Мудрый Юрист

Современные подходы к оценке качества управления в системе здравоохранения

"ГлавВрач", 2006, N 7

Важным направлением социально-экономического развития России является глубокое реформирование системы здравоохранения, одной из основных задач которого можно считать повышение эффективности управления и менеджмента в отрасли.

Управление является функцией системы здравоохранения, обеспечивающей ее динамическое, пропорциональное развитие, сохранение определенной структуры, поддержание эффективного режима деятельности, реализацию различных программ, направленных на достижение целей и решение задач по охране здоровья населения. В общем смысле управление - это целенаправленное воздействие управляющей системы на управляемую систему с целью изменения поведения последней в нужном направлении.

Если рассматривать управление с точки зрения его оценки, то, несомненно, возникает вопрос о том, что же подразумевается под термином "качество управления"? Термин "качество" - это деятельность, направленная на создание таких условий медицинской помощи населению, которые позволяют выполнить заявленные государством (медицинским учреждением) гарантии в соответствии с установленными критериями и показателями качества, с учетом удовлетворенности населения в получении медицинской помощи.

Следовательно, "качество управления" можно рассматривать как результат адекватности применения принципов, методов, средств и форм управления в системе здравоохранения с целью повышения эффективности медицинской помощи.

В современной научной литературе существует два принципиально разных подхода к оценке качества управления в системе здравоохранения.

Первый подход заключается в использовании различных методических приемов к научному обоснованию уровня качества систем здравоохранения. Например, экспертами ВОЗ разработана методика ранжирования оценки деятельности систем здравоохранения разных стран. Методика предполагает измерение поставленных перед национальными системами здравоохранения целей с помощью набора специальных показателей, в т.ч. демографических, финансовых и др. Российскими учеными также разработано несколько вариантов оценок систем здравоохранения, в критериальные параметры которых включаются показатели здоровья населения, деятельности систем и учреждений здравоохранения.

Так, В.И.Стародубов и соавт. в ст. "О разумном сочетании административных и экономических методов управления здравоохранением" ввели такое понятие как "эффективность системы управления здравоохранением", которое напрямую связано с совершенствованием хозяйственного механизма в отрасли, с вопросами экономической самостоятельности и ответственности медицинских учреждений. Решение задачи оптимизации и повышения эффективности управления здравоохранением, по их мнению, должно способствовать повышению эффективности использования ресурсов в здравоохранении. Поскольку эффективность - это результирующий показатель качества, то становится очевидным, что о качестве управления можно судить, располагая информацией об имеющихся ресурсах управления: кадровых, материальных, финансовых.

Второй подход состоит в использовании различных методик оценки качества управления в отдельных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ). Так Ю.П.Лисицын и соавтор, (ст. "Концепция стабилизации и развития - стратегия развития учреждений здравоохранения") указывают на необходимость "сознательного управления изменениями" в учреждениях здравоохранения и считают наиболее действенной методологией стратегическое управление.

Сама методология должна подвергаться коррекции при изменениях в отрасли. Они также рекомендуют в качестве методов оценки использовать нейросетевой анализ, позволяющий определять зависимости между результирующими показателями здоровья населения и деятельности ЛПУ, прогнозировать последствия проводимых изменений в учреждениях здравоохранения. К оценочным показателям относят: характеристику пациентов, кадров, материально-технической базы, лечебной работы, уровень менеджмента. Однако, приведенные показатели имеют в основном качественные, описательные характеристики. Это может привести к возникновению субъективизма при их оценке, вследствие чего величина общего уровня управления будет являться зависимой от человеческого фактора.

В общем виде оценочный уровень, выраженный в баллах, представляет собой сумму интегральной оценки качества медицинской помощи и финансирования. Однако в приведенной схеме оценки не совсем понятна количественная сторона некоторых критериев. Так, например, в каких единицах можно определить "доступность медицинской помощи" или "соблюдение этических и деонтологических норм"?

Е.П.Яковлев и соавтор, в ст. "О некоторых методологических подходах к критериям оценки эффективности системы клинического управления" дают описание методологических подходов к критериям оценки эффективности клинического управления. В качестве оценочных критериев используются показатели, связанные с кадровым менеджментом, стандартизацией лечебно-диагностического процесса, системой учета, оценки и анализа объемов медицинских услуг и трудозатрат персонала, системой интегрированной (восполняющей) защиты клинического управления, технологиями управления рациональным использованием ресурсов, системой реформирования структуры организации медицинской помощи, системой стратегического планирования, системой экспертизы.

