Мудрый Юрист

Многообразие методологий современной теории государства и права: системная методология

Малахов Валерий Петрович, начальник кафедры теории государства и права Московского университета МВД России, заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

Представляем курс лекций "Многообразие методологий современной теории государства и права". Основу понимания сущности, элементов и структуры любой из методологий, исследуемых в лекциях, составляют утверждения, содержащиеся в учебном пособии: Малахов В.П. Философия права (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007).

Предлагаемый цикл объединен задачей найти ответы на следующие вопросы установочного характера:

  1. Являются ли попытки исследования проблем теории государства и права на основе различных методологий следствием разных подходов к данной теории в целом или они являются отражением разнородности теории государства и права, составленности ее из относительно самостоятельных компонентов различного теоретического уровня?
  2. Ведет ли исследование проблем теории государства на основе применения разных методологий к различиям в правопонимании или они лишь конкретизируют объединяющее всю общеправовую теорию правопонимание?
  3. Возможно ли нахождение (конструирование) интегральной методологии и создание на ее основе своеобразной метатеории права или следует ограничиться лишь оптимальным сочетанием разных методологий?

Автор полагает достаточно очевидными три концептуальные идеи, сводящие все лекции в единый цикл:

  1. Допущение методологического многообразия в теории государства и права не означает ее идейной неопределенности, а именно: все возможные методологии лишь в разных аспектах отражают право и государство как универсальные свойства общественной жизни, материализующиеся в различных формах.
  2. Методология теории государства и права развивается на основе осуществления принципа плюрализма, что, однако, не означает равноценности (равнозначности) применяемых методологий.
  3. Методологии теории государства и права имеют значение для всех юридических наук, но только в самой этой теории применимы непосредственно. Данным фактом определена методолого-мировоззренческая роль теории государства и права в системе юридических наук.

Каждая лекция связана с рассмотрением трех групп вопросов: 1) каковы тип, сущность и назначение рассматриваемой методологии; 2) каковы содержательные особенности основных элементов структуры рассматриваемой методологии; 3) каковы возможности и пределы применения рассматриваемой методологии, ее преимущества и недостатки.

Единообразие структуры лекций облегчает понимание своеобразия каждой из методологий.

Системная методология

Системная методология, в силу своего общенаучного характера, может иметь плодотворные применения в теории государства и права, однако к базовым для нее методологиям, в силу своих особенностей и в силу особенностей предметной области этой теории, относиться не может.

Первая группа вопросов касается характеристики системной методологии с точки зрения ее сущности, основных свойств и назначения.

Общая характеристика системной методологии такова:

По всем перечисленным параметрам могут быть охарактеризованы и системы, выделяемые в правовой сфере.

Говоря о применимости системной методологии, необходимо различать в ней два компонента:

  1. общую теорию систем, которая, в силу очевидной разнородности систем, по отношению к теории государства и права носит лишь общепостановочный характер и не способна сама по себе обеспечить понимания специфики системных образований и состояний, обнаруживаемых в государственно-правовой сфере; она нуждается в конкретизациях и понятийного аппарата, и применяемых моделей, но уже не за счет инструментария самого системного анализа;
  2. структурно-функциональный анализ, который позволяет сосредоточиться на формальном аспекте действующего права и государства, т.е. на закономерностях, стабильных связях, состояниях и организации, отводя содержанию вспомогательную роль и придавая исследуемым системам смысл организмов.

В целом же применение системной методологии связано с существенными конкретизациям и ограничениями, определяемыми исследуемой предметной областью - государственно-правовой жизнью. Ее применение допускает широкое привлечение аналогий.

Сущность системной методологии состоит в образовании (посредством абстрагирования, либо конструирования, либо "вырезания" из реальности) систем под определенную цель познания и, как следствие, под определенные атрибуты.

Назначение системной методологии состоит в том, чтобы, во-первых, устанавливать системообразующие свойства различного типа как характеристики целого (что сопрягается с вопросом о природе и сущности предмета исследования, но только в аспекте функциональности и инвариантности); во-вторых, создавать познавательные модели, связанные с определенным объемом задач; в-третьих, определять элементный состав как основу дифференциации и предмета исследования, и самих систем; в-четвертых, вырабатывать средства управления системами.

Вторая группа вопросов касается содержательных особенностей различных элементов системной методологии.

Адекватный в рамках системной методологии понятийный аппарат образуется за счет простой (посредством указания на предметную область) конкретизации смысловых единиц, характерных для выделенных компонентов системного анализа: во-первых, это понятия общей теории систем: система (система права, правовая система, нормативная система, система функций и т.д.), элемент, атрибут, отношение, целесообразность, целостность, самоорганизация, механизм и т.д.; во-вторых, это смыслообразующие понятия в рамках структурно-функционального анализа: структура, функция, инвариантность, интеграция, дифференциация, статус, управление, среда и т.п.

Примером познавательных парадигм могут быть следующие утверждения:

Концептуальными идеями, согласующимися с системной методологией, могут быть следующие утверждения:

К принципам, на основе которых реализуется системная методология, можно отнести:

Преимущества и недостатки системной методологии вытекают из характеристики ее назначения и ограниченности в применении к проблемам теории государства и права.

К преимуществам системной методологии можно отнести: 1) возможность формирования познавательных систем (схем), идентичных (эквивалентных) познаваемым системам; 2) то, что основу анализа составляют проблемные ситуации (а их - неопределенное множество), конкретные (отдельные) цели познания и реальность многовариантных решений (что особенно значимо для управления системами в социальной области); 3) относительную независимость структурных отношений от элементов (что, в частности, объясняет целесообразность формальности права); 4) наличие познавательных процедур, позволяющих максимально ограничиться типом систем, возможных в сфере правовой и государственной жизни.

К недостаткам системной методологии можно отнести следующее: 1) большие системы (например, правовая система, нормативная система и т.п.) не поддаются корректному системному анализу, а потому возможны только частные приложения данного общенаучного подхода, применимого только к определенному кругу задач; 2) пока внутренняя иерархия связей системы достаточно ясна, функциональный анализ плодотворен, но только в этих пределах; 3) системный подход сориентирован на описательность, что создает известный разрыв между строго научным и идейно ориентированным (имманентным теории государства и права) анализом; 4) системный подход вполне адекватен только по отношению к органичным целостностям, к которым системы (подсистемы) права и государства не принадлежат; 5) в правовой сфере системы носят полуэмпирический-полуабстрактный характер; при этом эмпирическая составляющая относительна, а абстрактная - малосодержательна; 6) существует реальная возможность подмены системного анализа многофакторным.

В заключение читателю предлагается самостоятельно испытать возможности применения системной методологии к тем проблемам теории государства и права, которые составляют круг его научных интересов: а) конкретизировав общие понятия, свойственные системному анализу, применительно к отдельным проблемам теории государства и права; б) сформулировав одну-две концептуальные идеи, которые могут быть положены в основу системного анализа избранной конкретной проблемы; в) просчитав хотя бы ближайшие теоретические и практические следствия из сформулированных идей (т.е. обнаружив механизм развертывания системного анализа).