подвергая криминологической оценке организованную преступность Северо-Кавказского региона, отмечают, что здесь она имеет самое широкое распространение и оттуда экспортируется в другие регионы <2>; третьи указывают на то, что организованная преступность на Северном Кавказе потенциально, морально, идеологически, исторически имеет более сильные, чем в других регионах, предпосылки, чтобы стать современной организованной преступностью <3>.

<1> См.: Паин Э.А. Социальная природа экстремизма и терроризма // Общественные науки и современность. 2002. N 8. С. 115.
<2> См.: Лунеев В.В. География организованной преступности и коррупции в России (1997 - 1999 гг.) // Государство и право. 2000. N 11. С. 27.
<3> См.: Попов В.И. Экономико-правовой, политический и национальный факторы организованной преступности на Северном Кавказе // Проблемы борьбы с организованной преступностью в Северо-Кавказском регионе: Сб. науч. трудов. М., 2000. С. 7.

Однако проблема выделения преступности в сфере межнациональных отношений как отдельного вида преступности в зарубежной и отечественной криминологии до настоящего момента практически не ставилась.

На наш взгляд, изучение этнизации преступности следует начинать с криминогенных тенденций современных этнических процессов, происходящих в России и других странах. В изменяющихся условиях (трансформация социально-политических институтов, изменение экономических условий и др.) обычаи и традиции, веками цементирующие уклад жизни этносов, обеспечивающие устойчивость социальных институтов, находят приложение в рамках криминальной деятельности.

Таков, к примеру, обычай куначества, применяемый по отношению к горцу-кунаку. У.Т. Сайгитов в своих научных работах приводит множество примеров из судебно-следственной практики Республики Дагестан, когда обычай куначества препятствовал расследованию преступления либо розыску преступников, в том числе и со стороны сотрудников правоохранительных органов <4>.

<4> См.: Сайгитов У.Т. Влияние традиций и обычаев на преступность в Республике Дагестан // Журнал российского права. 2004. N 3. С. 45.

Еще один обычай горцев, который несет в себе криминогенный потенциал, - это кровная месть. Обычаи куначества и кровной мести, веками цементировавшие социальную действительность северокавказских народов, в условиях традиционно-национального возрождения несут в себе криминогенный потенциал. В качестве яркого примера можно привести Дагестан. По данным МВД РД, в современный период количество убийств и ранений в Дагестане, совершенных на почве кровной мести, превысило дореволюционный период и составило 10 - 15% от общего числа зарегистрированных в Республике Дагестан преступлений <5>.

<5> См.: Годовой отчет МВД РД на 1 января 2001 г. // Текущий архив МВД РД (Махачкала, 2000).

Другой момент, осложняющий криминальную ситуацию в стране и мире, - это эскалация этнических конфликтов в бывшем СССР начиная с середины 80-х годов и их присутствие в современных условиях. Этнические конфликты и этнорелигиозный терроризм в целом представляют огромную опасность для российской государственности и судеб наших народов. Чеченская война, грузино-южноосетинский конфликт являются значительными национальными противостояниями за всю историю СССР и России. Действия грузинских властей в последнем конфликте, направленные на уничтожение мирных жителей, разрушение исторических памятников и инфраструктуры Южной Осетии, расцениваются как геноцид и преступление против личности. По официальным данным, в результате грузинской агрессии в Южной Осетии погибло от 1600 до 2000 жителей Цхинвала и близлежащих сел <6>. Несомненно, любой этнический конфликт, когда действия его субъектов носят характер открытого противостояния, характеризуется значительными людскими и материальными потерями, а следовательно, действия какой-либо стороны можно расценить как преступные по отношению к другой.

<6> Российская газета. N 172(4729). 2008. 14 авг.

Каждый из типов конфликтов (конфликты "неуправляемых эмоций", "идеологических доктрин", "политических институтов") способен привести к преступлениям на этнической почве, в том числе к экстремизму, терроризму, массовым преступлениям против личности, преступлениям против основ конституционного строя и безопасности государства.

Исходя из вышеизложенного, можно с полной уверенностью отметить, что преступность в сфере межнациональных отношений - это объективная реальность и научная проблема.

Преступность в сфере межнациональных отношений можно определить как массовое, исторически изменчивое, социально-правовое, антиобщественное явление, слагающееся из совокупности действий, запрещенных уголовным законом (преступлений), совершаемых на определенной территории в тот или иной период времени по линии этнической общности.

