Мудрый Юрист

Рекодификация российского гражданского права *

<*> Blinkov O.E. Recodification of russian civil law.

Блинков Олег Евгеньевич, главный редактор журнала, кандидат юридических наук, доцент.

В настоящее время в России полным ходом идет работа по совершенствованию Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), начало которой было положено Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г. N 1108 "О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации", предусматривающим необходимость разработки Концепции развития гражданского законодательства РФ и внесение изменений в ГК РФ с учетом опыта его применения и толкования судом. Изменение гражданского законодательства предполагается осуществить в целях дальнейшего развития принципов гражданского законодательства, соответствующих новому уровню рыночных отношений, сближения норм ГК РФ с правом Европейского союза, использования положительного опыта модернизации гражданских кодексов европейских стран, а также поддержания единообразия регулирования гражданско-правовых отношений в государствах - участниках СНГ. Разработка Концепции и мер по ее реализации, обеспечение ее публичного обсуждения возложены на Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства и Исследовательский центр частного права при Президенте Российской Федерации.

Опубликованные вначале пять Концепций совершенствования гражданского законодательства (об общих положениях обязательственного права России, об общих положениях ГК РФ, о юридических лицах, о вещных правах, о ценных бумагах и финансовых сделках) несколько ошеломили общественность, причастную к гражданскому праву и практике, что вылилось в общественные слушания и публикации в средствах периодической печати. Остается надеяться, что содержащиеся в них критические замечания и рекомендации будут учтены, как заверяют разработчики концепций. Увидеть это, правда, мы сможем только уже в виде законопроектов, поступивших на рассмотрение в Государственную Думу.

Если первоначально речь шла лишь об изменениях в первой части ГК РФ, то в настоящее время уже проходит публичное обсуждение положения концепции совершенствования третьей (в части международного частного права) и четвертой части ГК РФ, причем с участием тех, кто ранее критически оценивал необходимость совершенствования того, что было принято "сравнительно недавно".

Предлагаемые изменения на самом деле настолько велики в количественном и качественном выражении, что назвать их просто совершенствованием уже не представляется возможным. Более того, предлагаемые изменения так или иначе коснутся существенного массива нормативных правовых актов, в том числе и законов, составляющих гражданское законодательство. Реально же нас ждет рекодификация гражданского права.

Подобный процесс на самом деле обычное явление для любого правопорядка. Не знаю, выскажу ли мнение большинства, но по прошествии некоторого времени восхищение зарубежными "долгоиграющими" конституциями, кодексами и законами несколько поостыло, а опыт некоторых бывших советских республик в реставрации досоветского законодательства все больше вызывает нареканий, чем национального восторга в верности традициям. Процессы же рекодификации гражданского права, причем неоднократной, испытали практически все государства - столпы "великой" европейской кодификации позапрошлого столетия.

В России ее предпосылки обусловливаются и временем, в котором и в течение которого принималась первая часть российского ГК. Скоропалительность ее кодификации и экономико-политическая ситуация отрицательно сказались на пригодности норм к постреформенному периоду развития нашего государства. Принимаемые под воздействием изменяющихся отношений и политики законы и иные правовые акты существенно изменили те идеи, которые были заложены в первой части ГК РФ, посеяв "семена раздора" в целостность гражданского законодательства и, как следствие, многочисленные судебные споры. Разрешение последних также нередко выливается в настолько свободное толкование норм гражданского права, содержащихся в ГК РФ, что не только российскому обывателю, но и практикующему юристу мысль кодификаторов порой становится не ясна. Все это свидетельствует, что рекодификации не миновать. Вопрос в другом - какой она должна быть?

Анализ хронологически первых пяти представленных Концепций позволяет сделать вывод, что реформаторы считают возможным ограничиться совершенствованием только первой части российского ГК, что будет означать частичную рекодификацию. Мы не можем даже назвать ее поэтапной, поскольку изначально "трогать" другие части ГК не предполагается. Возможна ли такая рекодификация и какие последствия она повлечет?

Не надо быть опытным кодификатором, чтобы не предположить, что подобный прием может внести сумятицу в саму целостность ГК. Опасно, например, изменить общую норму обязательственного права без учета того, как это отразится на правоприменении специальных норм об отдельных видах обязательств. И неужели рекодификаторы думают, что изменения в общей части гражданского и обязательственного права, в вещном и корпоративном праве не повлекут необходимость пересмотра норм наследственного права, которые хотя и носят прикладной характер, но охраняют и защищают интересы участников отношений названных подотраслей гражданского права порой больше шестимесячного срока. Нынешний период, удобный для того, чтобы устранить как разночтения в самом наследственном законодательстве, так и явные просчеты последней кодификации.