Мудрый Юрист

К вопросу о контроле представительного органа муниципального образования за деятельностью местной администрации

Гладких Н.М., старший преподаватель кафедры конституционного административного и муниципального права ЮУрГУ, депутат, председатель Комиссии по нормотворчеству, соблюдению законности и правопорядка, депутатской этике, местному самоуправлению, связи с общественными организациями городского собрания депутатов муниципального образования "Чебаркульский городской округ" Челябинской области.

Представительный орган муниципального образования - орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Как отмечает В.А. Баранчиков, в системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления, состоящим из депутатов.

Принято считать, что представительный орган играет роль главного контроля, имея контрольные функции, может руководить местной администрацией и осуществлять контроль за деятельностью ее структурных подразделений и должностных лиц.

Контроль со стороны представительного органа муниципального образования за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения закреплен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в ст. 35 (ч. 10), 36 (ч. 5), ст. 77. В ст. 35 установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. В ст. 36 закреплено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. В ст. 77 указано, что органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования. Такими функциями уставом наделяется прежде всего представительный орган муниципального образования.

Контроль представительного органа муниципального образования, его постоянных комиссий и депутатов включает в себя следующие направления:

  1. контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения;
  2. контроль за осуществлением органами и должностными лицами муниципального образования переданных им отдельных государственных полномочий;
  3. контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц муниципального образования уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительным органом муниципального образования. Некоторые исследователи дополняют данные направления, но, по мнению автора, применительно к теме нашего исследования достаточно рассмотрения указанных направлений.

Контроль представительного органа муниципального образования, его постоянных комиссий и депутатов осуществляется посредством следующих форм и методов:

  1. Организация и проведение расследований представительным органом муниципального образования, депутатских расследований. Например, собранием Чебаркульского городского собрания депутатов МО "Чебаркульский городской округ" принято Положение о депутатском расследовании, на основании которого проведены депутатские расследования.
  2. Организация и проведение публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Например, Собранием депутатов Миасского городского округа Челябинской области 25 августа 2006 г. принято решение N 4 "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Миасском городском округе", аналогичные решения приняты и в других муниципальных образованиях, на основании которых проводятся публичные слушания.
  3. Заслушивание отчетов, сообщений и информаций главы местной администрации, руководителей органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по различным вопросам осуществления местного самоуправления. В качестве примера можно привести Постановление от 6 марта 2006 г. N 9 собрания Чебаркульского городского собрания депутатов МО "Чебаркульский городской округ" "Об отчете о деятельности главы городского округа администрации города за 2005 год". Такая практика существует и в других муниципальных образованиях.
  4. Утверждение и принятие местного бюджета и отчета о его исполнении, планов и программ развития муниципального образования и отчетов об их исполнении, структуры местной администрации и положений об органах местной администрации. Так, Собранием депутатов Миасского городского округа 25 апреля 2008 г. принято решение N 18 "Об утверждении структуры и лимита численности Администрации Миасского городского округа". В качестве примера принятия положения об органах местной администрации можно привести решение от 29 декабря 2005 г. N 15 Собрания депутатов Миасского городского округа МО "Миасский городской округ" "Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа и структуры управления социальной защиты населения Миасского городского округа".
  5. Дача согласия главе местной администрации на назначение заместителей главы местной администрации, руководителей органов местной администрации. В качестве подтверждения приведем Постановление от 4 мая 2006 г. N 19 собрания Чебаркульского городского собрания депутатов МО "Чебаркульский городской округ" "О согласовании кандидатуры на должность первого заместителя главы Чебаркульского городского округа".
  6. Направление депутатских запросов руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Например, главе администрации Чебаркульского городского округа был направлен депутатский запрос по решению от 4 марта 2008 г. N 143 собрания Чебаркульского городского собрания депутатов МО "Чебаркульский городской округ" "О состоянии электрических сетей от ОАО "Чебаркульская птицефабрика" до поселка Каширинский".