Основными признаками и свойствами преступности в сфере межнациональных отношений следует признать следующие: 1) этническая преступность слагается не только из общего числа преступлений, но и лиц, их совершающих; 2) она (в отличие от конкретного преступления) представляет собой в известном смысле абстракцию; 3) совокупность уголовно наказуемых деяний, совершенных на данной территории по линии этнической общности, оценивается не только с точки зрения настоящего, но также прошлого и будущего времени. В этом смысле мы говорим о тенденциях преступности и ее закономерностях; 4) для полной оценки этнической преступности необходимо знать о ее социальных последствиях.

Преступность в сфере межнациональных отношений многопланова. В узком смысле этим понятием охватываются преступления, совершаемые по мотивам национальной, расовой, религиозной ненависти и вражды либо кровной мести. В широком - все преступления, совершаемые в сфере межнациональных отношений, в области национально-государственного и социального управления.

Главным критерием отнесения преступлений к первой группе является мотив национально-этнической ненависти и вражды. Данный мотив как психологический феномен - явление достаточно сложное и комплексное. Он может носить: 1) национально-этнический характер (в основе лежат представления об идеале национально-государственного устройства территориальной единицы, социальной и этнической справедливости, благе государства или этнической группы); 2) этнорелигиозный характер (стремление к переустройству социума в соответствии с одной из религиозных доктрин конкретной этнонациональной группы); 3) характер корысти или иной личной заинтересованности (кровная месть, межнациональная неприязнь и др.).

К подобным преступлениям, понимаемым в узком смысле, следует отнести возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ); преступления против жизни и здоровья по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти (гл. 16 УК РФ); преступления против собственности, если присутствует мотив национальной розни (гл. 21 УК РФ).

Этнический и религиозный характер мотивации этнических преступлений в чистом виде встречается достаточно редко. Современные этнологи приходят к выводу, что этноцентризм - это не единственная форма этнических взаимоотношений. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что этносы могут строить свои взаимоотношения на основе сотрудничества и уважения к иноэтническому окружению <7>. К этническому и религиозному мотивам преступлений, как правило, примешивается мотив корыстной или иной личностной заинтересованности. В отдельных случаях этническая мотивация объединяет и этноидеологические, и религиозные, и корыстные установки. Это единство бывает органичным - в каждом деле и во всяком побуждении человека присутствует личный интерес. Нередко этнические и религиозные мотивы оказываются лишь прикрытием корысти или иной личной заинтересованности (карьеризма, мести и т.п.).

<7> См.: Рощин С.К. Проблема этноцентризма: теория и политическая действительность XX века // Расы и народы (современные этнические и расовые проблемы). 1999. N 23. С. 76.

Преступления этнической направленности в большинстве своем носят групповой характер. Это связано с тем, что преступность в сфере межнациональных отношений является следствием протекающих межнациональных конфликтов в стране или регионе. А субъектами данных конфликтов, как правило, являются национально-этнические меньшинства, коренные малочисленные народы и другие этнические общности. В силу этого большинство преступлений в сфере межнациональных отношений могут быть отнесены ко второй группе, т.е. к преступлениям, понимаемым в широком смысле. К данной группе преступлений следует прежде всего отнести: этнополитические преступления (например, насильственный захват власти - ст. 278 УК РФ); совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом (ст. 35 УК РФ) - в том числе преступления транснационального характера; организацию преступного сообщества (ст. 210 УК РФ); терроризм (ст. 205 УК РФ); организацию незаконного вооруженного формирования или участие в нем (ст. 208 УК РФ); возбуждение ненависти либо вражды (ст. 282 УК РФ); преступления экстремистской направленности (ст. 280, ст. 282.1 - 282.2 УК РФ); геноцид (ст. 357 УК РФ); преступления, совершаемые мигрантами по линии этнической общности. Данные преступления имеют "разносторонний" характер (насильственные преступления, преступления в сфере экономической деятельности, транснациональные преступления).

Развал СССР, череда политических и экономических кризисов в России в последнее десятилетие XX в. дали мощный импульс развитию преступности в сфере межнациональных отношений. Основными тенденциями ее развития можно считать: трансформацию идеологических противоречий в вооруженные столкновения; интенсивное развитие этнополитической преступности на почве национализма и сепаратизма; возникновение русского национализма и фашизма, приобретение ими относительной популярности; неуклонный рост корыстной составляющей этнической преступности; значительная роль зарубежного влияния на эскалацию этнических конфликтов и преступности в России.

