К вопросу о контроле представительного органа муниципального образования за деятельностью местной администрации
Гладких Н.М., старший преподаватель кафедры конституционного административного и муниципального права ЮУрГУ, депутат, председатель Комиссии по нормотворчеству, соблюдению законности и правопорядка, депутатской этике, местному самоуправлению, связи с общественными организациями городского собрания депутатов муниципального образования "Чебаркульский городской округ" Челябинской области.
Представительный орган муниципального образования - орган, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования. Как отмечает В.А. Баранчиков, в системе органов, формируемых в муниципальном управлении, ведущая роль принадлежит представительным органам местного самоуправления, состоящим из депутатов.
Принято считать, что представительный орган играет роль главного контроля, имея контрольные функции, может руководить местной администрацией и осуществлять контроль за деятельностью ее структурных подразделений и должностных лиц.
Контроль со стороны представительного органа муниципального образования за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения закреплен в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в ст. 35 (ч. 10), 36 (ч. 5), ст. 77. В ст. 35 установлено, что в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится контроль за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения. В ст. 36 закреплено, что глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования. В ст. 77 указано, что органы и должностные лица местного самоуправления, наделенные в соответствии с уставом муниципального образования контрольными функциями, осуществляют контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительного органа муниципального образования. Такими функциями уставом наделяется прежде всего представительный орган муниципального образования.
Контроль представительного органа муниципального образования, его постоянных комиссий и депутатов включает в себя следующие направления:
- контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения;
- контроль за осуществлением органами и должностными лицами муниципального образования переданных им отдельных государственных полномочий;
- контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц муниципального образования уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительным органом муниципального образования. Некоторые исследователи дополняют данные направления, но, по мнению автора, применительно к теме нашего исследования достаточно рассмотрения указанных направлений.
Контроль представительного органа муниципального образования, его постоянных комиссий и депутатов осуществляется посредством следующих форм и методов:
- Организация и проведение расследований представительным органом муниципального образования, депутатских расследований. Например, собранием Чебаркульского городского собрания депутатов МО "Чебаркульский городской округ" принято Положение о депутатском расследовании, на основании которого проведены депутатские расследования.
- Организация и проведение публичных слушаний для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения. Например, Собранием депутатов Миасского городского округа Челябинской области 25 августа 2006 г. принято решение N 4 "Об утверждении Положения о порядке организации и проведения публичных слушаний в Миасском городском округе", аналогичные решения приняты и в других муниципальных образованиях, на основании которых проводятся публичные слушания.
- Заслушивание отчетов, сообщений и информаций главы местной администрации, руководителей органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений по различным вопросам осуществления местного самоуправления. В качестве примера можно привести Постановление от 6 марта 2006 г. N 9 собрания Чебаркульского городского собрания депутатов МО "Чебаркульский городской округ" "Об отчете о деятельности главы городского округа администрации города за 2005 год". Такая практика существует и в других муниципальных образованиях.
- Утверждение и принятие местного бюджета и отчета о его исполнении, планов и программ развития муниципального образования и отчетов об их исполнении, структуры местной администрации и положений об органах местной администрации. Так, Собранием депутатов Миасского городского округа 25 апреля 2008 г. принято решение N 18 "Об утверждении структуры и лимита численности Администрации Миасского городского округа". В качестве примера принятия положения об органах местной администрации можно привести решение от 29 декабря 2005 г. N 15 Собрания депутатов Миасского городского округа МО "Миасский городской округ" "Об утверждении Положения об управлении социальной защиты населения Администрации Миасского городского округа и структуры управления социальной защиты населения Миасского городского округа".
- Дача согласия главе местной администрации на назначение заместителей главы местной администрации, руководителей органов местной администрации. В качестве подтверждения приведем Постановление от 4 мая 2006 г. N 19 собрания Чебаркульского городского собрания депутатов МО "Чебаркульский городской округ" "О согласовании кандидатуры на должность первого заместителя главы Чебаркульского городского округа".