Данные положения о контроле указаны непосредственно в уставах муниципальных образований. Так, в п. 9 ст. 25а Устава муниципального образования "Чебаркульский городской округ" записано: "В исключительной компетенции Собрания депутатов находятся: контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения".

Данные полномочия прописаны и в уставах других муниципальных образований.

В качестве примера можно привести деятельность по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения Собрания депутатов муниципального образования "Чебаркульский городской округ". Так, в связи с недоработкой Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Чебаркульского городского округа решением Собрания депутатов данный проект был отклонен и поступило предложение создать рабочую группу для доработки данного Положения, с включением в данную рабочую группу председателей комиссии собрания депутатов. Были отправлены на доработку и другие проекты решений. Всего отправлено на доработку в 2006 г. - 10, в 2007 г. - 6.

Особое внимание со стороны депутатов вызывают вопросы деятельности коммунальных служб. Так, при рассмотрении проекта Постановления "О ходе подготовки жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимний период 2006 - 2007 гг." на заседании Собрания депутатов муниципального образования "Чебаркульский городской округ" было выяснено, что недостаточно денежных средств для подготовки жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимний период 2006 - 2007 гг. Для решения данной проблемы было предложено первому заместителю Главы администрации обратиться к Правительству Челябинской области с вопросом возможного увеличения средств из областного бюджета, предполагаемых на выполнение ремонтных работ по подготовке к зиме жилищно-коммунального хозяйства города, в связи с удорожанием материалов.

Также, по мнению автора, необходимо обратить внимание на то, что имеются случаи, когда все формы воздействия на главу администрации использованы, депутаты представительного органа обращаются за помощью к главе субъекта РФ. Так, депутаты Карталинской районной Думы Челябинской области обратились с письмом к губернатору Челябинской области с просьбой направить в район представителей областных властей. В обоснование просьбы приводятся такие данные: долги муниципалитета за коммунальные услуги возросли с 7 до 35 миллионов рублей, что грозит срывом подготовки к зимнему сезону, были выявлены финансовые нарушения. Попытки исправить сложившуюся ситуацию ни к чему не привели. По данному письму была проведена встреча главы администрации района с заместителем губернатора Челябинской области, в ходе которой факты, изложенные в письме, подтвердились. Решение по данному вопросу сводится к тому, что официальный представитель областных властей возьмет на себя задачу по исправлению кризисной ситуации. Исходя из приведенного примера, можно сделать вывод, что необходимо законодательно закрепить вмешательство в деятельность глав администраций государственных органов.

Хотелось бы обратить внимание на то, что в настоящее время не существует административной ответственности за невыполнение должностными лицами муниципальных исполнительных органов законных требований депутата либо создание препятствий при осуществлении им своих полномочий, а равно предоставление депутату заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата. Для устранения данного вопроса представительные органы муниципальных образований вынуждены обращаться к законодательным органам субъектов о введении административной ответственности за данные нарушения.

На основании проведенного исследования деятельности представительного органа по контролю за деятельностью местной администрации можно сделать следующие выводы:

  1. Представительный орган играет роль главного контроля, имея контрольные функции, может руководить местной администрацией и осуществлять контроль за деятельностью ее структурных подразделений и должностных лиц.
  2. В связи с тем что в настоящее время в законодательстве субъектов Российской Федерации отсутствует административная ответственность за невыполнение должностными лицами муниципальных исполнительных органов законных требований депутата либо за создание препятствий при осуществлении им своих полномочий, а равно предоставление депутату заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата и неявку должностных лиц на заседания представительных органов местного самоуправления, необходимо в целях усиления контроля предусмотреть на уровне субъектов Российской Федерации административную ответственность за невыполнение должностными лицами муниципальных исполнительных органов законных требований депутата либо за создание препятствий при осуществлении им своих полномочий, а равно предоставление депутату заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата и неявку должностных лиц на заседания представительных органов местного самоуправления.