Особая опасность этнической преступности заключается в том, что она, во-первых, сопряжена со значительными человеческими жертвами; во-вторых, этническая преступность наносит значительный ущерб государственной безопасности, причиняет существенный вред экономическому развитию общества, подрывает обороноспособность страны; в-третьих, отдельные этнические преступления могут привести к разрушению государственности, этнодемографическим и гуманитарным катастрофам.

Целесообразно федеральным и региональным органам государственной власти поставить под контроль разработку научно-практических механизмов минимизации причин и условий возникновения этнических конфликтов и преступлений, а также методов борьбы с организованными этническими преступными группами.

Как уже было отмечено, основным признаком большинства этнических преступлений является их организованность, в силу чего данную проблему следует исследовать в срезе проблемы организованной преступности. По мнению В.В. Лунеева, организованная преступность видоизменяется, активно приспосабливается к неустоявшимся социально-экономическим и политическим условиям, ликвидирует респектабельные сферы экономики, проникая в легальный бизнес, во все властные структуры и политику <8>.

<8> См.: Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. М.: НОРМА, 1997. С. 309.

Среди всех преступлений, совершаемых организованными преступными группами или преступными сообществами (преступными организациями), самую большую долю занимают тяжкие и особо тяжкие преступления - около 80% <9>. Если же взять для сравнения данные общей статистики преступности, то доля тяжких и особо тяжких преступлений также стабильна, но составляет около 55 - 58% <10>. Это свидетельствует о чрезвычайно высокой степени общественной опасности не только преступлений, совершаемых организованными преступными группами, но прежде всего самих организованных групп и сообществ. Такая ситуация нашла законодательное отражение в действующем Уголовном кодексе РФ в виде криминализации действий по созданию одного из наиболее опасных видов организованной преступной группы - банды (ч. 1 ст. 209 УК РФ) и преступного сообщества (ч. 1 ст. 210 УК РФ).

<9> См.: Годунов И.В. Транснациональная организованная преступность в России: состояние, структур и особенности // Российский судья. 2002. N 8. С. 21.
<10> См.: Там же. С. 21.

Анализ материалов уголовных дел свидетельствует о том, что сегодня в значительной степени основой деятельности преступных сообществ (преступных организаций) является экономика (30 - 40% преступлений, совершаемых преступными организациями). Среди преступных сфер деятельности организованных групп (сообществ) следует отметить те, которые за последние 10 - 15 лет приобрели угрожающие для России размах и масштабы: международный терроризм, захват заложников, вербовка, финансирование и обучение наемников, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, легализация доходов, полученных преступным путем, торговля оружием, а также контрабанда, незаконная эмиграция, эксплуатация проституции третьими лицами. Все эти преступления имеют характер транснациональных преступлений.

Практика оперативно-розыскной деятельности свидетельствует, что во многих регионах России сложились и активно действуют устойчивые преступные группировки, которые фактически паразитируют на структурах, занимающихся бизнесом. Имеют место факты попыток поборов и с государственных структур под видом их охраны от рэкета. Опасное распространение получили заказные убийства, а также силовые разборки с кровопролитием между конкурирующими преступными группировками. С точки зрения спецслужб, наиболее опасными регионами России в связи с активной деятельностью организованных преступных групп являются: Владивосток, Находка, Уссурийск, Хабаровск, Иркутск, Красноярск, Кемеровская обл., Екатеринбург, Саратов, Краснодар, Дагестан, Москва и Московская обл., Санкт-Петербург.

В России высокими темпами растет активность преступных организаций, сформировавшихся по этническому признаку.

Наряду с либерализацией пограничного контроля, несовершенством иммиграционного законодательства этому способствует естественная, а порой и искусственно формируемая национальная замкнутость иностранных диаспор.

В Приморском крае сейчас действует пять ОПГ, организованных по национальному признаку, - диаспор, а до недавнего времени действовали еще семь крупных российских ОПГ, сейчас же многие криминальные авторитеты отошли от дел и образовавшуюся нишу занимают более мелкие ОПГ, число которых огромно. Всего в настоящее время на территории России действует более 43 тысяч преступных формирований различной степени организованности и масштаба деятельности, из них: 160 крупных организованных преступных сообществ и около 35 тысяч небольших (до 20 человек) групп. Около 600 группировок созданы по национальному "неславянскому" признаку, т.е. в их составе до 95% лица только одной национальности (неславянской) <11>. Эти группировки, как правило, стремятся к "специализации" своей криминальной деятельности. Так, например, "азербайджанские" группировки стремятся расширить свой контроль над наркобизнесом, азартными играми и торговлей на рынках; "армянские" - над торговлей крадеными автомашинами, группами мошенников разного рода; "грузинские" и некоторые северокавказские группировки специализируются на квартирных кражах, захвате заложников и разбоях: "чеченские" - стремятся контролировать топливно-энергетический и автомобильный бизнес, финансово-кредитные учреждения и предприятия, добывающие и торгующие редкоземельными металлами.