На наш взгляд, авторы статьи исключительно полно отразили характеристики клинического управления, однако для многих приведенных критериев необходимы специально разработанные методики оценки. В частности, возникает вопрос: как оценить уровень квалификации персонала? Т.е. речь идет о формальной оценке по имеющимся документам об образовании, повышении квалификации, наличии квалификационной категории и т.п., или оценка проводится по специально подобранным методикам, дающим репрезентативный результат? Если приводится условная классификация оценочных коэффициентов - "низкий", "средний, "высокий", то необходима ссылка на методику оценки показателя.

Разрозненность имеющихся литературных данных по вопросу позволяет авторам статьи представить на рассмотрение свой методический подход к оценке качества управления ЛПУ, базирующийся на многолетнем научно-практическом опыте работы в сфере здравоохранения. При разработке методики мы придерживались общепринятого подхода к оценке управления любой организацией и рассматривали три составляющие:

При выборе перечня показателей мы руководствовались действующими нормативно-правовыми и инструктивно-методическими документами, литературными источниками. Для оценки качества управления конкретным ЛПУ выбраны шесть основных составляющих:

  1. Характеристика структуры управления ЛПУ.
  2. Уровень кадрового менеджмента.
  3. Характеристика управления качеством медицинской помощи.
  4. Уровень информационного менеджмента.
  5. Уровень маркетинга в ЛПУ.
  6. Уровень финансового менеджмента.

При оценке структуры управления ЛПУ в идеале, по-нашему мнению, должны оцениваться следующие параметры:

Особое значение имеет характеристика организационной структуры управления, которая должна оцениваться по следующим критериям:

Какой мощности не было бы ЛПУ, основные принципы построения организационной структуры управления - простота прослеживания горизонтальных и вертикальных связей. Понятно, что правильное построение организационной структуры и результат управленческой деятельности во многом зависит от так называемой "управленческой компетенции" <*> руководителя ЛПУ <**>.

<*> "Управленческая компетенция" - это способность выполнять управленческие виды деятельности в пределах своей должности, переносить навыки и знания в новые ситуации и уметь управлять диапазоном задач и переменами таким образом, чтобы организационные цели ЛПУ были выполнены. - Примеч. авт.
<**> Компетенция - это общие знания человека, мотив, основные характеристики, имидж самого себя, социальная роль или навыки, являющиеся необходимыми для выполнения работы.

Руководитель ЛПУ должен владеть навыками текущего и стратегического планирования, обладать способностью проводить изменения в своей организации, владеть ситуацией, характеризующей внутренние процессы и внешние связи ЛПУ.

При оценке качества управления кадрами главными критериями могут стать следующие:

Среди частных показателей для оценки качества этого раздела управления можно использовать: показатель заболеваемости с временной утратой трудоспособности сотрудников, показатель наличия фактов нарушений трудового законодательства, наличие или отсутствие организованного питания работников, социальную обеспеченность медицинских работников и т.п.

Выбор критериев, использующихся для оценки "управления качеством медицинской помощи", обусловлен двумя аспектами. Во-первых, речь идет о результативности профессиональных стандартов, в частности, медико-экономических стандартов. Во-вторых, необходим также анализ соблюдения этических стандартов.

Оценочными критериями качества "информационного менеджмента" могут быть:

Для характеристики уровня маркетинга в ЛПУ в соответствии с поставленной целью мы считаем целесообразным использовать показатели:

Характеризуя качество "финансового менеджмента", можно было бы пойти по пути, выбранному рядом исследователей, считающих необходимым применять огромное количество различного рода показателей.

Однако, мы пытаемся найти методологический подход к оценке качества управления конкретного ЛПУ. Поэтому в качестве критериев оценки использовались те показатели, которые должны быть понятны руководителю любого ЛПУ - врачу по базовому образованию, а не только финансисту или экономисту. Это следующие показатели:

Таким образом, одна из наиболее важных проблем реформирования здравоохранения - оценка качества управления ЛПУ. В настоящее время планируется выбор наиболее информативных показателей, отвечающих требованиям валидности, адекватности, доступности измерений, высокой чувствительности и т.д. Определение наиболее значимых критериев оценки качества управления, определение взаимосвязей между показателями и факторами, влияющими на их уровень, позволит найти пути оптимизации управленческой результативности в конкретных ЛПУ.

Д.м.н., профессор кафедры

"Экономики и управления

здравоохранением"

Уральского

государственного

экономического

университета (УГЭУ)

Т.В.ЧЕРНОВА