К вопросу понимания государственности в новое время
Миряшева Екатерина Владимировна, научный сотрудник отдела сравнительного правоведения Российской академии правосудия, кандидат юридических наук.
В статье показаны теория и практика воплощения либеральных взглядов на сущность государственности в Новое время.
Предпринятая в исследовании общая характеристика идей государственности в трудах ученых на рубеже XVII - XIX вв. в период формирования гражданского общества и развития идей правового государства открывает возможность увидеть ее специфику и особенность в условиях коренных, качественных перестроек социальной организации.
В качестве же наглядного примера рассмотренных идей можно привести в пример политику Людовика XIV в отношении протестантов. Король, т.е. государство, преследует их не только потому, что считает это исполнением долга, но и потому, что ересь кажется ему ферментом брожения в королевстве, а единство веры - наилучшей гарантией единства закона. Он вмешивается в вопросы веры и становится теологом для того, чтобы ограничить папскую власть и жить у себя полным господином. Исповедуя католицизм, государство не столько служит религии, сколько пользуется ею для себя. Отсюда можно прийти к логичному заключению, что естественным орудием политики, имеющей целью рост государства и укрепление государственности, является принцип государственного интереса. Данный принцип позволяет государю в международных отношениях. А по отношению к своим подданным считать позволительным все, что угодно правительству.
В противовес теории просвещенного деспотизма и теории государства, созданной в XVII в., возникает индивидуалистическое движение. Элементы данного движения видятся в трудах Монтескье, Руссо, Канта, Фихте, в идеях экономической свободы у А. Смита и, наконец, у пионеров американской революции, в их требованиях абсолютной свободы совести. Касаясь последних субъектов, на основе анализа ряда работ можно говорить о том, что идея писаной конституции и декларации упирается в пуританскую идею. Первая декларация прав и первая американская конституция оказали существенное влияние на развитие новой государственности XIV в. Первоначальный источник этих идей находится в народном договоре 1647 г. (agreement of the people). Войско Кромвеля, которое привыкло в своих конгрегациях считать себя настоящим источником религиозной власти, видимым и подлинным представителем Христа, избирать служителей культа и посредством избрания наделять их всеми надлежащими правами, думало ввести в государстве демократию, верховенство закона, в особенности же понятие индивидуальной автономии. Далее можно констатировать, что народный договор (1647 г.) остался в проекте, но основная его идея появляется у пуритан - беглецов - основателей Новой Англии. Эта идея служит базисом всех соглашений, которые они между собой заключали и которые суждено было впоследствии считать конституциями. Подписываясь под ними, они ставят непременным условием верховенство народа и абсолютную свободу совести. Справедливость данного суждения мы находим в "Мэйфлауэрском соглашении", где пуритане, прибывшие в Новую Англию на корабле "Мэйфлауэр", взяли на себя обязательство достигать соглашения друг с другом при учреждении гражданских политических органов, например, штата Массачусетс и его будущей государственности. В целом ряде случаев было необходимо по-новому осмыслить традиционные и, казалось бы, даже навсегда разрешенные государственно-правовые проблемы, ибо многое, что составляло содержание английской правовой доктрины, не выдержало проверки временем и вошло в противоречие с реальной действительностью. Кроме того, Новое время ставит перед колонистами новые конституционно-правовые проблемы, которые требуют эффективных решений, новых подходов и продуктивных направлений научного поиска в области конституционного развития, права в целом, но взятом в единстве, различии и взаимодействии с обществом и государством.
В самой метрополии уже к началу XVIII в. были приняты три важных конституционных закона: "Хабеас корпус акт", Билль о правах, Трехгодичный акт об устроении. В конституционном развитии Англии этого века можно было выделить два основных направления: возвышение парламента и становление Кабинета министров. Кроме того, промышленный переворот породил и аграрную революцию. Мелкую аренду земли вытеснило крупное капиталистическое фермерство. Итак, буржуазная революция существенно изменила классовую и политическую структуру общества, что сказалось и на жизни колоний.