<11> URL: http://www.crime.ru/Main/FMAIN.htm. Дежурная часть.

Китайская группировка совершает грабежи и рэкет в отношении соотечественников, в частности в поездах сообщением "Москва - Пекин - Москва", и занимается нелегальным бизнесом. Чеченская группировка, связанная с российскими и зарубежными преступниками, контролирует экспорт сырья и импорт потребительских товаров, осуществляемые через порты Владивостока, Находки и Санкт-Петербурга. Отмечены также высокая активность и негативные качественные изменения криминальной деятельности вооруженных группировок из числа граждан Афганистана, Вьетнама, Китая, Монголии, Шри-Ланки, специализирующихся на совершении корыстно-насильственных преступлений и отличающихся особой жестокостью в отношении жертв, а также вооруженным сопротивлением силам правопорядка <12>.

<12> См.: Полицейское сотрудничество стран Центральной и Восточной Европы // Борьба с преступностью за рубежом (по материалам зарубежной печати). М., 2001. С. 73.

Есть сведения о том, что российские криминальные авторитеты провели в 1996 г. в Лос-Анджелесе (США) встречу с лидерами наиболее крупных иностранных этнических группировок, действующих в России, с целью разграничения сфер влияния. О достижении соглашения косвенно свидетельствуют следующие данные. Вьетнамские преступники специализируются на операциях по обмену валюты среди своих соотечественников, а также скупке золотосодержащих электронных плат. Африканцы поставляют в нашу страну контрабандные товары, наркотики и проституток. Преступные китайские группировки кроме переправки своих соотечественников на Запад занимаются рэкетом в отношении их, проявляя особую активность в трехсоткилометровой приграничной зоне <13>.

<13> См.: Российская организованная преступность: новая угроза / Под ред. Фила Вильямса. М., 2000. С. 145.

Организованные преступные группировки в зависимости от условий их функционирования и конъюнктуры черного рынка меняют свою криминальную специализацию, если это содействует росту доходов. В последнее время все чаще начинают появляться преступные группировки из числа участников вооруженных формирований, которые по различным причинам покидают зоны межэтнических конфликтов в бывших республиках Союза и перемещаются в Россию. Такие группы хорошо вооружены, дисциплинированы, имеют опыт ведения боевых действий и, как правило, находятся на нелегальном положении.

Например, в Республике Дагестан сферой деятельности организованной преступности является незаконный оборот нефти и ее продуктов, а также алкогольной продукции.

В то же время преступные сообщества имеют иные, специфические для отдельных регионов направления деятельности. Это бандитизм, преступления экстремистского характера, незаконный оборот оружия и др. В той же Республике Дагестан в 2005 г. сотрудниками правоохранительных органов УБОП разрабатывались 3 преступных сообщества: 2 - экстремистской и террористической направленности и 1 - на стыке общеуголовной и экономической направленности <14>. В результате проведения комплекса оперативно-розыскных мероприятий в 2004 г. было выявлено преступное сообщество экстремистской направленности, члены которого совершали покушения на сотрудников правоохранительных органов. Было установлено 16 участников преступных сообществ, из них 10 арестованы <15>. В Дагестане ведется оперативная разработка преступного сообщества "Ваххабиты" - экстремистско-террористической направленности, "Джамаат" - террористической направленности. Материалы уголовных дел, возбужденных в отношении участников преступных сообществ, объединены в одно производство и по 19 эпизодам направлены в суд <16>.

<14> См.: Рашидханов Р.К. Проблемы борьбы с преступными сообществами в Республике Дагестан // Российский следователь. 2005. N 4. С. 33.
<15> См.: Там же. С. 33.
<16> Данные взяты из справки по итогам работы УБОП МВД РД за 12 месяцев 2004 г.