- Направление депутатских запросов руководителям органов местной администрации, муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений. Например, главе администрации Чебаркульского городского округа был направлен депутатский запрос по решению от 4 марта 2008 г. N 143 собрания Чебаркульского городского собрания депутатов МО "Чебаркульский городской округ" "О состоянии электрических сетей от ОАО "Чебаркульская птицефабрика" до поселка Каширинский".
Данные положения о контроле указаны непосредственно в уставах муниципальных образований. Так, в п. 9 ст. 25а Устава муниципального образования "Чебаркульский городской округ" записано: "В исключительной компетенции Собрания депутатов находятся: контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения".
Данные полномочия прописаны и в уставах других муниципальных образований.
В качестве примера можно привести деятельность по контролю за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения Собрания депутатов муниципального образования "Чебаркульский городской округ". Так, в связи с недоработкой Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью Чебаркульского городского округа решением Собрания депутатов данный проект был отклонен и поступило предложение создать рабочую группу для доработки данного Положения, с включением в данную рабочую группу председателей комиссии собрания депутатов. Были отправлены на доработку и другие проекты решений. Всего отправлено на доработку в 2006 г. - 10, в 2007 г. - 6.
Особое внимание со стороны депутатов вызывают вопросы деятельности коммунальных служб. Так, при рассмотрении проекта Постановления "О ходе подготовки жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимний период 2006 - 2007 гг." на заседании Собрания депутатов муниципального образования "Чебаркульский городской округ" было выяснено, что недостаточно денежных средств для подготовки жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимний период 2006 - 2007 гг. Для решения данной проблемы было предложено первому заместителю Главы администрации обратиться к Правительству Челябинской области с вопросом возможного увеличения средств из областного бюджета, предполагаемых на выполнение ремонтных работ по подготовке к зиме жилищно-коммунального хозяйства города, в связи с удорожанием материалов.
Также, по мнению автора, необходимо обратить внимание на то, что имеются случаи, когда все формы воздействия на главу администрации использованы, депутаты представительного органа обращаются за помощью к главе субъекта РФ. Так, депутаты Карталинской районной Думы Челябинской области обратились с письмом к губернатору Челябинской области с просьбой направить в район представителей областных властей. В обоснование просьбы приводятся такие данные: долги муниципалитета за коммунальные услуги возросли с 7 до 35 миллионов рублей, что грозит срывом подготовки к зимнему сезону, были выявлены финансовые нарушения. Попытки исправить сложившуюся ситуацию ни к чему не привели. По данному письму была проведена встреча главы администрации района с заместителем губернатора Челябинской области, в ходе которой факты, изложенные в письме, подтвердились. Решение по данному вопросу сводится к тому, что официальный представитель областных властей возьмет на себя задачу по исправлению кризисной ситуации. Исходя из приведенного примера, можно сделать вывод, что необходимо законодательно закрепить вмешательство в деятельность глав администраций государственных органов.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в настоящее время не существует административной ответственности за невыполнение должностными лицами муниципальных исполнительных органов законных требований депутата либо создание препятствий при осуществлении им своих полномочий, а равно предоставление депутату заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата. Для устранения данного вопроса представительные органы муниципальных образований вынуждены обращаться к законодательным органам субъектов о введении административной ответственности за данные нарушения.
На основании проведенного исследования деятельности представительного органа по контролю за деятельностью местной администрации можно сделать следующие выводы:
- Представительный орган играет роль главного контроля, имея контрольные функции, может руководить местной администрацией и осуществлять контроль за деятельностью ее структурных подразделений и должностных лиц.
- В связи с тем что в настоящее время в законодательстве субъектов Российской Федерации отсутствует административная ответственность за невыполнение должностными лицами муниципальных исполнительных органов законных требований депутата либо за создание препятствий при осуществлении им своих полномочий, а равно предоставление депутату заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата и неявку должностных лиц на заседания представительных органов местного самоуправления, необходимо в целях усиления контроля предусмотреть на уровне субъектов Российской Федерации административную ответственность за невыполнение должностными лицами муниципальных исполнительных органов законных требований депутата либо за создание препятствий при осуществлении им своих полномочий, а равно предоставление депутату заведомо ложной информации или несоблюдение установленных законом сроков и порядка предоставления информации и ответов на запросы и обращения депутата и неявку должностных лиц на заседания представительных органов местного самоуправления.