Транснациональная организованная преступность на территории Российской Федерации в принципе имеет ту же структуру, что и в других странах. В основном в рамках этого вида организованной преступности осуществляется следующая преступная деятельность: заказные убийства и криминальные разборки; наркобизнес; незаконная деятельность иностранных граждан на территории России; экономические преступления; незаконный оборот оружия и прочее. Для того чтобы более полно получить представление о состоянии транснациональной организованной преступности в России, имеющей этническую подоплеку, остановимся на некоторых видах преступной деятельности транснационального характера. Прежде всего это такие виды деятельности, как незаконная миграция, торговля наркотиками, отмывание грязных денег. Ежегодно транснациональные преступные сообщества незаконно вывозят более 1 млн. нелегальных мигрантов, доходы от этой преступной деятельности превышают 3,5 млрд. долларов США. Общий стоимостный объем операций в наркобизнесе в год в конце 90-х годов превысил 500 млрд. долларов США. Около 90 млрд. долларов США, полученных в результате незаконного оборота наркотиков, отмывается и используется в качестве легальных инвестиций. А всего, по оценкам Международного валютного фонда, в мире ежегодно отмывается около 600 млрд. долларов США, полученных незаконным путем <17>.

<17> См.: Гуров А., Ковалев Н. и др. XXI век против глобализации преступности // Московские новости. 2000. 27 нояб.

Борьба с русской мафией за рубежом часто освещалась на страницах печатных изданий. В Канаде ее называют восточноевропейской, а скоро и этот термин устареет, так как в результате двухлетнего следствия, проведенного канадской полицией в сотрудничестве с полицией США, Голландии и России, выяснилось, что эта мафия давно уже сотрудничает с китайскими триадами, итальянскими мафиози и представителями организованной преступности Ямайки. Область деятельности преступников, как сообщает полиция, была довольно широкой - от торговли кокаином и проституции до электронного мошенничества, контрабанды наркотиков и драгоценных камней, подделки иммиграционных документов и даже вооруженного налета на банк, во время которого был ранен полицейский. Международные эксперты считают успешно проведенную операцию ("Осада-2") по расследованию дела восточноевропейской мафии самым крупным ударом по криминальному миру бывшего СССР за всю историю борьбы с этим явлением на Западе <18>.

<18> Время. 1999. 16 дек.

В одной из публикаций было сказано, что "министр внутренних дел Испании Хайме Майор Ореха заявил, что "весьма озабочен" усилением позиций наших соотечественников - мафиози на Канарских островах". Ссылаясь на источники в полиции и жандармерии, "Мундо" сообщила, что русская мафия, пустившая глубокие корни на Канарских островах, использует этот "плацдарм" как перевалочный пункт для незаконной торговли оружием. В этой газете опубликован конфиденциальный документ полиции, в котором констатируется, что российские преступники наладили в далекой Латинской Америке подделку паспортов, позволяющих русским мафиози проникать на Канарские острова и даже получать там карточки резидентов. Осев на "благословенных островах", русские не только торгуют оружием, но и отмывают грязные деньги, скупая здесь недвижимость, в том числе и целые туристические комплексы, для чего наладили сотрудничество с другими иностранными мафиями <19>.

<19> См.: "Русский марш" в Испании. Миф или реальность? // Трибуна. 1999. 11 нояб.

В этой же статье российской организованной преступности отводится четвертое место в рейтинге криминального мира. Осев в начале 90-х годов в Аликанте, на Коста-дель-Соль, на Канарских и Балеарских островах, они, по определению полиции, занимаются главным образом "организацией и эксплуатацией проституции, вымогательством у своих соотечественников - банкиров и предпринимателей и отмыванием денег через покупку недвижимости и ресторанов". Как отмечает "Пайс", цитируя политические документы, русская мафия представлена бандами, в которые входят в основном чеченцы, белорусы и украинцы. Такой странный состав "русских" объясняется тем, что в этот разряд испанская полиция, как правило, записывает всех граждан бывшего Советского Союза.

Одной из форм легализации преступных доходов является проведение незаконных операций по обналичиванию и обезналичиванию денежных средств. Сотрудниками МВД России пресечена деятельность трех коммерческих банков, объединившихся в своеобразный "холдинг" с целью осуществления легализации преступных доходов, принадлежащих крупным преступным сообществам. В ходе проведения следственных действий установлено, что члены преступного сообщества, занимая руководящие должности в банках, создали сеть фиктивных фирм для проведения незаконных операций по обналичиванию, обезналичиванию, а также перечислению легализованных денежных средств на счета зарубежных фирм в иностранные банки. В результате деятельности преступного сообщества отмыто около 17 млн. долл. США, приобретенных путем вымогательства, мошенничества, незаконного предпринимательства и т.п., при этом полученный преступниками доход составил 2,3 млн. долл. <20>.

<20> См.: Житкова Е.Л. Способы легализации имущества, добытого заведомо незаконным путем // Гражданин и право. 2006. N 3. С. 34.

Общественная опасность легализации преступных доходов с финансово-экономической точки зрения обусловлена тем, что она сопряжена с вовлечением в сферу легального оборота денежных средств и иного имущества, приобретенных преступным путем. Легализация (отмывание) подобного имущества не только нарушает установленный порядок осуществления экономической деятельности, но и способствует распространению наиболее опасных форм нелегального "предпринимательства", находящихся под контролем организованной преступности (наркобизнес, торговля оружием, похищение людей и многие другие).

Общественная опасность легализации преступно приобретенных денежных средств и другого имущества состоит в возникновении неконтролируемого "серого", или теневого, сектора экономики, приносящего ущерб финансовым интересам государства, нарушающего правила конкуренции на рынке <21>. По данным Госкомстата РФ, теневой сектор экономики в России составляет 40% ВВП. Если в 2006 г. ВВП достиг уровня в 25 трлн. руб., то нетрудно посчитать, что в рублевом эквиваленте теневой сектор экономики оценивается в 10 трлн. руб. По сути, это два годовых бюджета страны <22>.

<21> См.: Верин В.П. О некоторых вопросах судебной практики по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2005. N 2. С. 22.
<22> См.: Пименов Н.А. Легализация денежных средств, добытых преступным путем, как угроза экономической безопасности // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2007. N 11. С. 41.

Кроме того, преступно приобретенные доходы легализуются, а затем инвестируются в коммерческую деятельность, ставя ее тем самым под контроль организованных преступных структур и расширяя сферу их влияния. Так, по данным следственных органов, некоторые руководители и сотрудники нефтяной компании "ЮКОС" в течение 2000 - 2003 гг. похитили и легализовали путем вывода за рубеж денежные средства в размере около 7 млрд. долл. <23>. Это, в свою очередь, нагнетает социальную напряженность, продуцирует деструктивные процессы в легальной экономической деятельности, девальвирует привлекательность законного и честного бизнеса, вызывает отток частных (в том числе иностранных) инвестиций, создает экономическую базу для приобретения криминалитетом политической власти в стране.

<23> См.: Там же. С. 43.

Накопление капитала преступными формированиями, внедрение его в легальный гражданский оборот, а также использование за пределами страны позволяют получать значительные преимущества в конкурентной борьбе, создают неблагоприятный климат для любых инвестиций и ведут к подрыву национальной экономики. Привлечение средств из незаконных финансовых источников вызывает, в свою очередь, дестабилизацию кредитных организаций, угрожает самостоятельности банковской системы в целом <24>.

<24> См.: Коротков А.П. Преступления в сфере экономической деятельности как угроза экономической безопасности России. Научно-практическое издание. М.: ПРИОР, 2002. С. 70.

Характерной чертой, также определяющей повышенную общественную опасность легализации преступных доходов, является участие в преступных схемах так называемых белых воротничков, а именно привилегированных преступников, имеющих юридическое или экономическое образование, ученую степень, связи на высоком уровне, что связано с угрозой использования этими лицами не только изощренных способов легализации, но и стандартного для России механизма подкупа должностных лиц, участвующих в возбуждении и расследовании преступлений, связанных с легализацией.

В теории криминологии выделяется различное количество признаков, характеризующих организованные преступные формирования как элементы организованной преступности. Они достаточно типичны, однако если говорить об организованной этнической преступности экономической направленности, то можно выделить следующие признаки.

Такие преступные организации имеют:

- финансовую базу в виде общих денежных фондов, недвижимости и т.п., для решения "общих" задач, позволяющую, кроме того, обеспечивать высокую техническую оснащенность;

- информационную базу, позволяющую иметь сведения о выгодных и безопасных направлениях преступной деятельности, применении специальных методов разведки и контрразведки;

- конспиративный характер преступной деятельности, наличие системы планомерной нейтрализации всех форм социального контроля.

Основными направлениями страхования криминальных рисков, используемыми наиболее эффективными криминальными организациями, являются следующие.

1. Заключение системы незаконных скрытых соглашений между участниками. Различные виды криминальных организаций появляются как результат замены краткосрочных и случайных контрактов устойчивыми отношениями, единым контрактом, что позволяет контролировать поведение участников сделок, обеспечивать надежность экономической среды, контролировать подключение к преступной группе тех, кто оказывается под ее покровительством. Прочность криминального контракта является важнейшим фактором эффективности организации и снижения уровня криминального риска, позволяет увеличить масштаб операций, размеры рынка, надежность цепочки "производитель - посредник - потребитель" (в случае производительной незаконной деятельности).

Прочность криминального контракта определяется во многом тем, какие механизмы мотивации используются для сплочения участников организации.

Механизм материальной мотивации основан на стремлении получить экономическую выгоду от участия в незаконной деятельности преступной организации.

Механизм принудительной мотивации основан на властном принуждении к соблюдению норм и угрозе жесткими санкциями.

Механизм статусной мотивации основан на заинтересованности занять определенное место в иерархической структуре криминальной организации, что дает доступ к материальным и иным благам.

Механизм идентификации основан на использовании фундаментальной человеческой потребности в принадлежности к какому-либо сообществу, в причастности к ее целям, нормам, идеалам. Данный механизм является одним из наиболее мощных и присущ преступным организациям, имеющим длительную историю. Это мощный механизм стимулирования любой активности, использующий фундаментальную потребность человека в идентификации с каким-либо сообществом.

Рассматривая наиболее эффективные криминальные организации, к которым прежде всего относятся мафиозные, можно отметить наличие всех основных механизмов мотивации, обеспечивающих сплочение и эффективность.

Отсутствие какого-либо механизма делает преступную организацию более уязвимой и менее устойчивой. К такому типу организаций относятся многие из тех, что сложились на территории бывшего СССР. Ввиду относительной краткости периода существования основными связующими средствами являются механизмы принудительной и материальной мотивации. Если в подобной организации иссякает источник доходов, то она с легкостью распадается. Такие особенности характерны, в частности, для профессиональных преступных групп. Напротив, преступные организации на этнической основе отличаются высокой сплоченностью и жизнестойкостью.

2. Ограничение для членов организации до минимума контактов с правоохранительными органами. Например, в итальянской мафии действует закон омерты - обета молчания, за нарушение которого предусмотрены жесткие санкции (как правило, убийство).

3. Криминальная специализация является важным фактором, формирующим институциональную основу криминальной экономической деятельности. Безопасность при осуществлении противоправной деятельности требует выработки у ее субъекта специфических навыков и умений, наличия специальных знаний. Без этого достижение цели становится крайне рискованным или невозможным. Необходимость специализации формирует систему передачи криминального профессионального опыта, воспитания, что осуществляется посредством формирования субкультуры, неформальных норм и правил поведения. Криминальная специализация приобретает особое значение при совершении сложных экономических преступлений, требующих согласованных действий высококвалифицированных специалистов. Примером, на наш взгляд, криминальной специализации может стать совершение хищения финансовых ресурсов из системы центрального банка, предполагающее детальное знание технологии расчетов между банками через систему расчетно-кассовых центров, документооборота, методов передачи информации, шифровки и т.д. Незаконный вывоз капитала за рубеж предполагает знание особенностей постоянно совершенствующейся системы валютного и экспортного контроля, режима использования различных финансовых инструментов. Криминальная специализация имеет также еще одно измерение. Ее высшим проявлением выступает создание структур, специализированных на применении насилия, коррупции и институциональном регулировании.

4. Отмывание доходов, полученных преступным путем, и их инфильтрация в легальный бизнес. Это придает преступным организациям видимость респектабельности, а также дает возможность использовать покровительство при проведении контрразведывательных действий, что чрезвычайно затрудняет проведение внезапных операций против них.

5. Профессиональное использование основных государственных и социально-экономических институтов, действующих в стране и мире в целях создания внешней законности своей преступной деятельности.

Таковы универсальные элементы modus operandi, используемые криминальными организациями различных типов. Вместе с тем существует категория преступных организаций, демонстрирующих особую эффективность в достижении целей и подавлении социального контроля. Эта эффективность обусловлена применением специфического modus operandi, метода деятельности, который получил название "мафия-метод".

Качественное изменение эффективности и общественной опасности криминальной организации происходит после того, как основные виды деятельности, на основе которых формируется впоследствии мафия-метод, обособляются и закрепляются за особыми организационными структурами, становящимися институциональными оболочками для безопасного осуществления криминальной экономической деятельности конкретных деловых предприятий. Преступные организации, применяющие мафия-метод, составляют особую категорию организованной преступности, которую принято обозначать понятием "синдикализированная преступность", "мафия", или "организованная экономическая преступность".

Эта организация-оболочка представляет собой криминальный институт, т.е. систему противоправных правил и норм поведения, а также санкционный механизм. Именно в этой среде успешно действуют преступные предприятия. По отношению к преступным предприятиям эти институты представляют собой ту среду, где осуществление криминальных операций и сделок требует минимальных издержек. Описывая эту среду, можно привести аналогию с деятельностью биржи. Допуская к участию в торгах только членов биржи, т.е. специально проверенных и отобранных субъектов, стандартизируя процедуру и параметры сделки, содержание контрактов, гарантируя их исполнение, регламентируя другие аспекты отношений, биржа позволяет резко снизить издержки сделок и увеличить оборот. Аналогичные функции выполняет и криминальная организация.

Подводя итог, следует отметить, что в перспективе развитие транснациональной, в том числе этнической, организованной преступности будет определяться общей экономической ситуацией в стране и в мире. Если она не получит положительного развития, то наиболее крупные преступнее сообщества с высокой вероятностью предпримут попытку вновь поделить рынок влияния. При этом неизбежна очередная вспышка насилия, и возможно межнационального насилия.

В борьбе с такими подвидами этнической преступности, как экстремизм, терроризм, организованная и насильственная преступность, следует учитывать и применять меры правового, организационного, материального, технического характера.

К мерам правового характера можно отнести рекомендации по изменению и дополнению положений Уголовного кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, ряда федеральных законов, регулирующих правовое обеспечение противодействия отдельным видам преступности.

Предложенные законодателем дефиниции не всегда позволяют точно определить сущность этнических и экстремистских преступлений, уяснить их признаки. Представляется, что необходимо сформулировать и законодательно зафиксировать четкую и емкую дефиницию этнических и экстремистских преступлений с указанием конкретных признаков данных общественно опасных деяний. Возможно, следует объединить такие преступления в одну главу или раздел Уголовного кодекса.

Предлагается внести дополнение в ст. 210 УК РФ, где в качестве квалифицирующих признаков рассматривать создание преступного сообщества по этническому признаку и участие в таковом.

Настаивают на необходимости принятия специального комплексного закона о преступлениях на расовой почве, который трактовал бы насилие, мотивированное расовой и этнической враждой, как основной квалифицирующий признак преступления, а не как лишь отягчающее вину обстоятельство, переняв опыт у отдельных зарубежных стран. Как, например, подобное законодательство уже принято в Англии, Германии, США и ряде других стран. В 2003 г. ОБСЕ призвала страны, входящие в эту организацию, принять специальные законодательные акты об ответственности за преступления на почве расовой ненависти.

Организационные меры борьбы с этнической преступностью включают вопросы повышения эффективности взаимодействия соответствующих субъектов в процессе борьбы. Здесь выявлены такие проблемы, как дублирование функций соответствующих компетентных органов; отсутствие эффективности их работы; усилия со стороны этнических организованных преступных групп по созданию группы защиты их интересов со стороны правоохранительных органов; отсутствие криминологической экспертизы законов; отсутствие в уголовной статистике раздела об этнических преступлениях, что затрудняет их криминологический анализ и выработку мер по борьбе с ними. Необходимо сделать сравнительную криминологическую характеристику этой преступности в разрезе регионов, а не только по Москве, Московской области и Санкт-Петербургу.

Проблема повышения эффективности организационных механизмов в области расследования этнических преступлений включает следующие аспекты:

  1. Обеспечение мобильности следователей, доступа к информационным базам данных. Требуется ускорить реализацию требований соответствующих приказов Председателя Следственного комитета об организации использования следователями современных компьютерных учетных или аналитических программ.
  2. Организация подготовки следователей с широким знанием криминалистики для качественного расследования преступлений в сфере межнациональных отношений.
  3. Развитие института судебной медицины на местах, повышение знаний следователя в области судебной медицины.
  4. Содержание федеральной и региональной целевых программ по формированию и реализации комплексных мер по своевременному выявлению особо тяжких преступлений против личности, носящих признаки серийности, в том числе этнической направленности.

К техническим мерам отнесены: 1) создание специализированного программного обеспечения поддержки и принятия управленческих решений в сфере борьбы с отдельными подвидами этнических преступлений; 2) создание автоматизированных информационно-поисковых систем применительно к решению задач обнаружения и квалификации отдельных видов этнических преступлений; 3) разработка и внедрение организационно-технического обеспечения быстрого фиксирования следов неочевидных этнических преступлений.

Только лишь реализация комплексного механизма борьбы с этническими преступлениями может привести к снижению их уровня в России.